Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль региональных студий кинохроники в реализации задач духовной мобилизации народа на разгром врага в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)»

22 июня 2011 года исполняется 70 лет с начала Великой Отечественной войны, которая стала для нашего народа одним из самых суровых испытаний. С первых ее дней главной задачей кинодокументалистов страны стала духовная мобилизация народа на сопротивление и разгром фашистских захватчиков.

Помощь в написании статьи

Документальная кинематография в предвоенные годы получила значительное развитие. Центральная студия кинохроники в Москве выросла, стала производить множество фильмов и журналов. Она стала организационным и творческим центром системы кинохроники, охватывающей корреспондентскими пунктами, студиями всю нашу страну. Регулярно выходили киножурналы. Кроме основного – «Союзкиножурнала», выпускались киножурналы для детей, для Красной Армии, журнал «Советское искусство» [1].

К июню 1941 года кинохроника страны имела уже почти четвертьвековой опыт работы по созданию различных произведений в жанре документального кинематографа. Сформировались творческие кадры студий кинохроники, ими был накоплен немалый опыт работы [2, с. 3].

Кинокамеры хроникеров фиксировали эпизоды трудовых будней страны. На экране находили отражение важные исторические вехи ее истории со съемками первых колхозов, совхозов, МТС, слетов ударников промышленности и передовиков колхозных полей.

В годы первых пятилеток развивалось мастерство кинодокументалистов, которые создавали новые жанры, позволявшие более полно отражать действительность. Создавались киноочерки-обзоры о крупных промышленных центрах, областях и республиках, о развитии в них науки и культуры. В документальных фильмах региональных студий кинохроники, выпущенных незадолго до войны, была показана мирная жизнь народа, его трудовые будни и праздники. Об этом свидетельствует, в частности, таблица 1, в которой представлены документальные фильмы, выпущенные отдельными региональными студиями кинохроники накануне войны [3].

О трудовых достижениях людей в разных регионах страны рассказывали такие фильмы как киноочерк «День в колхозе» (Куйбышевская студия кинохроники – ныне Самарская студия кинохроники), который был посвящен успехам колхоза «Красный меринос» Матвеевского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области по выращиванию тонкорунных породистых овец. Очерк «Величайший в мире» (Куйбышевская студия кинохроники) рассказывал о строительстве Куйбышевского гидроузла.

Достижениям стахановского звена колхозницы Ф.М. Кондратенко из колхоза «Поход» Матвеевского района Чкаловской области был посвящен киноочерк «Звено победителей» (Куйбышевская студия кинохроники). Пропаганде насаждения лесов, как защитных полос от суховея и ветров в борьбе за высокий урожай колхозных полей Поволжья был посвящен фильм «За высокий урожай» (Саратовская студия кинохроники).

К пятилетию со дня пуска Челябинского тракторного завода был показан очерк «ЧТЗ имени товарища Сталина» (Свердловская студия кинохроники). О магнитогорском комбинате и его людях рассказывал очерк «Магнитка» (Свердловская студия кинохроники). О рыбных промыслах на северном побережье Каспийского моря повествовал фильм «Северный Каспий» (Саратовская студия кинохроники).

О результатах работы сельскохозяйственного института в совхозе «Гигант» Ростовской области рассказывал фильм «Инженеры урожая»

Таблица 1. Документальные фильмы, выпущенные региональными студиями кинохроники в предвоенные годы.

(Ростовская студия кинохроники). Достижениям колхоза имени Ленина Кирсановского района Тамбовской области был посвящен очерк «Колхозные будни» (Воронежская студия кинохроники). Об истории Сахалина, его экономическом потенциале рассказывал очерк «Сахалин» (Хабаровская студия кинохроники). О возникновении и развитии нефтяной индустрии Башкирии в предвоенные годы рассказывала кинолента «Второе Баку» (Уфимская студия кинохроники).

Рост и благоустройство городов и сел, развитие системы образования, научная и культурная жизнь страны находила яркое отражение на экране. Так, киноочерк «Закон о счастье» рассказывал о культурном и хозяйственном развитии Мордовской АССР (Куйбышевская студия кинохроники).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

О Башкирской АССР повествовал очерк «Цветущая Башкирия» (Уфимская студия кинохроники.) К двадцатилетию образования башкирской автономии был снят фильм «Славный юбилей», в котором были запечатлены юбилейные собрания и демонстрация трудящихся в Уфе, народное гулянье и праздник сабантуй (Уфимская студия кинохроники).

Культурная жизнь колхозников Кубани – жителей колхоза «Красный Октябрь» Темрюкскского района Краснодарского края была показана в фильме «Колхоз «Красный Октябрь»» (Ростовская студия кинохроники). О развитии экономического и культурного потенциала города Горького повествовал фильм «Наш город Горький» (Горьковская студия кинохроники).

Жизнь в донской станице Нижне-Чарской Сталинградского края была показана в фильме «Чудесный край» (Саратовская студия кинохроники). Об отдыхе детей в пионерском лагере Пятигорска на склоне горы Бештау рассказывалось в фильме «Чудесные дни» (Ростовская студия кинохроники). О горно-лыжной школе в Домбайской долине у Кавказского хребта шла речь в фильме «Жемчужина гор» (Ростовская студия кинохроники).

В 1940 году советская документальная кинематография создала крупное полотно «День нового мира», в работе над которым участвовали операторы разных региональных студий. Отмечая значение этого фильма, известный кинорежиссер Р. Григорьев писал: «Картина «День нового мира» рассматривается нами как коллективное произведение советских киножурналистов. Значение этой картины в том, что она особенно ярко демонстрирует силу кинорепортажа, мастерства художественной документации нашей жизни и стройки» [4].

Опыт, накопленный творческими коллективами студий в предвоенный период, послужил хорошей основой для кинодокументалистики военного времени. Однако старого опыта было мало, в суровой военной обстановке необходимо было освоение нового опыта.

По воспоминаниям известного кинооператора и режиссера Р.Л. Кармена, «навсегда в памяти кинохроникеров останется день 22 июня 1941 года. Известие о начале войны было встречено на киностудиях как призыв к мобилизации. Образовывались фронтовые группы. Операторы получали направление в воинские части» [5].

Война с фашистской Германией поставила перед региональными студиями кинохроники новые задачи. В их пропагандистской работе важно было, чтобы потрясение, которое испытал наш народ в начале войны, вызывало не страх, а порождало такие чувства, которые сделали каждого гражданина участником общей борьбы с врагом.

Деятельность региональных студий способствовала осознанию народом наступившей опасности и жизненной необходимости защиты Отечества, мощному подъему народного патриотизма, укреплению воли к победе. Их работа была направлена на обеспечение оперативной информацией о положении дел в действующей армии и различных регионах страны с целью укрепления морального духа народа и армии.

Так, например, каждый номер журнала «Средняя Волга», который выпускала Куйбышевская студия кинохроники, начинался с фронтового репортажа, материал для которого брался из «Союзкиножурнала». Всесоюзный киножурнал поступал в Куйбышевскую область в ограниченном количестве — только в одном экземпляре. Для того, чтобы фронтовые сюжеты мог видеть широкий зритель, материал брался из «Союзкиножурнала», перемонтировался, переозвучивался и помещался в журнал «Средняя Волга». Этот ценный опыт был передан двум соседним студиям кинохроники – Казанской и Уфимской, которые в 1941 году обслуживала Куйбышевская студия кинохроники [6].

Уже 8 июля 1941 года на экранах страны демонстрировался «Союзкиножурнал» № 63, в котором зрители увидели первый сюжет, созданный на материале операторов С.Когана и В.Ешурина о действиях наших войск на румынской границе, увидели конкретный результат боевой деятельности зенитчиков – сбитый фашистский самолет, увидели первых пленных гитлеровцев. Начиная с этого номера киножурнала, в каждом выпуске кинохроники, вплоть до последнего – о победе советского народа над фашистской Германией, документальные киноматериалы о боевых действиях Красной Армии помещались под рубрикой «Репортаж с фронтов Отечественной войны» [7, с. 3-4].

Задачам военного времени была подчинена вся деятельность региональных студий кинохроники. Об этом, в частности, можно судить по тем фильмам, которые они выпускали в чрезвычайно сложных условиях военного времени. В таблице 2 представлены документальные фильмы, созданные в этот период основными региональными студиями страны [8] .

Великая Отечественная война поставила Куйбышевскую студию кинохроники в особое положение по сравнению с другими региональными студиями. Она стала базой Центральной студии кинохроники, эвакуированной из Москвы [9] .

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

На студии в предвоенные годы был сформирован творческий коллектив. Здесь успешно работали режиссеры и операторы – М.И. Юров, Э.А. Файк, О.Д. Покорский, Н.Б. Жданова, Е.Я. Баллод, А.Ф. Казначеев, Н.П. Киселев, М.И. Ципорин, П.И. Пак, К. Степанов, С.И. Авлошенко, С. Давидсон, В. Косицин, Таганцев и другие [10].

Таблица 2. Документальные фильмы, выпущенные региональными студиями кинохроники в годы Великой Отечественной войны.

В конце 1941 года кадровый состав студии был усилен за счет квалифицированных работников Центральной студии кинохроники в связи с ее эвакуацией в Куйбышев. В приказе Председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г.Большакова «Об упорядочении работы студий кинохроники» (31 декабря 1941 г.) отмечалось: «Зачислить в штат Куйбышевской студии кинохроники работников Центральной студии кинохроники, переведенных в г. Куйбышев» [11, с. 274].

Согласно этому приказу директором Куйбышевской студии кинохроники был назначен Г.М. Кацнельсон, а его заместителем – Ю.М. Дубман. Новому руководству студии было дано указание в месячный срок смонтировать и установить на студии вывезенное из Москвы лабораторное и звукозаписывающее оборудование, а также обеспечить выпуск следующей кинопродукции: «Союзкиножурнал» (4 номера в месяц), «СССР на экране» (3 номера в месяц), а также фильмопесни и короткометражные фильмы.

Центральная студия кинохроники, согласно данному приказу, кроме еженедельных выпусков «На защиту родной Москвы» должна была выпускать 5 номеров в месяц «Союзкиножурнала» и специальные выпуски для всех экранов страны. Кроме того, на нее была возложена обработка всего военного киноматериала, изготовление и рассылка «лаванд военных сюжетов в Алма-Атинскую, Куйбышевскую и Новосибирскую студии кинохроники в количестве не менее 8 сюжетов в месяц по каждой студии», а также установление для Алма-Атинской и Новосибирской студий кинохроники периодичность выпуска «Союзкиножурнала» – 4 номера в месяц [12].

Поскольку Куйбышевская студия кинохроники стала базой Центральной студии, то сюда поступали боевые репортажи с фронтов. Здесь было сосредоточено производство оперативных сборников фронтовой кинохроники и военно-патриотических фильмов. Уже в 1942 году были выпущены на экраны такие фильмы, как «В бой за Родину бой», «Священная война», «В бой, сыны народа», «Самолеты идут на фронт», «Нефть фронту», «Хлеб фронту» и другие (таблица 2). Эти фильмы вдохновляли советских людей на фронте и в тылу. Продукция Куйбышевской студии была известна в годы войны не только в нашей стране, но и за рубежом. Для зарубежного зрителя на студии создавались специальные киножурналы «СССР на экране», которые отправлялись в Англию и США. Эти киножурналы несли нашим союзникам, широкому зарубежному зрителю правду о героической борьбе советского народа с германским фашизмом [13]. В 1942 году на студии были произведены фильмы на экспорт – «Героический Севастополь», «Парад польской части» [14].

Живой интерес у английской аудитории вызывали советские выпуски кинохроники, документальные фильмы, такие, как «Разгром немцев под Москвой», «День войны», «Ленинград в борьбе» и другие [15, с. 421].

За годы войны советской документальной кинематографией были созданы свыше 400 номеров киножурнала «Союзкиножурнал», 65 номеров журнала «Новости дня», 24 различных фронтовых выпуска и около 100 короткометражных и полнометражных фильмов [16]. Главной темой кинодокументалистов в суровые военные годы был патриотизм тружеников тыла, вера людей в разгром врага, их героический труд во имя Победы. Кинохроника сыграла неоценимую роль в воспитании у людей патриотизма, решимости выстоять и победить врага.

Список литературы:

1.  РГАЛИ.Ф.2989. ОП.1. Д.131. Л.37.

2.  Родионов О.А. Оператор – кинодокумент – фильм. М. 1970.

3.  РГАЛИ. Ф.966. ОП.2. Д.804. Л.75-148.

4.  Иванов К. Волга на экране. Из истории документального кинематографа в Поволжье // Волжская коммуна. 24 ноября. 1972.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5.  РГАЛИ. Ф.2989. ОП.1. Д.177. Л.13.

6.  СОГАСПИ. Ф.656. ОП.33. Д.54. Л.146.

7.  Родионов О.А. Работа фронтовых операторов над боевым репортажем. М. 1968.

8.  РГАЛИ. Ф.966. ОП.2. Д.806. Л.328-329.; РГАЛИ. Ф.966. ОП.2. Д.805. Л.171-245.

9.  ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.18. Л.22,24.

10. СОГАСПИ.Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.114.

11.  Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг. Документы и свидетельства/Авт.-сост. В.П.Михайлов, В.И.Фомин. – М.: «Канон» РООИ «Реабилитация». 2010.

12.  Там же.

13. Спевачевский Г. Полвека в строю. Волжская Заря. 2 сентября. 1977.

14.  ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.22. Л.2.

15.   Храмкова Е.Л. Культура России 1941-1945гг.: Отечественная историография рубежа XX-XXI веков. Самара. 2006.

16.   РГАЛИ. Ф.2989. ОП.1. Д.177. Л.24.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Краткая очень информативная статья. А хотелось бы знать больше — сколько времени на Куйбышевской студии находилась Центральная студия кинохроники, были ли созданы отделы: кинолетопись и фильмотека и что стало с фронтовыми материалами, которые присылались на студию. Это — не праздный вопрос. мы занимаемся фронтовыми кинооператорами и хотели бы наладить переписку с автором.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

420

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке