Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Религиозные мотивы в рассказе Ф.М. Достоевского «кроткая» (опыт контекстного анализа)»

Вопрос поиска и обретения веры является вечной проблемой человечества. Каждый в какой-то период жизни ставит перед собой глобальный вопрос — верить или не верить. Как прийти к вере? Что значит вера.

Помощь в написании статьи

Цель работы: Выявить авторскую идею произведения на основе контекстного анализа.

Основная задача работы выявить лексическое значение слова «кроткий» в словарях, и в повести Достоевского, определить место повести в «Дневнике писателя», ответить на вопросы: как связаны «Последний день приговоренного к смертной казни» В. Гюго и повесть Достоевского, почему главную героиню называют Кроткой? Почему это «фантастический рассказ»? Что за странное предисловие автор предпосылает своему тексту? Почему у главных героев нет имен?

Гипотеза исследования: кроткие смертью побеждают смерть.

Всю жизнь, всё творчество Достоевского пронизывает один вопрос — вопрос веры. Сам Ф.М. Достоевский назвал вопрос о существовании Бога главным вопросом, «которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь».

Одним из самых важных событий в жизни Достоевского была четырёхлетняя каторга. По возвращении из Сибири Достоевский хочет поведать всем о своём новом миропонимании: «…мне кажется, я верую, не слишком веря, что верую»

Фёдор Михайлович вместе с братом Михаилом руководил политическим журналом «Время», основанным Михаилом в 1861 году. Именно во «Времени» Достоевским впервые была выдвинута идея почвенничества. Свое новое понимание веры, христианства, места и роли народа в нем Ф.М. Достоевский отразил в «Дневнике писателя», издававшемся с 1873 по 1881 год.

Прочитав рассказ Ф.М. Достоевского «Кроткая», помещенный в ноябрьской книге «Дневника писателя» за 1876 год, невольно задаешься вопросом: «Кротка ли Кроткая»? Поиски ответа на этот вопрос начинаются в словаре Даля, где слово «кроткий» имеет значение тихий, скромный смиренный, любящий, снисходительный; невспыльчивый, не — гневливый, многотерпеливый. Однако значение слова совсем не сочетается с рядом сцен из рассказа, особенно главки «Кроткая бунтует», например: «Она вдруг вскочила, вдруг вся затряслась и — что бы вы думали — вдруг затопала на меня ногами; это был зверь, это был припадок, это был зверь в припадке» И все же герой и автор утверждают обратное — «тут я догадался, что она добра и кротка». Кроткость заключается в том, что она не имеет права молчать, но рассказчик решил воспитывать кроткую молчанием. Поэтому такое определение кроткости приобретает особое значение.

Повествование ведётся от лица мужа Кроткой, который пытается осознать произошедшее, и никак не может собрать «в точку мыслей». Муж Кроткой говорит: «Господа, я далеко не литератор, и вы это видите, да и пусть, а расскажу, как сам понимаю». Такое объяснение рассказчика выглядит фантастически. Но Достоевский утверждает обратное, отсылая читателя к книге Виктора Гюго «Последний день приговоренного к смертной казни», который допустил большую неправдоподобность, предположив, что приговоренный к казни может вести записи даже в свой последний час и буквально в последнюю минуту перед смертью.

Второй рассказчик — автор. Ему принадлежит первая глава « От автора», где мы слышим голос самого Ф.М. Достоевского: «Я прошу извинения у моих читателей, что на сей раз вместо «Дневника» в обычной его форме даю лишь повесть. Теперь о самом рассказе». Эти извинения помещены после заглавия, значит, их нельзя исключить из текста повествования.

Оно напоминает, что «Кроткая» помещена в ноябрьской книжке «Дневника писателя» за, а в октябрьской книжке того же года Достоевский поместил статью «Два самоубийства» и «Приговор» — монолог материалиста — самоубийцы. В декабрьской книжке 1876 года, вслед за «Кроткой», Достоевский помещает еще две статьи — «Голословные утверждения» и «Запоздавшее нравоучение». «Дневник писателя», книга Виктора Гюго «Последний день приговоренного к смертной казни», — это тот минимально необходимый контекст, без которого невозможно постижение мысли автора.

