· сидячее положение в течение длительного времени;
· воздействие электромагнитного излучения монитора;
· перегрузка суставов кистей;
· влияние на психику, стресс при потере информации;
· утомление глаз, нагрузка на зрение.
Свыше 80—85 % информации окружающего нас мира мы получаем через органы зрения.
Из-за повышенной концентрации внимания, большого объёма обрабатываемой информации, изменения скорости и способа чтения, а также в силу технических особенностей наши глаза раскрываются шире, а моргаем в три раза реже, чем при чтении текста с листа бумаги. Естественно, что это приводит к быстрому испарению защитной слезной пленки глаза. Она попросту пересыхает, роговица получает недостаточно влаги. У человека возникают такие симптомы, как снижение остроты зрения, появление тумана, двоение предметов, боли при движении глаз, боли в области глазниц и лба; сухость, жжение в глазах, светобоязнь, даже развитие ложной близорукости. Это и есть признаки компьютерного зрительного синдрома [3, с. 54].
Медики говорят, что компьютерный зрительный синдром (КЗС) возникает у 40—92 % тех, кто работает за компьютером ежедневно, и у 10—40 % тех, кто пользуется им время от времени. Врачам-офтальмологам не раз приходится слышать жалобы на ощущение тяжести, жжения, «песка» в глазах, на боли во время движений глазными яблоками, покраснение, слезотечение и светобоязнь.
Длительная работа даже за современными плоскими мониторами вредит глазам. Ведь на любом экране изображение имеет дискретный характер — оно представлено светящимися точками. Изображение мигает, имеет низкую контрастность и неодинаковую яркость. Это не отвечает тому типу изображения, к которому орган зрения человека приспособился в процессе эволюции. Поэтому читать текст на экране компьютера — большая нагрузка для глаз, и она сильнее, чем при чтении обычной книги или газеты.
Большое значение, по словам врачей, имеет и разрешающая способность монитора — от этого зависит, насколько четким будет изображение, а также яркость и контрастность. Избыточная световая энергия вызывает нарушение фотохимических процессов в сетчатке и торможение ее функций. А недостаточная усложняет аккомодацию — приспособление глаза к четкому виденью предметов, размещенных на разном расстоянии от него. Контрастность изображения на мониторе, зависит и от внешнего освещения, и если оно меняется, создает дополнительную нагрузку глазам [4, с. 15].
Низкая частота монитора (менее 75 Гц), вызывает ощущение мигающего изображения, при этом мышцы глаз перенапрягаются. Вредит глазам и слишком высокая, свыше 100 Гц частота изображения. Это приводит к быстрой усталости глаз и появлению головной боли.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Правила и санитарные нормы работы за компьютером.
Основное золотое правило, как сохранить зрение, — соблюдение компьютерного режима. Если вы так увлечены своим делом, что часами, без передышки, сидите за монитором, подумайте о себе, установите на монитор таймер, который будет напоминать о перерыве, во время которого выпейте чашку чаю, пройдитесь по квартире. Если ваш монитор не имеет такой опции, воспользуйтесь сотовым телефоном или будильником.
У многих ощущение дискомфорта проявляется уже через два часа работы, у большинства — через 4 часа и практически у всех — через 6 часов работы за монитором. Специалисты не рекомендуют непрерывно работать за экраном более одного часа и более шести часов в день. Для детей, подростков, людей старше 45 лет это время должно быть еще меньше.
Ограниченность по времени работы за компьютером.
Согласно СанПиН [5, с. 10] разрешаемое время непрерывной работы учащихся за видеодисплейными терминалами зависит от их возраста, но не должно превышать:
· для учащихся I кл (6 лет) — 10 мин.
· для учащихся II—V кл — 15 мин.
· для учащихся VI—VII кл — 20 мин.
· для учащихся VIII—IX кл — 25 мин.
· для учащихся X—XI кл на первом часу занятий — 30 минут, на втором — 20 мин.
После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления. Число уроков для учащихся 10—11 класса с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных — не более одного в неделю. Для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах в кабинетах информатики устанавливается не более 4 ч в день [6, с. 34].
Не менее важно для сохранения здоровья глаз — правильно организованное рабочее место. Особое значение имеет угол наклона монитора. Монитор должен быть расположен несколько ниже уровня глаз (под углом около 10) Дело в том, что при взгляде прямо образуется более широкая глазная щель и соответственно большая зона испарения слезы и контакта глаза с воздухом [2].
Монитор должен быть расположен под углом около 90 градусов от дополнительных источников освещения. Задняя панель должна быть обращена к стене, экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света.
Очень важны показатели яркости. Яркость изображения на мониторе и освещения в комнате, кабинете должны совпадать. Яркость освещения зависит от времени суток, и далеко не каждый пользователь имеет возможность уследить за оптимальным соотношением яркости и регулировать эти настройки вручную несколько раз в сутки. На некоторых современных мониторах уже есть автоматическая настройка яркости в зависимости от внешнего освещения [2].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Также офтальмологи советуют почаще моргать, глубоко дышать и пить как можно больше жидкости, сидя у монитора.
Правильная организация рабочего места, перерывы в работе, пользование качественными мониторами, использование специальных очков, глазных капель (по назначению врача) позволяет предотвратить возникновение компьютерного зрительного синдрома и более серьезных заболеваний [2].
Среди 50 обучающихся 9—11 классов я провела исследование и получила результаты: 92 % опрошенных имеют домашний компьютер; 40 % опрошенных проводят более 2 часов в день за компьютером; 28 % опрошенных увлечены ежедневными компьютерными играми; у 38 % опрошенных при работе за компьютером часто возникают проблемы со зрением; гимнастику для глаз делают лишь 32 % опрошенных.
Выяснила, что действительно длительные занятия за компьютером снижают остроту зрения, вредят здоровью человека. Узнала, что сохранить зрение может специальная гимнастика для глаз и соблюдение правил, сберегающих зрение.
Я предлагаю упражнения для глаз:расслабить мышцы лба, медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1—2 с так же перевести взгляд вверх, вправо, вниз. Проделать 10 раз. Затем в другую сторону. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться. Можно упражнение делать с закрытыми глазами [1], [7].
Также я составила памятку для работы за компьютером:правильный выбор современных мониторов; не сидите слишком близко к экрану; раз в 30 минут нужно отводить глаза от монитора и смотреть вдаль, делать гимнастику для глаз; освойте слепой метод печати; используйте держатель для бумаги на уровне с монитором; не забывайте моргать; ограничивайте время работы за компьютером; если прописаны очки для постоянного ношения, работайте за компьютером в очках.
Список литературы:
1.Гимнастика для глаз при работе за компьютером. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.compgramotnost.ru/computer-i-zdorovye/gimnastika-dlya-glaz-pri-rabote-za-computerom (дата обращения: 24.12.2012).
2.Как защитить зрение от влияния монитора. [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL: http://mirsovetov.ru/a/medicine/others/vision-monitor.html (дата обращения: 24.12.2012).
3.Некрасовы З. и Н. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать потом. Серия: Дети Индиго. [ozon.ru] — 2007. — 256 с.
4.Осторожно, компьютер! Рекомендации по сохранению здоровья пользователей компьютеров. С.-П.: СпецЛит, 2009 г. — 48 с.
5.СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно–вычислительным машинам и организации работы».
6.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
7.Упражнения при работе на компьютере. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://uchinfo.com.ua/kabinet/fismin.htm (дата обращения: 24.12.2012).