Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по практике на тему «Социальное сиротство в Российской Федерации — проект МУП ‘Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних'»

Происходящие в нашей стране перемены привели к возникновению целого ряда проблем социально-экономического характера. Одной из проблем является деградация части активного населения страны. Отсутствие работы, ценностных ориентиров, дальнейших перспектив и другие социальные факторы привели к тому, что многие семьи попали в разряд неблагополучных.

Написание отчета за 5 дней

Содержание

1. Аналитико-исследовательское обоснование проекта

2. Характеристика типологии проекта

3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей

4. Организационно-управленческое обеспечение мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5. Кадровый состав Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей

6. Экономическое и финансовое обеспечение

7. Препятствия и риски

8. Эффективность и значимость проекта

9. Управление проектом

Библиографический список

Приложения

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

1. Аналитико-исследовательское обоснование проекта

Актуальность данного проекта состоит в том, что в контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В первую очередь от сложившейся ситуации в неблагополучных семьях страдают дети. Те социальные установки, которые они получают в неблагополучной семье, не позволяют им пройти адекватную социализацию и настраивают их на существование подобное тому, какое ведут их родители. Более того, неблагополучие семьи является главной причиной формирования проблемы детей, оставшихся без попечения родителей. Высокий же уровень смертности на фоне неблагополучия увеличивает число детей-сирот. Детям необходимо помочь и главная роль здесь отводится государственным социальным институтам.

Определим терминологию, которая будет использоваться в описательной части проекта.

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с:

1) лишением их родительских прав;

2) ограничением их в родительских правах;

3) признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

4) объявлением их умершими;

5) отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

6) нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

7) уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

8) отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

9) в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей — совокупная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя федеральный и региональный банки данных. Первоначально эти данные в виде анкет и фотографий детей формируются и передаются в региональный банк данных органами опеки и попечительства.

Социальное сиротство — обобщающее понятие, которое включает в себя проблему детей, оставшихся без попечения родителей, а также тех детей, которые не признаны официально таковыми, но фактически находятся без внимания, надзора и присмотра со стороны взрослых.

Сегодня в России функционируют различные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но их задача — обеспечить решение проблемы уже после того, как она возникла. Другими словами, клиентами данных учреждений являются дети, которые уже стали сиротами или остались без попечения родителей. И как видится, их число можно заметно сократить, если решать проблему до того, как она возникла, а именно, заниматься предупреждением и профилактикой в данном направлении.

К сожалению, сегодня эта проблема фактически не решена на территории Камчатского края. Работа по предупреждению и профилактике сиротства в г. Петропавловске-Камчатском ведётся на общественных началах. Так, в городе действуют так называемые рабочие группы по организации индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Рабочие группы впервые появились в краевом центре в 2003 году в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому, социально-педагогической и психологической реабилитации семей. Создавались они для работы в жилых микрорайонах на добровольных началах. В их составе чаще всего медики, психологи, педагоги, социальные работники. Данные группы проводят постоянные рейды в неблагополучные семьи, ведут с родителями профилактические беседы о необходимости сменить образ жизни. Но как показывает практика, данная работа зачастую не находит одобрения со стороны самих родителей, которые подобные визиты воспринимают агрессивно и враждебно, а значит, проводимые с ними беседы игнорируются.

Тем не менее, деятельность данных профилактических групп имеет свои положительные результаты. С помощью рабочей комиссии, только в 2013 году 28 семей, в которых обстановка нормализовалась, сняли с учета. Удалось вывести из острейшего кризиса 12 семей, предупредить в них лишение родительских прав. Результат — 34 ребенка остались дома. Но из поля зрения эти семьи не выпускают и по сей день. Летом 2013 года 15 подопечных детей прошли полное обследование в поликлинике, получили профилактическое лечение в дневном стационаре. Особое внимание здесь уделяют занятости детей в летние каникулы, помогают организовать отдых несовершеннолетних, стараются, чтобы подростки из неблагополучных семей прошли «курс молодого бойца» в оборонно-спортивном лагере «Огонек». В нынешнем году активными видами отдыха были заняты 98 процентов «трудных» ребят микрорайона. Члены рабочей группы активно участвуют в операции «Подросток», акциях «Помоги собраться в школу», «Гарантия прав на образование — каждому подростку».

Таким образом, следует вывод, что профилактика сиротства (в том числе проблемы детей, оставшихся без попечения родителей) может приносить положительные результаты, но только в случае её правильной организации. Данная работа в г. Петропавловске-Камчатском должна перейти в рамки государственных и муниципальных учреждений. Именно поэтому в рамках проекта предлагается создание Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

На сегодняшний день вопросы профилактики сиротства в той или иной мере решаются следующими муниципальными учреждениями г. Петропавловска-Камчатского:

1) МУП «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Петропавловска-Камчатского;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

2) отделение сопровождения семьи и детей и ранней коррекции детского развития МУ «Центр по работе с населением».

Но как недостаток данных учреждений следует отметить их многопрофильность. Профилактика сиротства должна быть целенаправленной и ею необходимо управлять. Задачу управления необходимо решать в рамках Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Необходимость создания Центра диктуется данными официальной статистики. Так, при общем снижении рождаемости возрастает количество детей, рожденных и воспитывающихся в неблагополучных семьях.44,2 % детей воспитываются в малоимущих семьях, 17,9 % детей — в неполных семьях, 6,3 % — в неблагополучных семьях, 4,5 % — в семьях, находящихся в социально опасном положении. Все эти дети входят в так называемую «группу риска» по социальному сиротству. Именно с данным детьми и должен работать проектируемый Центр. [9, с. 195]

Количество сирот в Камчатском крае сегодня достигло 10,5 тыс. человек (3,3 процента от общей численности детского населения). При этом 79 процентов из них — социальные сироты при живых родителях. Более 150 «брошенных» детей ежегодно пополняют дома ребенка. Если брать во внимание усиление негативного влияния финансового кризиса на экономику нашей страны, то эти цифры будут в ближайшее время увеличиваться. [5]

Многие существующие учреждения социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают по старым методикам, которые направлены на изоляцию таких детей от семьи. Ребёнок, становясь сиротой, в большинстве случаев попадает в интернат, который ни при каких условиях не может заменить нормальную семью. По данным исследователей, каждый третий бывший детдомовец попадает на скамью подсудимых, каждый пятый — в сообщество бомжей, а каждый десятый совершает суицид. [9]

Задачами интерната не является поиск альтернативных вариантов дальнейшего развития его воспитанников. В интернате нет специализированных служб, которые бы занимались поиском возможных родственников детей или приёмных родителей. Детей-сирот необходимо ограждать от общественных форм воспитания, устраивать в семьи.

К 2014 году федеральные власти намерены на треть сократить эти «учреждения советского образца», где система воспитания ориентирована на изоляцию детей от семьи. Краевые власти также развернули активную работу по пропаганде новых замещающих форм устройства детей. Основные из них — опека и приемная семья. В 2014 году, например, только в из 88 детей, оставшихся без попечения родителей, три четверти устроены в семьи. Но ежегодно число детей, изъятых у родителей, равняется числу устроенных в семьи.

Так называемые замещающие формы устройства детей в регионе развиваются медленно. Одна из причин — отсутствие организационного центра, который бы аккумулировал в себе всю необходимую информацию, анализировал ситуацию и разрабатывал новые методики. Для развития института приемной (замещающей) семьи срочно необходимо создавать материальные, правовые, информационные условия и возможности. Этими вопросами и должны заняться специализированные государственные или муниципальные учреждения.

Ниже приводится характеристика основных инструментов, которые используются в социальной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Усыновление (удочерение) — принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного — со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей — и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Опека и попечительство — форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов.

Патронатный воспитатель — совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с органом опеки и попечительства о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Попечители — совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей.

Социальные службы по обслуживанию детей — организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста. Необходимо ввести дополнительное понятие, такое как «Профилактика сиротства».

Профилактика сиротства — комплекс мер, направленных на предупреждение сиротства (в том числе социального), а также на снижение негативных последствий от данного социального явления, которые включают в себя:

1) воспитательно-педагогическая работа с родителями детей из группы риска;

2) формирование базы данных о родственниках и близких детей из группы риска, которые могли бы обеспечить их приём, в случае если они останутся без попечения родителей;

3) организацию работы по передаче детей, оставшихся без попечения родителей в полноценные семьи.

Другими словами, главная задача профилактической работы в данном направлении — предупредить сиротство, а если этого не получилось, то не допустить попадание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждения постоянного пребывания (интернаты), либо сделать их пребывание в этих учреждениях менее длительным.

социальное сиротство защита ребенок

Итак, предлагаемый проект своей целью преследует (в перспективе) предупреждение и профилактику сиротства в г. Петропавловска-Камчатского.

Непосредственная цель проекта — создание муниципального учреждения «Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

1) Дать характеристику типологии проекта;

2) Рассмотреть вопросы нормативно-правового обеспечения деятельности Центра;

3) Рассмотреть вопросы организационно-управленческого обеспечения Центра;

4) Обосновать кадровый состав Центра, его экономическую и финансовую базу;

5) Рассмотреть возможные препятствия и риски;

6) Дать характеристику эффективности и значимости деятельности Центра;

7) Рассмотреть вопросы управления Центром.

При положительной реализации проекта предлагается создать аналогичные Центры в других районах г. Петропавловска-Камчатского.

2. Характеристика типологии проекта

3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Система нормативных актов, которые регламентируют деятельность Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей включает в себя:

—       Конституцию РФ;

—       Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (действует до 1 января 2015 года);

—       Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014)»Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступает в силу с 01 января 2015 года);

—       Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 02.07.2013).

В Конституции РФ устанавливаются основы социальной политики в отношении семьи. Согласно ст.7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В нашей стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. [1]

В статье 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [2] даётся перечень учреждений и предприятий социального обслуживания, которые могут быть организованы на местах. В этот перечень, в том числе, входят центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Закон допускает создание и других социальных учреждений.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014)»Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» более конкретно определяет категории граждан, в том числе, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на получение социальной помощи федеральными и территориальными органами социального обеспечения населения. Также указанный закон расширяет права социальных служб в области контроля за обращением с детьми в семье.

Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» предусматривает формирование и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:

1) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

2) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

3) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что вопросы создания учреждений социальной защиты населения отнесены к ведению субъектов Федерации. Поэтому для создания Центра и реализации предлагаемого проекта необходимо принять на уровне Правительства Камчатского края Постановление «О создании учреждений социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей», в котором определить порядок создания данных учреждений, а также их основные задачи, направленные именно на профилактику сиротства (в том числе социального). При этом необходимо исключить дублирование функций и задач органов опеки, которые занимаются непосредственно решением юридической стороны вопроса, а именно, ведут учёт детей, которые уже признаны сиротами или оставшимися без попечения родителей, осуществляют над ними опеку и попечительство, участвуют в оформлении юридических фактов усыновления или установления опеки и попечительства и так далее. Социальные учреждения, в первую очередь, должны решать вопросы профилактики социального сиротства как явления.

4. Организационно-управленческое обеспечение мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Существующая система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена в основном на решение проблемы после её наступления. Не достаточно внимания уделяется профилактике данной проблемы. Работа в этом направлении ведётся в рамках рабочих групп по организации индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, но ведётся она на общественных началах.

Другим недостатком существующей системы является отсутствие информации о родных и близких детей, проживающих в неблагополучных семьях, которые могли бы принять на себя обязанности воспитания и содержания данных детей при необходимости. В результате работа по поиску родных и близких начинается только после того, как дети становятся сиротами, или остаются без попечения родителей (после официальной процедуры).

Задачи социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе вопросы профилактики) в городе Петропавловске-Камчатском возложены на отделения сопровождения семьи и детей при территориальных центрах по работе с населением в районах г. Петропавловска-Камчатского. Деятельность данных отделений разнонаправлена, и вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются косвенно. Получается, что основная работа в отношении данной категории детей в городе Петропавловске-Камчатском осуществляется органами опеки и попечительства. Но необходимо помнить, что данные органы вступают в проблему ребёнка только после того, как он стал сиротой или остался без попечения родителей.

Таким образом, создание в Петропавловске-Камчатском центров профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей, позволит организовать работу по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на новом уровне, уделяя особое внимание вопросам профилактики. Клиентами данных социальных учреждений должны стать не только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (после их официального признания таковыми), но и дети, которые относятся к группе риска, то есть, проживают в неблагополучных семьях, фактически находятся без надзора и присмотра со стороны взрослых, и являются социальными сиротами.

На первоначальном этапе предлагается создать экспериментальный Центр в городе Петропавловске-Камчатском.

Причина создания Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей — назревшая необходимость в усовершенствовании системы социальной защиты данной категории детей, которая на первые планы должна выдвигать вопросы профилактики.

Основные ценности, которые преследуются в ходе реализации проекта:

1) Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на социальную поддержку со стороны государства, их права и свободы как человека и гражданина;

2) Право детей на воспитание в полноценной семье;

3) Защита семьи, материнства, отцовства и детства.

Проект направлен на совершенствование системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и преследует он следующие цели:

1) Повышение роли профилактики в системе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) Анализ и обобщение имеющегося опыта предупреждения и профилактики сиротства, его использование в практической деятельности центров профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

3) Создание банка данных на детей, относящихся к группе риска (проживают в неблагополучных семьях, фактически находятся без надзора и присмотра со стороны взрослых, и являются социальными сиротами), в котором будет собираться вся информация о социально активных родственниках ребёнка, его близких, которые могли бы не только взять опеку над ребёнком, в случае признания его сиротой, или если он останется без попечения родителей, но и оказать влияние на родителей таких детей до того, как возникнет проблема;

4) Разработка новых технологий социальной работы с детьми-сиротами (в том числе социальными сиротами), направленных в первую очередь на профилактику данного социального явления.

Для достижения поставленных целей предлагается использовать следующие методы:

1) Социально-психологические. Данные методы направлены на внутренний мир ребёнка и предполагают определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2) Социально-педагогические. При помощи данных методов возможно повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3) Социально-медицинские методы. Предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4) Социально-правовые методы. Включают в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5) Социально-экономические методы. Направлены на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6) Социально-групповые методы. Позволяют социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в семье, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).

Контроль за соблюдением декларируемых целей необходимо возложить на Управление социальной защиты населения администрации г. Петропавловска-Камчатского, а именно, на должностное лицо по вопросам материнства и детства. Механизмы контроля уже давно отработаны и регламентированы нормативно-правовыми актами (в том числе ведомственными). Основная форма контроля — ведомственный контроль.

Необходимо выделить следующие основные функции, которые будут возложены на Центры профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей:

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

1) Выявление детей группы риска (проживают в неблагополучных семьях, фактически находятся без надзора и присмотра со стороны взрослых, и являются социальными сиротами), формирование банка данных на таких детей, а также на их социально активных родных и близких.

2) Профилактика семей группы риска в целях возможной коррекции их образа жизни.

3) Лечение, оздоровление, медико-социальная, социально-психологическая реабилитация ребёнка, педагогическая коррекция.

4) Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка). Изъятие ребёнка из негативного социального окружения в случае, если другими методами защитить его интересы не представляется возможным.

5) Установление над ребёнком опеки и попечительства (привлекая родных и близких с их согласия), возможное усыновление, в крайнем случае, передача ребёнка в специализированное детское учреждение.

Следует отметить, что все эти функции Центр должен осуществлять во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами. Учитывая, что перечисленные функции в той или иной мере возложены на другие социальные учреждения и государственные органы, роль Центра должна быть в основном организационно-аналитической, из чего и должна строиться их организационно-управленческая структура.

При реализации своих основных функций, Центр должен взаимодействовать со следующими государственными органами, учреждениями и общественными организациями (горизонтальные связи):

1) Органы управления образованием и образовательные учреждения;

2) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) Органы опеки и попечительства;

4) Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

5) Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

6) Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;

7) Подразделения по делам несовершеннолетних при УВД;

8) Органы службы занятости;

9) Отделения сопровождения семьи и детей и ранней коррекции детского развития в районных центрах по работе с населением г. Петропавловска-Камчатского.

10) Другие органы и учреждения, общественные объединения.

Необходимо выделить следующие крупные блоки, которые должны присутствовать в Центре:

1) Информационно-аналитическое отделение (систематизация информации, формирование базы данных, анализ);

2) Отделение работы с семьёй (изучение возможности социальной реабилитации проблемных семей, принятие профилактических мер в области социального сиротства);

3) Отделение связей с государственными и иными органами, учреждениями и общественными объединениями (выявление детей группы риска, розыск и сбор информации о социально активных родных и близких, взаимодействие с органами опеки и попечительства, изъятие детей из социально-опасной среды, временное устройство детей в социальные стационарные учреждения и т.п.);

4) Отделение педагогической, медико-социальной и социально-психологической работы.

Ещё раз необходимо подчеркнуть, что главная роль создаваемого Центра — организационно-аналитическая. То есть, специалисты Центра, выполняя свои функции, используют силы и средства действующих социальных учреждений, при этом, получают и систематизируют информацию, разрабатывают мероприятия и вносят предложения, направленные на профилактику социального сиротства.

Данное учреждение имеет линейный тип департаментализации. То есть, руководство осуществляется сверху вниз, а взаимодействие между подразделениями — через вышестоящих руководителей. Для решения определённых задач могут создаваться штабы, в которые включаются специалисты различных отделений.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Объект деятельности организации — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе, социальные сироты). Анализируя организационную структуру Центра, можно сделать вывод о том, что объект не утрачен. Деятельность всех структурных подразделений Центра в целом направлена на профилактику сиротства (в том числе социального) и на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Эта деятельность, в основном, носит организационно-аналитический характер, что обуславливает простоту органограммы.

Следует отметить, что в процессе деятельности Центра может возникнуть необходимость дополнительного набора сотрудников функциональных отделений, так как трудно предвидеть их потребность, что приведёт к дополнительным затратам. Тем не менее, возникновение экстренной ситуации не должно привести к необходимости формирования новых структурных подразделений, так как все функции распределены между имеющимися блоками.

Учитывая, что сотрудники Центра будут находиться в постоянном взаимодействии с другими субъектами социальной защиты, необходимо сформировать соответствующий имидж организации, что облегчит процесс установления контактов. Имидж организации планируется поддерживать через средства массовой информации, освещая положительные результаты её деятельности и пропагандируя её роль в профилактике социального сиротства.

Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как комплексная система социально-политической деятельности региона, предоставляющая этой категории детей все социальные гарантии, цель которых — обеспечение возможности для эффективной социализации и полноценного развития в интересах личности и общества. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.

В настоящее время в содержание государственной политики по защите детей-сирот, находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в регионе: дети все чаще становятся жертвами переживаемых реформ, перемен и переоценок.

На основании результатов прогнозного поиска проблем социального сиротства и в соответствии с построенным «деревом проблем», нами проведен нормативный прогноз, включающий в себя определение целей и возможных путей решения обозначенных раннее проблем изучаемого объекта. Нормативный прогноз нами представлен как «дерево целей» .

Построение «Дерева целей» помог нам наметить пути совершенствования региональной системы профилактики социального сиротства. Теоретический инструмент изучения проблемно-целевых ситуаций мы представили в иду «проблемно-целевого ромба, вершины которого составляют конечную цель (самоцель) — с одной стороны и ключевая проблема — с другой, а оба бедра на разных уровнях соответствуют целям и проблемам различного порядка.

Проблемно-целевой ромб позволяет ориентироваться на комплексный подход к исследованию целей и проблем всех порядков как единой иерархической системы, а также предложить проект по решению проблем социального сиротства в регионе для достижения поставленных целей

В целях достижения цели, заявленной в программе профилактики социального сиротства, а также в соответствии с требованиям проведения Административной реформы необходимо:

на уровне субъекта Российской Федерации построить сбалансированною систему органов и организации в области защиты прав и законных интересов детей;

на местном уровне поручить органу опеки и попечительства осуществлять единое ведение процесса оказания государственной помощи и (или) защиты прав лиц, нуждающихся в помощи государства;

на уровне работы с ребенком и семьей и ввести управление в работе со случаем (кейс-менеджмент, далее — курирование).

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

1. На уровне субъекта Российской Федерации определить руководителя программы на уровне главы администрации субъекта или его заместителя, ответственного за данное направление

2. Ввести единый региональный орган управления в сфере профилактики социального сиротства — исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление (координацию) деятельности всех остальных участников профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, по проведению комплексного выявления и анализа потребностей в услугах у целевых групп, планированию услуг, бюджетированию, осуществлению государственного заказа, распределению финансовых средств и предоставлению услуг, контролю и оценке эффективности реализуемых в регионе мероприятий и результата для каждого ребенка.

Данная модель управления должна быть определена законом субъекта РФ.

Таким органом может стать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере опеки и попечительства, или иной орган, определенный в законе субъекта Российской Федерации.

Для обеспечения максимального удовлетворения социального заказа при таком органе должна работать рабочая группа (или общественный совет, комиссия и т.п.), которая будет давать свои рекомендации для включения в программы проводить общественную экспертизу программ Департамента.

Предлагаемый процесс «работы с ребенком» имеет вид цепочки последовательных действий уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства по помощи и (или) защите прав и законных интересов ребенка.

Основные этапы планирования:

  • выявление детей, нуждающихся в помощи государства и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • работа по сохранению детей (в том числе, детей — инвалидов) в биологических семьях;
  • работа по ре-интеграции детей с биологической семьей;
  • подготовка ребенка и семьи к семейному устройству;
  • принятие решения о подборе ребенку совместимой семьи
  • работа по устройству детей на воспитание в семью;
  • сопровождение замещающих семей;
  • сопровождение выпускников из всех форм устройства.

При этом на любом этапе возможен возврат ребенка в кровную семью.

Общая структура управления

Процесс завершается либо снятием кровной семьи с учета в органах опеки и попечительства, либо усыновлением ребенка, либо выпуском.

Чтобы такая цепочка реально заработала, необходимо (помимо наделения полномочиями руководителя (владельца процесса):

Процесс завершается либо снятием кровной семьи с учета в органах опеки и попечительства, либо усыновлением ребенка, либо выпуском.

Чтобы такая цепочка реально заработала, необходимо (помимо наделения полномочиями руководителя (владельца процесса):

1) обеспечить наличие в каждом муниципальном районе необходимый минимальный перечень услуг для детей, нуждающихся в помощи государства, а также для их семей,

2) передать службам, предоставляющим такие услуги, необходимые функции;

3) обеспечить комплексный характер оказания услуг и командный профессиональный подход в работе с каждым ребенком: услуги должны оказываться не независимо, а согласованно, по единому плану, с обязательным совместным планированием мер помощи и вмешательства и обсуждением результатов контрольных обследований (для этих целей создается консилиум).

5. Кадровый состав Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Основные характеристики кадрового состава Центра профилактики сиротства и помощи детям.

Руководство Центром осуществляется его директором, который совместно с руководителями функциональных отделений разрабатывает управленческие решения и принимает их единолично. Реализация управленческих решений осуществляется через руководителей функциональных отделений, которые также осуществляют контроль за их выполнением. Руководство Центром полностью формализовано.

Вопросы карьеры сотрудников Центра решаются через формирование кадрового резерва по руководящим должностям. Наиболее опытные сотрудники направляются на соответствующую профессиональную подготовку и включаться в резерв на замещение должностей руководящего состава. Этим самым обеспечивается стимулирование сотрудников к плодотворной деятельности.

Наем сотрудников осуществляется по рекомендации и с обязательной проверкой по учётам МВД, для чего делаются запросы на кандидатов в правоохранительные органы.

Каждые пять лет необходимо проводится аттестация сотрудников, в этих целях создаётся комиссия. Внеочередная аттестация проводится при назначении сотрудников на вышестоящие должности.

На каждую должность разработана должностная инструкция. В приложении 1 представлена должностная инструкция заведующего отделением работы с семьёй.

Должностная инструкция сотрудника подразделения разрабатывается на основе Положения о подразделении.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

В модели предлагается ввести следующие системы показателей достижения результата и виды мониторингов:

1) контроль за обеспечением потребностей развития и жизнеобеспечения ребенка, нуждающегося в помощи государства

Данный мониторинг включает:

контроль обеспечения потребностей развития ребенка (не реже 1 раза в год);

контроль выполнения плана индивидуальной реабилитации (курирования) (не реже 1 раза в год);

контроль безопасности ребенка в семье и организации (ежемесячно, постоянно);

контроль факторов риска семейной дезадаптации (ежемесячно, на постоянной основе);

2) контроль за соблюдением регламентов, положений, за достижением установленных контрольных показателей:

контроль эффективности работы Департамента;

его территориального звена (органа опеки и попечительства, ОМСУ);

организаций — поставщиков услуг;

отдельных работников.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Данные мониторинги включают:

контроль по итоговым количественным показателям для органа власти, организации (не реже 1 раза в год);

контроль достижения результата для ребенка (сводный отчет по результатам контрольных показателей для детей) (не реже 1 раза в год);

контроль качества услуг (сводный по всем услугам, находящимся в компетенции Департамента, или территориального отдела, или ОМСУ, или организации) (не реже 1 раза в год);

для каждого работника — индивидуальный кадровый контроль соблюдением регламентов и достижением индивидуальных плановых показателей (ежемесячно, поквартально, итоговый за год).

3) контроль качества предоставляемых государственных услуг

Данный мониторинг включает

контроль процесса предоставления услуги (соблюдение регламентов, стандартов, положений) (ежемесячно, поквартально, итоговый за год);

контроль по показателям качества услуг (подробнее об этом виде контроля — см. раздел «Финансово-экономическая составляющая модели) (1 раз в 6 месяцев, итоговый за год);

контроль по индикаторам выполнения принципа «хорошей практики» (не реже 1 раза в год);

контроль по индикаторам применения профессиональных технологий в процессе предоставления услуги (не реже 1 раза в год);

супервизирование специалистов (по запросу специалистов предоставляется в любое время, но не реже 1 раза в полгода).

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

4) контроль эффективности программы в целом

Данный мониторинг включает обобщенные количественные и качественные показатели достижения результата для целевых групп (1 раз в год).

5) контроль общих показателей развития человеческого капитала в регионе.

Данный мониторинг включает контроль общедемографических показателей и социально-экономических показателей (1 раз в год).

Кадровый и программный контроль

Одним из факторов успешного развития системы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ является наличие подготовленных специалистов. В силу этого при рассмотрении кадрового вопроса следует учитывать следующие факторы;

потребность в специалистах необходимых для оказания соответствующего объема государственных услуг. Предоставление качественных государственных услуг в сфере профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей невозможно, без наличия персонала, обладающего соответствующей квалификации.

потребность в административном и вспомогательном персонале. Формирование системы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет предъявлять иные требования к составу и структуре административного и вспомогательного персонала.

местонахождение потребителей услуг. Население субъекта РФ должно иметь одинаковую возможность в получении соответствующих государственных услуг. Данный фактор также следует учитывать при определении потребности в специалистах.

На основе проведенного анализа потребности в государственных услугах следует определить потребность в персонале необходимого для оказания соответствующего объема государственных услуг. Потребность определяется исходя из объема времени необходимого для оказания той или иной государственной услуги.

Учитывая специфику оказания государственных услуг в сфере профилактики социального сиротства и семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок расчета потребности по каждому специалисту по каждой государственной услуге будет осуществляться по следующим этапам:

  • определяется плановый объем государственной услуги на год;
  • определяться время на оказание элемента государственной услуги соответствующим специалистом;
  • определяться объем времени необходимый для оказания элемента государственной услуги на основе планового объема государственной услуги;
  • определяется общий объем времени на оказание запланированного объема государственной услуги;
  • определяется годовой объем часов работы соответствующего специалиста;
  • определяется потребность в специалистах для оказания планового объема государственной услуги.

Рассмотрим расчет потребности в психологах при осуществлении государственной услуги «подбор и подготовка замещающих семей». На основе прогнозного анализа определяется прогнозный объем данной государственной услуги необходимый для оказания в отчетном году. Основным специалистом, оказываемым данную услугу, является психолог.

При осуществлении данной государственной услуги работа психолога включает следующие элементы

Элементы работы психолога

Этап

Что делают

Кто делает

Сколько часов/день

Индивидуальное собеседование с кандидатом (семьей) в замещающие родители

Первичное знакомство с семьей, получение первичной информации, принятие решения о возможности дальнейшего сотрудничества

Психологи, ведущие тренинг (ведущий и супервизор)

60 мин на семью. В день — в зависимости от количества записавшихся на собеседование. Максимум — 5 семей. В среднем — 3 семьи в день = 3 часа в день

2. Формирование группы тренинга

Совещание психологов о формировании группы из кандидатов, успешно прошедших собеседование (не более 15-16 человек).

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Психологи, ведущие тренинг (ведущий и супервизор)

1 час в день

3. Проведение тренинга подготовки замещающих родителей

11 занятий тренинга

Психологи, ведущие тренинг (ведущий и супервизор)

4 часа в день — 2 раза в неделю 11 занятий

4. Обязательное собеседование с семьей в течение тренинга (после 4-5 занятия)

Мониторинг актуального состояния семьи, находящейся в процессе подготовки

Один из психологов, ведущих тренинг

60 мин В день — в зависимости от количества записавшихся на собеседование. Максимум — 5 семей. В среднем — 3 семьи в день = 3 часа в день

5. Консультации по запросу семьи в течение тренинга

Психологическое консультирование по вопросам, возникающим в процессе подготовки

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Один из психологов, ведущих тренинг

60 мин В день — в зависимости от количества записавшихся на собеседование. Максимум — 5 семей. В среднем — 3 семьи в день = 3 часа в день

6. Выдача заключения на семью для органов опеки

Составление психологического заключения на семью, прошедшую обучение

Психологи, ведущие тренинг (ведущий и супервизор)

1,5 часа на одно заключение. В среднем — 1 заключение в месяц

Следующим этапом будет являться определение объема часов по элементам государственной услуги осуществляемой психологами для прогнозного объема государственной услуги которая необходимо будет оказать в течении года.

Следующий этап определение общего количества часов работы одного психолога исходя из количества рабочих дней. Общий объем часов психолога в год — 248 рабочих дней х 8 часов = 1984 часов. На основе рассчитанных данных определяется потребность в специалистах.

На основе проведенного анализа государственных учреждений и анализа потребности в государственных услугах осуществляется принятие управленческих решений связанных с дальнейшей деятельностью государственных учреждений, в частности могут быть приняты следующие решения:

оставления без изменений профиль деятельности государственного учреждения;

изменение профиля деятельности государственного учреждения;

реорганизация государственного учреждения.

6. Экономическое и финансовое обеспечение

Основной источник финансирования деятельности Центра — средства бюджета города Петропавловска-Камчатского, в том числе полученные в виде трансфертов на реализацию социальной политики государства. Кроме этого, есть возможность использовать средства, запланированные в рамках ведомственных целевых программ, финансируемых из краевого бюджета и охватывающих вопросы социальной защиты населения.

7. Препятствия и риски

В процессе реализации любого проекта необходимо учитывать те риски, которые могут возникнуть в процессе, чтобы иметь возможность принимать адекватные решения, направленные на уменьшение последствий от их наступления. Основными рисками, которые могут возникнуть в процессе организации деятельности Центра являются:

) Риски, связанные с компетентностью сотрудников;

) Риски финансирования деятельности Центра, которые могут возникнуть в случае усиления кризисной ситуации и ограничения бюджетного финансирования;

) Ухудшение социально-экономической ситуации на фоне кризиса, что сделает работу Центра менее эффективной.

Риски, связанные с компетентностью сотрудников могут быть вызваны тем, что сегодня очень мало выпускается специалистов в данной сфере, более того, низкий уровень оплаты труда способствует тому, что лучшие из них уходят в сферу коммерции.

Риски финансирования могут быть вызваны срывом плана поступления денежных средств в бюджет в связи с имеющим место финансовым кризисом. Для снижения уровня влияния данного кризиса предлагается прибегать к займу.

Ухудшение социально-экономической ситуации в стране может привести к тому, что число неблагополучных семей будет расти и ситуация выйдет из-под контроля. Всё это сделает работу Центра менее эффективной. Практика показывает, что профилактическая роль учреждений социальной защиты населения возрастает только на фоне экономического подъёма. Если имеет место экономический спад, что возрастает роль прямой помощи, оказываемой в виде медикаментов, денежных средств и так далее.

8. Эффективность и значимость проекта

Трудно дать экономическую оценку уровню эффективности деятельности учреждения социальной защиты, так как экономический эффект (а он в любом случае присутствует) достигается не сразу. Нельзя угадать, сколько неблагополучных семей изменят свой образ жизни и обратят внимание на воспитание детей. Нельзя рассчитать, сколько при этом детей смогут пройти нормальную социализацию в обществе и каких успехов в жизни они достигнут и какую пользу (в том числе экономическую) они принесут для общества.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Более того, социальная работа с семьёй позволяет снизить уровень детской и подростковой преступности, что способствует в целом снижению уровня преступности и затрат на содержание правоохранительных органов.

Всё это в совокупности и формирует уровень эффективности и значимости проекта, направленного на совершенствование системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Планируется внедрение новых моделей и технологий профилактики сиротства, применение дифференцированного подхода к удовлетворению культурных потребностей семьи и детей. Планируется создать банк данных на детей группы риска, которые в любой момент времени могут стать сиротами или остаться без попечения родителей. В банке данных будут содержаться все ведения о ребёнке, о его родных и близких, которые могут установить над ним опеку. Всё это позволит более оперативно решать проблему детей, оставшихся без попечения родителей.

Предлагаются следующие основные критерии оценки хода реализации проекта:

1) охват проблемных семей, имеющих несовершеннолетних детей в процентах от общего их числа;

2) число профилактических мероприятий, проведенных за год, % изменения по сравнению с прошлым годом;

3) число детей, которые переданы под опеку родным и близким, их соотношение с числом детей, переданных в специализированные учреждения (интернаты);

4) количество проблемных семей, снятых с учета по достижению положительного результата;

5) количество проблемных семей, повторно поставленных на учет;

6) средняя себестоимость услуги (руб.) и ее изменение по сравнению с прошлым годом (%);

7) исполнение бюджета и бюджетных мероприятий по отрасли социальная защита.

9. Управление проектом

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Управление проектом необходимо возложить на Управление социальной защиты населения администрации г. Петропавловска-Камчатского.

Контрольную функцию возложить на Управление социальной защиты населения администрации г. Петропавловска-Камчатского и в части финансового контроля — на финансовый департамент и управлением экономического развития администрации города Петропавловска-Камчатского.

Управление проектом включает в себя следующие основные этапы:

1) Создание муниципального учреждения «Центр профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей»;

2) Формирование банка данных на детей группы риска, их родных и близких;

3) Внедрение и апробация новых методик профилактики сиротства;

4) Оценка уровня эффективности деятельности Центра и принятие решения о создании аналогичных учреждений в других районах г. Петропавловска-Камчатского.

Система социальной защиты детей в нашем регионе за последние годы претерпела существенные изменения, так как не справлялась с ростом детей-сирот и родителей, лишенных родительских прав. Назрела объективная необходимость изменений в вопросах формирования и внедрения инновационных профилактических услуг.

Создание новой модели профилактики социального сиротства в регионе — на сегодняшний день одна из насущных задач.

Проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, настолько масштабны и многообразны, что требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Все это вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий на региональном уровне программными методами.

Дерево проблем

Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная целевая программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Долгосрочная целевая программа «Точка опоры-2» по профилактике социального сиротства на 2015 — 2017 годы (далее — Программа).

Цель (цели) Программы — создание комплексной системы работы с семьей и детьми, направленной на снижение уровня социального сиротства, обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи Программы:

.        Внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, механизмов профилактики лишений родительских прав, механизмов профилактики отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах.

.      Создание условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной адаптации к самостоятельной жизни и трудовой деятельности; повышение качества предоставления реабилитационных услуг указанным категориям граждан.

.        Организация деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, создание системы профессионального сопровождения замещающих семей и детей, находящихся в замещающих семьях.

.        Создание и развитие адресных, доступных и качественных услуг по профилактике социального сиротства. Проведение эффективной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, расширение спектра и качества социальных и иных услуг, оказываемых воспитанникам организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Объемы и источники финансирования Программы — финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год. Общий объем средств на финансирование Программы составит 150 000,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

Сроки реализации Программы: 2014 — 2017 годы.

Программа реализуется в один этап.

Социальный эффект реализации Программы характеризуется следующими основными показателями:

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

1) снизить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте от 0 до 17 лет (за три года) с 4,5% до 4%.

2) увеличить численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 17 300 до 18 500 чел.

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.

Перечень мероприятий Программы основан на объединении усилий и совместной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений, некоммерческих организаций, на принципах межведомственного, межсекторального, междисциплинарного подходов.

Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:

1) степень достижения запланированных результатов реализации Программы;

2) процент отклонения достигнутых значений показателей результативности от плановых значений;

3) динамика расходов на реализацию Программы;

4) динамика показателей эффективности и результативности реализации Программы.

Примерный перечень услуг по профилактике социального сиротства для различных категорий детей и семей, реализуемых в регионах РФ в настоящее время:

Таблица 5

Перечень услуг по профилактике социального сиротства для различных категорий детей и семей

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Условное наименование услуги

Целевые группы услуги

Перечень вариаций названий данной услуги (из Российского опыта)

Перечень видов работ и помощи, входящих в услугу

1. Профилактические услуги для всех категорий детей и семей

«Общение и реабилитационный досуг»

Все дети Дети в семьях, имеющих начальные признаки неблагополучия Дети в семьях, находящихся в социально — опасном положении Дети в замещающих семьях Отказные дети (0-3 лет) Дети — инвалиды выпускники

семейные досуговые центры, социальные гостиные, клубы многодетных семей, группы свободного общения подростков, «игровые автобусы», «выездные бригады специалистов», группы здорового образа жизни, спортивного досуга и т.п.

— индивидуальная профилактическая работа, создание групп общения и взаимоподдержки возможность для обмена опытом для разрешения накопившихся проблем развитие детей, развитие родительских навыков доступ к развивающим методикам в сельских районах оздоровление

2 «Ясли — сад» Группы дневного пребывания

Все дети Дети в семьях, имеющих начальные признаки неблагополучия Дети в семьях, находящихся в социально — опасном положении Дети в замещающих семьях «Отказные» дети (0-3 лет) Дети — инвалиды Выпускники организаций для детей — сирот и бывшие подопечные

службы дошкольного образования и воспитания

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

— развитие детей развитие родительских навыков обеспечение возможности работать родителям

3 «Найди работу»

Все категории

— опыт ассоциаций родителей детей — инвалидов и многодетных опыт службы соц. патроната г Москвы

— эффективные службы занятости организация новых рабочих мест и индивидуальной трудовой деятельности

4 Помощь страдающим алкогольной зависимостью

Все дети

Группы анонимных алкоголиков Комплексная помощь (Новосибирская область)

Медицинская и психологическая помощь Групповая работа Реабилитационная работа с родителями и детьми, имеющими наркотическую и алкогольную зависимость

Услуги по сохранению ребенка в семье Для детей и семей в ТЖС, СОП, имеющих детей — инвалидов

5. Содействие выявлению детей в ТЖС, СОП, ОБПР

Дети в семьях, имеющих начальные признаки неблагополучия Дети в семьях, находящихся в социально — опасном положении Отказные дети (0-3 лет) Выпускники Дети — инвалиды

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Это не «услуга», а «Функция» органов опеки и попечительства В ряде регионов рассматривается как услуга Специалисты по выявлению (Пермский край) В ряде случаев — курирование

1. Заявительный характер выявления предполагает необходимость проведения работы по стимулированию обращений за помощью: семинары для специалистов, объявления, телефоны доверия, публикации в СМИ 2. Обследование ребенка и семьи (в практике патронатного воспитания включалось в услугу по социальному патронату, в настоящее время — работа ООП, КДН 3. Создание плана защиты прав (ранее в практике патроната, сейчас нет

6. Услуги по профилактике отказов от материнства

Женщины фертильного возраста группы риска Беременные в ТЖС, СОП

Кризисный центр для женщин Консультация Мобильная бригада Выездная бригада и пр.

— разъяснительная работа стационар в кризисной ситуации психологическая помощь в период беременности и сразу после родов услуги раннего вмешательства сразу после родов и в течение первых 3 лет жизни

7 Социальный патронат

Дети в семьях, имеющих начальные признаки неблагополучия Дети в семьях, находящихся в социально — опасном положении Беременные в ТЖС, СОП, Отказные дети (0-3 лет) Дети — инвалиды Выпускники

«социальный патронат» «кураторы» «наставничество» «пост-попечительский патронат» «семейный патронат» «семейный патронаж» «домашние помощники», «визитирование», «работа со случаем», «служба сопровождения», «участковые социальные службы», «мобильнее бригады экстренной социальной помощи», услуга «передышка», социальное такси школьные службы Служба пост-интернатного сопровождения

службы оказания социальной, психо-социальной и социально-реабилитационной помощи на дому кейс-менеджемент (курирование) для детей и выпускников, беременных, только что родивших и т.п. пост-интернатное сопровождение для выпускников

8 Услуги комплексного сопровождения семьи

Дети в семьях, имеющих начальные признаки неблагополучия Дети в семьях, находящихся в социально — опасном положении Дети в замещающих семьях Выпускники. Отказные дети (0-3 лет) Дети — инвалиды

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Службы на базе учреждений по патронату, на базе приютов с СВГ, службы сопровождения замещающих семей ПМСЦ, Службы помощи семье и детям, службы «семья» НКО, оказывающие помощь детям — инвалидам и проч.

Комплексная мульти-профессиональная помощь семье кейс — менеджмент (курирование) диагностика консультирвание групповая работа психотерапия арттерапия игротерапия

9. Услуги раннего вмешательства — по поддержке раннего материнства и раннего развития детей

Все дети Выпускники. Отказные дети (0-3 лет) Дети — инвалиды Дети в семьях, имеющих начальные признаки неблагополучия Дети в семьях, находящихся в социально — опасном положении Дети в замещающих семьях

центры «раннего развития», «раннего вмешательства», центры лечебной педагогики, отделения дневного пребывания матери и ребенка, службы профилактики отказов от новорожденных, отделение»маленькая мама» для несовершеннолетних матерей и т

Специальные услуги для детей от 0 до 3 лет: в случае инвалидности ребенка в случае социальной дезадаптации матери (раннее материнство, семейное насилие, безработица и т.п.) реабилитационная помощь, психологическая поддержка, развитие родительских навыков Кейс-менеджмент Стационар для временного пребывания

Услуги по устройству детей в семью для детей ОБПР должны предоставляться комплексно функции по предоставлению таких услуг должны быть возложены органом опеки и попечительства на организации, либо предоставляться самим органом опеки и попечительства

10 Услуги по комплексной подготовке ребенка к помещению в семью

Дети, оставшиеся без попечения родителей Дети, временно отобранные от родителей Дети в организациях любой ведомственной принадлежности

Предоставлялась в организациях по патронату и в службах СВГ

психолого — педагогическая и медико-социальная помощь

11 Услуги по подбору и подготовке замещающих семей

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Дети, оставшиеся без попечения родителей Дети, временно отобранные от родителей Дети в организациях любой ведомственной принадлежности

Программы подготовки семей в учреждениях по патронату Подготовка семей в приютах с СВГ Школы приемных родителей

правовая, медико социально — психологическая помощь индивидуальная и групповая работа

12 Услуги по комплексному сопровождению замещающих семей

Дети, оставшиеся без попечения родителей Дети, временно отобранные от родителей Дети в организациях любой ведомственной принадлежности

Службы комплексного сопровождения в учреждениях по патронату и в приютах по СВГ Службы сопровождения

правовая, медико социально — психологическая помощь индивидуальная и групповая работа

13 Услуги по компенсирующему обучению (Интеграционное обучение)

Дети, оставшиеся без попечения родителей Дети, временно отобранные от родителей Дети — инвалиды Дети в семьях, имеющих начальные признаки неблагополучия Дети в семьях, находящихся в социально — опасном положении Дети в замещающих семьях Выпускники

«Большая перемена» Различные образовательные программы для детей — инвалидов и выпускников

Ликвидация школьной дезадаптации, подготовка к обучению по массовой программе или для инклюзивного обучения, коррекционное обучение для детей — инвалидов, пост-интернатное обучение для выпускников Профориентационное обучение

Стационарные услуги для детей, беременных женщин, выпускников всех форм устройства в ТЖС, СОП, ОБПР

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

14. Стационарные услуги по временному размещению детей, беременных и женщин с детьми до 3 лет, выпускников

Дети, оставшиеся без попечения родителей Дети, временно отобранные от родителей Дети в организациях любой ведомственной принадлежности Беременные в ТЖС, СОП Выпускники

Предоставлялась в организациях для детей в ТЖС и ОБПР

Содержание, воспитание, диагностика, реабилитация, подготовка к помещению в семью, самостоятельной жизни психолого-педагогическая и медико-социальная правовая помощь

В этом случае появляется возможным свести все указанные выше услуги всего к трем основным и еще двум дополнительным видам услуг:

. Услуга по оказанию содействия органам исполнительной власти в осуществлении ими государственной функции по выявлению и курированию лиц, нуждающихся в помощи государства, планированию помощи этим лицам

. Государственная услуга по индивидуальной профессиональной реабилитации (сопровождению) лиц, нуждающихся в помощи государства, проведению мониторинга потребностей развития, безопасности и жизнеобеспечения ребенка;

. Государственная услуга по развитию родительских навыков и компетенций, в том числе по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами илипопечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

. Социальные услуги по социализации и организации общения между детьми и семьями целевых групп, в том числе по организации их досуга, занятости, развития творческих способностей в группах дополнительного образования, кружках, клубах по интересам, по оказанию содействия в организации оздоровления и отдыха (примеры услуг: «Реабилитационный досуг», «Социальная гостиная» и т.п.)

. Также можно было бы рассматривать как услугу деятельность по привлечению граждан к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганде семейных традиций, культуры семейных отношений, семейного образа жизни, повышению компетентности родителей в вопросах семейных от отношений. («услуга по проведению пиар-кампаний»).

Все эти услуги были разработаны в трех вариантах, характеризующих степень вмешательства в семью, в зависимости от тяжести ситуации:

минимальная степень вмешательства (стабильные патронаж или сопровождение) предполагает разовое или регулярное посещения семьи в течение года, (семья находится в стабильном состоянии);

средняя степень вмешательства (активный патронаж) предполагает регулярное систематическое посещение семьи в течение периода от 1 месяца до 6 месяцев с частотой визитов в семью не реже 1 раза в неделю (семья в нестабильном состоянии);

высокая степень вмешательства (кризисный патронаж) — предполагает интенсивный контакт с семьей (несколько раз в неделю), направленный на преодоление кризиса, предоставляется в течение периода времени от 1 недели до 1 месяца, — (семья в кризисном состоянии, высокая степень внутрисемейного конфликта и угрозы возврата ребенка).

Также при подготовке описаний услуг учтена специфика потребностей каждой из целевых групп и представлены описания и стандарты каждой из услуг в зависимости также от категории, к которой относится ребенок и семья.

План индивидуальной реабилитации

Разработка методических рекомендаций и документации, регламентирующей деятельность по каждой из услуг.

На наш взгляд предлагаемая нами классификация существенно упростит процесс внедрения новых услуг, т.к. фактически успех реформы и достижение результата для каждого ребенка будет зависеть совсем от небольшого числа обязательных услуг.

Суть предлагаемых инноваций сводится к тому, что для каждого ребенка и семьи необходимо обеспечить

квалифицированную оценку и планирование помощи;

социальное курирование осуществления этой помощи и наличие ответственности за результат у такого куратора, предоставление им необходимой моральной поддержки в процессе перемен;

предоставление помощи специалистов там и тогда, и в той мере, как это необходимо ребенку и семье (сопровождение);

оказание помощи родителям в развитии их собственных компетенций (подготовка, обучение);

оказание помощи в социализации семей и в налаживании общения между семьями, имеющими сходные проблемы, а также таких семей с социумом.

Каждая из выделенных услуг может быть описана, регламентирована и стандартизирована, а также для каждой из них может быть создан алгоритм оценки потребностей в услуге и алгоритм расчета необходимого бюджета для ее внедрения и реализации.

Каждая из услуг имеет специфику при предоставлении ее различным категориям целевых групп, которую необходимо учитывать. Общий порядок предоставления услуги (регламент), обоснование, принципы остаются теми же вне зависимости от того, кому предоставляется услуга. Различия связаны с особенностями потребностей клиентов и касаются, в основном, характера отношений клиента и службы, а также перечня привлекаемых к услуге специалистов. В ряде случаев амбулаторные услуги могут дополняться стационарными услугами (как, например, при оказании помощи при профилактике отказов от детей: 90% отказов связано с отсутствием жилья, поэтому в услугу помимо сопровождения включается размещение в кризисном центре).

Одной из существенных проблем при реализации любой реформы является подготовленность кадров, освоение ими новой системы ценностей и убеждений, понимание общего контекста реформы и общего направления развития системы. Данный подход существенно облегчит эту задачу, т.к. позволит создать стройную и более понятную модель организации помощи взамен хаотичной системы, действующей в настоящее время.

Выводы:

1) Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, должна носить системный и комплексный характер, осуществляться с участием специалистов и сопровождать ребенка в течение всего периода взросления, начиная от выявления семейного и детского неблагополучия и до сопровождения в период и после выпуска.

2) Качество достигаемого результата для ребенка (т.е. качество программы по профилактике социального сиротства) связано с качеством отношений помогающих специалистов, ребенка и семьи.

3) Такие отношения не возникают сами по себе, они формируются в процессе взаимодействия семьи и ребенка с помогающими специалистами. Поэтому необходимо сократить число «перемещений семьи по цепочке из рук в руки» между различными службами, в результате которого у служб теряется информация о клиентах и возникает необходимость повторных обследований на каждом новом этапе, а у семей формируется отторжение системы в целом, контакт с ребенком сводится к формальному опросу его мнения, а сам ребенок в такой ситуации лишен возможности выразить свое истинное отношение.

4) Конструируя систему новых услуг по профилактике социального сиротства целесообразно создавать различные услуги под одной крышей или обеспечивать тесный контакт между всеми специалистами и семьей.

Библиографический список

.      Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: Виктория Плюс, 2006. — 48 с.

.      Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // Российская газета. — 1995. — № 243.

.        Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014)»Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (вступает в силу с 01 января 2015 года) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 52 (часть I). — Ст.7007.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

.        О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 17. — Ст.1643.

.        О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 172 // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 14. — Ст.1688.

.        Об утверждении требований к качеству оказания муниципальными учреждениями отрасли «социальная защита» социальных услуг населению Петропавловска-Камчатского городского округа: Постановление Мэра города Петропавловска-Камчатского от 03.04.2008 г. № 832 // Официальные ведомости. — 2008. — № 15.

.        Кравченко, А.И. Социальная работа. — М.: ТК-Велби, Изд-во «Проспект», 2013. — 416 с.

.        Кривоносова, Л.А. Технология социального проектирования: учебное пособие. / Л.А. Кривоносова — Хабаровск: Издательство ДВАГС, 2007. — 73 с.

.        Луков, В.А. Социальное проектирование: учебное пособие: учебник / В.А. Луков. — М.: Флинта, 2012. — 239 с.

.        Практикум по социально-экономической статистике: учебник / Под ред. Назарова М.Г. — М.: КноРус, 2013. — 369 с.

.        Олиференко, Л.Я. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений / Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных, Т.И. Шульга, А.В. Быков. — М.: ПолитИзат, 2011. — 452 с.

.        Палиева, Н. Положение детей-сирот и меры по их поддержке в Ставропольском крае. / Н. Палиева // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С.36.

Приложение 1

Должностная инструкция заведующего отделением работы с семьёй

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Должность заведующего отделением работы с семьёй вводится в штатное расписание Центра профилактики сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей для организации профилактической работы в отношении проблемных семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети

1.2 Заведующий отделением назначается и увольняется приказом директора Центра.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1 Осуществляет общее руководство и планирование всей деятельности отделения.

2.2 Заведующий является представителем отделения на всех уровнях. Развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями и должностными лицами системы социальной защиты населения и другими организациями.

2.3 Отвечает за наличие организационных, методических, материальных и иных условий для нормального функционирования отделения, в том числе обеспечение техническими средствами.

2.4 Организует и проводит рекламную и просветительскую работу по информированию населения о деятельности и предоставляемых услугах.

2.5 Разрабатывает и выносит на утверждение коллектива Правила внутреннего трудового распорядка.

2.6 Занимается организацией набора, отбора и обучения персонала отделения.

2.7 Организует подбор профессиональных кадров для работы отделения, отвечает за своевременное заключение договоров с внештатными сотрудниками.

2.8 Отвечает за ведение табеля учета рабочего времени сотрудников отделения, предоставляет его в бухгалтерию.

2.9 Занимается анализом статистических данных по итогам работы отделения (раз в полгода).

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

2.10. Организует выявление и учет проблемных семей, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании.

2.11. Определяет число семей, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы, с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания.

2.12. Осуществляет конкретные мероприятия по профилактике сиротства и организации социальной работы в отношении проблемных семей. Проводит регулярный контроль за качеством работы и их соответствием потребностям детей и семей, проводит анализ и прогнозирование работы отделения. Внедряет новые виды помощи, формы и методы ее оказания. Вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм и методов социальной работы.

2.13. Содействует привлечению внебюджетных материальных средств для оказания помощи проблемным семьям, нуждающимся в социальной поддержке. Организует для детей из группы риска питание, отдых, посещение культурно-массовых учреждений. Осуществляет взаимодействие в вопросах обслуживания детей группы риска с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования благотворительными, религиозными объединениями.

3. ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Заведующий отделением должен знать:

3.1 теорию и методику социальной работы;

3.2 законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защиты населения;

3.3 отечественный и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания; теорию и практику управления персоналом.

4. ИМЕЕТ ПРАВО

4.1 Вносить предложения по повышению эффективности своей деятельности и деятельности отделения начальнику Центра.

4.2 Самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции и нести за них ответственность.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1 Требования к образованию и стажу работы:

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛЕНИЯ

6.1 Обеспечивает ежедневное планирование работы сотрудников отделения, контроль за выполнением запланированных мероприятий.

6.2 Ведёт учёт результатов работы сотрудников в соответствии с разработанной формой оперативной отчётности.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1621

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке