Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Техника принятия управленческих решений»

Аннотация. В статье будут рассмотрены вопросы возможности принятия эффективных решений руководителями с применением определенной технологии и последовательных стадий.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: управление, выбор оптимальных решений, характер принимаемых решений, компетентность, информированность, оперативность.

Принятие эффективных решений руководителями любого ранга — одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды.

Именно данный процесс управления является основой, стержнем деятельности менеджера и осуществляется в результате выбора из альтернатив, вариантов действий.

Таким образом, основная функция (и результат) менеджера, или система управления — выбор, следовательно, основная задача менеджера — эффективно выбирать: что, где, когда и как делать, (то есть определять стратегию, тактику и технику деятельности личной, групповой или организационной).

Принятие решений — это функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, возможно, специалисты консультационных организаций. Свою управленческую деятельность руководитель реализует через решения, поэтому они являются его основной «продукцией».

В рамках небольшой работы осветить все аспекты принятия верных управленческих решений полностью невозможно.

Поэтому целью данной работы — является изучение психологии и технологии принятия управленческих решений.

Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений

 В процессе выработки и принятия управленческих решений можно выделить несколько стадий, а именно:

  1. Необходимо поставить цель.
  2. Изучение самой проблемы на основе известной информации.
  3. Выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения.
  4. Обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения.
  5. Конкретизация решения для его исполнителей.

В менеджменте существует особая технология, которая выделяет в процессе принятия управленческого решения три стадии:

Стадия №1: Подготовка решения

Данная стадия включает в себя экономический анализ ситуации, как на микро, так и на макроуровне, происходит сбор, поиск и обработка информации. Помимо этого, выявляются и формулируются проблемы, которые требуют решения.

Стадия №2: Принятие решения

На данной стадии осуществляется разработка и оценка альтернативных решений, а также производится выбор и принятия наилучшего решения из всех предложенных.

Стадия №3: Реализация решения

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей. Производится контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы, а также дается оценка полученного результата.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

1. Метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение.

2. Метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3. Метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки большого количества информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.

Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Принятие верных управленческих решений, возможно при выполнении условий КИО, то есть (К)омпетентность (И)нформированность (О)перативность. Рассмотрим эти условия подробнее:

Компетентность. Все больше успешное развитие компаний зависит от уровня компетентности менеджмента. Есть огромное количество определений понятия компетенция. В нашем случае компетенция менеджера – это знание особенностей объекта управления и владения методами управления этим объектом. Во главе компаний стоят люди, которые могут быть как мощными двигателями, так и серьезными ограничителями развития компании. Рост масштабов бизнеса, это с одной стороны увеличение возможностей, с другой — необратимое усложнение системы управления. От компетентности менеджмента зависит, сможет ли компания преодолеть неизбежные кризисы роста или закончит свое существование.

Информированность. Живя в век информатизации современному руководителю все сложнее быть информированным. На лицо противоречие, когда с одной стороны информации очень много, с другой — она часто абсолютно бесполезна. Владение достоверной, полной и своевременной информацией дает серьезное конкурентное преимущество. Но недостаток или избыток информации, наряду с противоречивостью, мешает принятию правильного управленческого решения.

Оперативность (своевременность). Если два первых условия выполнены, этого недостаточно. Необходимо оперативно принимать своевременные управленческие решения. По мере роста компании внутренние коммуникации усложняются, что неизбежно затрудняет оперативность принятия решений.

Психологические константы личности и их роль в принятии решений

Поведение человека обусловлено особенностями его психики — темпераментом (уровнем психической активности и эмоциональности) и характером (волевыми качествами). Кроме того, поведение человека обусловлено его умственными способностями, включающими в себя независимые составляющие — память, интеллект и личностные знания. Темперамент, характер, память и интеллект являются психологическими константами личности, т. к. практически не зависят от социальной среды и весьма незначительно меняются с течением времени. Личностные знания человека, напротив, постоянно изменяются и дополняются в зависимости от особенностей его социального окружения и продолжительности существования.

Психологические константы

Темперамент. В современной психологии под ним понимают только динамические характеристики психики человека — интенсивность и ритмичность протекания психических процессов, а не их содержание.

Темперамент — является биологическим фундаментом личности, обусловлен свойствами нервной системы человека, строением его тела и особенностями обмена веществ в организме.

С одной стороны, темперамент зависит от наследственных факторов и практически не поддается изменению.

С другой — существенно определяет стиль поведения человека, психологические способы организации его деятельности, в том числе в сфере принятия решений.

Поэтому необходимо рассматривать типы темперамента:

  • сангвиник,
  • холерик,
  • флегматик,
  • меланхолик.

В зависимости от типа темперамента личности, необходимо ориентироваться на различные методологические принципы при организации процесса подготовки и принятия решений.

Так, к сангвинику — (обладателю сильного, уравновешенного и подвижного типа нервной системы) применим принцип «доверяй, но проверяй». В силу своей жизнерадостности и сверхобщительности, сангвиник легко дает обещания, но далеко не всегда их выполняет, поэтому для него нужно создавать дополнительные условия контроля.

К холерику — (обладателю неуравновешенного типа нервной системы, с преобладанием возбуждения над торможением) применим принцип «ни минуты покоя». Холерик постоянно должен быть занят делом, иначе в силу быстрой возбудимости и вспыльчивости он может направить свою активность в разрушительном направлении, в том числе на собственных подчиненных.

Для флегматика — (обладателя сильного, уравновешенного, но инертного типа нервной системы) актуален принцип «не торопи»: в силу своей медлительности, «толстокожести», флегматик не может эффективно работать в условиях навязанного дефицита времени, его не нужно подгонять, поскольку он сам рассчитывает свое время, индивидуальный темп решения проблемы.

Наконец, для меланхолика — (обладателя слабого и неуравновешенного типа нервной системы) актуален принцип «не навреди»: в силу высокой чувствительности, мнительности и замкнутости, на него нельзя кричать, делать ему резкие и жесткие указания, поскольку он весьма чувствителен к интонациям и очень раним.

В «чистом виде» конкретный тип темперамента встречается редко. Скорее можно говорить о доминировании у человека того или иного типа темперамента. При этом, при выработке и принятии решений полезно учитывать, в частности, что сангвинику легче всего работать с меланхоликом, холерику — с сангвиником, а меланхолику — с флегматиком.

Однако для сферы принятия политических решений достаточно на общем качественном уровне учитывать специфику темперамента лиц, он является важным, но не главным фактором, влияющим на выработку и принятие решений.

Характер. Он образует устойчивые особенности поведения личности, обусловленные в первую очередь его волевыми качествами. К его чертам относят внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность и т. д.

Память. Процесс принятия решений существенно зависит от особенностей памяти человека. Как известно, существует три ее типа: сенсорная, кратковременная и долговременная. Виды памяти различаются временем удержания, объемом, способом кодирования и хранения информации.

Интеллект. Он — главный интегрирующий параметр личности, посредством которого достигается понимание проблемной ситуации и на этой основе осуществляется непосредственный акт принятия решений, выбора определенной альтернативы действий.

Интуиция. Способность синтеза, нахождения неожиданных, аналитически «не просчитываемых» решений обеспечивает личность средствами решения наиболее сложных проблем и принятия решений в условиях информационной неопределенности и риска.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Решение — это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

2. На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности и риска или неопределенности.

3. Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

4. Требования, которым должно удовлетворять управленческое решение. К их числу можно отнести: своевременность принятия решения, его обоснованность, директивность и адресность, непротиворечивость и ответственность за результаты решения.

На принятие решений влияют психологические константы человека и личностные знания.

Список использованных источников

1. Герчикова И. Н. «Менеджмент», М. Издательское объединение «Юнити-Дана», 2012
2. Вейлл П. «Искусство менеджмента», М. Юрист, 1994
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», М. Дело, 1993
4. Ладанов И. Д. «Практический менеджмент», М. 2004
5. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория  проектирования экспериментов. – Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1999
6. Курочкин А. С. Организация управления предприятием: Учебник. – К.: МАУП, 2000 г.
7. Диев В. С.Управленческие решения: Неопределенность, модели, интуиция. Новосибирск, 1998
8. Мескон М. Х, М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента – М: 2007
9. Вавилов С. В. Психологическое пространство управленческих решений// Социс. – 2006. — № 5 С. 93-94
10. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. – С. 38

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3475

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке