Разбор стихотворений Иосифа Бродского, которые входят в последнее время в  школьную программу, часто становится труден как для школьников, так и для самих  учителей. Трудности возникают даже не во время анализа, но ещё на подступах к  нему: сам смысл стихотворения остаётся читателю неясен. Мы предлагаем вам  вариант интерпретации одного стихотворения И.Бродского, входящего во многие  школьные программы.

В твоих часах не только ход, но тишь.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Притом их путь лишён подобья круга.

Так в ходиках: не только кот, но мышь;

они живут, должно быть, друг для друга.

Дрожат, скребутся, путаются в днях.

Но их возня, грызня и неизбывность

почти что незаметна в деревнях,

где вообще в домах роится живность.

Там каждый час стирается в уме,

и лет былых бесплотные фигуры

теряются – особенно к зиме,

когда в сенях толпятся козы, овцы, куры.

1963

1. Это стихотворение о времени и о вечности.

Противопоставление заявлено в первой же строке: “ход” времени и “тишь”. Деление  времени искусственно, оно создаёт “неизбывность” (потому что всегда, без  отдыха), “возню, грызню”, дрожь, путаницу… Путь времени – это “круг”  (заколдованный), такой же бестолковый, как погоня кошки за мышью. Всем известны  ходики – с кошкой, которая ежесекундно стреляет глазами вправо-влево, как будто  следит за мышью. (Кроме всем известной кошки из ходиков, есть и не менее  известная мышь, устраивающая шум в часах:

Hikory, dickory, dock,

The mouse run up the clock.

The clock struck one,

The mouse ran down,

Hickory, dickory, dock.

Стихотворение из Mather Goose Rhymes. В пер. С.Маршака: “Вышли мыши как-то раз  // Поглядеть, который час…”) Кошка и мышь дополняют друг друга: цель кошки –  поймать мышь, а цель мыши – убежать от кошки. Суета порождается сама собой. А  что будет, если кто-нибудь из них вдруг исчезнет? Погоня прекратится, часы  остановятся, и наступит “тишь”, отсутствие времени, вечность…

…Как бывает “в деревнях”. Стихотворение делится пополам: первая половина –  суть, порождённая временем, а вторая – деревенская тишина. В деревне время не  замкнуто в круг, поэтому “каждый час стирается в уме”, вместо того чтобы  сохраняться и громоздиться, человек не “путается в днях”, прожитое не  возвращается, а “теряется”. (“Фигуры былых лет” названы “бесплотными”, то есть  нереальными. Однако по созвучию это слово тянет за собой и слово “бесплодные”,  то есть напрасно, зря сохранённые умом.) Замедление ритма жизни подчёркивается и  синтаксически: предложения в первой части соответствуют строчкам, как бы отражая  деление времени на часы, а к концу стихотворения они становятся всё длиннее.

Единственный признак деревни – это “живность”, противопоставленная механическим,  условным коту и мыши из первой части. Таким образом оппозиция “время/вечность”  становится и оппозицией “искусственное/живое”. Особенно явным это  противопоставление становится в конце стихотворения: “козы, овцы, куры”,  “толпящиеся в сенях” зимой, отсылают читателя к сцене Рождества. Абстрактное  (рассуждающее) стихотворение кончается яркой картинкой, выделенной внутренней  рифмой (“стираются – теряются”).

2. А теперь вспомним, что первое значимое слово стихотворения – “твоих”.

Получается, что это – изящнейшее признание в любви (в широком смысле слова,  может быть, и к другу). В нём только одно слово, впрямую говорящее о другом, но  с ним связано всё “положительное” для автора. Этот человек так удивителен, что  даже в его часах – воплощение “грызни” и “путаницы” – есть место для “тиши”,  которая вообще-то встречается только в деревнях.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/