Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по практике на тему «Организация психологической службы в школе»

Практика является неотделимой частью учебного процесса. Учебно-ознакомительная практика позволяет студенту познакомиться с основами будущей профессии.

Введение

Практика является неотделимой частью учебного процесса. Учебно-ознакомительная практика позволяет студенту познакомиться с основами будущей профессии.

Цель практики: ознакомиться с деятельностью психологов разных учреждений, получение первоначальных профессиональных навыков и опыта, а также усвоение приобретенных теоретических знаний.

Задачи учебно-ознакомительной практики:

) формирование представлений студента о своей будущей профессии;

) подготовка к овладению общих профессиональных и специальных дисциплин;

) овладение первыми практическими навыками в выбранной профессии и приобретение опыта работы по выбранной специальности.

1. Ознакомление с основами организации психологической службы образовательного учреждения

В настоящее время в системе школьного образования работает множество разного вида и масштабов образовательных учреждений, и никто не опровергает необходимость психологической службы в каждой школе.

Основной целью деятельности психолога в образовательном учреждении является охрана психического здоровья ребенка, поэтому вся его деятельность обращена на предоставление психологической помощи детям, родителям и педагогам.

Целью предоставления психологической помощи является преодоление разного рода психологических затруднений. В жизни каждому человеку достаточно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, принадлежащими к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему присуще стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Впрочем, реализуя на практике это стремление, человек оказывается часто в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно одолеть которых он не может.

Психология — наука о душе, о внутреннем мире человека, и особенно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно значительные для него проблемы.

Психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который обладает методами оценки психических явлений и умеет их приспосабливать.

Психологическая служба — система практического использования психологии для решения совокупных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в разных сферах и областях жизнедеятельности человека. Психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе образования, главной задачей которого является обеспечение полноценного психического и личностного развития детей.

Психологическая служба образования рассматривается как необыкновенное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, педагогами, родителями. В центре этого взаимодействия находятся интересы формирующейся личности. Цель службы — обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

Основные задачи психологической службы образования:

необходимая психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;

консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая и реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;

социально-психологическая помощь, участие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;

формирование заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей;

психологическая помощь детям и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;

психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития личности детей.

Работа службы включает в себя психологическую помощь детям, их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса. В своей деятельности служба должна следовать международным актам в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным и региональным законодательством, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, положениями и уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев службы.

Деятельность службы производится во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, в близком контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Взаимодействие совершается на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости. Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается.

Главными приоритетами деятельности психолога образовательного учреждения являются:

максимальная поддержка полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

создание эмоционального и психологического комфорта в учреждении;

обеспечение оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей;

обучение педагогов полноценному и развивающему общению с детьми;

содействие повышению психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

В требованиях к личности психолога выделяются следующие основные характеристики:

. Психолог обладает высокими умственными способностями, проницательностью, рассудительностью, широтой интересов и объективностью взглядов.

. Психолог общителен, его отличает готовность к контактам и умение их поддерживать, он тактичен и дипломатичен в общении, умеет эмоционально притягивать к себе людей.

. Психолог умеет организовать группу, подчинить интересы личности групповым интересам, быстро решает практические вопросы, обладает умением предвидеть результаты и исход своих действий.

. Психолог обладает чувством долга и повышенным чувством ответственности за свои действия и слова, осознает границы своей профессиональной компетентности.

. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, способен сохранять самообладание в разных ситуациях, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

В работе с педагогами психолог должен опираться на психологию педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов разных профилей, психологию обучения и воспитания, психологические особенности коллектива, основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важно придать своим действиям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов характер. Этому в значительной степени будут способствовать такие профессионально важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, самообладание, внимательность, дружелюбие, высокая профессиональная компетентность и широкий кругозор.

Психологу следует иметь в виду особенности учебной и воспитательной деятельности, осмыслить психологическую характеристику учебных предметов и специфики их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения.

Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями всегда содействует оптимизации контактов с детьми, их родителями.

2. Организация психологической службы в МБОУ ОО № 01

Учебно-ознакомительная практика проходила в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Основная общеобразовательная школа № 01 (далее школа). В школе обучается 246 человек, из них начальное общее образование (1-4 кл.) — 109 чел., основное общее образование (5-9 кл.) — 137 чел. Коллектив учителей по количеству составляет 20 человек, из них высшее образование имеют 11 человек, педагогическое 9 человек.

Так как школа имеет небольшое количество учащихся и педагогов, обязанности психолога выполняет заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения.

Кабинет психологической службы также в школе отсутствует. При необходимости для мероприятий, проводимых в рамках психологической работы, используется кабинет заместителя директора по воспитательной работе. Помещение уютное, отремонтированное, оформлено цветами и неяркими тонами в отделке. В качестве оборудования и инструментария психологическая служба оснащена следующим: в кабинете имеется компьютер, стол и стулья для школьников по возрасту, аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей. Информационные материалы о смежных специалистах (невропатолог, логопед и др.) и информация о специализированных детских учреждениях (центры, консультации и т.д.) расположена на оформленном стенде. Для организационно-планирующей работы психолог обеспечен соответствующими методическими материалами: нормативная и специальная документация, психолого-педагогическая литература и периодические печатные издания, программы обработки и анализа психодиагностических данных.

Основные мероприятия, проводимые в рамках работы психологической службы школы № 01 заложены в план воспитательной работы на 2013 — 2014 учебный год по пункту аналитико-диагностическая деятельность, работа с семьей, работа с классными руководителями. В план включены такие мероприятия как психолого-педагогическая характеристика 1 класса, анкетирование «Социометрическое исследование коллектива», изучение уровня воспитанности в 4-х, 9-х классах, выявление уровня тревожности, организация коррекционной работы во 2 б и 6 б классах, работа с неблагополучными семьями, организация помощи социально незащищенным ученикам, выявление способов воздействия педагогов на учащихся, изучение интереса к жизни в школе, операция «Брошенные дети», занятость трудных учащихся в каникулярное время, анкетирование «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников», индивидуальная работа с родителями неуспевающих учеников, оценка работы классных руководителей, анкетирование родителей 4 класса (выпускного из начальной ступени школы), операция «Подросток» и отдыхаем всей семьей.

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. Главные задачи работы с родителями следующие:

изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в становлении личности;

психологическая диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

широкое применение педагогических возможностей самих родителей;

организация скорой психолого-педагогической помощи семье;

придание работе с родителями живого, практического характера.

Преимущественно оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми являются занятия в форме тренингов. Но употребление тренинговых форм работы с родителями в современных условиях является нереальным: социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени у родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой недостаток запроса о психологической помощи. Поэтому главной формой работы с родителями является психологическое консультирование.

Сложная категория, с которой работает психолог, это педагоги. Они различно воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием и скептицизмом и даже открытой враждебностью. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогут ему достигнуть доверия в педагогическом коллективе. Лучше всего начать с психодиагностики личности, ведь каждому человеку свойственно стремление к самопознанию. Для более точного диагноза психологу следует наблюдать педагога в общении с детьми и коллегами, в разной деятельности, анализировать учебно-воспитательный процесс. Изучив особенности того или иного педагога, следует дать советы: как, исходя из сильных сторон своего характера, оптимизировать педагогический труд.

Исследование педагогического коллектива включает в себя следующие параметры: психологическая атмосфера, уровень развития коллектива, самооценка и взаимооценка членов коллектива, стиль управления, отношения «руководитель — подчиненный», уровень социально-коммуникативной компетентности и межличностных отношений в коллективе, уровень притязаний педагога, уровень эмпатии по отношению к детям, уровень личностной тревожности педагогов и др. Социально-психологические исследования педагогического коллектива — процедура, требующая жесткого соблюдения конкретных этических требований: точности в проведении исследования и истолковании экспериментальных данных. Никто не должен иметь доступа к материалам исследований, а их описание возможно только самим психологом. Данные по коллективу возникают в общей анонимной форме, для педагогов проводятся индивидуальные консультации. Без глубокого первоначального анализа данных и соответствующей подготовки психолог не должен сообщать о каких-либо результатах. Следует также довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, а выполняется в интересах людей с целью гармонизации их личности.

Педагоги очень остро чувствуют оценку их личностных особенностей, так как они уже привыкли сами оценивать других. Им очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено их собственными слабостями или недостатками. Некоторые педагоги имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая выводы психолога.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

В модели психологической службы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог мобилизован помочь руководителям в определении сильных и слабых сторон их личности, установлении благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выборе образцового стиля управления и деятельности, диагностике особенностей педколлектива, правильном подборе, расстановке и аттестации кадров, разрешении производственных и межличностных конфликтов. Помимо социально-психологического аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности планирование, анализ педагогического процесса, определение его целей и задач, приоритетных направлений развития образовательного учреждения.

Заключение

Работа психологической службы образовательного учреждения включает в себя работу не только с детьми, но и с взрослыми, родителями, педагогами, администрацией учебного заведения.

Особое значение имеет профессиональная подготовка психолога. Психолог совмещает в себе ученого и практика: он должен быть компетентным исследователем, способствовать получению новых знаний о ребенке и уметь использовать эти знания на практике для решения детских проблем. Он должен иметь не только глубокие знания психологии и смежных дисциплин, но и грамотно разбираться в реальной жизни детей, воспитывающихся или обучающихся в учреждениях разного типа. Образовательные учреждения в зависимости от своего типа имеют свою специфику и в соответствии с ней предъявляют особые требования к деятельности практического психолога. Эти требования всегда связаны с уровнем подготовки и направленностью психолога, как профессионала, с его личностными особенностями, как человека, с его включенностью в современную общественную жизнь и культуру. Психологу необходимы большой запас знаний и владение различными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами, незаурядность личности и разносторонняя культура мысли.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1246

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке