Существует ряд работ, посвящённых изучению условий труда водителей, работающих на различных типах электротранспорта [2, 5]. Вместе с тем, в литературе отсутствуют данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности водителей электротранспорта г. Иркутска. Исходя из выше изложенного, в настоящей работе была поставлена цель: провести анализ заболеваемости с ВУТ работающих на МУП «Иркутскгорэлектротранс», выявить влияние производствен­ных факторов на ее формирование, разработать мероприятия, направ­ленные на улучшение условий труда и сохранение здоровья работающих.

Гигиеническая оценка факторов производственной среды прово­дилась общепринятыми методами [4]. Анализ заболеваемости с ВУТ осуществлялся согласно методике углубленного изучения [1]. Показа­тели заболеваемости с ВУТ были исчислены в среднем за период исследования (3 года). В основную группу вошли водители электро­транспорта, контрольная группа представлена работниками управле­ния. Результаты исследований подвергали статистической обработке с вычислением критерия t — Стьюдента-Фишера и различия считали достоверными при р<0,05.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

МУП «Иркутскгорэлектротранс» является крупным транспорт­ным предприятием, осуществляющее перевозку пассажиров г. Иркутс­ка и гостей города практически по всем районам города. В состав данного предприятия входит два крупных депо. В троллейбусном депо работает: 185 водителей, 164 ремонтного и обслуживающего персона­ла, 29 ИТР и служащих. Троллейбусный парк г. Иркутска насчитывает 78 единиц пассажирского подвижного состава. В настоящее время действует 11 троллейбусных маршрутов, общей протяжённостью 240 км. Ежедневно на линию выходит 62 машины. В трамвайном парке работает:189 водителей, 175 ремонтного и обслуживающего персона­ла, 39 служащих. В настоящее время в Иркутске 58 трамвайных вагонов, работающих на 5 маршрутах. Из них ежедневно на улицы города выходят 37 (в выходные дни — 33) перевозя ежедневно более 70 тыс. человек. Из вышесказанного видно, что водители электро­транспорта составляют большую часть работников МУП «Иркутскгор­электротранс». Женский труд широко используется на электротранс­порте, таким образом, среди водителей трамваем 96 % составляют женщины, среди водителей троллейбуса их доля составляет 36 %.

При проведении поисковых исследований было установлено, что характерной особенностью трудовой деятельности женщин-водителей на современном электротранспорте является комбинированное и сочетанное воздействие неблагоприятных производственно-профес­сиональных факторов физической природы, в сочетании со значитель­ным психоэмоциональным напряжением.

Результаты изучения метеорологических условий в кабинах трол­лейбусов показали, что температура воздуха летом выше оптимальных величин (20—30°С) на 5—9°С из-за отсутствия автоматического регу­лирования температурного режима. Зимой температура в кабинах колебалась в верхней зоне от 13,1 до 38,3°С, при этом за смену води­тель покидает кабину и выходит на улицу 4—11 раз (на конечных пунктах и иногда на маршруте при сходе токоприемников с проводов). При исследовании рабочих мест по микроклиматическим показателям (холодный период года) водителей трамваев были получены следую­щие данные: температура воздуха от 21 до 22,5°С; относительная влажность воздуха от 35 до 52; скорость движения воздуха от 0,03 до 0,16. За время рабочей смены водитель трамвая покидает кабину, и выходит на улицу в среднем 8—14 раз на конечных пунктах и для руч­ного перевода стрелок.

Эквивалентные уровни шума в кабинах троллейбусов составили 70—75,3 дБА, что превышает ПДУ на 10—15,3 дБА. Фактический уровень шума в кабине трамвая был в пределах от 93,5 до 96,4 дБ, при ПДК 50 дБ.

По источнику возникновения вибрацию в кабинах троллейбусов относят к транспортной вибрации. При изучении уровней вибрации на полу и сиденье троллейбуса установлено, что преобладают вибрации в диапазоне частот от 2 до 250 Гц, превышающие ПДУ на 1—17 дБ. Измерение уровней общей вибрации трамваев в большинстве случаев не превышало ПДУ и находилось в пределах от 65—69 дБ. Вибрацию можно рассматривать как сильный стресс-фактор, оказывающий отри­цательное влияние на психомоторную работоспособность, эмоцио­нальную сферу и умственную деятельность человека.

При оценке рабочей позы водителя трамвая выявлено, что 60 % мышц находится в нефизиологическом состоянии. При оценке рабочей позы водителя троллейбуса, так же обнаружено периодическое нахож­дение в неудобной (работа с по воротом туловища, неудобным разме­щением конечностей и др.) и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга).

В соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» класс условий труда водителей трамваев, как по показателям вред­ности, так и по тяжести и напряженности, можно классифицировать как вредный класс условий труда — 3.2., а гигиеническая оценка усло­вий труда водителей троллейбусов по степени вредности и опасности, учитывая сочетание двух факторов класса 3.2 (шум и напряжённость труда) относится к классу 3.3 (вредные условия труда 3 степени) [4].

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Динамика заболеваемости с ВУТ работающих в МУП «Иркутск­горэлектротранс» за 2008—2010 г. характеризуется стабильно высо­ким уровнем за весь изучаемый период. В структуре заболеваемости среди водителей электротранспорта по случаям первое место зани­мают болезни органов дыхания, второе — болезни костно-мышечной системы, третье — болезни системы кровообращения. Далее — болез­ни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы. Структура заболеваемости по случаям не соответствует таковой по дням, где пер­вое место занимают — болезни костно-мышечной системы, второе — болезни органов дыхания, третье — болезни кровообращения. Далее идут болезни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы, болезни нервной системы, болезни системы крови. Среди болезней органов дыхания у водителей электротранспорта преобладают острые респираторные инфекции, острый фарингит. Болезни костно-мышечной системы представлены, в основном, пояснично-крестцовым радикулитом, люмбалгией, цервикалгией. Среди болезней системы кровообращения — гипертоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу. Среди болезней органов пищеварения — гастриты, дуодениты, язвенная болезнь. Среди заболеваний моче-половой системы- хронические пиелонефриты, циститы, сальпингоофориты. Среди болезней крови — железодефи­цитная анемия.

Уровень заболеваемости отдельными формами болезней в основной группе в 1,7—3,4 раза достоверно выше (р<0,05) таковых у лиц контрольной группы. Уровень заболеваемости болезнями органов дыхания достоверно выше у водителей электротранспорта, в связи с неблагоприятным влиянием микроклимата, так как водители вынуждены выполнять производственные операции на открытом воздухе, как в холодный так и теплый период года, подвергаясь воздействию климатических параметров г. Иркутска.

Высокий уровень заболеваемости болезнями костно-мышечной системы у водителей свидетельствует о влиянии производственных факторов. Длительное нахождение в нефизиологической позе вызывает перенапряжение мышц в лучезапястном, тазобедренном, голеностопном суставах, мышцах шеи. Все это способствует затруднению кровообращения в данных мышцах и создает условия для развития заболеваемости костно-мышечной системы.

Характер труда водителей пассажирских транспортных средств, определяется сложностью дорожно-транспортной обстановки, ответственностью за безопасность пассажиров и сохранность транспортного средства, дефицитом времени, что вместе взятое приво­дит к развитию значительного нервно-эмоционального напряжения. У женщин-водителей электротранспорта повышен уровень соматизации, тревоги, депрессии с тенденцией к повышению этих показателей с увеличением возраста и стажа работы, так как работа водителя харак­теризуется высоким нервно-эмоциональное напряжением, связанным с риском дорожно-транспортных происшествий, неблаго­приятным микроклиматом, длительными статическими нагрузками. Комплекс воздействующих факторов рабочей среды (таких как вибрация, шум), а так же факторов трудового процесса — (тяжести и напряженность труда) приводит к тому, что индекс риска болезней сердца и сосудов у водителей в 3 раза выше, чем у работников других профессий [3].

Анализ заболеваемости с ВУТ отдельных возрастных групп пока­зал, что наиболее высокий уровень заболеваемости по всем показате­лям у водителей электротранспорта в возрастной группе 50—54 года, которая формируется за счет сердечно-сосудистых заболеваний, болезней костно-мышечной системы, и в возрасте 23—28 лет, в кото­ром заболеваемость формируется за счет острых респираторных инфекций, что является характерным для данной возрастной группы. По сравнению с основной группой уровни заболеваемости у лиц конт­рольной группы в соответствующих возрастных группах в 3 раза ниже.

Анализ заболеваемости с ВУТ водителей электротранспорта в зависимости от стажа показал, что после четырех лет работы достоверно (р<0,05) возрастает уровень заболеваемости по болевшим лицам и дням нетрудоспособности и остается высоким, начиная со стажа 5 лет и заканчивая 20 и более лет работы водителем. У лиц же контрольной группы с увеличением стажа наблюдается достоверное (р<0,05) снижение уровней заболеваемости по всем основным показателям. Рост уровней заболеваемости с ВУТ по мере увеличения стажа работы в конкретных производственно-профессиональных усло­виях позволяет судить о влиянии условий труда на заболеваемость.

На основании проведенных исследований разработан комплекс санитарно-технических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работающих.

Таким образом, исследования установили, что условия труда водителей электротранспорта по показателям вредности и опасности относятся к вредному классу. Динамика заболеваемости с ВУТ за три года характеризуется стабильно высоким уровнем за весь изучаемый период. Отмечается более высокий уровень заболеваемости в уровнях патологии по отдельным классам болезней у водителей электротранс­порта, по отношению к лицам контрольной группы. Доказано влияние производственных факторов на показатели временной нетрудоспособ­ности. Установлена зависимость уровней заболеваемости с ВУТ от стажа.

Список литературы:

Догле Н. В. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (методы изучения) / Н. В. Догле, А. Я. Юркевич. — М., 1984. — 183 с.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Мажбиц Е. Г. Анализ состояния здоровья женщин-водителей трамваев по данным углубленного изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности // Профессия и здоровье: материалы IV Всерос. конгресса. — М., 2005. — С. 110—112.

Попов А. И. Особенности артериальной гипертензии у водителей автотранспорта в условиях крайнего севера: Автореф. дис.. .канд. мед. наук — М., 2007. — 23 с.

Р. 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Ушакова Л. В. Особенности трудовой деятельности и состояние здоровья женщин, работающих в подразделениях Горэлектротранса: Дис. …канд. мед. наук / Л. В. Ушакова. — М., 1999. — 211 с.