Описание конференции:

Приглашаем вас принять участие в VIII Апрельской междисциплинарной конференции научного проекта «Неканоническая эстетика», продолжающей цикл ежегодных конференций, начатый в 2014 г. научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве».

Мы будем рады участию представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации эстетического освоения феноменов «агрессии», «ненависти», «насилия» в произведениях различных видов искусства, однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Вследствие нестабильной и непредсказуемой эпидемиологической обстановки в мире Оргкомитет «Неканонической эстетики» предполагает провести очередную Апрельскую конференцию в дистанционном формате: открытие и закрытие конференции в виде трансляции Zoom, заседания – в формате комментированного блога (как это было сделано в 2020 г.; см.: www.tabu2020.blogspot.com).
Регламент: видео-доклад – до 20 мин., текстовый доклад – до 12 страниц (14 кг, интервал 1,5).

История человечества, как и всемирная история искусств тесно связана с проявлениями агрессии, насилия и ненависти и включает попытки их осмысления и изображения.

В эпоху зарождения эстетики как философской дисциплины появляется историческая ретроспектива на проблему насилия в античном искусстве. По словам Г. Э. Лессинга, «героизм грека – это скрытые в кремне искры, которые спят в бездействии и оставляют камень холодным и прозрачным, пока их не разбудит какая-нибудь внешняя сила. Героизм варвара – это яркое пожирающее пламя, которое горит непрерывно и уничтожает или, по крайней мере, ослабляет в его душе всякую иную добрую наклонность. Когда Гомер заставляет троянцев вступать в бой с диким криком, греков же – в полной тишине, то комментаторы справедливо замечают, что этим он хотел представить первых варварами, вторых – цивилизованным народом» («Лаокоон», 1766).

Разрушительность Лиссабонского землетрясения заставила лучшие умы XVIII столетия усомниться в благости Провидения и пересмотреть эстетические категории возвышенного, ужасного и безобразного. В прошлом столетии вопрос Т. Адорно о возможности поэзии после Освенцима актуализировал понимание теснейшей связи между социальным и эстетическим и инициировал обращение гуманитарной мысли к насилию, прежде всего, как к неизбежному следствию человеческого неравенства. Новейшие открытия антропологии, нейрофизиологии, эволюционной биологии позволили заново осмыслить насилие и его эстетическое опосредование в культуре наряду с более ранними моделями: богословской, политической, политэкономической, психоаналитической, структуральной и постструктуральной и др. Социальные и политические катаклизмы последних трех столетий сформировали новую культуру производства, потребления и осмысления произведений искусства; расширение спектра явлений, включаемых в понятие культуры, и рассмотрение эстетических и социальных явлений, акцентирующее разнообразное неравенство в человеческих отношениях, делает понимание взаимосвязи насилия и деятельности художника насущным и вовсе не отвлеченно-теоретическим вопросом.

VIII конференция проекта «Неканоническая эстетика» предполагает обсуждение на современном этапе развития теоретической и историко-культурной мысли вопросов эстетического освоения явлений насилия, агрессии, ярости, вражды в произведениях искусства.

В рамках общей формулировки предполагается рассмотреть следующие локальные темы:
– способы и методы представления агрессии / ярости / насилия vs страдания / унижения в литературе и искусстве в синхронической и диахронической перспективе;
– проблема пересмотра и переориентирования эстетики насилия между прекрасным / величественным и безобразным / ничтожным;
– эстетизация насилия и страдания в разных видах и жанрах искусства;
– риторика ненависти и агрессии: историческое развитие инвективы, обвинительной речи, призыва к войне; функционирование отдельных риторических тропов и фигур, призванных провоцировать или усмирять агрессию;
– телеология и прагматика возбуждения / усмирения ненависти в различных видах искусства от классической словесности до современного акционизма;
– взаимодействие искусства с другими родами деятельности в сфере социального освоения, модификации, отторжения, смягчения или усиления агрессии;
– проблема «насилия над материалом» в искусстве;
– средства выражения агрессии в разных видах искусства, зрительная, пространственная, звуковая агрессия.

Отбор заявок на участие будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: [email protected] сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, представляемую организацию). Заявки принимаются до 23: 59 по московскому времени 1 марта 2021 года. Результаты рассмотрения будут сообщены заявителям не позднее 23: 59 по московскому времени 25 марта 2021 г.

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN, DOI и индексацией в РИНЦ). Сборники по материалам предыдущих конференций см.:
http://lib2.pushkinskijdom.ru/неканоническаяэстетика.
Условия публикации в сборнике будут оговорены позднее.

ОРГКОМИТЕТ:
Сергей Викторович Денисенко (председатель), д. ф. н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН;
Антон Олегович Дёмин, к. ф. н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН;
Илона Витаутасовна Мотеюнайте, д. ф. н., проф. кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Псковского государственного университета;
Светлана Анатольевна Васильева, д. ф. н., проф. кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета.
Организаторы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Тверской государственный университет; Псковский государственный университет
Контактная информация: Председатель оргкомитета: Сергей Викторович Денисенко
Эл. почта: [email protected]
Поделитесь информацией о мероприятии со знакомыми:

Требования к научным статьям:

Оплата для платных публикаций:

Форма участия: On-line (zoom, skype и др.)

Город: Россия, Санкт-Петербург

E-mail: [email protected]

Прием статей до: 2021-03-01

Сегодня