Ключевые слова: финансы, финансовый рынок, инвестиции, инвестиционный климат, СЭЗ.
Для улучшения инвестиционного климата Кыргызской Республики и повышения ее конкурентоспособности, Правительство Кыргызской Республики предпринимает меры по формированию благоприятной бизнес-среды и совершенствованию процесса привлечения инвестиций в страну.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики является одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Кыргызской Республики и взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами. Кыргызская Республика продолжает серьезные реформы в области экономики и государственного регулирования. Главными направлениями являются:
- улучшение качества налогового администрирования;
- стабильность в экономической политике государства;
- снижение стоимости финансирования;
- макроэкономическая стабилизация;
- улучшение таможенного и внешнеэкономического регулирования;
- борьба с преступностью и т.д.
В Кыргызской Республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется национальный режим, т.е. режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником. Иностранным инвесторам разрешено владеть земельными участками в черте населенного пункта на правах срочного (временного) пользования.
Иностранным инвесторам выдаются инвестиционные визы, при инвестировании средств в размере не менее 300,0 тыс. долл. США.
В целях интеграции в мировое сообщество, а также создания международной нормативноправовой базы Кыргызская Республика заключила межправительственные двусторонние Соглашения с рядом иностранных государств, в том числе: 24 соглашения по взаимной защите и поощрении инвестиций (с Турцией подписано 28 апреля 1992 в г.Бишкек), об избежание двойного налогообложения, о транзитных перевозках, подписала межгосударственную Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.
Кыргызская Республика заключила ряд двусторонних международных договоров о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций (капиталовложений). В частности, соглашения в указанной области были заключены с такими странами, как: Китайская Народная Республика (1995 год); Республика Украина (подписано в 1993 году, не вступило в силу); Соединенные Штаты Америки (1994 год); Малайзия (1995 год); Исламская Республика Пакистан (1995 год); Республика Армения (1995 год); Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (1998 год); Французская Республика (1997 год); Исламская Республика Иран (2005 год); Республика Узбекистан (1997 год); Азербайджанская Республика (1997 год); Федеративная Республика Германия (2006 год); Республика Грузия (1997 год); Республика Индия (2002 год); Республика Индонезия (1997 год); Республика Казахстан (2005 год); Республика Беларусь (2001 год); Монгольская Народная Республика (подписано в 2007 году, не вступило в силу); Швейцарская Конфедерация (2003 год); Республика Таджикистан (2001 год); Королевство Швеция (2003 год); Республика Молдова (2004 год); Финляндская Республика (2004 год); Республика Корея (2008 год); Латвийская Республика (2009 год); Литовская Республика (подписано в 2008 году, не вступило в силу).
Правительством Кыргызской Республики одобрены проекты соглашений о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций с Чешской Республикой и Королевством Нидерланды. В планах заключение таких соглашений с Японией, Австрийской Республикой, Республикой Сингапур, Венгерской Республикой, Республикой Македония, Экономическим Союзом Бельгия-Люксембург, Итальянской Республикой, Словацкой Республикой и Канадой [1].
Членство Кыргызстана в ВТО и Таможенном Союзе дает возможность, инвесторам производя свою продукцию на территории Кыргызской Республики экспортировать ее не только странам членам ВТО, но так же экспортировать в страны участники Таможенного союза и пропускать грузы свободным транзитом от границ ЕС до Тихоокеанского региона. Кыргызстан поддерживает торговые отношения с более чем 50 странами. Экспорт в основном представлен золотом, железом, изделиями химической промышленности, хлопчатобумажной нитью, машинами и табаком.
Все сектора экономики открыты для реализации инвестиционных проектов. Кроме того, во всех секторах иностранным инвесторам разрешено владеть 100% собственности. Другими словами, нет закрытых для частных иностранных инвесторов отраслей и секторов, в которых обязательно создание совместного предприятия. Закон «Об инвестициях» в Кыргызской Республике предоставляет иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции, национальный режим экономической деятельности, применяемый в отношении юридических и физических лиц Кыргызской Республики. Закон также гарантирует своевременную выплату адекватной и эффективной компенсации в случае экспроприации [2].
Правительством Кыргызской Республики предусмотрены ряд мероприятий обеспечивающие
быстрый доступ иностранных инвесторов в экономику республики. В этом направлении успешно действует служба содействия инвесторам one – stop – shop, где инвесторы в одном месте могут получить бесплатную информационную, и консультативную поддержку по любым вопросам относительно начала и ведения бизнеса в Кыргызстане.
Для рассмотрения жалоб и предложений действует Экспертно-апелляционный Совет, который защитит инвесторов от необоснованных проверок и отказов в выдаче разрешительных документов органами государственной власти.
Так же на территории Кыргызской Республики расположены четыре Свободно-Экономические Зоны. Компании, желающие осуществлять свою деятельность в СЭЗ, обязаны пройти регистрацию в СЭЗ. Порядок регистрации хозяйствующих субъектов с иностранными инвестициями устанавливается генеральной дирекцией СЭЗ. В настоящее время на территории Кыргызской Республики функционируют 4 свободные экономические зоны: СЭЗ «Бишкек», СЭЗ «Маймак», СЭЗ «Нарын» и СЭЗ «Каракол».
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Они являются удобным местом для наладки производственных мощностей. Эти зоны предоставляют широкий круг льгот, таких как освобождение от всех видов налогов, пошлин и выплат на весь период деятельности. Единственной платой является плата за предоставленные налоговые льготы в размере 1-2% от дохода с продаж товаров и услуг3.
Поскольку инвестиционный климат выступает как форма реализации инвестиционного процесса, основные факторы, воздействующие на инвестиционный процесс, являются определяющими и в формировании инвестиционного рынка. Обусловившие их причины, с одной стороны, отражают особенности инвестиционной деятельности в прежних условиях хозяйствования, определяемые специфической ролью государства как монопольного инвестора, с другой стороны, связаны с методами рыночного реформирования, не учитывавшими реальные условия экономики.
Также отметим, что в Кыргызской Республике наиболее выгодная налоговая система в центрально-азиатском регионе (табл.1).
Таблица 1. Наиболее выгодная налоговая система в Кыргызской Республике, %
Также другим немаловажным фактором является низкие затраты на электроэнергию (рис.1).
Согласно данным рис.1 видно, что цены на электроэнергию для инвесторов ниже в 4 раза по сравнению с Казахстаном и в 5, 5 ниже по сравнению с ценой в России.
Еще одним положительным моментом для привлечения инвесторов является дешевая рабочая сила (рис.2)
3 Привилегиям СЭЗ также можно отнести: упрощенную и ускоренную регистрацию, упрощенную таможенную процедуру, денежную прибыль как результат освобождения от пошлин, либеральный валютный режим, прямой доступ к основной инфраструктуре, включая телекоммуникации, воду, электричество и транспорт, и многое др.
Кыргызская Республика на сегодняшний день располагает некоторыми отличительными чертами в постсоветский период, несмотря на то, что прошло относительно короткое время со дня провозглашения независимости. Вместе с тем республика по тем или иным причинам не может в ближайшее время войти в мировое экономическое сообщество достойным образом. Это обуславливается многими факторами, в том числе нестабильностью экономики, поскольку не создаются надежные предпосылки экономического роста, более того, недавняя революция в нашей стране усугубило положение и без того неблагоприятного состояния экономики и соответственно инвестиционного климата в стране.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что для страны с малой территорией и малочисленным населением, ограниченными ресурсами и невысоким уровнем экономического развития, к тому же пережившей глубокий экономический кризис и еще не оправившейся от него, нет другого пути, как создавать максимально открытую экономику, максимально привлекательный инвестиционный климат, открытую для международных экономических, торговых, научно-технических, культурных, гуманитарных связей. Кыргызская Республика выбрала этот путь.
Список использованных источников
1. www.mineconom.kg – Министерство экономики Кыргызской Республики.
2. Карпасов А.В. «Проблемы совершенствования законодательной базы привлечения иностранных инвестиций в КР». Экономический вестник №3, 2001г.
3. Токтомаматов К.Ш. «Современные аспекты социально-экономического развития КР».