Проявить жестокость к другой душе возможно только в том случае, если не чувствовать ее боли, ее страданий, а это значит — быть равнодушным. Поэтому высказывание Бернарда Шоу кажется мне справедливым. Но я бы добавила, что равнодушие это не только сущность бесчеловечности, но и путь к ней.
Пример равнодушного отношения, которое приводит к бесчеловечному поступку, мы видим в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Софья Фамусова увлечена Молчалиным, секретарем своего отца. Она не рада появлению Чацкого в их доме после трехлетнего отсутствия и не разделяет любви главного героя комедии, чего не скрывает. Чацкий же, ослепленный влюбленностью, не замечает, что Софья холодна, едва разговаривает с ним, на вопросы отвечает общими фразами или отшучивается. Будучи умной и наблюдательной девушкой, Софья дает Чацкому яркую и точную характеристику: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Тем бесчеловечнее выглядит ее обвинение Чацкого в сумасшествии. Лишив героя ума в общественном мнении, Софья проявляет безжалостность, коварство, жестокость. Чацкий отторгнут московским светом, лишен возможности диалога, и виной тому — равнодушие Софьи и ее бесчеловечный поступок.
Персонаж романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Элен Курагина бесчеловечна в ином смысле этого слова. Описывая Элен, автор подчеркивает неживую природу ее красоты, используя сравнения с античной статуей. Ее оголенные плечи кажутся идеальными, как будто вырезанными из камня, а «мраморная красота» составляет одно целое с платьем. Элен становится женой графа Пьера Безухова только потому, что он получил огромное наследство. Она настолько глупа, безнравственна, цинична, что даже не собирается скрывать этот факт, равно как и свои многочисленные измены. Пресыщенная и избалованная, Элен развлекается, играя судьбой Наташи Ростовой, развращая ее, заманивая в объятия своего бесчестного брата. Фактически именно она является виновницей позора Наташи, расторжения ее помолвки с князем Андреем Болконским. Но равнодушие к окружающим и бесчеловечность Элен простираются настолько далеко, что все описанное выше не имеет для нее никакого значения: она по-прежнему блистает в свете, меняет любовников и даже хочет выйти замуж, будучи женой Пьера. Элен внезапно умирает в 1812 году. Л.Н. Толстой описывает ее смерть в одном абзаце, поскольку эта бездушная и бесчеловечная героиня романа автору не интересна.
Ужасную сцену, глубоко раскрывающую понятия «бесчеловечность» и «равнодушие», можно найти на страницах романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». В бою под Глубокой красный командир Подтелков и его отряд, в котором сражается главный герой повествования Григорий Мелехов, берет в плен сорок офицеров. Подтелков считает, что контрреволюционеров следует расстреливать, поэтому несмотря на заступничество Мелехова и других, он сначала зарубает шашкой безоружного белого офицера Чернецова, а потом командует конвоирам рубить всех пленных и расстреливать в упор. Григорий мутными глазами смотрит на происходящее. Его шокирует самосуд Подтелкова и бесчеловечная расправа над чернецовцами. Только что Мелехов участвовал в бою на стороне красных, пролил кровь за дело, которое казалось ему правым, но происходящее повергает его в шок, вызывая равнодушие к идеологии красных командиров и нежелание быть соучастником бесчеловечных убийств. После случившегося Григорий уходит от красных. «Все мне надоело, и революция, и контрреволюция. Нехай все оно идет пропадом», — считает он.
Равнодушие и бесчеловечность — понятия, тесно связанные друг с другом. Справедливость высказывания Бернарда Шоу невозможно отрицать. Стоит только отметить, что равнодушие предполагает гораздо менее агрессивное проявление мыслей, чувств, поступков, идей, чем бесчеловечность, подразумевающая агрессию. Я думаю, что равнодушие, то есть невмешательство и отказ от естественных человеческих стремлений помогать, сопереживать, быть причастным, ведет к такому крайнему проявлению скудности и жестокости души, как бесчеловечность.