Собрав их воедино, понимаешь, что «Кроткая» посвящена теме приговоренности к смерти каждого человека, что все люди выполняют друг для друга функции тюремщиков и палачей. «Это меня пленяло, это ощущение неравенства, очень сладостно это, очень сладостно». Герой постоянно подчеркивает, что Кроткая — единственный для него человек на земле. Он мог бы стать ее освободителем, но стал тюремщиком. Она пришла к нему наполненная любовью, но гордыня, переполнявшая героя, сделала из него тюремщика с благими намерениями. У него была своя идея «отомстить» обществу. В Кроткой он ищет прежде всего покорности. Гордый герой не допускает равенства. Эта тема «Кроткой» особенно ясно звучит на фоне постоянно повторяющихся сетований «Последнего дня…»: «Вот что сделают люди с твоим отцом, а между тем ни один из них не питает ко мне ненависти, все меня жалеют, и все могли бы спасти. А они убьют меня » Спасителя героя Гюго не находится ни среди королей, ни среди жандармов. Жизнь Кроткой также превращается в тюрьму, а самый близкий человек становится палачом.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Гюго, не даёт имён главным героям, подчеркивая роль автора как «ходатая за всех виновных и невиновных» перед судьями. Ф.М. Достоевский называет первую главу повествования рассказчика « Кто был я, и кто была она». Местоимения он и она возвращают нас во времена первых людей, делая ситуацию максимально обобщенной. А вот имена второстепенных персонажей оказываются у Достоевского «говорящими», символическими. Например, имя Лукерья означает — «утешение, помощь, спасение, видеть свет, жить на свете», недаром герой Достоевского не хочет отпускать ее от себя, точно так же и приговоренный к смерти в книге Гюго радуется солнечному, мечтая о спасении. Заметим, что герой Достоевского ощущает себя спасителем: «Я являлся бы как из высшего мира». Но теория героя терпит крах: Кроткая остается неукрощенной, ее бунт сменяется молчанием, а молчание самоубийством. Отсутствие диалога — причина катастрофы.

Когда герой обнаружит, что героиня «забыла о нем» в своей одиночке — он бросится к ней за спасением. Кроткая плачет и пугается. Она не понимает мира, где один внизу, а другой вверху. Она словно помнит райское равенство.

Образ Богородицы, который Кроткая приносит как заклад ростовщику, несет на себе не только номинативное, но и символическое значение. Недаром герой, принимая такой необычный заклад рекомендуется Мифистофилем. Теперь настоящее имя мужа Кроткой становится ясно не только читателю, но и самой героине.

Таким образом, самоубийство Кроткой начинает выглядеть иначе: как жертва внешним человеком для спасения внутреннего человека. Кроткая выносит из дома ростовщика, из общей — а потом отдельной — тюрьмы Образ, некогда заложенный ему. Смерть Кроткой — еще одно напоминание о том, что для счастья двоих нужен третий, ТОТ, который бы сказал: «Люди! Любите друг друга!».

Таким образом, цель написания рассказа прочитывается сквозь предисловие Гюго, который выступил против смертной казни. Достоевский же выступил против смертной казни, к которой приговорило себя человечество, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». И об этом он напишет в главке «Голословные утверждения», в декабрьской книжке «Дневника писателя» за 1876 год: «Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, то стало быть оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует несомненно».

Кроткая могла принести в мир, не смогли в нем проявиться. Истинный смысл кротости, внутреннего смирения — та «правда», к которой в финале приходит рассказчик. А заглавие произведения воспринимается как евангельское утверждение: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5)

Итак, учет контекстов, на которых настаивает Достоевский, дает нам возможность точно понять мысль, заключенную в тексте, как понимал ее сам писатель, создавая свое произведение.

Список литературы:

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета Канонические в русском переводе с параллельными местами. — ПСТ Вилэд. — Минск, 1992. — 901 с.

Гюго Последний день приговоренного смерти [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/gyugo/posl_den.php

Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка М.: Астрель, 2006. — 352 с.

Денисова А.В. «Кроткая» в контексте «Дневника писателя» // Достоевский и современность: Материалы 24 международных Старорусских чтений. — Великий Новгород, 2009.

Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. —393 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Достоевский Ф.М. Биография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.fdostoevsky.ru

Достоевский Ф.М. Дневник писателя 1876. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0480.shtml

Достоевский Ф.М. Кроткая [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0460.shtml

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10 т. Т. 10. — М., Художественная литература, 1958. — 720 с.

Евлампиев И.И. Во что верил Достоевский? // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. — Самара, 2008. — № 1 (3) — С. 150—166

Лукашик О.В. Случай и его «неслучайность» в развитии образов героев Ф.М. Достоевского в повести «Кроткая» // Достоевский и современность. Материалы XXIV Международных Старорусских чтений 2009 года. — Великий Новгород, 2010, — С. 411—414

Николина Н.А. Заглавие и текст (повесть Ф.М. Достоевского «Кроткая») Филологический анализ текста. Учебное пособие. стр. 53—55 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://lib.tr200.net/v.php?id=294412&sp=53″

Пушкин А.С. СС в 4 томах. Т 1; 2. — М: Художественная литература, 1999.

Религиозный словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.slovoblog.ru/bible

Свинцов В. Вера и неверие: Достоевский, Толстой, Чехов и другие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: //http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/3_/

Ушаков Д.М. Толковый словарь русского языка. — М: Астрель, 2000. — 848 с.

Фридлендер Г.М. Достоевский Ф.М.// История русской литературы: в 4 т. АН СССР. Ин-т рус. лит, 1982. — С. 695—760. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl3/rl3-6952.htm?cmd=1

Юрьева О.Ю. Бунт против тирании и тирания бунта в рассказе Достоевского «Кроткая» // Достоевский и мировая культура. — СПб.: Серебряный век, 2006. — № 21.

Юрьева О.Ю. Мотив поединка в рассказе Ф.М. Достоевского «Кроткая» // Достоевский и современность: Материалы 19 международных Старорусских чтений. — Великий Новгород, 2005.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

852

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке