Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по практике на тему «Выполнение работ по разборке, ремонту и сборке автомобиля»

Ремонт карданной передачи состоит в снятии ее с автомобиля, разборке, замене вышедших из строя деталей, сборке и установке на автомобиль. Полная разборка снятой с автомобиля карданной передачи, как правило, не требуется. Обычно ограничиваются разборкой и ремонтом только вышедшего из строя ее элемента — изношенной крестовины с подшипниками, подшипника промежуточной опоры, эластичной муфты.

1. Ремонт и регулировка карданной передачи Ваз 2105

Ремонт карданной передачи состоит в снятии ее с автомобиля, разборке, замене вышедших из строя деталей, сборке и установке на автомобиль. Полная разборка снятой с автомобиля карданной передачи, как правило, не требуется. Обычно ограничиваются разборкой и ремонтом только вышедшего из строя ее элемента — изношенной крестовины с подшипниками, подшипника промежуточной опоры, эластичной муфты.

Замена деталей эластичного соединения переднего карданного вала автомобиля ВАЗ-2105 со вторичным валом коробки передач (замена фланцев, эластичной муфты и деталей ее крепления) может производится непосредственно на автомобиле без снятия с него карданной передачи.

Снятие и установка карданной передачи с одним карданным валом автомобиля ИЖ-21251 производится после отворачивания четырех гаек болтов крепления фланцевой вилки карданного вала к фланцу ведущей шестерни главной передачи. Предварительно следует пометить фланцевую вилку и фланец для последующей их сборки в прежнем положении. При отворачивании гаек для удобства прокручивают карданный вал руками (при вывешенном заднем колесе и нейтральной передаче) в удобное положение и фиксируют его положение с помощью отвертки или монтажной лопатки, вставляемой в отверстие карданного шарнира. После удаления гаек со стопорными кольцами и болтов руками или при помощи легких ударов молотка по фланцу вилки сдвигают ее с фланца ведущей шестерни и снимают карданный вал, осторожно, чтобы не повредить сальники удлинителя коробки передач, выдвигая из удлинителя скользящую вилку карданного вала. При снятии-установке карданного вала следует оберегать скользящую вилку от попадания грязи и повреждений, а также заглушать отверстие в удлинителе коробки передач для предотвращения вытекания масла.

Снятие и установка карданной передачи с двумя карданными валами автомобиля ВАЗ-2105 помимо отсоединения фланцевой вилки от фланца карданной передачи требует отсоединения эластичной муфты от фланца вторичного вала, отсоединения от пола кузова поперечины промежуточной опоры, а также отсоединения оттяжной пружины уравнителя тросов ручного тормоза.

Для удобства отворачивания гаек и снятия болтов крепления эластичной муфты ее стягивают специальным хомутом. Замена подшипников и крестовины карданных шарниров является наиболее частой причиной снятия карданной передачи с автомобиля для ремонта. Крестовина заменяется, как правило, в сборе с подшипниками.

Разборка карданного шарнира производится в следующем порядке. Снять стопорные кольца подшипников с использованием круглозубцев (на автомобиле ВАЗ-2105) или отвертки (на автомобиле ИЖ-21251), предварительно постучав молотком через мягкую медную или алюминиевую оправку по дну корпуса каждого подшипника. Выпрессовать корпусы игольчатых подшипников крестовин при помощи специального прессового приспособления или больших тисков (рис. 253) и оправки 3 с кольцом 1 соответствующих размеров. После выпрессовки подшипников из проушин вилки карданного вала и разьединения вилок аналогичным образом выпрессовываюг подшипники из фланцевой вилки 2. Выпрессовку корпусов подшипников возможно также выполнить ударами молотка по оправке, установив карданный шарнир на подставку или тиски. Однако следует иметь вввду, что в этом случае даже при использовании мягкой оправки весьма вероятно повреждение подшипников и крестовин и соответственно повторное их использование при сборке оказывается невозможным.

Рис. 253. Выпрессовка подшипников карданного шарнира:

— кольцо; 2 — фланцевая вилка; 3 — оправка; 4 — корпус подшипника; 5 — тиски

Сборка карданного шарнира осуществляется в обратном порядке. Вставить крестовину с сальниками шипами в отверстия вилки, предварительно заложив в отверстия шипов смазку. Надеть на крестовины подшипники, предварительно заполненные смазкой, и запрессовать их в отверстия вилки и установить стопорные кольца. В качестве смазки крестовины и подшипников используется Фиол-2У или смазка № 158.

При сборке карданных шарниров на автомобиле ВАЗ-2105 производится регулировка осевого перемещения крестовины 0,01… 0,04 мм в подшипниках установкой стопорных колец разной толщины (выпускают кольца толщиной 1,53 мм, 1,56 мм, 1,59 мм и 1,62 мм). Для этого после установки в одну проушину вилки стопорного кольца толщиной 1, 56 мм осаживают вилку с подшипниками, прижимая корпус подшипника к стопорному кольцу и выбирая зазоры между подшипниками и крестовиной и измеряют расстояние между корпусом подшипника и торцем кольцевой канавки другой проушины вилки при помощи калибра 7 (рис. 254) с пластинами А, Б, В и Г, имеющими такую же толщину, как и устанавливаемые стопорные кольца. В зависимости от того, какая пластина калибра проходит между корпусом подшипника и торцем кольцевой канавки, подбирают толщину второго стопорного кольца, обеспечивающую вышеуказанное осевое перемещение крестовины. При необходимости производится замена первого стопорного кольца кольцом другой толщины.

Рис. 254. Определение толщины стопорных колец при сборке карданного шарнира автомобиля ВАЗ-2105:

— вилка; 2 — стопорное кольцо; 3 — корпус подшипника; 4 — сальник; 5 — шип крестовины; 6 — игла подшипника; 7 — калибр; А, Б, В и Г — пластины калибра

После установки стопорных колец нужно постучать по вилке молотком (желательно с пластмассовым бойком), чтобы выбрать зазоры между корпусами подшипников и стопорными кольцами и обеспечить необходимые зазоры между корпусами подшипников и торцами шипов крестовины. Если при установке подшипников в вилку они входят в ее отверстия без усилия или даже могут проворачиваться, необходимо заменить вилку или карданный вал с изношенными отверстиями проушин. Аналогично запрессовывают подшипники во вторую вилку карданного шарнира. После сборки карданного шарнира проверяют плавность и легкость поворачивания вилок с подшипниками на крестовине.

Снятие и разборка промежуточной опоры карданной передачи автомобиля ВАЗ-2105 производится при необходимости замены резинового кольца или подшипника в следующем порядке. Отвернуть гайку крепления вилки к переднему карданному валу и снять вилку специальным съемником. Спрессовать на прессе с помощью подкладных полуколец или с использованием съемника промежуточную опору в сборе с подшипником и пылеотражателем. Для разборки опоры снять стопорное кольцо и выпрессовать из нее специальным съемником подшипник.

Сборка промежуточной опоры производится в обратном порядке. Запрессовка подшипника в промежуточную опору и установка опоры в сборе на вал производятся при помощи специальных оправок. Гайку крепления вилки переднего карданного вала следует затягивать динамометрическим ключом с моментом 91… 100 Н • м и после затяжки зачеканить.

Проверка прогиба и балансировка карданного вала производится перед установкой карданной передачи на автомобиль, для предотвращения вибраций при работе. Для проверки прогиба вал устанавливают на призмы, устанавливают на штативе измерительную головку, опирая ее ножку на поверхность вала в средней его части и, проворачивая вал, измеряют биение вала по отклонению стрелки головки. При этом величина прогиба составит половину величины суммарного отклонения стрелки головки. Прогиб карданного вала не должен превышать 0,6 мм. Погнутый вал правят на прессе, а при невозможности выправить вал необходимо его заменить в сборе с карданными шарнирами.

Балансировку вала проверяют на балансировочном станке и при необходимости балансируют его приваркой точечной сваркой балансировочных пластин (не более трех) на обоих концах трубы.

При правильной разборке-сборке карданного вала необходимость в его балансировке обычно не возникает. Она может потребоваться лишь в случае замены вилок карданных шарниров. Поэтому при необходимости замены изношенных или поврежденных вилок карданной передачи и отсутствии возможности балансировки вала следует заменять целиком вал в сборе с карданными шарнирами.

Установка карданной передачи на автомобиль осуществляется в порядке, обратном ее снятию. Смазка шлицевых соединений карданный передачи при сборке производится смазкой Литол-24, Фиол-1 или графитной смазкой. При креплении фланцевой вилки к фланцу ведущей шестерни главной передачи следует заменять самоконтрящиеся гайки с капроновой вставкой или пружинные стопорные шайбы на новые во избежание самопроизвольного отворачивания гаек.

2. Разборка, Сборка переднего моста Ваз 2105

Возникновение посторонних шумов в задней части двигателя ВАЗ 2105(гудит), в процессе движения, может стать сигналом о наличии проблем в редукторе заднего моста или в полуосях. Даже при условии, что замена масла в заднем мосту выполняется в соответствии с требованиями регламента, износ его деталей неизбежен. Для того чтобы убедится в правильности поставленного диагноза, следует выполнить ряд дополнительных мероприятий:

Двигаясь по ровной дороге, следует обеспечить плавный разгон от 20 км/час до 90 км/час. При этом необходимо отмечать для себя появление и исчезание посторонних шумов в задней части, скорости езды, при достижении которой они возникают и исчезают. Далее следует отпустить педаль газа, применив торможение двигателем. При этом снова необходимо следить за появлением и пропаданием шума.

Разогнав автомобиль до скорости примерно 100 км/час, необходимо выключить передачу, заглушить двигатель и пустить автомобиль катиться по инерции. Опять же, замечаем при этом изменение шумов в ходовой части. Если ходовая гудит так, как было отмечено при выполнении п.1. — это говорит об отсутствии проблем в главной передаче и дифференциале заднего моста. Если же шумы, обнаруженные в п.1, отсутствуют при выполнении п.2., значит с задним мостом вашего авто не все так хорошо.

Поставив автомобиль на ручник и зафиксировав противооткатными башмаками, заведите двигатель и обеспечьте постепенное увеличение оборотов. Если гудит так же, как и в п.1., значит, редуктор полностью работоспособен и следует искать проблему в другом месте.

Если же шум, который вы слышали при первом тесте, повторить другим способом не удалось, значит, придется вплотную заняться редуктором. Убедиться в правильности сделанных выводов можно заведя двигатель, включив КПП на четвертую передачу и отпустив сцепление, тем самым приведя в действие всю ходовую часть. Это позволит услышать, как гудит редуктор.

Снимаем редуктор

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Перед началом работ, то есть до того, как начать снимать редуктор заднего моста ВАЗ 2105, необходимо слить с него отработанное масло. Для этого необходимо выкрутить сливную пробку в нижней части заднего моста, предварительно подставив емкость для сбора масла. Обычно при ремонте выполняется замена отработанного масла новым.

 

Далее откручиваем винты крепления фланца карданного вала и отсоединяем его от хвостовика. Поддомкрачиваем зад автомобиля, снимаем задние колеса. Выкрутив направляющие винты, снимаем тормозные барабаны, чтобы получить доступ к полуосям. Открутив болты крепления полуосей (в количестве 4 шт.), вынимаем полуоси из заднего моста, тем самым полностью освобождая редуктор. Осталось выкрутить болты, фиксирующие редуктор на балке заднего моста и снять его. Сняв полуоси, рекомендуется проверить, не требуется ли замена подшипников.

 

Ремонт и регулировка

Как ремонт, так и последующая регулировка требуют наличия специальных навыков и профессионального оборудования; стендов, съемников, специнструмента. Поэтому рассмотрим лишь общие принципы, по которым выполняется ремонт и послеремонтная регулировка редуктора, для оценки необходимого объема работ и затрат на приобретение запасных частей.

Устройство редуктора можно просмотреть на следующей схеме:

 

Разборка редуктора начинается с откручивания гайки хвостовика. Сняв фланец, вынимается ведущая шестеренка с регулировочными кольцами, сальник, маслоотражатель, внутреннее кольцо подшипника. Затем выпрессовываем наружные кольца подшипников. В последнюю очередь разбирают ведущую шестерню и дифференциал. При полной разборке распорная втулка выбрасывается.

Не рекомендуется выполнять описанные выше работы, связанные с разборкой редуктора ВАЗ 2105, ввиду их сложности. Это тот редкий случай, когда не стоит экономить на услугах специалистов.

Чаще всего у этого узла выходят со строя подшипники и главная пара, для которых предусмотрена замена новыми. Следует отметить, что именно главная пара определяет передаточное число. Существует три стандартных разновидности главной пары, имеющих разное передаточное число. Чем это число больше, тем выше мощность, чем ниже — тем более скоростной редуктор. При замене этих деталей распорная втулка заменяется в обязательном порядке, так как она является одноразовой.

Некоторые автолюбители используют главную передачу как способ тюнинга своих автомобилей. Установив в редуктор ВАЗ 2105 главную передачу, имеющую пониженное передаточное число, они значительно повышают максимальную скорость своего автомобиля. В принципе, передаточное число можно подбирать для всех без исключения заднеприводных автомобилей, руководствуясь лишь собственной потребностью. Самое большое передаточное число — 4,4, имел редуктор автомобиля ВАЗ 2102. Но после того как он был снят с производства, найти главную пару, имеющую такое же передаточное число, стало крайне проблематично.

Не во всех случая ремонт является целесообразным. Для слишком изношенного редуктора заднего моста более выгодна замена на новый полностью. Разница в цене будет компенсирована уменьшением стоимости выполняемых специалистами работ и долговечностью нового узла.

Установка редуктора

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

После того, как выполнен ремонт или замена вышедшего со строя редуктора ВАЗ 2105, можно приступить к сборке. Все работы выполняются в обратной последовательности: вставляем и прикручиваем редуктор, устанавливаем на место полуоси, прикручиваем к фланцу хвостовика карданный вал.

3. Разборка передней независимой подвески, замена изношеных деталей Ваз 2109

карданный тормозной замена изношенный

Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2109 включает в себя телескопическую гидравлическую амортизаторную стойку 9 (верхняя опора которой прикреплена к кузову 1 автомобиля, а нижняя — к поворотному кулаку 13), пружину 5 и поперечный рычаг 22, шарнирно соединенный с кронштейном 28 кузова, поворотным кулаком 13, растяжкой 29 рычага подвески и стабилизатором 25 поперечной устойчивости.

К средней части корпуса телескопической стойки приварены нижняя опорная чашка 6 пружины и поворотный рычаг 8, к нижней — кронштейн 12, к которому болтами 11 и 14 крепится поворотный кулак 13. У головки верхнего болта 11 имеется эксцентриковый поясок, а на резьбовом конце — лыска, на которую одевается эксцентриковая шайба. Поэтому при повороте болта изменяется положение кулака, чем обеспечивается регулировка развала передних колес. К поворотному кулаку крепится защитный кожух 15 тормозного диска. Внутри поворотного кулака при помощи стопорных колец 16 закреплен двухрядный подшипник 20 ступицы 19 колеса, которая крепится гайкой с пояском для законтрирования и закрывается колпаком 17. К нижней части поворотного кулака 13 крепится корпус 37 шарового шарнира с шаровым пальцем 36.

Рис. 108. Передня« подвеска автомобиля ВАЗ-2109:

— кузов автомобиля; 2 — верхняя опорная чашка; 3 — буфер сжат в сборе с защитным кожухом; 4 опора буфера сжатия; 5 — пружина подкоски; 6 — нижняя опорная чашка пружины; 7 — шаровой шарнир рулевой тяги; 8 — новоротный рычаг; 9 — телескопическая стойка; 10 — эксцентриковая шайба; 11 и 23 — соответственно регулировочные болт и шайбы; 12 — кронштейн стойки; 13 — поворошый кулак; 14 — болт крепления стойки к поворотному кулаку; 15 — защитный кожух; 16 — стопорное кольцо; 17 и 20 — колпак и подшипник сгупицы колеса; 18 — шлицевый хвостовик корпуса шарнира при вода колеса; 19 — спупица колеса; 21 — тормозной диск; 22 — рычаг подвески; 24, 26 и 27 — сошзетсгведно стойка, подушка к кронштейн крепления стабилиза юра поперечной устойчивости; 25 — стабилизатор; 28 — кронштейн кузова; 29 — растяжка рычаго подвески; 30 — шайбы; 31 — кронштейн крепления растяжек; 32 — резиновая распорная втулка переднею шарнира растяжки; 33 — втулка; 34, 35 и 37 — соотвснигвеиио защитный чехол, подшипник и корпус шарового пальна; 36 — шаровой палец; 38 — шток стойки подвески; 39 и 40 — соответственно наружный и внутренний корпусы верхней опоры; 41, 42, 43, 44, 45 — соответственно подшипник, резиновый элемент, ограничитель, защитный колпак и гайка крепления верхней опоры; 46 — болт; I — верхняя опора телескопической стойки; II — шаровой палец рычага подвески; III — передний шарнир растяжки рычага подвески; а — контролируемый зазор между резиновым элементом к ограничителем верхней опоры

4.Разборка, сборка и регулировка рулевого механизма, ремонт рулевых тяг

Almera.

В рулевом механизме автомобиля Nissan Almera имеется вращательный клапан контроля, направляющий жидкость от насоса гидроусилителя рулевого управления к одной или другой стороне поршня зубчатой рейки рулевого механизма. Поршень и зубчатая рейка составляют одну неотъемлемую часть рулевого механизма. Поршень зубчатой рейки преобразовывает давление жидкости в линейную силу, которая двигает рейку налево или направо.

Эта сила передается через рулевые тяги и наконечники рулевых тяг на поворотные кулаки, которые поворачивают передние колеса. При неисправности гидроусилителя, управление автомобилем осуществляется в обычном режиме. Однако при этом необходимо прилагать большее усилие. Вращательное движение рулевого колеса передается шестерне. При вращении шестерни зубья шестерни зацепляются с зубьями рейки, тем самым заставляют рейку перемещаться.

Снятие

Снимите рычаг очистителя ветрового стекла.

Выньте шплинт и ослабьте крепежную гайку. Выпрес-суйте рулевую тягу из поворотного кулака при помощи съемника рулевой сошки. Не повредите пыльник на шаровом шарнире рулевой тяги. Прежде чем воспользоваться съемником рулевой сошки (универсальный инструмент), наживите гайку для временной фиксации.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Для упрощения последующей установки нанесите метки краской на нижний шарнир и рулевой механизм. Открутите стяжной болт нижнего шарнира со стороны механизма.

Отсоедините трубку со стороны высокого давления и шланг со стороны низкого давления от рулевого механизма (рис. 5.4)

Открутите крепежные болты рулевого механизма в сборе. Снимите кронштейн трубы рулевого механизма с усилителем и рулевой механизм в сборе с балки подвески.

Компонеты рулевого механизма в сборе:

— рулевой механизм; 2 — верхний кронштейн крепления рулевого механизма; 3 — пылезащитный чехол; 4 — наружный наконечник; 5 — шплинт; 6 — изолятор рулевого механизма; 7 — нижний кронштейн крепления рулевого механизма

Возможные неисправности, их причины и способы устранения

 

Рис. 5.4. Отсоединение трубок гидропривода рулевого управления:

-шланг высокого давления; 2- шланг низкого давления

Ослабьте крепежные гайки и болты на балке подвески и слегка сдвиньте ее вниз.

Во избежание соприкосновения с другими частями наклоните рулевой механизм. Затем снимите его с правой стороны автомобиля. (На автомобилях с левосторонним управлением — с левой стороны, с правосторонним управлением-с правой стороны).

Разборка

Для выполнения разборки и сборки рулевого механизма закрепите крепежный фланец рулевого механизма в тисках, проложив медные пластины.

Снимите наружный наконечник и чехол рулевой тяги.

ВНИМАНИЕ! При снятии чехла не повредите инструментом установочные канавки под чехол. В противном случае начнется утечка масла. Замените внутренний наконечник рулевой тяги и картер рулевого механизма в сборе.

 

Проверка после разборки

Проверьте, нет ли разрывов, складок или деформации чехла. При необходимости замените.

Убедитесь, что механизм перемещается свободно по всей длине хода. Проверьте, нет ли трещин, деформации и других повреждений на рейке и рулевой тяге. При помощи приспособления для измерения преднатяга измерьте вращающий момент червяка. Убедитесь, что показание в пределах нормы (рис. 5.5).

Вращающий момент червяка: 0,85-1,45 N-m (0,09-0,14 кг-м)

Проверьте силу скольжения рейки (рис. 5.6).

Сила скольжения рейки: 145-255 № 14,8-26,0 кг)

Проверьте, нет ли повреждения и царапин цилиндра картера рулевого механизма (внутренние стенки). При необходимости замените.

Проверка шаровых шарниров рулевых тяг

Усилие растяжения

Зацепите динамометр, как показано на рис. 5.7. Убедитесь, что показание в момент начала движения пальца шарового шарнира находится в пределах нормы. Если же усилие отличается от нормы, замените внутренний и наружный наконечники.

Момент скольжения

При помощи приспособления для измерения преднатяга (специнструмент) убедитесь, что показание находится в пределах нормы, указанных ниже. Если же значение отличается от нормы, замените внутренний и наружный наконечники.

 

Осевой люфт

Приложите нагрузку 490 № (50 кг) к пальцу шарового шарнира в осевом направлении. При помощи индикатора измерьте величину перемещения, которое совершает палец. Убедитесь, что показание находится в пределах нормы, указанных ниже. Если же значение отличается от нормы, замените наружный и внутренний наконечники (рис. 5.8).

Наружный наконечник: 0,1 мм или менее.

Внутренний наконечник: 0,1 мм или менее.

Рис. 5.8. Проверка осевого люфта шаровых шарниров

Сборка

Нанесите универсальную смазку со стороны большего и меньшего диаметра (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Места нанесения универсальной смазки

Вставьте чехол в установочные канавки внутреннего наконечника со стороны большего и меньшего диаметра.

Поставьте зажимы на чехол со стороны большего и меньшего диаметра.

Наверните контргайку и наружный наконечник на внутренний наконечник. Временно затяните контргайку так, чтобы, длина рулевой тяги была в переделах нормы.

Длина рулевой тяги (L): 130 мм (рис. 5.10).

ВНИМАНИЕ! После этой процедуры выполните регулировку схождения.Длина, полученная после регулировки схождения, не обязательно должна быть равна приведенному здесь значению.

Рис. 5.10. Длина рулевой тяги

Установка

Установка выполняется в порядке, обратном снятию, с учетом следующего.

После установки выпустите воздух.

Открутите крепежный болт и гайку в верхней части нижнего шарнира. Это облегчит установку нижнего шарнира на рулевой механизм. Затем установите нижний шарнир на место.

Убедитесь, что паз снизу нижнего шарнира вошел в выступ на колпачке задней крышки. Затяните стяжной болт в нижней части нижнего шарнира. Убедитесь, что рулевой механизм находится в положении, соответствующем прямолинейному движению. Также убедитесь, что задняя крышка находится в положении, показанном на рис. 5.11. Затем установите нижний шарнир на рулевой механизм.

 

5. Разборка стояночной тормозной системы и привода тормозной системы Ваз 2109

Стояночные тормозные системы изучаемых автомобилей с механическим приводом имеют одинаковый принцип действия и сходную конструкцию, отличающуюся, в основном, конструкцией деталей механического привода тормозных механизмов задних колес.

Рис. 155. Привод стояночного тормоза автомобиля ВАЗ-2109:

и 3 — кнопка фиксации и защелка рычага; 2 — рычаг стояночного тормоза; 4 — зубчатый сектор защелки; 5 — чехол; 6 — тяга; 7 — уравнитель тросов; 8 — регулировочная гайка; 9 — контргайка; 10 — трос; 11 — оболочка троса; 12 — тормозная колодка; 13 — распорная планка; 14 — ось рычага; 15 — рычаг ручного привода колодок; 16 — шайба; 17 — шплинт; 18 — выключатель контрольной лампы

Стояночная тормозная система автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 155) имеет привод, включающий в себя установленный на кронштейне рычаг 2 с кнопкой 1 и тросы 10. Передние концы тросов соединяются с рычагом 2 через уравниватель 7 и тягу 6. Задние концы тросов соединяются с колодками тормозных механизмов задних колес через разжимные рычаги 15 и планки 13. Рычаг фиксируется при помощи защелки 3 с зубчатым сектором 4, которая управляется кнопкой 1.

Вакуумный усилитель тормозов служит для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, тем самым облегчая управление автомобилем. Усилитель устанавливается в моторном отсеке, и к нему крепится главный тормозной цилиндр.

— шток привода главного тормозного цилиндра; 2 — резиновое кольцо; 3 — чашка; 4 — регулировочный болт штока; 5 — уплотнитель; 6 — возвратная пружина; 7 — шпилька; 8 — уплотнитеяьный чехол; 9 — корпус; 10 — диафрагма; 11 — крышка; 12 — поршень; 13 — защитный чехол; 14 — воздушный фильтр; 15 — толкатель; 16 и 17 — пружины; 18 — клапан; 19 — втулки корпуса клапана; 20 — резиновый буфер; 21 — корпус клапана

Вакуумный усилитель автомобиля ВАЗ-2109 крепится на двух шпильках к кронштейну на щитке передка кузова. Между корпусом 9 (рис. 143) с чашкой 3 и крышкой 11 зажата резиновая циафрагма 10, внутренний поясок которой заходит в кольцевую проточку корпуса 21 клапана. Диафрагма вместе с корпусом клапана делит полость вакуумного усилителя на две части: вакуумную А и атмосферную Б. Полость А через наконечник и шланг соединяется с впускным трубопроводом двигателя. В наконечнике шланга расположен вакуумный клапан для предотвращения попадания горючей смеси в полость А. Для герметизации соединения наконечника шланга с корпусом усилителя между ними установлен резиновый фланец.

Завальцованные в крышке усилителя две шпильки 7 служат для крепления к нему главного тормозного цилиндра, а также являются направляющими корпуса 21 клапана. На шпильках надеты уплотнительные чехлы 8, соединенные одним концом с подвижным корпусом клапана. Герметичность соединений чехлов обеспечивает изолированность полостей А и Б друг от друга.

Пластмассовый корпус 21 клапана при помощи возвратной пружины 6 вместе с диафрагмой 10 отжимается в сторону крышки усилителя. Хвостовик корпуса клапана на выходе из крышки уплотняется защитным чехлом 13.

В корпусе клапана размещены шток 1 привода главного тормозного цилиндра с опорной втулкой, поршень 12, втулка 19 корпуса клапана, буфер 20 штока, клапан 18, две пружины 16 и 17, воздушный фильтр 14 и толкатель 15. Опорная втулка напрессована на шток и упирается через резиновый буфер 20 и пластмассовую втулку 19 в корпус клапана. В торцовое отверстие штока ввернут регулировочный болт 4 со сферической головкой. Этим болтом регулируется выход штока из корпуса усилителя (1,05… 1,25 мм). На выходе из корпуса шток охватывается уплотнителем 5. Для уплотнения зазора между фланцем главного цилиндра и корпусом вакуумного усилителя в гнездо корпуса установлено резиновое кольцо 2.

К торцу поршня12 пружиной 17 прижимается резиновый клапан 18. К заднему торцу клапана пружиной 16 прижимается опорная втулка. Другим концом пружина 16 упирается в упорную шайбу полиуретанового воздушного фильтра 14.

В исходном положении тормозной педали толкатель 15 с корпусом 21 клапана и штоком 1 отжаты пружиной 6 в крайнее правое (заднее) положение. Головка клапана при этом отходит от седла корпуса, и через образовавшийся зазор и каналы В и Г полости А и Б сообщаются между собой. Поэтому при работающем двигателе разрежение из впускного трубопровода двигателя через вакуумный клапан передается в полость А, а через каналы Г и В и зазоры — в полость Б.

При нажатии на тормозную педаль вместе с толкателем 15 перемещается поршень 12 вакуумного усилителя. Вслед за поршнем под действием пружины 17 перемещается клапан 18, который прижимается к седлу корпуса и разобщает полости А и Б усилителя, сообщающиеся через каналы В и Г. При дальнейшем перемещении поршня 12 его торец отходит от клапана 18 и через образовавшийся зазор, канал В, а также воздушный фильтр 14 полость Б сообщается с атмосферой. Поскольку полость А усилителя сообщается с впускным трубопроводом двигателя, в ней образуется пониженное давление. Поэтому поступающий в полость Б под атмосферным давлением воздух ввиду разности давлений в полостях А и Б начинает перемещать корпус 21 клапана вакуумного усилителя влево (вперед), увеличивая усилие, передаваемое от толкателя 15 через поршень 12 на шток 1 и поршень главного тормозного цилиндра.

Если нажатие на педаль Прекращается, но она остается в нажатом положении, корпус 21 клапана вакуумного усилителя вместе с прижатым к его седлу клапаном 18 перемещается вперед до выбора зазора между поршнем 12 и клапаном 18. При соприкосновении поршня 12 и клапана сообщение полости Б с атмосферой и соответственно перемещение корпуса 21 клапана прекращается. При этом давление в обеих полостях усилителя и соответственно создаваемое им дополнительное усилие стабилизируется.

При освобождении тормозной педали и возврате ее в исходное положение толкатель 15 с корпусом 21 клапана и штоком 1 отжимаются в крайнее правое положение. При этом поршень отжимает клапан 18 от седла, и полости А и Б усилителя сообщаются. Поэтому при работающем двигателе разрежение из вакуумного трубопровода передается в полость А и далее через канал Г, зазор между клапаном 18 и седлом и канал В — в полость Б. Таким образом, в обеих полостях усилителя будет разрежение, и он более не оказывает никакого действия на торможение.

Главный тормозной цилиндр преобразует усилие, передаваемое от педали тормоза на его шток в давление тормозной жидкости, за счет которого происходит работа рабочих цилиндров тормозных механизмов колес. На изучаемых автомобилях главные тормозные цилиндры двойные, имеют по два поршня, которые воздействуют на оба контура гидравлического привода тормозов.

Главный тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 146, а) в сборс с бачком 2 крепится гайками к шпилькам вакуумного усилителя. В корпусе 4 имеются два поршня, управляющие каждый своим контуром.

Рас. 146. Главный тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ-2109:

а — устройство; б — датчик аварийного уровня тормозной жидкости; 1 и 7 — соединительная и распорная втулки; 2 — бачок; 3 — датчик аварийного уровня тормозной жидкости; 4 — корпус главного цилиндра; 5 и 8 — уплотнительные кольца низкого и высокого давления; 6 и 14 — поршни тормозного привода соответственно «левый передний — правый задний» и «правый передний — левый задний»; 9 — прижимная пружина уплотнительного кольца; 10 — тарелка пружины: 11 — возвратная пружина поршня; 12 и 20 — уплотнительные кольца; 13 — стопорный винт; 15 и 16 — неподвижный и подвижный контакты; 17 — защитный колпачок; 18 и 19 — корпус и основание датчика; 21 — крышка бачка; 22 — отражатель; 23 — толкатель; 24 — втулка; 25 — поплавок; А — компенсационные зазоры

Толкатель воздействует на поршень 6, уплотняемый кольцами 8 и 5. Кольцо 8 поджимается пружиной 9 к распорной втулке 7. Другой конец пружины 9 упирается в тарелку, на которую с другой стороны воздействует возвратная пружина 11. Ход поршня в цилиндре ограничивается стопорным винтом 13, конец которого заходит в паз поршня. В канавке поршня установлено уплотнительное кольцо 5 низкого давления. Поршень 6 создает давление в контуре тормозного привода «левый передний — правый задний».

Передний плавающий поршень 14 имеет аналогичное устройство, уплотнение передней части и ограничение. Только задняя часть поршня уплотняется кольцом высокого давления, которое поджимается к торцу поршня пружиной 11 через шайбу. Уплотнительные кольца высокого давления взаимозаменяемы с кольцами колесных цилиндров задних тормозов.

На горловину бачка навертывается крышка, крепящая к бачку датчик аварийного уровня жидкости. Он состоит из основания 19 (рис 146, б) и корпуса 18 датчика, изготовленных из пластмассы. Корпус датчика надевается на цилиндрический поясок основания и вместе с н им и отражателем 22 поджимается крышкой 21 к торцу заливной горловины. Зазор между корпусом датчика и основанием уплотняется кольцом 20. Для фиксации крышки на верхней части основания имеются две упорные лапки, которые защелкиваются при полном завертывании крышки. К корпусу датчика приклепаны два неподвижных контакта 15 с клеммами, на которые надеваются наконечники проводов. Через отверстие в основании проходит толкатель 23, на верхнем конце которого жестко крепится подвижный контакт 16. На нижнем конце толкателя через пластмассовую втулку 24 крепится полипропиленовый поплавок 25. Сверху контакты датчика закрываются защитным пластмассовым колпачком.

При нажатии на тормозную педаль толкатель 15 (см. рис. 143) перемещает шток 1, который в свою очередь перемещает поршень 6 (см. рис. 146) главного тормозного цилиндра влево. При этом повышается давление тормозной жидкости в цилиндре и трубопроводах контура тормозного привода «левый передний — правый задний». При перемещении поршня распорная втулка 7 отходит от стопорного винта 13, и уплотнительное кольцо 12 прижимается к торцу канавки поршня, перекрывая компенсационный зазор А и разобщая главный тормозной цилиндр с бачком 2.

Одновременно давление, создаваемое поршнем 6 в главном тормозном цилиндре, приводит в действие плавающий поршень 14, который также перемещается влево и повышает давление в трубопроводах контура тормозного привода «правый передний — левый задний». При дальнейшем перемещении поршней под действием возрастающего давления жидкости поршни колесных цилиндров тормозных механизмов прижимают тормозные колодки к тормозным дискам передних и к тормозным барабанам задних колес, и происходит торможение колес.

После прекращения нажатия на тормозную педаль она под действием пружины отходит в исходное положение вместе с толкателем и штоком поршня главного тормозного цилиндра, и поршни 6 и 14 главного тормозного цилиндра под действием возвратных пружин 11 перемещаются в крайнее правое положение до упора в стопорные винты 13. При этом распорные втулки 7, упираясь в винты, отводят уплотнительные кольца 12 влево, образуя компенсационные зазоры А, которые обеспечивают соединение рабочих полостей главного цилиндра с бачком 2. Поэтому избыточного давления в контурах тормозной системы не будет. Соответственно, колодки тормозных механизмов задних колес под действием пружин стягиваются и отходят от тормозных барабанов, а колодки тормозных механизмов передних колес отходят от тормозных дисков за счет упругости уплотн отельных колец. Происходит растормаживание колес, а поршни передних и задних колесных тормозных цилиндров под действием тормозных колодок вытесняют из них жидкость в главный тормозной цилиндр.

Регулятор давления обеспечивает изменение давления в рабочих цилиндрах тормозных механизмов задних колес с учетом изменения нагрузки на колеса в целях предотвращения проскальзывания колес относительно дороги и заноса автомобиля.

Рис. 149. Привод регулятора давления автомобиля ВАЗ-2109:

— регулятор давления; 2, 20 — болты крепления регулятора давления; 3 — поршень; 4 — кронштейн рычага привода регулятора давления; 5 — штифт; 6 — рычаг привода регулятора давления; 7 — фиксатор упругого рычага; 8 — ось рычага; 9 — пружина рычага; 10 — кронштейн кузова; 11 — кронштейн крепления регулятора давления; 12 — упругий рычаг привода регулятора давления; 13 — кронштейн рычага задней подвески; 14 — серьга; 15 — шайба; 16 — стопорное кольцо; 17 — палец кронштейна; 18 — заглушка; А, Б, В — отверстия, из них А и Б под специальный ключ для регулировки привода регулятора давления

Регулятор давления обеспечивает изменение давления в рабочих цилиндрах тормозных механизмов задних колес с учетом изменения нагрузки на колеса в целях предотвращения проскальзывания колес относительно дороги и заноса автомобиля.

Регулятор давления автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 149) крепится двумя болтами к кронштейну 11, который в свою очередь крепится к кронштейну 10 пола кузова и обеспечивает увеличение или уменьшение подачи тормозной жидкости, а следовательно, и давления в тормозном приводе задних колес в зависимости от нагрузки. Более длинный болт 2 одновременно крепит кронштейн 4 рычага привода регулятора давления. Выступ кронштейна 4 заходит в паз В кронштейна 11. Благодаря этому пазу и овальным отверстиям в кронштейне 4 под болт 2 кронштейн может перемещаться вместе с рычагом 6 относительно регулятора, чем обеспечивается регулировка его привода.

Рис. 150. Регулятор давления автомобиля ВАЗ-2109:

— корпус регулятора давления; 2 — поршень; 3 — защитный колпачок; 4, 8 — стопорные кольца; 5 — втулка поршня; 6 — пружина поршня; 7 — втулка корпуса; 9, 22 — упорные шайбы; 10 — уплотнительные кольца толкателя; 11 — опорная тарелка; 12 — пружина втулки толкателя; 13 — уплотнительное кольцо седла клапана; 14 — седло клапана; 15 — уплотнительная прокладка; 16 — пробка; 17 — пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка толкателя; 20 — толкатель; 21 — уплотнитель головки поршня; 23 — уплотнитель штока поршня; 24 — заглушка; А, Д — камеры, соединенные с главным цилиндром; Б, В — камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; а, б, в — зазоры

К кронштейну 4 приварен палец, являющийся упором рычага 6. Двуплечий рычаг 6 поворачивается на штифте 5, запрессованном в отверстие упора. В верхнем отверстии рычага 6 имеется ось 8, через отверстие которой проходит конец упругого рычага 12 привода регулятора. Ось 8 рычага и рычаг 12 стопорятся фиксатором 7. Для исключения влияния вибраций и колебаний от деталей привода на поршень 3 регулятора давления на упоре рычага 6 установлена пластинчатая пружина 9. Ее верхняя часть заходит в щель рычага 6, а нижняя упирается в нижнее плечо рычага. Упругий рычаг 12 свободно проходит через овальное отверстие пружины 9. Другой конец упорного рычага 12 шарнирно соединяется с серьгой 14, которая качается на пальце 17 кронштейна рычага задней подвески. Серьга удерживается на пальце стопорной шайбой 15 с кольцом 16, а на конце упругого рычага — скобой 13.

В корпус 1 (рис. 150) регулятора давления с одной стороны ввернута пробка 16 с уплотнительной прокладкой 15, а с другой — устаноапена втулка 5, фиксируемая в корпусе стопорным кольцом 4. Во втулке 5 установлен поршень 2. На выходе из цилиндра он уплотняется защитным чехлом 3. Головка поршня с зазором входит во втулку 7. Пружина 6 прижимает через шайбы 22 уплотнительное кольцо 23 к торцу втулки 5, а уплотнитель 21 — к втулке 7.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

При нажатии на тормозную педаль давление тормозной жидкости в полостях регулятора начинает возрастать и оказывать юздействие на поршень 2, стремясь его выдвинуть из корпуса регулятора. Когда усилие от давления жидкости на поршень превышает усилие от рычагов 6 и 12 (см. рис. 149) привода регулятора, поршень начинает выдвигаться. Толкатель 20 (см. рис. 150) вместе с втулкой и уплотнительными кольцами также сместится влево, освобождая клапан 18, который также будет перемещаться влево.

При этом зазоры а ив уменьшаются. Когда зазор в полностью выбирается и клапан 18 изолирует полости Д и В, толкатель 20 перестает перемещаться за поршнем. Давление в полости В при этом будет изменяться в зависимости от давления в полости Б. При дальнейшем повышении давления и перемещении поршня 2 зазор а выбирается полностью, головка поршня прижимается к уплотнительному кольцу 21, разобщая полости А и Б. При этом давление в полостях Б и В будет расти медленее, чем в полости А. Соотношение давлений в полостях Б и В и в полости А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки на автомобиль усилие от рычагов привода на поршень 2 возрастает, и головка поршня прижимается к уплотнителю при большем давлении в главном цилиндре.

Таким образом, эффективность торможения с увеличением нагрузки на автомобиль возрастает.

При нарушении герметичности контура тормозного привода «правый передний — левый задний» под давлением в полости А втулка толкателя с уплотнительными кольцами перемещается вправо до упора тарелкой пружины в седло 14 клапана (зазор б выбирается полностью). При этом давление в приводе тормозного механизма правого заднего колеса будет регулироваться поршнем 2 также, как и при исправных тормозах.

6. Замена изношенных накладок и деталей

Необходимый инструмент.

·              Набор ключей.

·              Отвертка

·              Пассатижи.

·              Домкрат.

Первым делом вам необходимо заехать на яму или эстакаду и отпустить ручник, это вам позволит в дальнейшем с легкостью снять и одеть тормозной барабан.

Дальше поддомкрачиваем и снимаем колесо, после чего надо снять тормозной барабан, который держится на двух направляющих болтах, их надо будет отвернуть фото 1.

После того как сняли барабан, снимаем при помощи отвертки или бородка верхнюю и нижнюю стяжные пружины.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Дальше берем пассатижи и снимаем направляющую пружинку, которая держит колодку от горизонтального перемещения фото 2.

<#»868889.files/image020.gif»> <#»868889.files/image021.gif»>

Рис. 60. Система выпуска отработавших газов автомобиля ВАЗ-2109:

— кронштейн крепления приемных труб; 2 — прокладка; 3 — приемные трубы; 4 — хомуты соединения труб глушителей; 5 — подвески глушителей; 6 — дополнительный глушитель (резонатор); 7 — основной глушитель; 8 — выпускная труба; 9 — корпус; 10 — перегородка; 11 и 13 — перфорированные трубы; 12 — диафрагма; 14 — выпускной патрубок; 15 — средняя перегородка; 16 — внутренний выпускной патрубок

Корпусы глушителей для лучшей коррозионной стойкости могут изготавливаться из нержавеющей стали или из стали, плакированной алюминием и имеют теплоизоляционный слой из листового асбеста или других аналогичных по свойству материалов.

В системах выпуска отработавших газов автомобилей с системами впрыска топлива (с обратной связью) устанавливается каталитический нейтрализатор 14 (см. рис. 58) с датчиком концентрации кислорода 12. Каталитический нейтрализатор представляет собой блок сотовой структуры с напыленными катализаторами: два окислительных катализатора (платина и палладий) способствуют преобразованию углеводородов (СН) в водяной пар (Н,0), а окиси углерода (СО) — в двуокись (С02), а восстановительный катализатор (радий) способствует преобразованию токсичных окислов азота (NOx) в безвредный азот (N2). Датчик концентрации кислорода обеспечивает передачу на ЭБУ информации для оптимизации состава топливовоздушной смеси, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для эффективной работы нейтрализатора и соответственно для обеспечения минимальной токсичности выхлопных газов.

9. Ремонт отопителя кабины, устройства для обмыва ветрового стекла Ваз 2109

Стеклоочистители предназначены для очистки ветрового стекла, стекла двери задка (на переднеприводных автомобилях), а также блок-фар от загрязнений во время движения автомобиля. На рассматриваемых автомобилях устанавливаются двухщеточные (на автомобиле ЗАЗ-1102 — однощеточный) стеклоочистители. Стеклоочистители изучаемых автомобилей имеют аналогичное устройство и принцип действия и отличаются в основном конструкцией деталей привода.

Двухщеточный стеклоочиститель ветрового стекла включает в себя моторедуктор, кривошипный механизм, промежуточные тяги 6 и 8 (рис. 188), поводки 9, рычаги 3 щеток, реле-прерыватель и переключатель И. Моторедуктор состоит из электродвигателя 4 постоянного тока и редуктора с червячной передачей, включающей шестерню 14 и червяк 15.

Рис. 188. Двухщеточный стеклоочиститель ветрового стекла:

а — стеклоочиститель в сборе; б — моторедукгор стеклоочистителя; 1 — пружина; 2 — щетка; 3 — рычаг щетки; 4 — электродвигатель; 5 — термобиметаллический предохранитель; 6 и 8 — тяга; 7 — редуктор; 9 — поводок; 10 — кривошип; 11 — переключатель; 12 — ось; 13 — контактный диск концевого выключателя; 14 — шестерня; 15 — червяк; 16 — карданный валик; 17 — корпус редуктора

Кривошипный механизм преобразует вращательное движение червячной пары редуктора в качательное движение рычагов и щеток. Кривошип 10, установленный на валу шестерни 14 редуктора, при вращении через промежуточные тяги 6 и 8 поворачивает поводки 9 правой и левой щеток. К поводкам прикрепляются оси 12 рычагов 3 щеток. Металлокерамические втулки осей пропитываются маслом и при эксплуатации не смазываются. Рычаги щеток постоянно прижимаются к стеклу пружинами 1 с усилием примерно 7… 9 Н.

Для обеспечения автоматической установки щеток в исходное положение после выключения стеклоочистителя в моторедукторе имеется механизм самоостанова. В момент возвращения щеток в исходное положение концевой выключатель, который работает параллельно основному переключателю, обесточивает цепь, и моторедуктор останавливается. В цепи электродвигателя имеется биметаллический предохранитель, который служит для защиты электродвигателя от перегрузок при большом сопротивлении перемещению щеток (в результате примерзания щеток, попадания в привод постороннего предмета и т. п. ).

Полость моторедуктора заполняется пластичной смазкой, рассчитанной на весь срок эксплуатации автомобиля. Режимы работы стеклоочистителя включаются и переключаются правым рычагом подрулевого переключателя (на автомобиле ИЖ-21251 — отдельным выключателем стеклоочистителя и омывателя, расположенным на панели приборов). При перемещении рычага вверх он займет первое нефиксированное положение, и стеклоочиститель будет работать в режиме кратковременной очистки при незначительном загрязнении стекла. Следующие (уже фиксированные) последовательные положения будут соответствовать работе в режимах малой скорости перемещения щеток, повышенной скорости и в прерывистом режиме движения щеток с включением специального реле-прерывателя, обеспечивающего прерывистую работу щеток — 14 циклов в минуту.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Рис. 189. Стеклоомыватель с однощеточным стеклоочистителем ветрового стекла автомобиля ЗАЗ-1102:

— нагнетательный шланг; 2 — жиклер-распылитель в сборе; 3 — рычаг щетки; 4 — щетка; 5 и 7 — держатели бачка и крышки; 6 — бачок; 8 — электронасос; 9 — фильтр; 10 и 12 — втулки; 11 — заборный шланг; 13 -металлический захват; 14 — моторедуктор

Однощеточный стеклоочиститель ветрового стекла автомобиля ЗАЗ-1102 (рис. 189) двухскоростной, по конструкции аналогичен описанному двухщеточному стеклоочистителю и отличается от него отсутствием промежуточных тяг.

Рис. 190. Стеклоочиститель и омыватель двери задка автомобиля ЗАЗ-1102:

и 5 — держатель и шланг жиклера-распылителя; 2 — жиклер-распылитель в сборе; i — щетка; 4 — рычаг; 6 и 9 — соответственно плоская и угаютнителыш шайбы; 7 — гайка крепления моторедуктора к наружной панели двери; S — защитный колпачок; 10 — дистанционная втулка; 11 — моторедукгор в сборе; 12 — бол крепления моторедуктора; 13 — пластинчатая гайка; 14 — фильтр; 15 — шлам бачка; 16 — мотонасос; 17 — кронштейн; 18 — хомут; 19 — бачок

Однощеточный стеклоочиститель стекла двери задка (рис. 190), устанавливаемый на переднеприводных автомобилях, по конструкции аналогичен однощеточному стеклоочистителю ветрового стекла и устанавливается в багажном отделении.

На части автомобилей устанавливаются в принципе аналогичные по устройству стеклоочистители фар. Они состоят из левого и правого моторедукторов с рычагами привода и щеток. Моторедукторы неразборные и ремонту не подлежат. При отказе в работе их заменяют новыми.

На автомобилях ВАЗ-2109 электронасос размещается так же, как и у автомобиля ЗАЗ-1102 вне бачка, а на остальных автомобилях — непосредственно в бачке. На всех автомобилях, кроме ЗАЗ-1102, подача жидкости на ветровое стекло осуществляется двумя жиклерами-распылителями. В летний период в бачок заливается чистая вода, а в холодное время — специальная незамерзающая жидкость.

Система отопления и вентиляции кузова предназначена для вентиляции салона предупредительным потоком свежего воздуха, а в холодное время — и для обогрева салона, ветрового стекла и стекол передних дверей теплым воздухом, нагретым жидкостью из системы охлаждения двигателя.

Основным элементом системы отопления и вентиляции является отопитель, который состоит из радиатора и элекгровентилятора. К радиатору отопителя при помощи шлангов подводится жидкость из системы охлаждения двигателя, поступление которой ограничивается специальным краником отопителя. Управление краником отопителя осуществляется при помощи соответствующей ручки управления на панели приборов. Отопитель имеет воздуховоды для подвода холодного воздуха и распределения нагретого отопителем воздуха для обогрева пассажиров и стекол кузова.

Нагрев холодного воздуха осуществляется за счет соприкосновения его с нагретым радиатором отопителя. Для увеличения интенсивности потока нагретого воздуха, поступающего в салон автомобиля, служит электровентилятор, который имеет ступенчатую регулировку частоты вращения, обеспечивающую увеличение или уменьшение подачи воздуха.

Рассмотрим конструктивные особенности систем вентиляции и отопления кузовов изучаемых автомобилей.

Рис. 184. Система отопления и вентиляции кузова автомобиля ВАЗ-2109:

— заслонка управления отопителем; 2 — шланги подсоединения радиатора отопителя; 3 — входной и выходной шланги подсоединения крана отопителя к системе охлаждения; 4 — краник; 5 — радиатор; 6 — уплотнитель; 7 — алеюровентилятор; 8 — воздухопровод обогрева ветрового стекла; 9 и 10 — заслонки обогревателя; 11 — заслонка центрального сопла; 12 — центральные сопла; 13 и 14 — рукоятки подачи воздуха соответственно на ветровое стекло и нош водителя и пассажиров; 15 — рукоятка управления отопителем; 16 и 17 — тяги заслонок обогрева ветрового стекла и ног; 18 — тяга рукоятки управления отопителем; 19 — тяга управления краном; 20 — окно в кожухе отопителя; 21 — воздухопровод внутренней вентиляции

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Система отопления и вентиляции кузова автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 184) включает в себя радиатор 5 со шлангами 2, 3 и краником 4, электровентилятор 7 и систему воздухопроводов с заслонками, управляемые рукоятками 13-15 при помощи тяг 16-19. В теплую погоду воздух снаружи может поступать в салон кузова для его вентиляции через: окна при опущенных стеклах боковых дверей; верхние щели на панели комбинации приборов путем перемещения рукоятки 14 вправо, а рукоятки 13 влево; боковые и центральные сопла при открытых заслонках и тех же перемещениях рукояток 13 и 14; окна 20 в кожух отопителя с перемещением рукоятки 14 влево.

Приток свежего воздуха в салон при движении автомобиля на малой скорости можно увеличить путем включения электровентилятора 7 в положение, когда он подает воздух, минуя радиатор отопления.

Управление отопителем для обогрева в холодную погоду осуществляется заслонкой 1, рычаг которой соединен при помощи тяги 18 с рукояткой 15. Эта рукоятка также соединена тягой 19 с рычагом крана 4 отопителя. Перемещением рукоятки 15 вправо кран и заслонка 1 открываются, через радиатор 5 будет циркулировать горячая вода из системы охлаждения двигателя и проходить воздух для обогрева салона. При перемещении рукоятки 15 в обратную сторону кран и заслонка закрываются, циркуляция горячей воды и воздуха через радиатор отопителя прекращается.

Когда кран и заслонка 1 открыты, нагретый воздух может поступать по воздухопроводу 8 на обогрев ветрового стекла, а также в салон кузова через боковые и центральлные сопла 12. Одновременно по воздухопроводу 21 и через окно 20 воздух может подаваться к ногам передних и задних пассажиров и водителя (регулируется рукояткой 14, соединенной с рьиагом заслонки 10). Обогрев ветрового стекла регулируется заслонкой 9 при помощи рукоятки 13. Поток нагретого воздуха можно усиливать включением электровентилятора 7 с тремя частотами вращения.

10. Сборка, установка и регулировка агрегатов доп. оборудования автомобилей

Увеличенный топливный бак

Увеличенный топливный бак повышает запас хода автомобиля. Если автомобиль оснащается автономным обогревателем или сигнализацией с автозапуском, то его полезно оснастить баком увеличенного объёма. Кроме того, если автомобиль подвергается интенсивной эксплуатации (особенно в отрыве от АЗС с качественным топливом), то увеличенный топливный бак позволит реже заправляться на незнакомых АЗС.

Рулевое колесо с подогревом

Рулевое колесо с подогревом оценят водители, автомобили которых стоят во дворе под окнами. Иногда, в сильные морозы (или когда зябко) руль весьма и весьма сильно холодит руки. В этом случае подогрев руля был бы очень кстати.

Панорамный люк

Отношение к люкам всегда несколько сложное. Особенно после того, как в рекламе заявили «наши люки не текут». Видимо чьи-то люки текут? В чём смысл люка, особенно панорамного? Скорее всего, люк позволяет наслаждаться тёплым ветерком при движении на небольшой скорости. Возможно, люк необходим курильщику. Неплохо иметь люк в том случае, когда автомобиль целый день простоял на солнце. В этом случае достаточно открыть люк и раскаленный воздух выйдет из-под крыши автомобиля, а начало движения позволит ветру активно вентилировать салон.

Некоторые производители автомобилей встраивают в люк солнечную батарею для того, чтобы от электричества, которое она вырабатывает, питать вентилятор климатической установки автомобиля. Представьте, автомобиль стоит на солнцепёке и, чем ярче светит солнце, тем больше электрической энергии вырабатывает солнечная батарея. Здорово! А когда солнце скроется за тучей, то и вентилировать салон не будет особой нужды.

Если панорамный люк расположен настолько удобно что, стоя на полу (а не на сиденьях) из него можно высунуться, тогда фотограф (или видеооператор) сможет получить снимок с верхней точки.

С другой стороны, вряд ли кто-то захочет открывать люк на природе летом в местности, где в воздухе полно комаров, москитов, слепней и оводов. Или там, где преобладает дождливая слякотная погода.

Передние сиденья с функцией активного климат-контроля

Активный климат-контроль подразумевает не только подогрев сидений, но и их охлаждение. Надо или нет? Может быть очень полезным при поездках на Юг. Стоит ли эта система своих денег? Конечно, ведь за комфорт приходится платить.

Центральный замок с доступом «без ключа»

Если приходится совершать много коротких поездок в течение дня и при этом постоянно заходить и выходить из автомобиля, то эта система будет весьма актуальна. А если есть возможность открывать только дверь водителя, то ещё лучше.

Можно провести аналогию со съемной передней панелью автомагнитолы. Первое время панель снимают при выходе и ставят перед поездкой. Если поездок по городу много и везде надо выходить из автомобиля, то переднюю панель магнитолы либо кладут в перчаточный ящик, либо носят с собой в сумке, но не ставят каждый раз. Не удобно! Поэтому, при выборе следующего автомобиля, предпочитают несъемную магнитолу, интегрированную в торпедо. То же самое с центральным замком с доступом «без ключа». Подошел к автомобилю, открыл, сел, нажал кнопку запуска двигателя, завел и поехал. Приехал, выключил зажигание, вышел и ушел.

Если же поездок немного (и поездки обычно дальние) или в автомобиле всегда остаются пассажиры, то можно не переплачивать за подобную систему.

Лобовое стекло с электроподогревом

Лобовое стекло с электроподогревом отличная штука. В любую непогоду стекло с подогревом значительно упрощает жизнь автомобилиста. Независимо от того, замёрз снег и лёд снаружи стекла, или стекло запотело (покрылось инеем) изнутри, достаточно включить электрический подогрев и стекло очищается. Чтобы не расходовать излишнюю электроэнергию, в цепи подогрева лобового стекла установлен таймер, который отключит нагрев через 10-15 минут. Сравнительно не дорого стоит, а пользы много.

Коленная подушка безопасности водителя

Коленная подушка безопасности предотвращает характерную травму водителя — удар коленями о рулевую колонку. Стоит совсем не много. Полезно поставить.

Рейлинги с поперечными дугами

Если часто ездить на рыбалку (на охоту) или заниматься горными лыжами (сноубордом), рейлинги с поперечными дугами могут оказаться весьма полезным дополнительным оборудованием. Рейлинги с поперечными дугами позволяют поместить длинномерное оборудование (лыжи, удочки, вёсла и т.п.) на крыше.

Многие современные автомобили комплектуются не полноразмерным запасным колесом, а «докаткой», которая часто находится в спущенном виде. На место, предусмотренное для «докатки» нельзя положить полноразмерное колесо — оно не входит. Положить грязное колесо в элегантный светлый салон можно, но оно испачкает обивку. Лучше положить снятое колесо на рейлинги с поперечными дугами и крепко привязать. Кстати именно поэтому у серьёзной внедорожной техники запасное колесо располагается под полом багажника или навешивается сзади.

Парковочные датчики передние и задние

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Передние и задние парковочные датчики очень полезны при маневрировании в условиях ограниченного пространства. Обычно парковочные датчики автоматически активируются при включении передачи заднего хода. Некоторые автомобили позволяют включить парковочные датчики произвольно, например, при медленном движении в пробке.

Парковочные датчики передние и задние обычно автоматически выключаются при достижении автомобилем скорости 20 км/час.

При отрицательных температурах парковочные датчики могут замёрзнуть и работать неправильно. Однако в последнее время парковочные датчики и программное обеспечение были усовершенствованы.

Парковочные датчики передние и задние и камера заднего обзора

В последнее время парковочные датчики дополняют камерой заднего обзора, которую можно использовать, например, для того, чтобы подвести сцепное устройство автомобиля к сцепному устройству прицепа. Те, кому приходится часто возить прицеп с катером, лодкой, квадроциклом или иным грузом оценят камеру заднего вида по достоинству.

Камера заднего обзора не исключает парковочные датчики потому, что в конце длительной поездки объектив камеры может быть покрыт грязью или снегом.

Парковочные датчики передние и задние и камеры кругового обзора

Камеры кругового обзора используются например, для того, чтобы оценить обстановку на дороге, особенно при выезде из-под арки на улицу с интенсивным движением.

Аудио система класса Hi-Fi

По статистике люди стали больше времени проводить в автомобилях. Безусловно, теперь востребован определенный комфорт, в том числе и акустический. Разумным вложением средств является установка в автомобиль аудио системы класса Hi-Fi. Это представляется тем более разумным, что подобная система в некоторых автомобилях стоит меньше панорамного люка!

Шторки безопасности спереди и сзади

Экономить на безопасности не следует. Стоят как две коленные подушки безопасности, а, при случае, могут жизнь спасти.

Дизайн-пакеты

Всё, что связано с красотой и дизайном носит весьма субъективный характер, к тому же автомобили и в базовой комплектации не выглядят совсем уж уродливыми. А стоят эти дизайн-пакеты больше, чем стояночный отопитель, который может очень выручать в холодную зиму.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Дистанционное управление приводом двери багажника

Дистанционное управление электроприводом двери багажного отделения (открывание и закрывание). Картина маслом: слякоть, осень, подходим к автомобилю с руками, занятыми пакетами или коробками, которые так не хочется ставить в грязь, нажимаем кнопку брелка или машем ногой под задним бампером и…. О, чудо! Багажник открывается. Очень полезный и весьма востребованный элемент дополнительного оборудования.

Стояночный отопитель

Стояночный отопитель остаётся несколько недооценённым, возможно это связано с недостаточной информированностью. Очень полезный вид дополнительного оборудования.

Стояночный отопитель стоит дешевле дизайн-пакета. Обычно в комплекте со стояночным отопителем идёт бензобак увеличенного объёма. Стояночный отопитель современного автомобиля достаточно интеллектуальное устройство. При низкой температуре стояночный отопитель некоторых моделей автомобилей может прогревать не только салон, но и двигатель.

При высоких температурах стояночный отопитель можно включать в режиме вентиляции. Включив стояночный отопитель в режим вентиляции (с брелка дистанционного управления или по таймеру) можно создать приятный микроклимат в салоне нагретого на солнце автомобиля.

Запускать стояночный отопитель можно несколькими способами: во-первых, включать непосредственно с места водителя; во-вторых, можно настроить таймер на время включения и выключения, в том числе и на неделю, месяц (зависит от типа бортового компьютера). В-третьих, можно включать и выключать стояночный отопитель при помощи специального пульта дистанционного управления (брелка отопителя), действующего на расстоянии до нескольких сот метров.

Легкосплавные диски

Легкосплавные диски могут поставляться как отдельная опция. Особо стараться в подборе дисков не следует, за автолюбителей подумали дизайнерские бюро производителя автомобиля. Один из покупателей выразил свое отношение к подбору дисков так, что стараешься, выбираешь как ботинки, например, а, затем ездишь и не обращаешь ни какого внимания.

А вот с размером надо аккуратнее. Высота профиля покрышки величиной 35% это предел комфорта для большинства дорог. При эксплуатации вне дорог желательно использовать шины полного профиля.

Пневмоподвеска

Пневмоподвеска может входить в базовую конструкцию автомобиля, а может поставляться как дополнительное оборудование. Ранее указывалась способность пневмоподвески некоторых автомобилей поддерживать неизменный дорожный просвет (клиренс). Пневмоподвеска может изменять клиренс автомобиля, например, увеличивать его до 30 см, повышая проходимость, а может занижать уровень пола для удобства посадки/высадки пассажиров и для погрузки/разгрузки.

На некоторые автомобили можно устанавливать спортивную пневмоподвеску, которая изменяет характеристики подвески в зависимости от скорости, стиля вождения и характера поверхности дороги.

Подогрев задних сидений

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Подогрев задних сидений полезно заказывать, если перевозка пассажиров на задних сиденьях производится регулярно, хотя обычно такой подогрев стоит недорого.

Подогрев форсунок лобового стекла

Подогрев форсунок лобового стекла будет полезна для тех, кто ездит с водой в бачке стеклоомывателя вплоть до начала холодов. Иногда в сильные морозы «незамерзайка» замерзает на большой скорости. Вот тут и выручает подогрев форсунок лобового стекла.

Подогрев форсунок лобового стекла обычно отдельно не продаётся, а входит в какой-либо пакет, например, может входить в «Зимний пакет».

Биксеноновые фары

Биксеноновые фары обычно комплектуются системой поворотного (адаптивного) света, дополненной системой динамического управления дальним светом фар. Система динамического управления дальним светом фар автоматически переключает дальний свет на ближний свет фар при распознании встречной автомашины.

Приёмник аналогового наземного ТВ-вещания

Приёмник аналогового наземного ТВ-вещания стоит как обычный цветной телевизор с диагональю 42”. Насколько нужен такой ТВ приёмник в автомобиле не ясно, как непонятно какого качества будет изображение.

Мультимедийная система с навигацией

Мультимедийная система с навигацией стоит больше отдельного навигатора. Зато система встроенная, читает различные карты памяти и может выводить на дисплей фотографии и фильмы. Сопрягается с MP3 плеерами, телефонами и прочими устройствами. В большинстве таких систем есть карты только европейской части России. Некоторые системы недостаточно корректно русифицированы. Надо уточнять в салоне при выборе автомобиля и при заказе «своей» комплектации. Если поезди происходят по знакомой местности, то навигация не столь актуальна, как при поездках на отдых или при автомобильных путешествиях.

Многослойные дверные стёкла

Многослойные дверные стёкла в некоторых автомобилях входят в базовую комплектацию, в других надо заказывать дополнительно. Плюсы этих стёкол очевидны и хорошо известны — с ними тише в салоне, а зимой теплее. Цена многослойных дверных стёкол на уровне дизайн-пакета.

Пакет для запоминания настроек

Устроившись удобно на сидении, тщательно подобрав положение руля, наклон спинки сиденья и прочее, полезно использовать пакет для запоминания настроек. Тогда, сдавая автомобиль на сервисное обслуживание или отправляясь на отдых со вторым водителем, Вы легко вернёте свою «форменную посадку» за рулём, нажав только одну кнопку. Ваш напарник (напарница) сможет поступить также.

Климат-контроль

Климат-контроль является очень полезной системой дополнительного оборудования. Как он работает и для чего нужен, можно прочитать в отдельной статье.

Климат-контроль бывает общий (1-зонный), 2-зонный, 3-зонный и 4-зонный. 1-зонный климат-контроль охватывает весь салон автомобиля. 2-зонный климат-контроль охватывает отдельно правую и левую части автомобиля. 3-зонный климат-контроль охватывает правую и левую части автомобиля спереди и всю заднюю часть. 4-зонный климат-контроль охватывает каждое из 4-х пассажирских мест.

Если автомобиль часто перевозит 3-4 пассажиров, то раздельный климат-контроль будет весьма полезен, тем более, что его цена меньше цены дизайн-пакета.

Кожаный салон

Кожаный салон достаточно дорогое удовольствие. Зато кожаный салон достаточно практичен и, при надлежащем уходе, дольше сохраняет хороший товарный вид. Обычно предлагается несколько вариантов обивки сидений, и ориентироваться здесь следует на особенности эксплуатации автомобиля и основные направления поездок (город, межгород, на дачу, по бездорожью и т.п.).

Цвет кузова металлик или перламутр

Цвет кузова металлик или перламутр обычно не сильно удорожает автомобиль, зато окрашенный такой краской кузов обладает большей коррозионной стойкостью по сравнению с обычными красками.

Блокировки дифференциалов

Блокировки дифференциалов могут входить в пакеты, а могут быть заказаны отдельно. Исходя из потребностей, можно заказывать различные блокировки. Обычно автомобиль имеет электронную блокировку для переброски крутящего момента с буксующего колеса на другое колесо этой оси.

Для повышения проходимости автомобиля с полным приводом применяют блокировку заднего дифференциала и блокировку межосевого дифференциала. Реже эти блокировки дополняют блокировкой переднего дифференциала.

11.Замена масла и охлаждающей жидкости

В процессе эксплуатации охлаждающая жидкость теряет свои свойства, в результате чего она начинает агрессивно воздействовать на детали системы охлаждения, будь то резиновые патрубки или рубашка охлаждения блока цилиндров. В результате этого явления происходит коррозия блока цилиндров, радиатора. Водяной насос начинает быстрее изнашиваться. Отсюда становится понятно, что необходима периодическая замена антифриза.

Замена охлаждающей жидкости <#»868889.files/image026.jpg»> <#»868889.files/image027.gif»>

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

На этой схеме показано расположение сливных кранов для слива охлаждающей жидкости

На данном этапе требуется произвести промывку радиатора и блока цилиндров.

Куда заливать антифриз?

Антифриз заливается в горловину радиатора, расположенную на верхнем бачке. Перед заправкой системы охлаждения свежим антифризом убедитесь в том, что все патрубки надежно закреплены, хомуты затянуты, а сливные пробки находятся на своем месте. Заполнять радиатор необходимо смесью охлаждающей жидкости и воды с соотношением 50:50.

После заливки антифриза необходимо осуществить удаление воздуха. Некоторые автомобили имеют специальное отверстие для удаления воздуха при заправке системы охлаждения. В этом случае необходимо отвернуть пробку этого отверстия. Во время спуска воздуха через дренажное отверстие возможен незначительный выброс антифриза. Во избежание подобного можно надеть на дренажное отверстие прозрачный шланг и вывести его к верхней кромке капота, на высоту 1-1.5 метра. В этом случае будут видны выходящие пузырьки воздуха, а их исчезновение скажет о завершении прокачки системы.

Однако в большинстве современных автомобилей такие отверстия отсутствуют. В этом случае система охлаждения просто заполняется антифризом до установленного уровня. После чего пробка заливной горловины остается открытой, а двигатель запускается и работает несколько минут на холостых оборотах. При прокачке системы воздух выйдет через заливную горловину, после чего просто долейте антифриз до максимальной отметки.

Во время работы двигателя включите отопление салона на максимум, чтобы антифриз смог равномерно распределиться по системе охлаждения.

В течение первых 3-4 дней тщательно следите за уровнем охлаждающей жидкости и температурой двигателя.

Замена масла ваз 2110

Рис. Установка фотоприемника при измерении силы света противотуманной фары в теневой части светового пятна

Проверка технического состояния прочих приборов освещения и световой сигнализации осуществляется в последовательности, указанной ниже:

1.      Проверить правильность и соответствие установки световых приборов на транспортном средстве. Определить наличие на приборах освещения и сигнализации обозначений, указывающих на утверждение их типа и определяющих функциональное назначение приборов, особенности монтажа. При необходимости измерить расстояния, нормируемые при установке световых приборов.

2.      Оценить целостность и надежность крепления приборов.

.        Оценить работоспособность приборов и соответствие режимов их включения и выключения. Для этого опробовать приборы путем включения их на разных режимах работы. При этом световая индикация работы приборов в кабине водителя должна соответствовать установленным требованиям.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

.        Проверить работу указателей поворота в установленном режиме. Для этого определить количество миганий света в минуту с помощью секундомера не менее чем по 10 проблескам и сравнить полученное значение с допустимым.

.        Визуально сравнить силу света парных световых приборов транспортного средства, которая для парных фонарей одного функционального назначения должна различаться не более чем в два раза.

.        Проверить соответствие установки светоотражателей нормативным требованиям.

.        При необходимости проверить правильность нанесения светоотражающей или контурной маркировки на бортах транспортного средства.

Заключение

Я, Загадаев Дмитрий Геннадьевич, во время прохождения практических занятий ПМ.01 и ПМ.03, на предприятии СТО «Анастасия» ИП Чумаков В.В., получил практические навыки по выполнению работ технического обслуживания автомобилей в целом и их ремонт.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1234

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке