Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Смертельный вопрос в Российской Федерации»

В настоящее время в России активно обсуждается вопрос о смертной казни. Законодатели, конституционалисты, ученые-теоретики, юристы-практики, общественные и политические деятели выясняют, является ли смертная казнь фактором, который сдерживает преступность; нарушает ли она права человека и применима ли она на современном этапе развития российского государства; может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка.

Помощь в написании статьи

Ответить на поставленные вопросы можно лишь в том случае, если надлежаще объяснить цели и задачи смертной казни как вида наказания. Именно в этом кроется целесообразность или нецелесообразность подобного наказания и определение общественного мнения по отношению к смертной казни.

В истории общества проблема смертной казни никогда не получала однозначного решения. У кого-то сочетание этих двух коротких слов вызывало и вызывает чувство ужаса, у кого-то решительный протест. Для многих смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным убийством. Можно встретить и рассуждения противоположного характера, суть которых сводится к тому, что смертная казнь необходима, и ее применение к особо опасным преступникам будет способствовать сокращению преступности.

Известно, что неправомерное поведение может повлечь за собой такое последствие в качестве наказания, как смертная казнь. В середине 90-х годов Россия начала сотрудничать с Европой. Одним из условий успешного сотрудничества должна была стать ратификация протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод [7]. Протокол предполагал отмену смертной казни в мирное время. Российская Федерация подписала данный протокол 16 апреля 1997 года, но не ратифицировала. Президент Российской Федерации обращался по этому поводу в Государственную Думу в августе 1999 года [5]. Однако, Государственная Дума РФ, в ответ, приняла обращение к Президенту о преждевременности ратификации, и протокол остался без должного внимания [3]. Несмотря на то, что 6-ой протокол так и не был ратифицирован Россией, с этого момента смертную казнь было запрещено применять согласно Венской конвенции, которая обязывает государства, подписавшие договор, вести себя в соответствии с договором до его ратификации. По мнению экспертов, если Российская Федерация откажется от ратификации, то страна и её граждане испытают мощный ударугроз по изгнанию России из международных организаций.

В связи со сложившейся ситуацией было принято постановление Конституционного суда Российской Федерации [6]. Часть 2, статьи 20 Конституции Российской Федерации регламентирует, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей [2].

Однако к концу 90-х годов суды присяжных как полноценный институт действовали лишь в девяти субъектах Российской Федерации. Поэтому, конституционные судьи предложили не выносить решение о назначении смертной казни до тех пор, пока суд присяжных не начнет действовать на всей территории России (Чеченская Республика являлась единственным регионом России, в котором не был задействован этот судебный институт). После состоявшихся 11 октября 2009 года выборов органов местного самоуправления в Чечне (именно органы местного самоуправления помогают при отборе присяжных заседателей) предполагалось, что уже с 1 января 2010 года Россия вновь столкнется с необходимостью принимать решение по вопросу о смертной казни.

Рассматривая правовую ситуацию в России, очевидно, что в стране установлен многолетний комплексный мораторий, то есть устойчивые гарантии неприменения смертной казни, сложившимися по факту конституционным правовым режимом. Смертная казнь изначально закладывалась в Конституцию Российской Федерации и Уголовный Кодекс Российской Федерации лишь как исключительная мера наказания, носящая временный характер.

Проблема введения или отмены смертной казни сложна тем, что у каждого гражданина России есть своё мнение на этот счёт. Согласно данным Всероссийского социологического экспресс-опроса на июль 2001 года, сторонниками смертной казни за особо тяжкие преступления против личности являлись 72 % респондентов; 9 % выступили против. Согласно опросам в 2004 году: 84 % россиян выступали за ужесточение законодательства вплоть до введения смертной казни в вопросах борьбы с терроризмом [1].Согласно сведениям Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, полученным в мае 2002 года, сторонниками смертной казни среди судей являлись 89 % опрошенных [4].

Среди правоведов и конституционалистов, выступающих противсмертной казни, существует точка зрения о том, что в случае введения смертной казни в Российской Федерации, государство одобрит легализацию убийства «от имени Российской Федерации». Противники смертной казни считают, что казнь снижает иммунитет общества к насилию, что судебные процессы растягиваются на годы и один процесс с приговором к смерти обходится дороже, чем содержание в тюрьмах. Еще один веский аргумент противников введения смертной казни: велика вероятность вынесения ошибочного приговора и могут быть казнены невиновные люди. Суть данной позиции заключается в том, что независимо от юридических аспектов, Россия не должна применять смертную казнь, являясь просвещенной, цивилизованной, европейской державой.

Сторонники смертной казни приводят не менее убедительные доводы в защиту своей позиции. Самый распространенный аргумент — государство не должно тратить деньги налогоплательщиков на содержание насильников, террористов и тех, кто посягнул на жизнь других людей.

На взгляд авторов, страх смертной казни способен остановить преступников. Мнение о том, что пожизненное заключение — это мучение более страшное, чем смерть, безосновательно. Если посмотреть протоколы судебных заседаний прошлых лет, то преступники «цепляются» за жизнь и просят о помиловании. Авторам не совсем понятна позиция «быть гуманными». Неприемлемо быть гуманными за чужой счёт — за счёт жизней погибших и тех, кто ещё рискует стать жертвами. Неверно было бы рассуждать о просвещенной, цивилизованной, европейской державе, когда каждый преступник, совершая умышленное деяние, осознает свою фактическую безнаказанность. Пожалуй, отказаться от смертной казни можно только тогда, когда от нее откажется сам преступник.

В некоторых странах предоставление полной информации о смертных приговорах не получило широкой гласности. Подобные действия являются нарушением международных обязательств, а также международно-правовых стандартов и резолюций межправительст­венных органов. Организация Объединенных Наций призывает органы государственной власти предать огласке данные о применении смертной казни и проследить, чтобы родным казнённых предоставляли полную информацию о казни, в том числе о дате и месте приведения приговора в исполнение и о месте их захоронения. Кроме того, родственникам следует выдавать тело казнённого и его личные вещи.

Вопрос смертной казни остаётся спорным и в настоящее время. Когда на законодательном уровне разрешится грамматическая дилемма — «казнить нельзя помиловать» остается только догадываться… Известная многим поколениям формула требует от каждого гражданина России самостоятельно расставить знаки препинания.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список литературы:

Добреньков В.И. Молчание погубит нас // Советская Россия. — 2002. — № 103.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. — 2009. — 21 января.

К Президенту Российской Федерации В.В. Путину о преждевременности ратификации Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года: Постановление Гос. Думы Федер. Собр. Рос. Федерации от 15 февраля 2002 г. № 2483-III ГД // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2002. — 25 февраля.

Матвеева А. Смертники в законе // Газета. — 2005. — № 246.

О внесении на ратификацию «Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г.: письмо Президента РФ от 6 августа 1999 г. № Пр-1025 // СПС «Гарант»

О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации: определение Конституционного Суда Рос.Федерации от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р // Рос. газ. — 2009. — 27 ноября.

О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: федер. закон Рос.Федерации от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 февраля 1998 г. // Рос. газ. — 1998. — 7 апреля.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1022

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке