Аннотация: Данная статья посвящена изучению роли крупного бизнеса в российской экономике. В хо- де исследования рассмотрены основные признаки, характерные черты, выявлены положительные и отрицательные стороны крупных предприятий, рассмотрен пример деятельности ПАО «Газпром».

Ключевые слова: хозяйствующие субъекты, национальная экономика, валовой внутренний продукт (ВВП), крупный бизнес, монополия.

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются, прежде всего, количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие — до 50 занятых, средние — от 50 до 500, крупные — свыше 500, особо крупные — свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки — объем продаж, величина активов, полученная прибыль [1, С.82].

Анализируя группу крупных предприятий, рассмотрим их экономические выгоды, обусловленные их преимуществами:

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

  • создание предпосылок и условий для масштабного внедрения инноваций;
  • наличие концентрированного и централизованного капитала;
  • низкие удельные капитальные вложения и издержки;
  • высокая производительность труда за счет мощной сферы стимулирования и условно-постоянной части численности персонала;
  • возможность получения эффекта масштаба (снижение себестоимости единицы продукции) и синергетического эффекта за счет интеграции активов и возможностей [2, С. 92].

Данные преимущества раскрывают роль крупных предприятий в национальной экономике. Крупные компании создают дополнительные рабочие места, поставляют товары и услуги большему числу субъектов. Также преимущество крупных предприятий заключается в том, что потребителей привлекают известные названия торговых марок, которые, по их мнению, гарантируют определенный уровень качества. Кроме того, крупные компании могут привлечь значительные финансовые ресурсы при меньшей стоимости. Следовательно, они имеют более высокий инновационный потенциал. Крупные предприятия являются основными налогоплательщиками, главными участниками создания ВВП страны. Они благодаря мобилизации своих ресурсов в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры, тем самым, создавая предпосылки для предотвращения локальных кризисов.

История развития крупных предприятий в России показывает, что отечественная промышленность развивалась в первую очередь как крупная. Такое положение сложилось еще в XIX в., в царской России. Для советской экономики была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной (по сравнению с развитыми рыночными экономиками) доле малых и средних предприятий. Уже в 1960 г. доля крупных предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигала почти 16% и была в 5 с лишним раз выше, чем в ФРГ. К 1987 г. удельный вес крупных предприятий дошел до 29,5%, на которых было сосредоточено 85,1% всех занятых. В новой рыночной экономике России возникшие малые предприятия частично покрыли их дефицит. Поэтому доля крупных в общем числе предприятий резко упала (до 2,9% в 1996 г.). Но и до настоящего времени фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах [2, С.93].

Рассмотрим роль крупных компаний в российской экономике на примере ПАО «Газпром». Компания стремится обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. «Газпром» неуклонно следует принципам социальной ответственности, которыми являются: газификация регионов страны, создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных акций, уплата налогов и др. Из года в год «Газпром» наращивает свое участие в проектах, направленных на повышение социальной поддержки населения, создавая новые рабочие места, оказывая помощь малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, реализуя программы социальной поддержки народов Крайнего Севера, вкладывая средства в строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах Российской Федерации [3]. «Газпром» вкладывает значительные средства в научные исследования и разработки. Так, объем НИОКР, выполненных по заказу ПАО «Газпром», составил 9,9 млрд рублей [4].

Но, несмотря на значительные преимущества крупных предприятий, они имеют и существенные недостатки. К ним следует, прежде всего, отнести: усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия, необходимость масштабных инвестиций, отрицательное воздействие на окружающую среду. Так, нефтедобыча «Газпрома» в Арктике подвергалась неоднократной критике со стороны экологов и активистов Greenpeac [5]. На макроуровне можно выделить такой недостаток крупных организаций, как возможность монополизации производства, что приводит к неэффективности распределения ресурсов. Это провоцирует провоцируется ещё и дефицит производимой продукции. Кроме несправедливого распределения дохода, в условиях монополизации рынка наблюдается снижение экономической эффективности [6].

Таким образом, крупные компании были и остаются основой успешного экономического развития. Для России в силу ее географии и исторических традиций это особенно важно, но не следует забывать и о существенной роли малого бизнеса в экономике страны. Значение малого предпринимательства для жизни общества трудно переоценить. Малый бизнес выполняет важнейшие экономические и социальные функции, такие как противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, создание новых рабочих мест, способность удовлетворять разнообразные потребности субъектов на рынке, расширение потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков и традиций как существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-экономической и политической стабильности нации [7, 8].

В заключение следует отметить, что взаимодействие крупных и малых предприятий позволяет и тем, и другим получать значительные конкурентные преимущества на рынке, дополнительную прибыль. Этот процесс является как взаимовыгодным для обеих сторон, так и необходимым для успешного развития экономики страны.

Список использованных источников

1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. — 608 с.: ил. – (Классический университетский учебник).
2. Коготов В.В. Критерии идентификации крупных предприятий в национальной экономике // Экономический журнал. 2014. №4 (36).
3. Экономическое доверие. URL: http://www.trusteconomic.ru/utecons-469-1.html (дата обращения: 17.09.16)
4. Официальный сайт ПАО «Газпром». Инновационная деятельность. URL: http://www.gazprom.ru/about/strategy/innovation/ (дата обращения: 17.09.16)
5. Официальный сайт Международной общественной организация | Гринпис России. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/protect-the-arctic/10reasons/ (дата обращения: 17.09.16)
6. Петречук А.С., Лескина О.Н. Монополизм в экономике России и проблемы его преодоления// Управление реформированием социально-экономическим развитием предприятий, отраслей, регионов: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Пензенский филиал Финуниверситета, ИП Тугушев С.Ю., 2013.
7. Лескина О.Н., Томаева Е.В. Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России// Управление реформированием социально-экономическим развитием предприятий, отраслей, регионов: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Пензенский филиал Финуниверситета, ИП Тугушев С.Ю., 2013.
8. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие/ Лосева О.В., Лескина О.Н. – Пенза: Издательство «Пензенский государственный университет», 2014.