Инновационные и модернизационные процессы реформирования образовательной системы России в большей степени отразились в сфере подготовки кадров культуры и искусства. Обстоятельства политического и социально-экономического характера (повышение цен на образовательные услуги, потребность в капитальном ремонте учреждений образования, невостребованность выпускников и проблемы с последующим трудоустройством) становятся факторами негативных изменений в образовательном пространстве, активно влияющими на качественную подготовку специалистов социо­культурной сферы.

Недавно проведенный Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинг высших учебных заведений на предмет оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений призналряд универ­ситетов и академий культуры и искусства, театральных и промышленно-художественных институтов неэффективными. Итоги данного анализа свидетельствуют о том, что система подготовки кадров высшей квалификации социокультурного и художественного профиля нуждается в диверсификации образовательных услуг и согласовании требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В решении этих стратегических задач особая роль принадлежит региональной системе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы, которая должна стать эффективным инструментом, способствующим изменению сложившейся ситуации и усилению роли государственного управления в развитии гуманитарного и художественного образования.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании [2, ст. 2615].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечает, что ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами: переход к иннова­ционному типу развития экономики требует повышения профессио­нальных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества [6, ст. 5489].

Одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы декларирует, что развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач: подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества и др. [5, ст. 4069].

Согласно Основным направлениям стратегии культурной политики Красноярского края на 20092020 годы, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 г. № 24-П,одним из важнейших способов формирования и развития целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности является художественное образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества [1].

Таким образом, система подготовки специалистов художест­венной и социально-культурной сферы имеет достаточное количество нормативно-правовых актов федеральных и региональных органов исполнительной власти для обеспечения высокого качества профессионального образования.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Однако анализируя систему культуры Красноярского края необходимо отметить противоречивые тенденции на региональном уровне:

·функционирует развитая система непрерывного художест­венного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства;

·кадровый потенциал не соответствует современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере; в культуре и художественном образовании; слабо развита инновационная и экспериментальная деятельность, присутствует недостаточно сильная направленность на развитие и позиционирование совре­менного искусства, развитие творчества и креативности, производство новых культурных символов, знаков, смыслов и ценностей.

Все это актуализировало исследование проблемы эффективного использования методов и технологий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края.

На сегодняшний день в Красноярском крае основой ресурсного обеспечения системы художественного образования в сфере культуры остается достаточно развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят 126 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей, 6 краевых государственных учреждений среднего профессионального образования, 2 федеральных государственных бюджетных образова­тельных учреждений высшего профессионального образования и 1 краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры».

Гуманитарный институт ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» реализует ряд основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры: «Искусства и гуманитарные науки»; «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «История искусств».

По своему социокультурному предназначению региональная система подготовки и повышения квалификации кадров в области культурыдолжна отвечать следующим основным требованиям: формировать коллективно и индивидуально значимые духовно-нравственные потребности, интересы, запросы обучающихся и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с общественными нормами; создавать условия для самореализации потенциала личности и социальных общностей; обеспечивать воспроизводство культурных образцов и практик.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Определяющая роль в этом процессе должна отводиться технологиям арт-менеджмента, направленным на формирование конкурентоспособного работника, востребованного социально-экономической сферой региона. В качестве результата эффективной реализации данных технологий может рассматриваться личность будущего специалиста, владеющего общими и профессиональными компетенциями: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, применять культурологическое и художественно-искусствоведческое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; свободно владеть теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик и др.

Термин технология (греч. tehneмастерство + logosучение) представляет собой совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также самые процессы (технологические процессы), при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта [3, с. 252].

Активное развитие инновационных тенденций в социально-культурной и образовательной сфере общества, большой опыт культурных практик, авторских школ и специалистов-новаторов требует обобщения и систематизации в современной культуроло­гической науке. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применения понятия «технология» к сфере культуры и образования. Использование данного подхода предпола­гает точное инструментальное управление процессом профессиональ­ной подготовки специалистов социокультурного и художественного профиля и гарантированное достижение поставленных целей.

Сущность и классификация современных технологий арт-менеджментамогут бытьпредставлены в виде таблицы:

Таблица 1.

Типология современных технологий арт-менеджмента

Таким образом, комплексное использование методов и техно­логий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края будет эффективным и результативным, если будет обеспечено:

·планомерное педагогическое и андрогогическое сопровож­дение образовательного процесса через систему механизмов и средств, направленных на формирование способности обучающихся и слушателей применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания, освоение ими компетенций, в частности: осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профес­сиональной деятельности; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков и др.;

·целенаправленное и систематическое повышение профессио­нального уровня педагогических работников учреждений профессио­нального образования, направленного на успешное освоение и активное использование в образовательной практике современных образова-тельных технологий, способствующих непрерывному обновлению программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов социокультурного, искусствоведческого и художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Список литературы: 

Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 31 января 2009 г. № 5 (301).
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г., № 46, ст. 2615.
Краткий словарь иностранных слов / Сост. С.М. Локшина. — М.: Рус.яз., 1985. — 352 с.
Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учебное пособие / Г.Н. Новикова — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. — 178 с.
Собрание законодательства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 35, ст. 4069.
Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47, ст. 5489.
Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. — 528 с.
Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков — М.: МГУКИ, 2003. — 138 с.