Ключевые слова: рынок труда, управление, труд, управление населением, органы рынка труда.
При переходе к хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений в России сформировался рынок труда, являющийся одним из самых сложных составляющих рыночной экономики.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет на январь 2016г. составила 75,7 млн.человек, также в процентном соотношении 52% от общей численности населения страны. В численности рабочей силы 71,2 млн.человек систематизировались как задействованные экономической деятельностью и 4,9 млн.человек классифицировались безработными при помощи критериев международной организации труда. То есть они не имели работы или доходного занятия, находились в поиске работы и были готовы приступить к ней в исследуемую неделю.
Уровень безработицы, характеризующийся отношением численности безработных к численности рабочей силы, на январь 2016г. составлял 5,7%, не исключая сезонный фактор.
Уровень занятости населения, который характеризуется отношением численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста в январе 2016г. был 64,6%.
Развитие, происходящее в экономике страны, создало необходимость детального исследования и основательного изучения проблем формирования и управления функционированием рынка труда.
Функционирование рынка труда подчинено общим закономерностям, для каждой страны с рыночной экономикой, независимо от уровня ее развития. Явления, случающиеся на рынках труда в России повсеместно и в отдельных ее территориальных формированиях, необходимо исследовать как проявление, с одной стороны общих закономерностей, присущих рыночной экономике, а с другойиндивидуальных особенностей, учитывая российскую специфику формирования рыночной среды в целом и рынка труда в частности.
Крайне важной особенностью рынка труда в нашей стране заключается в чрезвычайно заторможенном приспособлении российской экономики к положениям современного рынка, неадекватная реакция занятости на быстрое падение объемов производства и возрастающее неравенство в прибыли населения различных социальных слоев.
Рынок труда можно описать как отношение между наемными работниками и предпринимателями возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Наемные работники, в данном случае, будут субъектами предложения труда, предприниматели же будут выступать субъектами спроса. Так как рынок труда переживает огромное воздействие со сторон всевозможных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей при помощи специализированных учреждений, и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, созданные в противопоставление профсоюзам.
Одна из ключевых позиций реализации активной политики на рынке труда принадлежит службе занятости, роль которой в наше время качественно изменилась. Из посредника по трудоустройству она преобразовалась в активную часть регулирования рынка труда выполняющую многопрофильные функции. Ее деятельность основана на проведении предупреждающих мер, влияющих на происходящие в области занятости, а не на устранение, уже случившихся отрицательных результатов [1].
Для нормальной деятельности рынка труда требуется четко сформулированные нормы и правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка труда, определяющие их права, обязанности и гарантии. Данные нормы содержатся в Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Трудовом кодексе РФ, конвенциях Международной организации труда, Законе «О занятости населения в Российской Федерации», других законах, нормативно-правовых актах и указах Президента РФ, решениях правительства, генеральных, отраслевых тарифных соглашениях, коллективных договорах, программах содействия занятости населения и т.п.
Процедура управления весьма сложная и своеобразная. В общем смысле под управлением понимается намеренное, нескончаемое воздействие со стороны субъекта на объект управления на основе специально разработанного механизма такого воздействия, гарантирующее достижение целей, поставленных перед субъектом управления в конкретных случаях хозяйственной деятельности. Из этого следует, что основными элементами любой системы управления являются объект, субъект, цели и механизм управления [5,58].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Целью управления населением можно считать образование отвечающего требованиям кадрового потенциала организаций, эффективное его использование и регулирование занятости населения, чтобы в максимальной степени перепрофилировать развитие народнохозяйственного комплекса региона на достижение социального стандарта населения.
Для достижения цели требуется решить следующие задачи:
- обеспечить наибольшую занятости трудоспособного населения в народнохозяйственном комплексе города,
- гарантировать достойные условия жизни и деятельности жителей в нетрудоспособном возрасте,
- обеспечить социальные гарантии и безопасность для безработных и временно не занятых в народном городском хозяйстве людей.
Управленческие органы рынка труда делятся на: территориальные органы управления и органы управления предприятия и организации.
Работа этих органов состоит в создании единой системы управления трудоспособным населением и рынком труда региона. Каждый орган управления рынком труда выполняет присущие только ему функции. Также, органы управления могут функционировать совместно.
В функциональные обязанности территориальных органов управления входят:
- обеспечение населения города в целом благами социального, культурного и бытового характера;
- подготовка и переподготовка кадров в соответствии с потребностями народнохозяйственного комплекса города и т.д.
Функциональные обязанности предприятий и организаций заключаются в:
- оценке эффективности использования кадрового потенциала;
- введение новых методов в систему отплаты труда, которые стимулируют значительное увеличение производительности труда работников предприятия.
Совместная деятельность территориальных органов управления, предприятий и организаций заключается в следующих функциях:
- удовлетворение потребностей предприятий и фирм города кадрами необходимой квалификации;
- установление показателей, на основе которых можно сделать выводы об уровне эффективности использования кадрового потенциала предприятия.
В процессе управления происходит влияние субъекта управления на объект управления. Вид и характер такого влияния может быть разносторонним, однако при этом формируются устойчивые и широко применяемые способы и приемы управления, то есть методы управления.
Список использованных источников
1. Беляева М.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда // ЭКО-2007.
2. Дудко, В. Н. (Тольятт. гос. ун-т сервиса). Модернизация социально-трудовых отношений в России [Текст] : Спец. вып. «Экономика и управление организациями и регионами» / В. Н. Дудко // Изв. Самар. науч. центра РАН. — 2006. — С. 87-92.
3. Рынок труда и его актуальные проблемы в современной экономике [Электронный ресурс] / Л. И. Ерохина [и др.] // Школа унив. науки: парадигма развития. — 2015. — № 2 (16). — С. 48-50.
4. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ,2001.-407с.
5. Чернецова В. И. Итоги 2014 года на рынке труда: анализ и прогнозы. // Вопросы экономики. –
2015. — № 1. — С. 23-28.
6. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 23.02.2013 г. № 11-ФЗ).