Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Теоретические основы позиционирования»

В условиях жёсткой конкуренции, которая сложилась на большинстве товарных рынков в России, предприятия прилагают серьёзные усилия, чтобы воздействовать на потребителей и побудить их к покупке. Поскольку большинство потребителей не относятся к категории  покупателей — новаторов, то из многообразия существующих товаров и услуг они выбирают только ограниченное количество. В этих условиях основная задача производителей сделать так, чтобы их товар попал в данное поле выбора, что повысит вероятность его покупки.

Это возможно только тогда, когда товар, по мнению покупателя, значительно отличается от аналогичных товаров и составляет для него значимую ценность. В маркетинге сформировать подобное мнение в сознании потребителей призвано позиционирование.

Впервые о позиционировании миру заявили в 1981 году  Джек Траут и Эл Райс, выпустив свою книгу «Позиционирование: битва за умы». С того времени самому понятию позиционирования, его направлениям, методам, моделям и т.п. было посвящено огромное количество книг. Вопросы позиционирования интересуют не только специалистов в области маркетинга, но и представителей таких областей знаний как менеджмент, реклама, брендинг. Условно их можно разделить на тех, кто рассматривает позиционирование только как основу для планирования политики продвижения (например, создания рекламного сообщения предприятия) и тех, кто считает его необходимым условием для разработки всей маркетинговой стратегии предприятия [6. стр. 20]. Данная ситуация, однако, нисколько не меняет саму суть позиционирования, озвученную ещё Д. Траутом и Э. Райсом.

Основным понятием в позиционировании является «позиция». Под ней Джек Траут понимает «достойное место в сознании потребителей» [7. стр. 17], являющимся сложившимся стереотипом, а, следовательно, устойчивым и недосягаемым  для конкурентов. Филип Котлер под позицией понимает «место, занимаемое  данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами» [5, стр. 426]. Е.П. Голубков добавляет к этому, что позиция «это есть мнение определённой группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших характеристик продукта» [2, стр. 51]. Серьёзное внимание уделяет понятию стратегической позиции Дэвид Аакер. Называя её «лицом стратегии бизнеса», он подчёркивает, что именно стратегическая позиция отображает как, по мнению компании, её должны воспринимать потребители [1, стр. 316]. Это указывает на способность компании формировать в сознании потребителей нужное ей восприятие, т.е. на её полный контроль над позицией.

Таким образом, позиция товара (услуги, предприятия) формируется в сознании потребителей. При этом она должна существенно отличаться  от позиции конкурентов, только в этом случае потребители будут выделять предприятие и его товары на рынке среди большого числа аналогичных. Поиск незанятой позиции, её освоение, удержание и формирование в сознании целевых потребителей – это и есть, по сути, процесс позиционирования.

За последние  30 лет в литературе было представлено много авторских трактовок позиционирования. Но поскольку все они произошли от понятия, сформулированного Д. Траутом и Э. Райсом, обратимся к нему и рассмотрим его трансформацию во времени.

В своей первой работе посвящённой позиционированию, Джек Траут и Эл Райс рассматривают его как «работу с позицией в сознании потребителей, оккупированном большим и сильным конкурентом» [7, стр. 93]. А в обновлённом издании своей известной книги, выпущенном в 2009 году, говорят более кратко: «позиционирование – это ваше самодифференцирование в сознании клиентов» [7, стр. 41]. Очевидно, что эти понятия, прежде всего, «объединяет» сознание потребителей. По-другому быть и не может, так как, то, что позиция товара формируется в сознании потребителей – это основная идея позиционирования. Авторы утверждают, что позиционирование – «операция на сознании покупателей», поэтому само понятие «позиционирование товара» является некорректным, так как производитель, ничего не делая с товаром, что-то меняет в сознании потребителей [7, стр. 41]. Очень точно, на наш взгляд говорят об этом А.И. Ковалёв  и Е.В. Исаева: «Основной принцип позиционирования состоит не в том, чтобы создавать нечто новое и отличное от других, а в манипулировании тем, что уже живет в умах потребителей, использовать уже имеющиеся связи и восприятие» [6, стр. 4]. Отличием современного понятия Д. Траута и Э. Райса является самодифференцирование. По сути, авторы акцентируют внимание на необходимости поиска компанией своего уникального отличия от конкурентов. Поэтому вторая основополагающая идея позиционирования состоит в том, что оно является понятием относительным: при формировании собственной позиции, компания должна учитывать, какие уже позиции занимают её конкуренты в сознании потребителей.  Главная задача для производителя найти никем не занятую позицию, в которой он может быть сильнее.

Помимо представленных основополагающих идей, многие авторы указывают следующие принципы, которых необходимо придерживаться при планировании стратегии позиционирования:

Значимость. Особенность, представляемая предприятием должна быть значима для целевых потребителей и соответствовать их потребностям. Кроме того, они должны быть в состоянии заплатить за неё.

Простота. Преимущество, предлагаемое предприятием, должно быть простым и доступным потребителям для понимания и запоминания.

Последовательность. Вся политика предприятия, прежде всего, коммуникационная, должна поддерживать выбранную им позицию. Вот, что говорят об этом С. Купер и Р. Хибинг: «Именно это позволит добиться синергии, когда объединится отдача от каждого элемента коммуникации, ведь все  они будет доносить до потребителя единый образ компании» [8, стр. 287].

Долгосрочность (постоянство). Позиция, выбранная предприятием должна быть неизменной в долгосрочной перспективе.

Позиционирование предполагает выбор тех особенностей товара (предприятия), которые имеют для потребителей высокую ценность. Поэтому, прежде чем проводить позиционирование, компания должна определиться с его направлением. Так, Е.П. Голубков указывает следующие направления позиционирования:

на основе атрибутов (характеристик) товара;

на основе выгод от товара;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

на основе использования (применения) товара;

на основе определённой категории потребителей;

в сравнении с конкурентами;

на основе категории товара;

на основе показателя цены/качества [2, стр. 51].

Филип Котлер дополнил этот список такими направлениями как: вид деятельности покупателей, ассоциации с личностью, место происхождения товара [3, стр. 434-435].

Дэвид Аакер предлагает 15 направлений для построения предприятием своего позиции, при этом серьёзное внимание уделяет позиционированию на основе эмоциональных выгод [1, стр. 328]. Р. Хибинг и С. Купер рассматривают все направления в контексте трёх составляющих: характеристики товара (предприятия), способ обслуживания покупателей, предоставляемые впечатления. Питер Дойль утверждает, что предприятие может разрабатывать стратегию позиционированию на основе сочетания стратегии дифференцирования, фокусирования и лидерства по издержкам [3, стр. 510].

Подводя итог, можно отметить, что среди авторов нет единого мнения относительно основных вопросов позиционирования. Поэтому развитие теоретических основ позиционирования, несомненно, будет продолжаться. А дальнейшее обострение конкурентной борьбы на товарных рынках и рост культуры потребления подтолкнут предприятия к нахождению новых неожиданных решений в процессе позиционирования.

Список литературы:

Аакер Д. стратегическое рыночное управление [Текст] 7-е изд./пер. с англ. под ред. С.Г.Божук – Спб..: Питер, 2007. – 496 с.: ил. – (Серия «Теория менеджмента»).
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник [Текст]  / Е.П.Голубков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2008. – 496 с. – (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг, менеджмент и стратегии [Текст]. 4-е издание./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007 – 544 с.: — ил. – (серия «Классический зарубежный учебник»).
Ковалёв А.И., Исаева Е.В. Значение позиционирования в достижении
стратегических целей компании по выходу на рынок // проблемы современной экономики. – № 2 (30). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=25962
Котлер, Филип, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника.
Основы маркетинга [Текст]: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 944 с.: ил. – Парал. тит. англ.
Перция, Валентин. Позиционирование vs. Брендинг // Бренд-менеджмент.
– 2003. — № 1 (9) [Текст].
Траут, Джек. Позиционирование: битва за умы. 20-е юбилейное издание. [Текст]. / Д. Траут. Э. Райс. / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 336с. – (Серия «Деловой бестселлер).
Хибинг, Роман, Купер. Скотт. Маркетинг / Хибинг Роман, Купер Скотт [Текст]: [пер. с англ. Д.А. Куликова; под ред. А.А. Виноградова, Ю.В. Робула]. – М.: Эксмо, 2010. – 848 с. – (Полный курс МВА).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

861

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке