Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Современное искусство и религия: возможности построения диалога»

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена изменению положения религии в современном обществе, формированию новой религиозности, межрелигиозным отношениям, оказывающим влияние на различные сферы общественной и духовной жизни человека. Для примера приводится ситуация с так называемым «современным искусством», часто находящимся в конфронтации с религией. В качестве перспективы построения диалога между искусством и религией рассматривается архитектура, выявляется единый архетип православного храма и мечети.

Помощь в написании статьи

ABSTRACT

The article is devoted to the change of position of religion in a modern society, formation of the new religion, inter-religious relationships which affect different spheres of public and spiritual life of a person. As an example, there is proposed a situation with so called “modern art” which is often confrontational with religion. Architecture is considered as a prospect for cooperation between art and religion; a unified archetype of Orthodox Church and Mosque is defined

Ключевые слова: религия; современное искусство; культовая архитектура.

Keywords: religion; modern art; religious architecture.

Изменения, происходящие в современном мире — стремительное развитие науки, техники, информационных технологий, процессы глобализации не привели, тем не менее, к уменьшению влияния религии, как предполагали многие исследователи, разрабатывая теорию секуляризации. Конец ХХ века отмечен возвращением религии в политическую и общественную жизнь — в России наиболее заметным стало возрождение православия, а на международной арене — возрастающее влияние ислама.

Однако, наряду с возрождением религии, исследователи отмечают, что вернувшаяся в нашу жизнь религиозность, не является религиозностью в традиционном понимании. Мировоззрение современного человека, сталкиваясь с религиозными идеями и феноменами, трансформирует их, создавая новые культы и учения. Подобное явление П.С. Гуревич назвал «новой религиозностью», определяя его как одно из характерных направлений современной духовной жизни [1, с. 257]. Также осложняют положение религии, в особенности ислама, политические конфликты и террористические акты. То есть, несмотря на происходящее возрождение религиозности, существуют определенные сложности, связанные с религиозным вопросом.

Эти проблемы находят свое отражение в изобразительном искусстве, являющимся своего рода барометром, отражающим изменения в духовной культуре, а также в современной политической и религиозной ситуации. Примером могут служить нашумевшие акции и выставки так называемого «современного искусства» — «Осторожно, религия!» (2003), «Запретное искусство» (2006), «Духовная брань» (2012), «Культурный альянс» (2012), «Icons»(2012), так называемый панк-молебен группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя в Москве (2012) и т. д. Подобная конфликтная ситуация между искусством и религией характерна не только для нашей страны. Работы американских и европейских художников, таких как Андрэс Зеррано, Томас Ленерер, Мартин Киппенберг и др., создаваемые с конца 80-х годов ХХ века, также продолжают вызывать споры. Еще одним примером является история с карикатурами пророка Мухаммеда в одной из датских газет в 2005 году, ставшая поводом для конфликта между мусульманами арабского мира и современной западной культурной богемой.

Россия исторически находится на стыке Востока и Запада, что оказывает влияние практически на все сферы жизни и специфику развития. Стремясь приблизится к Западу, особенно в области политики и экономики, Россия, тем не менее, на протяжении всей своей истории многое заимствует у Востока, что отражается в многообразии и разнородности современной российской культуры. Помимо этого, Россия является многонациональной и многоконфессиональной страной (кроме исторических причин это связано и с современными процессами миграции) и существует проблема мирного сосуществования людей разных культур и религиозных убеждений. Большая часть верующих в России это православные и мусульмане. И если изобразительное «современное искусство» в виде картин, фотографий, инсталляций, акций и перформансов достаточно быстро и часто провокационно реагирует на изменения современной жизни, то архитектура, будучи менее оперативным видом искусства, редко является выражением провокационных идей (по крайней мере, в нашей стране). Однако именно архитектура как нельзя лучше выражает различия и сходства в мироощущении и религиозном чувстве православия и ислама, а также демонстрирует возможность диалога культур.

В Библии присутствует описание храма Соломона, который можно рассматривать не только как один из первых иудейских храмов, но и как некий архетип мусульманской мечети и православного храма. В плане храм Соломона представлял собой три смежных помещения, располагающихся на одной оси — притвор, святилище и святая святых. Храму предшествовал большой двор, разделенный на две части — внешнюю и внутреннюю. Первым помещением с восточной стороны храма был притвор (улам), отделяющий святое от мирского. К притвору вел ряд ступеней. Православный храм также имеет притвор, символизирующий область грешного мира. К притвору ведет паперть — крытая или же без крыши лестница, называемая иногда внешним притвором. Для мечети характерно наличие открытого двора с фонтаном для омовений, который в российских климатических условиях часто трансформируется в крытое помещение.

Следующим за притвором в библейском храме было святилище (хейхал) — самое большое помещение храма, где происходило священнодействие. В православной церкви за притвором следует также самая большая по размеру часть, именуемая «храм-земля». Эта часть храма предназначена для прихожан, здесь же проходит богослужение. В мечети этому помещению соответствует молитвенный зал, где во время молитвы собираются верующие.

В глубине святилища храма Соломона располагалось небольшое по размеру помещение — святая святых (двир). Уровень пола в святая святых был выше, чем в святилище и потому туда вела лестница. Двир был отделен каменной стеной с дверью, завешанной дорогим занавесом. В святая святых имелось возвышение, на котором был установлен Ковчег Завета где хранились Скрижалии Завета. Входить в двир мог только первосвященник. Описание этой части храма Соломона во многом соответствует алтарной части храма православного. В средней части храма перед иконостасом имеется небольшое возвышение — солея. Подниматься на солею во время службы или для чтения проповедей, как и входить в алтарное пространство могут только священнослужители. Иконостас, отделяющий алтарь и среднюю часть храма, имеет дверь, называемую царскими вратами. В самом алтарном пространстве находится престол — возвышение кубической формы для совершения на нём Евхаристии. В мечети помещений, следующих за молитвенным залом, нет. Однако кибла — стена, указывающая направление на Мекку, имеет неглубокую нишу — михраб. Она предназначена для молитвы имама. В качестве аналога солеи христианского храма можно рассматривать специальную кафедру для чтения проповедей — минбар, установленную возле михраба.

Таким образом, можно сделать вывод, что архетипом православного храма и мусульманской мечети можно назвать описанный в Библии храм Соломона. Однако существует ряд отличий, обусловленных канонами конкретной религии подробно рассмотренных в работе И.А. Ибрагимова [2]. В первую очередь это пространственное расположение. Христианский храм всегда сориентирован по сторонам света и располагается алтарем на восток (ориентация на восход солнца и предполагаемое местонахождение Эдема), а в исламе у мечети нет ориентаций по сторонам света, но одна из стен — кибла всегда указывает направление на Мекку.

Во-вторых, визуальная динамика архитектуры. Важное значение для христианского храма имеет вертикальная устремленность архитектурных форм, что связано с идеей вознесения к Богу. Устремленность ввысь достигается за счет преобладания вертикальных линий над горизонтальными, путем сокращения объемов к верху, вытянутых вверх окон, деталей фасада, островерхих завершений закомар. Также можно отметить вытянутость вверх главы храма, что достигается не только за счет определенной луковичной формы купола, но и за счет высокого барабана поддерживающего главу. Для архитектуры мечети более характерна горизонтальная развернутость, поскольку мусульманин, совершая молитву, устанавливает горизонтальную сакральную связь с Каабой. Горизонтальную устремленность в архитектуре мечети можно наблюдать в ступенчатости композиции в сторону Мекки — открытый двор и далее купол над молитвенным залом. Купола и порталы, которые используются как в христианской, так и в исламской архитектуре, в мечети отличаются наличием тупых углов, они как бы прижаты к земле. Это характерно и для куполов мечети, не вытянутых, как в церквях, а сплющенных, приближенных к основному объему здания.

То есть, наблюдаем как единый архетип мечети и православного храма, так и различия в организации пространственно-художественного решения церкви и мечети, обусловленные религиозными представлениями.

Пространство религиозного помещения, к какой бы конфессии оно не относилось, может служить не только культовым целям. Некоторые общественные деятели пытаются организовать встречу не только сфер религии и искусства в широком смысле (значительное взаимоналожение которых в определенном смысле и так имеет место, как мы видим на примере храмовой архитектуры), но и религии и «современного искусства».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Можно отметить практику проведения художественных выставок в пространстве действующих религиозных объектов. Подобные примеры нашли достаточно широкое применение за рубежом: в городе Билефельд в Систеркирхе проходят выставки авангардных художников, на биеннале в Венеции в течение последних лет можно наблюдать тенденцию, когда художникам предоставляются действующие религиозные помещения, которые они оформляют в соответствии со своими художественными представлениями и идеями. В нашей стране подобные примеры немногочисленны — выставка, прошедшая в храмовом пространстве, «Двоесловие/диалог» (2010). Существуют и другие проекты, направленные на построение диалога между религией и «современным искусством» — «Хлеб Неба» (2010), «Обратная перспектива» (2012), «Искусство и религия в пространстве современной культуры» (2013) и др. Насколько такой путь является конструктивным — покажет время. Ведь современное искусство в широком смысле и так, как мы видим, в значительной степени укоренено в сфере религии.

Список литературы:

Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2003. — 336 с.
Ибрагимов И.А. Пространственно-ценностная ориентация и визуальная динамика храмового зодчества в христианстве и исламе. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/content/prostranstvenno-tsennostnaya-orientatsiya-i-vizualnaya-dinamika-khramovogo-zodchestva (дата обращения 07.04.2014).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

732

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке