Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Стадия рассмотрения законопроектов государственной думой федерального собрания российской федерации в третьем чтении»

Критерии и степень участия Государственной Думы в законодательном процессе является приоритетным направлением. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума выполняет важную работу по подготовке, обсуждению, рассмотрению и принятию законов, регулирующих основные сферы деятельности российского общества и государства.

Помощь в написании статьи

Как указывает Л.С. Адарчева, что наиважнейшей задачей Госу­дарственной Думы является «претворение в жизнь» положений Консти­туции РФ, таких как построение правового государства, политического многообразия, построения социального государства [1, с. 42].

Порядок внесения, рассмотрения и принятия Государственной Думой федеральных законов регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также Регламентом Государственной Думы.

Третий этап рассмотрения законопроекта проходит на стадии подготовки его к третьему чтению. Предполагается, что на этом этапе все предложения, замечания и поправки приняты и включены в законопроект, а Правовое управление проводит правовую экспертизу по уже принятому во втором чтении тексту. Как указано в ст. 124 Регламента Государственной Думы, законопроект после принятия его во втором чтении «направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении» (ч. 1 ст. 124) [3]. Если ответственный комитет не принял во внимание заключение правовой экспертизы, которая проводилась ко второму чтению, то Правовое управление имеет право вынести заключение с отрицательным отзывом по законопроекту. Если же мнение специалистов Правового управления было учтено, составляется положительное заключение, подтверждающее высокое качество подготовки законопроекта. Ответственный комитет проводит оценку законопроекта с учетом лингвистических ошибок, а также внутренних противоречий и корректной взаимосвязи статей. Комитет устанавливает окончательный текст законопроекта, без каких-либо изменений.

Послетого, как все работы по устранению противоречий в законопроекте в результате внесенных поправок во втором чтении завершены, ответственный комитет направляет законопроект в Совет Государственной Думы для внесения его в порядок работы Государственной Думы.

Совет Государственной Думы принимает решение о назначении законопроекта для голосования в третьем чтении. Совет Государст­венной Думы, в случае изменения текста законопроекта в процессе второго чтения, при подготовке к третьему направляет «текст законопроекта и заключение Правового управления Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Федерации и депутатам Государственной Думы» (ч. 1 ст. 125) [3]. Для обеспечения учета заключений правовой экспертизы ответственными комитетами, при определении даты рассмотрения законопроекта в третьем чтении необходимо обеспечить направление текста принимаемого законопроекта (вне зависимости от того, изменялся ли он во втором чтении или нет), а также заключения экспертов Правового управления Президенту РФ, Правительству РФ и Совету Федерации.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении запрещается внесение в него поправок, возвращение к обсуждению законопроекта в целом или обсуждение отдельных разделов, глав, статей и абзацев. Однако, в крайней необходимости, по просьбе фракций, председательствующий должен поставить вопрос о возврате законопроекта к процедуре второго чтения. Автор считает, что третье чтения имеет целью принятие Государственной Думой точного и окончательного текста закона.

Решение о принятии федерального закона принимается боль­шинством депутатов, т.е. минимальный кворум составляет 226 голосов, федерального конституционного закона — конституционным боль­шинством, т. е. 300 голосами. Решения оформляются постановлениями Государственной Думы.

Как только законопроект принимается в третьем чтении, он становится федеральным законом, принятым Государственной Думой. Правовая экспертиза на этом заканчивается, и в оригинале закона фиксируется согласование с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы.

Можно отметить, что в случае, если законопроект не принят или не одобрен в третьем чтении, он будет считаться отклоненным. Хотя данную норму нельзя признать однозначно правильной, так как если законопроект уже прошел и первое и второе чтение, то он прошел всестороннее обсуждение, а процедура третьего чтения предусмат­ривает обсуждение окончательного откорректированного текста законопроекта.

Как указано в ст. 105 Конституции РФ, что принятый законо­проект именуется законом [2]. В связи с тем, что это еще пока не закон, он должен быть принят Советом Федерации, а Совет Федерации его может и отклонить. Чиркин В.Е. подчеркивает, что в случае принятия текста Советом Федерации, это тоже не может считаться законом, так как закон еще не подписан Президентом РФ [4, с. 282]. Тем самым закон окончательно становится законом только в самый последний момент.

Одобренные Государственной Думой федеральные конститу­ционные законы и принятые федеральные законы направляются в Совет Федерации с приложением текста самого закона, постановлением палаты, стенограммами заседаний, заключениями Правительства РФ и Правового управления Аппарата Государственной Думы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Внедрение в деятельностьпарламента Российской Федерации такого института экспертизы, как «правовая экспертиза», способствует улучшению подготовительной и, в частности, законодательной деятельности парламента, увеличению эффективности и совершенст­вованию принимаемых законов, а также сокращению количества непродуманных законодательных инициатив.

В правовой экспертизе в обязательном порядке должны принимать участие специалисты, работающие в исследуемых сферах общественных отношений: юристы, экономисты, политологи, социологи. Хотя в Регламенте Государственной Думы и указано, что комитеты в своей работе «имеют право привлекать экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизы законопроектов» [3], комитеты практически не привлекают их к работе, кроме специалистов Правового управления.

Необходимо предусмотреть внедрение в систему экспертиз, проводящихся в Государственной Думе над законопроектами апробацию, причем в период между вторым и третьим чтениями, чтобы практический работник мог оценить применимость и значимость принимаемого законопроекта, а также возможных пробелов и трудностей при дальнейшей его реализации.

Повышению качества законопроектной деятельности в Госу­дарственной Думе способствовал бы отдельный специализированный федеральный закон, который мог бы регламентировать все базовые стадии разработки и прохождения законопроектов (федеральных конституционных и федеральных законов), а также определить полномочия субъектов права законодательной инициативы.

Список литературы:

Адарчева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал Российского права, 2000. № 3. С. 42—47.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 16.03.2012) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 801.

Чиркин В.Е. Законодательная власть. — М.: Норма, 2008. — 336 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

611

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке