Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Тема природы в обучающей концепции писателя И. С. Соколова-Микитова»

Аннотация: Корпус текстов И. С. Соколова-Микитова является частью предмета изучения литературы, русского языка, чтения. В статье анализируется тема природы в рассказах и очерках писателя. Природная тематика воплощается в концепте путешествия, семьи, познания окружающей среды и максимально доступного преподнесения этой информации читателю. Природа в произведениях писателя неотделима от вопросов русского национального характера, темы родной земли и автобиографических текстов-воспоминаний о жизни в средней полосе России.

Ключевые слова: рассказ, очерк, природа, И. С. Соколов-Микитов, путешествие, экология, мать-земля.

Тема природы развивалась русским советским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым ещё в ранний период его творчества, когда он писал о Первой мировой войне, о своем детстве, о послереволюционной деревне, то есть в 1920-е годы. Затем он много путешествовал, и предметом изображения становились силы природы, морская стихия и красоты других стран. Однако в процессе изучения его творческого наследия целиком мы приходим к выводу, что концепция природы у И. С. Соколова-Микитова неотделима от вопросов русского национального характера, темы родной земли и автобиографических текстов-воспоминаний о жизни в средней полосе России.

Именно природу среднерусской полосы считает Соколов-Микитов самым красивым, что видел в жизни. Поэтому в рамках означенной темы рассматриваются рассказы и очерки Соколова-Микитова о России.

Интерес читателя первой половины XX века к прозе Соколова-Микитова объясняется исследователями так: «Его добрый, самобытный талант сразу же полюбился читателям, увидевшим в молодом авторе тонкого художника, глубоко чувствующего родную природу, хорошо понимающего душу своего народа».

В 1930-1950 годы значительную часть наследия Соколова-Микитова составляют путевые очерки, изданные по результатам его путешествий по Советскому Союзу. Это циклы «У синего моря», «По горам и лесам», «Белые берега» и другие. Суть этих очерков принято видеть в «соцзаказе»: необходимо было путешествовать по стране и описывать нововведения и преобразования. Писатель восторженно отзывается о вмешательстве человека в природные механизмы на пути к прогрессу и провозглашает торжество человечества над стихией: «…огонь, ветер, вода — служат службу свою человеку» («В горах Тянь-Шаня»). В очерке «На преображенной земле» встречаем трактовку людей прошлого как живших «под властью земли».

Другой полюс воззрений Соколова-Микитова на природу в северной экспедиции, после которой писатель создал книгу «Белые берега». В повествовании упоминается дневник рассказчика, в котором на подходе к бухте Тихой появляется запись: «Я смотрю на эту окружающую нас пустыню и… отчетливее видится, что именно такой – мертвой и белой – была Земля в свой ледниковый период и такою же, наверное, будет, когда застынет, умрет наша планета».

Осознание недолговечности, эфемерности всего живого контрастирует с суровым характером русских исследователей севера, однако именно эта мысль обуславливает авторскую концепцию природопользования. В целом проблема получила название «человек и земля» [термин В. Чернышева – авт.], в результате авторской работы над ней и появился «особый жанр социально-географического, экологического повествования, порожденный эпохой». Несмотря на модернизацию, стилю своему писатель не изменяет, и в итоге имеем художественно ценные тексты, одновременно урбанистические и по-народному лирические.

Второй блок, который необходимо рассмотреть – это так называемые охотничьи рассказы Соколова-Микитова, анализ которых строится на текстах зрелого периода писателя, примерно в рамках 1940-1970 годов. Во- первых, это рассказы, построенные на воспоминаниях из детства, когда отец брал будущего писателя на охоту, и гармонично уживались в его сознании восхищение природой, интерес ко всему живому и в то же время следопытство, азарт, покорение живой природы. Сюда относится, например, программный рассказ «На теплой земле». Во-вторых, это описание богатого опыта взрослого человека с ружьем, который изучил родную природу, преподносит читателю энциклопедическую информацию о растениях, животных, приемах охоты – и все это простым, близким к народному языку.

Через все тексты этого блока проходит образ матери-земли. Исследователи отмечают закономерность описания Соколовым- Микитовым такого явления как передача силы земли человеку через их соприкосновение. Приведем монолог лирического героя из рассказа «На теплой земле»: «Помню, один бродил я в лесу среди пахучей листвы, пропускавшей золотые лучи летнего солнца. Счастье хлынуло мне в душу. Я упал на землю и обнял ее, припал к ней грудью, лицом. Я поливал ее слезами, чувствовал ее запах – сырой, прохладный, давно знакомый мне материнский родной запах земли…». Этот отрывок характеризует мажорное мироощущение, свойственное людям из народа. Образы природы, поля, земли олицетворяются, весна у Соколова- Микитова «хмельная, в зипунке нараспашку» ходит по лугам.

В творчестве Соколова-Микитова присутствует целая галерея персонажей-охотников, неотделимых от природы, зачастую сливающихся в авторском сознании с духами леса, воды и т. д., например, в их речи или портретных характеристиках. В рассказе «Глушаки»  кочановские охотники – настолько едины с природой, что лес, в который они вышли на охоту, «накрыл их просто и невидно, как свою родню».

Портрет персонажей подчеркивает их близость к природе: основными портретными характеристиками охотников в рассказе «Глушаки» и в цикле «На речке Невестнице» в целом становятся дремучесть, лохматость, совпадающие с фольклорными образами лешего. В образе охотника Хотея проводится традиционная для творчества Соколова-Микитова параллель между человеком народным, простым и фольклорными персонажами: «Хотей сидел неподвижно, подобрав ноги, и черными косившими лесовыми глазками неотрывно глядел в огонь».

С ранним приобщением к природе и охоте М. Смирнов связывает стиль охотничьих рассказов Соколова-Микитова: «Природа и охота не случайно занимают большое место в творчестве писателя. Еще мальчиком любил он бродить с ружьем по лесным угодьям Смоленщины, прислушиваться к таинственным шорохам леса, разбираться в запутанных следах лесных обитателей. Скупо, с присущим ему лаконизмом умеет он передать прелесть пробуждающегося весеннего леса, с доброй улыбкой бывалого следопыта рассказать о проделках хитрого зайчишки или повадках своей охотничьей собаки». Ключевые характеристики стиля этого блока – миролюбивый тон человека с ружьем и лаконизм, емкость штриха.

Таким образом, с раннего детства и до поздних этапов своей писательской карьеры Соколов-Микитов чем больше познает природу, тем больше в его произведениях появляется признаков слияния героя с животным и растительным миром.

Произведение любого жанра, в какой бы период оно не было написано, объединяют сквозные мотивы: параллель «природа – семья», смешение народного языка и публицистики. Кроме того, Чернышев в сопроводительных материалах к третьему тому собрания сочинений Соколова-Микитова заметил, что даже его рассказы о родной природе – например, из цикла «На родной земле» – следует относить к жанру путешествия в широком смысле. «Это путешествие человека в глубины своей памяти, сохранившей дорогие образы мира, среди которого он вырос и жил». Так природная тематика в творчестве Соколова- Микитова воплощается в концепте путешествия, семьи, познания окружающей среды и максимально доступного преподнесения этой информации читателю.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список использованных источников

1. Бекбаева Н. Р. «Малая» проза И.С. Соколова-Микитова: проблематика и поэтика / Дисс. … канд. филол. н.: 10.01.01 – Русская литература. Тверь: ТвГУ, 2014. 182 с.
2. Бекбаева Н. Р. Мир природы в циклах И. С. Соколова-Микитова
«Лесные картинки» и «От весны до весны» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014. № 1. С. 282-286.
3. Бекбаева Н. Р. Творчество малых жанров И. С. Соколова-Микитова в контексте учебного материала // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 4. С. 110-114.
4. Смирнов М. Иван Сергеевич Соколов-Микитов: Предисловие // Соколов-Микитов И. С. От весны до весны: Рассказы. 4-е изд. Л.: Детская литература, 1975. 176 с.
5. Соколов-Микитов И. С. Собрание сочинений в 4-х т. [Текст] / сост. П. Ширмаков; примеч и подгот. текста М. Смирнова. Л.: Художественная литература, 1985–1987.
6. Чернышев В. Примечания // Соколов-Микитов, И. С. Собр. соч. в 4-х т. Л.: Художественная литература, 1985–1987. Т. 3. 1986. С. 577-589.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1435

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке