Содержание

Введение
Глава 1. Кассовые операции – один из важнейших объектов учетно-контрольной работы
1.1. Денежная наличность и ее роль в функционировании организации
1.2. Значение и задачи учета кассовых операций, обзор нормативных и законодательных актов по теме исследования
1.3. Учет кассовых операций
1.3.1. Документальное оформление кассовых операций
1.4. Синтетический и аналитический учет кассовых операций
1.5. Совершенствование документального оформления и учета кассовых операций в условиях использования современных информационных технологий
Глава 2. Организация документооборота и порядок оформления кассовых и расчетных операций в ОАО «Сбербанк России»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Сбербанк России»
2.2. Организация документооборота при осуществлении кассовых операций, порядок отражения операций
Глава 3. Сущность и значение кассового и расчетного обслуживания
3.1. Особенности организации кассовой работы в кредитном учреждении
3.2. Структура кассового подразделения кредитного учреждения
3.3. Понятие оформления и приема расчетных операций в ОАО «Сбербанк России»
3.4. О безналичных расчетах в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Введение

Общая цель преддипломной практики – получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности ОАО «Сбербанк России» с целью дальнейшего применения этих знаний для написания дипломного проекта в соответствии с выбранной темой дипломной работы.

Объектом исследования является деятельность ОАО «Сбербанк России» . кассовый расчетный банк документооборот

Предмет исследования – организация системы бюджетирования на примере ОАО «Сбербанк России».

Информационной базой исследования послужила бухгалтерская отчетность ОАО «Сбербанк России» за 2009-2011гг.

Структура работы. Отчет состоит из введения, общей характеристики ОАО «Сбербанк России», описания прохождения преддипломной практики и заключения.

Конечным итогом преддипломной практики является анализ, систематизация и обработка полученной информации для формирования выводов о деятельности ОАО «Сбербанк России».

Глава 1. Кассовые операции – один из важнейших объектов учетно-контрольной работы

1.1. Денежная наличность и ее роль в функционировании организации

Денежные средства на предприятиях используются как средства обращения, т.е. для приобретения товаров, работ, услуг, погашения обязательств перед кредиторами и др.

Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Скоростью их движения во многом определяется эффективность всей деятельности организации. Объемом имеющихся у нее денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется ее платежеспособность – одна из важнейших характеристик финансового положения. Абсолютно платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, организации необходимы определенные запасы резервных денег для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, т.е. к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции – и к прямым потерям за счет их обесценивания.

Все это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности организации.

Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью векселей и чеков, замещающих наличные деньги, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в обороте. Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств предприятий, обеспечивает их более надежную сохранность.

Приумножение денежных средств, правильное их использование, контроль за их сохранностью – важнейшая задача бухгалтерии. От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность предприятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др.

Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).

1.2. Значение и задачи учета кассовых операций, обзор нормативных и законодательных актов по теме исследования

Важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.

Целью бухгалтерского учета денежных средств является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики бухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).

Из этой цели вытекают следующие основные задачи учета и контроля денежных средств:

-проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременное и полное отражение их в учете;

-обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженностей, средств в расчетах в иностранной валюте;

-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов, обеспечение взыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженностей и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;

-обеспечение сохранности денежных средств, документов в кассе и других местах их выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью всех неотложных нужд предприятия, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности она необходима;

-изыскание возможности наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход. [1]

Предприятия, осуществляют текущую, инвестиционную и финансовую деятельность, вступают во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, в том числе с членами своего трудового коллектива. Эти взаимоотношения основаны на денежных расчетах.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Для бухгалтерского учета денежных средств применяется система счетов бухгалтерского учета, в Плане счетов бухгалтерского учета в разделе “Денежные средства”. Он включает в себя счета учета денежных средств и финансовых документов (кассы, расчетного, валютного и специальных счетов т.д.).

В соответствии с Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденными постановлением правления Национального банка кассовые операции это: оприходование в кассу наличных денег; соблюдение порядка и сроков сдачи наличных денег; прием наличных денежных средств в кассу, выдача наличных денег из кассы организации и оформление кассовых документов; порядок использования выручки; порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс банков; ведение кассовой книги и хранение наличных денег и других ценностей. [2]

Согласно Правилам ведения кассовых операций в, утвержденным постановлением Правления Национального банка в кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Для установления такого лимита предприятие представляет в обслуживающее учреждение банка расчет по установленной форме. В случае, когда предприятие не представляет расчет на установление лимита остатка средств наличных денег в кассе, этот лимит считается нулевым.

Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в разработаны на основании статей 26, 30 Банковского кодекса и устанавливают единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории в рублях, а также организацию контроля за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Выдача разрешений на расчеты наличными деньгами между предприятиями, их обособленными подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами производится в соответствии с пунктами 19, 20 Правил организации наличного денежного обращения в, утвержденных постановлением Правления Национального банка. Для приема, хранения и расходования наличных денег организация имеет кассу. Учет кассовых операции регламентируется Правилами ведения кассовых операций.

Наличные денежные средства могут быть получены в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета, на цели, установленные законодательством. Полученные в банке наличные деньги расходуются на те цели, на которые они получены.

Организации могут иметь в своей кассе наличную иностранную валюту в пределах лимитов остатка, устанавливаемых учреждениями уполномоченных банков как в рублевом эквиваленте, так и номинале.

Кассовые операции в иностранной валюте регулируются Положением о ведении кассовых операций с иностранной валютой на территории, утвержденным решением Правления Национального банка.

1.3. Учет кассовых операций

1.3.1. Документальное оформление кассовых операций

Для хранения денежных средств и осуществление операций по расчетам ЧУП «Воложинский кооппром» имеет текущий расчетный счет в рублях в отделении ОАО “Белагропромбанк” в г. Воложине. Данный счет позволяет осуществлять операции по погашению задолженности перед поставщиками, бюджетом, фондом социальной защиты и Белгосстрахом, а также получать деньги в кассу для расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по заработной плате. Одновременно на расчетный счет поступает выручка от реализованной продукции.

Согласно законодательству наличные деньги организаций подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках. Сдача наличных денег осуществляется путем передачи их в кассы банков либо работникам службы инкассации, либо эксплуатационным предприятиям Министерства связи. При этом Правилами организации наличного денежного обращения, утвержденными постановлением Правления Национального банка. Для организаций, расположенных в населенном пункте, где имеются банки и предприятия Министерства связи – ежедневно, независимо от дня поступления выручки. Для организаций, расположенных в местах, где нет данных учреждений, а также находящихся на отдаленном расстоянии от них, и для организаций, имеющих незначительные ежедневные или периодические поступления наличных денег в кассы – один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 календарных дней.

ЧУП «Воложинский кооппром» сдает наличные деньги в банк два раза в пять дней. Эта процедура оформляется заполнением объявления на взнос наличными, которое состоит из трех частей: непосредственно объявления, квитанции и ордера. Первая часть объявления остается в кассе банка. Вносителю денег выдается квитанция, которую он предоставляет в кассу организации. Ордер вместе с выпиской банка выдается на следующий день представителю организации.

В тоже время, субъекты хозяйствования могут иметь в своих кассах наличные деньги на конец рабочего дня в пределах лимита, установленного банком в соответствии с законодательством. Организации обязаны ежегодно предоставлять в обслуживающее учреждение банка заявку для установления лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу.

Учреждения банков по согласованию с руководством субъектов хозяйствования, устанавливают предельный остаток наличных денег в кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки, а также размеры ее использования в соответствии с законодательством. Для ЧУП «Воложинский кооппром» лимит установлен в размере 350000 рублей.

Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в конце рабочего дня после заезда инкассаторов или сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными, но при условии документального подтверждения времени продажи (при использовании кассовых аппаратов) и сдачи их на следующий рабочий день в банк.

Поступление денежных средств в кассу хозяйства оформляется с использованием приходных кассовых ордеров и других приходных документов, утвержденных в соответствии с законодательством.

Согласно приказу Министерства финансов от 29.10.1999 № 311 для приема денежных средств были утверждены приходный кассовый ордер формы № КО-1, квитанция формы КВ-1 и талон формы № 20-ФС.

Согласно вышеназванному нормативному документу бланки приходных кассовых ордеров изготавливаются только типографским способом по заказам Белбланкоиздата. В случае использования приходных кассовых ордеров для приема денежных средств при реализации продукции (товаров, работ, услуг) перед их применением они в обязательном порядке регистрируются в налоговых органах, после чего подлежат учету как бланки строгой отчетности. Использование копии (ксерокопии) зарегистрированного в налоговой инспекции ордера для приема денежных средств запрещается и рассматривается как сокрытие дохода.

Приказом Минфина, внесшим дополнения в приказ от 24.07.2002 № 501 «О регистрации бланков строгой отчетности в Государственном реестре бланков строгой отчетности», приходный кассовый ордер формы КО-1 включен в перечень бланков, которые регистрируются в Государственном реестре бланков строгой отчетности. После данной регистрации приходные кассовые ордера имеют определенную степень защиты и идентификационный номер, нанесенный при изготовлении. И с момента их приобретения организацией бланки приходных кассовых ордеров формы КО-1 подлежат учету как бланки строгой отчетности.

Касса ЧУП «Воложинский кооппром» принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам. Он состоит из двух частей: приходный кассовый ордер и квитанция к нему. В подтверждение факта приема денег квитанция за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенные печатью, передаются лицу, уплатившему денежные средства. Прием денег по КО-1 может производиться только в день его составления, причем после получения денег приходный ордер должен быть немедленно подписан кассиром. Исправления в приходном кассовом ордере не допускаются.

Расход наличных денег из кассы чаще всего связан с выплатой заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности, выдачей на командировочные расходы и т.д. Указанные выплаты производятся в основном по расчетно-платежным или платежным ведомостям с проставлением реквизитов расходного кассового ордера, без составления такого ордера на каждого получателя. Разовые выдачи денег на оплату труда, выдачи депонированных сумм и денег под отчет на предстоящие расходы производится по расходным кассовым ордерам формы КО-2.

Бланк расходного кассового ордера формы КО-2 был утвержден постановлением Министерства финансов. Он обязательно подписывается руководителем и главным бухгалтером. Ордер также заверяется подписью кассира. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и берет расписку получателя. Таким же образом оформляется выдача наличных денег по платежной ведомости, то есть получатели предъявляют документы и расписываются в графе ведомости.

Деньги кассир имеет право выдавать только лицу, указанному в расходном кассовом ордере, платежной ведомости. При выдаче денег по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени, отчества получателя денег бухгалтером делается запись «по доверенности» и указываются реквизиты лица, которому доверено получение наличных денег. Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе организации, производится по расходным кассовым ордерам, выписанных отдельно на каждое лицо либо по отдельной ведомости.

По расходному кассовому ордеру также осуществляется выдача денег под отчет на командировочные расходы. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечению срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, предъявить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги. Кассир имеет право выдавать деньги под отчет только при условии полного отчета по ранее полученным на эти цели суммам.

Оплата труда, выплата пособий и премий, а также другие массовые выплаты производятся по платежным (расчетно-платежным) ведомостям, без составления расходного кассового ордера на каждого получателя (приложение 1). На титульном листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера, с указанием сроков выдачи денег и суммы прописью. По истечении установленных сроков выдачи денег (3 или 5 дней) кассир против фамилии лиц, не получивших деньги, ставит штамп или надпись «Депонировано» и составляет реестр депонированных сумм. В конце платежной ведомости указываются суммы, фактически выплаченные, и суммы, подлежащие депонированию, и скрепляется подписью кассира. После этого на выплаченную сумму фактически составляется расходный кассовый ордер, депонированные суммы сдаются в банк и на них составляется общий расходный кассовый ордер.

До передачи в кассу организации приходные и расходные кассовые ордера и заменяющие их документы регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров формы № 1 или форма № 1-а. Журнал формы № 1 открывается отдельно на приходные и расходные кассовые ордера, форма №1-а ведется по расходным и приходным ордерам вместе. В ЧУП «Воложинский кооппром» бухгалтер заполняет журнал формы №1. [3]

Таким образом, все приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы сразу после их исполнения подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием числа, месяца, года. При этом прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. Кроме этого кассир не должен принимать к исполнению кассовые ордера не заполненные полностью. Никаких подчисток, помарок или исправлений, хотя бы и оговоренных, в приходных и расходных кассовых документах не допускается.

В ЧУП «Воложинский кооппром» соблюдаются все вышеперечисленные требования, определяющие порядок оформления кассовых операций.

Все поступления и выдачи денег в конце рабочего дня кассир записывает в кассовую книгу. В настоящее время ЧУП «Воложинский кооппром» применяет кассовую книгу формы КО-4, утвержденную постановлением Министерства финансов РБ от 19.07.2001 № 43. В нее записываются исходные данные на основе первичных учетных документов (приходных и расходных кассовых ордеров, чеков денежных, объявлений на взнос наличными и так далее).

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована, и скреплена печатью на последней странице, где делается запись «В книге пронумеровано и прошнуровано ____ листов». Общее количество листов заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей. Неотрывная часть листа (с горизонтальной разлиновкой) как первый экземпляр остается в кассовой книге. Отрывная часть листа (без горизонтальной разлиновки) является вторым экземпляром и заполняется с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Второй экземпляр служит отчетом кассира, который передается главному бухгалтеру. При этом первые и вторые экземпляры нумеруются одинаковыми номерами. [4]

Необходимо отметить, что записи кассовых операций начинаются со строки «Остаток на начало дня». Причем, предварительно кассовый лист надо согнуть пополам по линии отреза так, чтобы отрывная часть была подложена под неотрывную часть листа, которая остается в книге.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления должны быть обязательно заверены подписями кассира, а также главного бухгалтера организации или лица, его замещающего.

Записи в кассовую книгу должны производится кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его документу. Для этого в листе есть две колонки «Приход» и «Расход». Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день по приходу и расходу, выводит остаток на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (приложение 2).

В период выдачи средств на оплату труда, остаток кассы выводится по учтенным в кассовой книге приходным и расходным кассовым ордерам. По строке «В том числе на оплату труда» указывается сумма остатка наличных денег, не выплаченная по платежной ведомости. При этом сумма выданных за день наличных денег по платежный ведомости на оплату труда расходным кассовым ордером не отражается по колонке «Расход» в кассовой книге. Платежная ведомость на оплату труда в обязательном порядке хранится в кассе вместе с остатком наличных денег и является документом, подтверждающим отсутствие недостачи наличных денег в кассе.

Контроль правильности ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации. В бухгалтерии, поступающие кассовые отчеты с первичными документами подвергаются обработке. Каждая запись проверяется по существу операции, сверяется с первичным документом, проставляется код корреспондирующего со счетом 50 синтетического счета и субсчета. Кроме этого остаток денег на начало дня по отчету кассира сверяется с остатком на конец дня, показанном в предыдущем отчете, проверяется также правильность выведенных оборотов и остатка.

Организации могут иметь в своей кассе наличную иностранную валюту в пределах лимитов остатка, устанавливаемых учреждениями уполномоченных банков как в рублевом эквиваленте, так и номинале. Кассовые операции оформляются документами установленной формы без изменения во всех организациях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Прием наличной иностранной валюты в кассы юридических лиц, предпринимателей производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

В подтверждение приема наличной иностранной валюты выдаются: квитанция к приходному кассовому ордеру формы КО-1в, утвержденной постановлением Министерства финансов “Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации” (Национальный реестр правовых актов; другие приходные документы, утвержденные в соответствии с законодательством. [5]

Выдача наличной иностранной валюты из касс юридических лиц, предпринимателей производится по: расходному кассовому ордеру формы КО-2в, утвержденной постановлением Министерства финансов “Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации”; платежной ведомости с последующим проставлением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченной наличной иностранной валюты по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. Расходные кассовые ордера и другие документы утвержденных форм заполняются в порядке, установленном законодательством. Юридические лица, предприниматели, использующие наемный труд, учитывают все поступления и выдачи наличной иностранной валюты в кассовой книге по форме КО-4в, утвержденной постановлением Министерства финансов.

Руководители организаций обязаны обеспечить сохранность наличных денег и других ценностей в кассе, а также при доставке их из банка и сдачи в банк. Поэтому руководителям при приеме на работу кассира и других лиц, занимающихся транспортировкой либо сопровождением наличных денег, рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения для получения сведений об этих лицах. На эти должности по возможности не допускаются лица: ранее привлекающиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке; страдающих хроническими психическими заболеваниями; систематически нарушающих общественный порядок; злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.

Кроме того, рекомендуется предоставлять кассиру сопровождающее лицо, а в случае необходимости и транспортное средство при сдаче либо получения денежных ценностей в банке. В настоящее время законодательство предусматривает также возможность страхования наличных денег и ценностей в кассе.

Существует ряд требований по технической укрепленности и оборудованию помещения кассы. Оно должно быть снабжено техническими средствами охраны, тревожной и пожарной сигнализацией. Все наличные средства и другие ценности должны храниться в сейфах или металлических шкафах, которые по окончанию работы кассы должны закрываться ключом и опечатываться. Ключи и печати должны храниться у кассира.

В соответствии с Правилами ведения кассовых операций в сроки, установленные руководителем субъекта хозяйствования, но не реже одного раза в квартал, производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Для проведения ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия. По результатам проверки кассы комиссией составляется акт инвентаризации наличных денег и других ценностей в двух экземплярах, который подписывается комиссией и материально ответственным лицом. Один передается в бухгалтерию предприятия, второй остается у материально ответственного лица.

При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денег и других ценностей в акте указывается сумма недостачи или излишка и объясняются обстоятельства их возникновения.

Таким образом, вся ответственность за сохранность принятых наличных денег и ценностей, за правильное отражение всех хозяйственных операций по кассе в кассовой книге несет материально ответственное лицо – кассир. Контроль за его деятельностью осуществляет главный бухгалтер. Руководитель же обязан под роспись ознакомить кассира с правилами ведения кассовых операций и заключить с ним письменный договор о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

1.4. Синтетический и аналитический учет кассовых операций

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе организации Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Постановлением Министерства финансов от 30.05.2003 № 89, предназначен активный синтетический счет 50 «Касса». Сальдо по счету только дебетовое, поскольку нельзя выдать из кассы денег больше, чем там имеется. Сальдо по счету свидетельствует о наличии свободных денег у организации.

К счету 50 «Касса» могут открываться при необходимости следующие субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы»; 50-4 «Валютная касса»; 50-5 «Касса филиала».

Субсчет 50-1 «Касса организации» предназначен для учета денежных средств в головной кассе.

Субсчет 50-2 «Операционная касса» используется для учета денежных средств в кассах вокзалов, товарных контор и эксплуатационных участков отделений связи, остановочных пунктов, билетных и багажных кассах вокзалов, аэропортов, пристаней и т.д.

Субсчет 50-3 «Денежные документы» предназначен для учета почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов и других денежных документов.

Субсчет 50-4 «Валютная касса» предназначен для учета кассовых операций в иностранной валюте при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в том числе при направлении работников в заграничные командировки.

Субсчет 50-5 «Касса филиала» предназначен для учета кассовых операций обособленных филиалов и представительств, выделенных на отдельный баланс.

Счет 50 по дебету корреспондирует с кредитом счетов: 51 «Расчетный счет» – на суммы, полученные из учреждений банка на различные цели; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на возвращенные ими в кассу остатки неиспользованных авансов; 76 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – при поступлении денег в погашение различного рода дебиторской задолженности (плата родителей за детей в детских учреждениях); 80«Уставный фонд» – денежные суммы, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный фонд; 90 «Реализация» – на поступившие в кассу наличные деньги за реализованную продукцию; 92 «Внереализационные доходы и расходы» – на излишки денег в кассе, выявленные при инвентаризации и др. [6]

По кредиту счет 50 «Касса» корреспондирует с дебетом счетов: 51 «Расчетный счет» – на внесенные в банк наличные деньги; 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на выплаты пособий из средств фонда социальной защиты; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – при выдаче штатному составу сумм заработной платы, премий, поощрений, пособий; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на выданные авансы в подотчет; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на выплаты наличными по исполнительным листам, депонентских сумм; 94 «Недостачи или потери от порчи ценностей» – на сумму недостач денежных средств, выявленных при инвентаризации кассы и др.

Текущие записи в журнале-ордере №1 и ведомости №1, как и в некоторых других журналах-ордерах, влекут за собой составление листков-расшифровок для переноса дебетовых и кредитовых оборотов по отдельным счетам в те журналы-ордера или ведомости, в которых ведется аналитический учет по этим счетам. Если в отчете кассира содержится большое число операций и их разноска непосредственно в журнал-ордер №1 и ведомость №1 без ошибок затруднительна, тогда на основании отчета кассира готовится сводка операций в разрезе корреспондирующих счетов и в соответствии с нею заполняются журнал-ордер №1 и ведомость №1. Сводка может составляться как вручную, так и на персональных ЭВМ.

Предприятия часто используют наличную иностранную валюту, которая так же, как и рубли, хранится в кассах, приходуется и расходуется из них по таким же приходным и расходным документам. Кассовые документы выписываются в рублевом эквиваленте, в правом верхнем углу их указывается сумма иностранной валюты по номиналу прописью и цифрами красными чернилами с указанием наименования иностранной валюты.

В кассах предприятий, как правило, хранятся бланки документов строгой отчетности: квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товаросопроводительных документов и т. п. Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место, порядок их хранения и использования устанавливаются предприятием. Для их учета предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности». По дебету этого счета записывается поступление указанных бланков в организацию, а по кредиту – их выбытие. Аналитический учет их ведется по каждому виду бланков и местам хранения.

1.5. Совершенствование документального оформления и учета кассовых операций в условиях использования современных информационных технологий

В современных условиях, когда вычислительная техника гармонично вписалась в деятельность различных организаций, компьютеризация учета, анализа и аудита является основным инструментом эффективной обработки большого объема экономической информации. Именно автоматизация ведения учета способна значительно облегчить труд бухгалтера. Поэтому одним из путей совершенствования учета является совершенствование формы ведения бухгалтерского учета, то есть замена ее более универсальной.

В настоящее время существует несколько десятков относительно широко известных программных продуктов, но без преувеличения можно сказать, что программное обеспечение фирмы «1С», предназначенное для автоматизации различных видов учета – бухгалтерского, складского, торгового является самым распространенным и популярным на территории стран СНГ.

«1С: Бухгалтерия» версии 7.7 является, по сути, одной из функциональных компонент технологической платформы «1С: Предприятие». Программа имеет современный внешний вид, разделы главного меню интуитивно понятны даже неопытному пользователю: в отдельные группы скомпонованы справочники, документы, отчеты и журналы документов, что дает возможность удобно и быстро работать с ними. В программе имеется список корректных проводок, что уменьшает вероятность ошибки при корреспонденции счетов. Каждый бухгалтер может иметь свой «пользовательский интерфейс», свои пункты меню и панели инструментов в зависимости от обслуживаемого им участка бухгалтерского учета, права доступа к данным, хранящимся в системе. Пользователь может оставить свое рабочее место и заблокировать работу с программой. Без его личного пароля никто не сможет получить доступ к программе и учетным данным, хранящимся в информационной базе. [7]

«1С: Бухгалтерия» поставляется с большим набором форм бухгалтерской отчетности – главная книга, журналы-ордера, книга продаж и покупок и другие. Любой сформированный отчет может быть распечатан на принтере или же сохранен в файле различных форматов, в том числе в формате популярного табличного процессора Excel. В типовую конфигурацию входят регламентированные формы отчетности – это налоговые и бухгалтерские отчеты, предназначенные для предоставления в вышестоящие органы. Кроме этого, в программу входит набор форм статистической отчетности.

Автоматизация учета кассовых операций предполагает составление всех форм первичных документов по движению наличных денег, ведение кассовой книги, составление журнала-ордера по счету 50, ведение валютного учета.

Аналитический учет по субконто «Движение денежных средств» ведется на счете 50 «Касса» только по субсчетам, открываемым к нему. В целом по счету 50 он не ведется.

Основными документами для отражения в учете кассовых операций являются приходные и расходные кассовые ордера. Найти их можно в пункте главного меню программы «Документы». При составлении приходного кассового ордера сначала нужно установить, по какой кассе, рублевой или валютной, оформляется приход денежных средств. Соответствующий субсчет будет потом фигурировать в дебете проводки, сформированной документом. Отметим, что если мы выберем валютную кассу, то внизу под переключателями появится раскрывающийся список, из которого нужно выбрать конкретную валюту.

В реквизите «Принято от» необходимо указать лицо или организацию, от которой принимаются денежные средства. Если это наш сотрудник, то его можно выбрать из справочника «Сотрудники», нажав кнопку выбора.

Далее, в соответствующих реквизитах вводится основание для оприходования денежных средств и прилагающиеся к приходному ордеру документы, если они есть. В реквизит «Сумма» мы вносим сумму приходуемых денежных средств.

Печатная форма документа соответствует унифицированной форме документа № КО-1.

С помощью флажка «Формировать проводки» на основании заполненных реквизитов документа при его проведении автоматически формируются соответствующие проводки. Если же флажок не установлен, то документ будет проведен без формирования проводок.

Расходный кассовый ордер также можно найти в пункте меню Документы «Расходный кассовый ордер». Он предназначен для учета выдачи наличных денег из кассы организации.

Реквизиты формы этого ордера и порядок работы с ним полностью соответствуют реквизитам формы и порядку работы с приходным кассовым ордером. Так же, как и в приходном ордере, для того, чтобы программа при проведении документа сформировала проводки, требуется установить флажок «Формировать проводки».

Печатная форма документа соответствует унифицированной форме № КО-2.

Для фиксирования всех кассовых операций предназначен Журнал «Касса», находящийся в меню «Журналы». В соответствующих графах журнала хранится информация о виде документов, формировавших кассовые операции, их номерах. Отдельно выделены графы для суммы прихода или расхода денежных средств, а также графа, содержащая номера счетов, корреспондирующих со счетом 50.

Кроме того, на форме журнала расположена кнопка «Кассовая книга», которая позволяет сформировать отчет «Кассовая книга» согласно типовой форме № КО-4, обязательный при ведении кассовых операций. Отчет формируется на основании введенных документов «Приходный кассовый ордер» и «Расходный кассовый ордер». За каждый день, в котором проводились кассовые операции, отчет формирует отдельный лист кассовой книги. С помощью соответствующих переключателей можно указать, лист какого типа нам необходимо распечатать. По нажатию кнопки «Сформировать» будет создана печатная форма отчета. Формируя таким способом кассовую книгу за каждый день, в котором были кассовые операции, мы можем создать полный аналог «ручной» кассовой книги.

В ЧУП «Воложинский кооппром» пока еще не налажен автоматизированный бухгалтерский учет. Это можно объяснить ограниченностью финансовых средств, в силу чего невозможно приобретение современной качественной вычислительной техники и программного обеспечения, а также отсутствием квалифицированных специалистов, владеющих новейшими информационными технологиями. [8]

Глава 2. Организация документооборота и порядок оформления кассовых и расчетных операций в ОАО «Сбербанк России»

2.1. Краткая характеристика ОАО «Сбербанк России»

ОАО «Сбербанк России» имеет собственную печать, штампы, бланки с использованием наименования Банка, действует на основании настоящего Положения.

Наименование подразделения ОАО «Сбербанк России»

Код подразделения 0402593

Категория обслуживаемых клиентов обслуживание физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Адрес: почтовый индекс 171163

субъект федерации: г. Москва

населенный пункт г. Москва ул. Северная, д 8

Порядок создания и ликвидации регламентирован Уставом Банка. Организационные мероприятия по открытию (закрытию) отделений осуществляет территориальный банк.

Объем полномочий руководителя филиала определяется доверенностью, выданной ему Банком, в соответствии с разделами 2 и 3 настоящего Положения.

Филиал представляет интересы Банка и обеспечивает их защиту.

Банк наделяет филиал имуществом. Филиал в установленном порядке приобретает имущество, которым владеет, пользуется и распоряжается в соответствии с указаниями Банка. Филиал самостоятельно принимает меры к государственной регистрации недвижимого имущества, движимого имущества в случаях, определенных федеральным законодательством, а также сделок с таким имуществом. Филиал имеет отдельный баланс, который входит в баланс Банка.

Чтобы осуществить банковские операции и сделки на основании настоящего Положения ОАО «Сбербанк России» вправе иметь корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети ЦБ РФ по месту своего нахождения.

Деятельность ОАО «Сбербанк России» осуществляется на основании утвержденных банком планов (бизнес-план, финансовый план и т.д.), которые разрабатываются и учитывают особенности его деятельности в порядке, который определил ОАО «Сбербанк России».

ОАО «Сбербанк России» необходимо соблюдать нормативы, которые установлены для данного филиала.

Отношения клиентов с ОАО «Сбербанк России» строятся на основании договоров, которые заключаются в порядке и на условиях, которые устанавливает банк, при этом обязательно используются типовые формы договоров, которые утверждены банком, на основании законодательства РФ.

Процентные ставки по вкладам, кредитам и плата за услуги, которые оказывают клиентам ОАО «Сбербанк России», могут быть определены банком, при этом соблюдая требования действующего законодательства. Филиалу необходимо принимать все предусмотренные законодательством России меры по улучшению финансового положения банка, при этом предотвращая материальные потери и взыскания дебиторской задолженности, в т.ч. в судебном порядке.

ОАО «Сбербанк России» разрешается проводить рекламу и публичную оферту в порядке, который предусмотрен законодательством России, а также нормативными документами. Банк вправе в порядке, который предусмотрен законодательством, нормативными актами ЦБ РФ, Уставом, его нормативными документами, открывать валютно-обменные пункты и иные внутренние структурные подразделения, которые расположены вне места нахождения его офиса. [9]

ОАО «Сбербанк России» гарантирует тайну о счетах, об операциях, вкладах клиентов и корреспондентов данного банка, а также другие сведения, которые установлены в банке и составляют его коммерческую тайну.

Справки по операциям и счетам клиентов выдают лишь в тех случаях, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.

Работники ОАО «Сбербанк России» несут ответственность за разглашение сведений, которые составляют коммерческую и банковскую тайну, также включают возмещение нанесенного ущерба, в установленном федеральным законодательством порядке.

Банк несет ответственность перед клиентами по обязательствам, которые вытекают из деятельности филиала [9].

При этом списание денежных средств по обязательствам, которые вытекают из сделок, заключенных ОАО «Сбербанк России», может осуществляться с корреспондентского субсчета филиала. В случае их недостаточности списание производится с корреспондентского счета банка.

Руководит текущей деятельностью филиала Совет директоров и управляющий отделением.

Руководитель не имеет права давать доверенность в порядке передоверия на совершение некоторых действий, которые он невправе совершать.

Руководство текущей деятельностью филиала необходимо осуществлять в порядке, который установлен Правлением Банка.

Руководитель филиала может быть назначен Президентом банка или его уполномоченным лицом.

Руководитель филиала может заключать договоры на осуществление банковских операций и сделок, которые определены настоящим Положением и доверенностью, которую ему выдали, также осуществляет управление персоналом филиала, выполняет иные должностные обязанности, которые разработаны ОАО «Сбербанк России» и утверждены Постановлением Министерства труда России «Об утверждении квалификационных характеристик по должностям сотрудников банка и его филиалов», а также нормативными и распорядительными документами данного банка.

Руководитель филиала несет персональную ответственность за деятельность филиала и его подразделений, которые расположены на обслуживаемой филиалом территории.

Руководитель филиала имеет право возглавлять Совет филиала и нести персональную ответственность за организацию его деятельности и принимать решения, соответствующие нормативным и распорядительным документам.

ОАО «Сбербанк России» может осуществлять банковские операции и сделки на основании Генеральной лицензии, выданной ЦБ РФ, Устава Банка, настоящего Положения, на основании правил, которые установлены в банке, учитывая запреты и ограничения.

ОАО «Сбербанк России» имеет право осуществлять другие сделки на основании законодательства России, настоящего Положения и в объеме, который определен в доверенности, которая выдана руководителю банка.

2.2. Организация документооборота при осуществлении кассовых операций, порядок отражения операций

Организация деятельности бухгалтерии основывается на принципе создания одного бухгалтерского подразделения, объединения в отделах работников в операционные бригады, образования специализированных отделов, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций за исключением документов по операциям, которые подлежат дополнительному контролю.

Конкретные обязанности работников бухгалтерии и распределение счетов, которые они обслуживают определяет главный бухгалтер финансово-кредитной организации или начальники отделов. Главный бухгалтер имеет право утверждать положения об отделах.

ОАО «Сбербанк России» может самостоятельно определять продолжительность операционного дня, который представляет собой часть рабочего дня. На протяжении операционного дня производится прием документов для отражения в учете, обслуживание клиентов. Точное время начала и конца операционного дня определяется финансово-кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемых клиентов.

Все документы, которые поступили во внеоперационное время, должны быть отражены на следующий рабочий день по счетам. Порядок по приему документов после операционного времени определяет финансово- кредитная организация, также оговаривается в соглашениях по обслуживанию клиентов.

Оплата кассовых и расчетных документов может производиться в пределах суммы, которая находится на счете плательщика в начале дня и с учетом поступления финансовых средств в текущий день или в пределах суммы «овердрафта», которая определена договором. На следующий рабочий день документы должны быть переданы работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений на оплату с корреспондентских счетов, одновременно эти расчетные документы с описью должны быть переданы в РКЦ Банка России или иную финансово-кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры затем должны быть перемещены в документы текущего дня.

Принимаются расчетные документы на бумажных носителях, которые подписаны собственноручно уполномоченными лицами и заверены оттиском печати клиента, осуществляется работником бухгалтерии, который на всех экземплярах документа проставляет подпись и штамп, содержит текст «Принято «___» __________ _____ г.». Последний экземпляр расчетного документа необходимо возвратить клиенту.

Во время подписании документов фамилия работника финансово-кредитной организации, который подписал документы, должна быть написана разборчиво с указанием инициалов и фамилии. Подписи и даты можно оформлять комбинированным штампом.

С целью улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределения нагрузки в финансово-кредитной организации можно разрабатывать по согласованию с клиентами график их обслуживанию.

Физические лица – вкладчики – обслуживаются на протяжении всего операционного дня.

Все поручения клиентов по перечислению средств с их счетов можно представлять в финансово-кредитные организации в виде расчетных документов на бумажных носителях, которые подписаны собственноручно уполномоченными лицами и заверены оттиском печати клиента, также в виде электронных платежных документов, которые передаются по каналам связи или другим образом.

Финансово-кредитная организация в соглашении банковского счета определяет порядок по приему электронных документов клиентов, их защиты, подтверждения и оформления на основании нормативных актов ЦБ РФ о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, которые подписаны аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов финансово-кредитными организациями. Определяется в правилах документооборота финансово-кредитной организации порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня.

Документы по операциям, которые связаны с перечислением денежных средств через учреждения ЦБ РФ необходимо оформлять на основании нормативных актов Банка России.

Расчетные операции через иные финансово-кредитные организации могут осуществляться на основании соглашения о корреспондентских отношениях.

Документы на получение или выдачу наличных денежных средств необходимо составлять на основании нормативных актов ЦБ РФ о порядке ведения кассовых операций в финансово-кредитных организациях на территории России.

Все документы должны содержать четкое изложение сущности операции.

Каждый документ, который предъявляется в финансово-кредитную организацию на бумажном носителе и каждый отдельный лист сводного документа, которые оформлены на бумажном носителе, должны иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск печати, также должны соответствовать заявленным образцам.

Документооборот по приходным кассовым операциям необходимо организовать так, чтобы выдача квитанций клиентам, а также зачисление сумм на их счета производились лишь после фактического поступления денежных средств в кассу, исключением являются взносы во вклады граждан, которые можно записывать в лицевые счета вкладчиков до приема денежных средств. При этом документы, которые подтверждают внесение денег во вклад, должны выдаваться вкладчику лишь после поступления денежных средств в кассу. Прием наличных денег осуществляется по объявлению на взнос наличными, который представляет собой комплекс документов, который состоит из объявления на взнос наличными, ордера и квитанции. Объявление на взнос наличными принимается работником бухгалтерии, который должен его подписать, отразить в кассовом журнале сумму и все необходимые реквизиты, которые предусмотренные кассовым журналом, и внутренним порядком передает в кассу. Объявление на взнос наличными денежными средствами должно быть помещено в кассовые документы дня, квитанция должна быть выдана вносителю денежных средств после приема их в кассу. После получения обратно из кассы ордера с подписью кассира, которая свидетельствует о приеме денег кассиром, работник бухгалтерии проверяет подлинность подписи на ордере кассира с образцами подписей, в кассовом журнале ставится условная отметка о возврате из кассы ордера, после чего передается кассовый журнал для отражения операций в бухгалтерском учете, затем прилагается ордер к выписке соответствующего лицевого счета клиента.

Во время приема наличных денежных средств от работника финансово-кредитной организации для зачисления на внутрибанковские счета должен выписываться приходный кассовый ордер в 3-х экземплярах, где первый экземпляр необходимо поместить в кассовые документы дня, 2-й экземпляр необходимо выдать вносителю после приема денежных средств в кассу, а 3-й нужно поместить в мемориальные документы дня после документов по дебетуемым балансовым счетам и в ленту подсчета не включается. После получения из кассы третьего экземпляра приходного кассового ордера, где проставлена подпись кассира, свидетельствующая о приеме денежных средств кассиром, работник бухгалтерии должен проверить подлинность подписи кассира на данном документе с помощью сверки с образцами подписей, делает условную отметку в кассовом журнале о возврате документа из кассы, после этого кассовый журнал передается для отражения операций в бухгалтерском учете.

Кассовый журнал по приходу кассы можно вести централизованно [14]

Суммы государственных платежей и доходов по обязательному страхованию, которые поступают наличными денежными средствами, можно записывать в кассовый журнал на основе сводного приходного кассового ордера, который составляется в конце дня работником бухгалтерии, который ведет эти операции на основе оставленных им у себя уведомлений первичных кассовых документов.

Бланки и различные ценности и документы могут быть выданы из кассы на основе переданных внутренним порядком в кассу мемориальных ордеров. На ордерах необходимо поставить расписку получателя бланков, документов и ценностей.

В любом из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны содержаться такие реквизиты как: обозначенные номера счетов по дебету и кредиту, по которым необходимо провести эти записи; в некоторых случаях и иные реквизиты; дата проводки; подпись работника бухгалтерии, который оформил документ, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, – подписи контролирующего и бухгалтерского сотрудников, и по операциям финансово-кредитной организации, которые связаны с перечислением денежных средств клиентам, иным организациям, – подписи руководителя финансово-кредитной организации и главного бухгалтера.

Глава 3. Сущность и значение кассового и расчетного обслуживания

3.1. Особенности организации кассовой работы в кредитном учреждении

Расчетно-кассовыми операциями по определению О.И.Лаврушина является ведение счетов физических и юридических лиц, осуществление различных расчетов по их поручению. Для юридических лиц в России хранение средств в финансово-кредитных организациях, банках обязательно, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности банка. Банк заинтересован в привлечении в РФ за конкретный период времени в безналичной и наличной формах средств.

Все специалисты в сфере банковского дела, которые осуществляют расчёты и платежи для клиентов и для самих ФКО, банков.

В финансов-кредитных учреждениях, банках расчётно-кассовое обслуживание осуществляет специализированная структура, называющаяся расчетно-кассовым подразделением. Такое подразделение работает напрямую с клиентом.

Расчётно-платёжные операции в России проводят по единым правилам, которые установлены законодательством и нормативными актами, а также Положение ЦБ РФ.

Возможности по применению в расчетах платёжных поручений различны и многообразны. С помощью данных расчетов можно совершать расчеты по нетоварным и товарным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежным и поручениями.

Платежные поручения используются в расчетах за товары, работы и услуги:

  1. при получении товаров и оказанных услуг (прямой акцепт товара), необходимо соблюдать условие ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, который подтверждает получение продукции или услуг плательщиком;
  2. при платежах в порядке предоплаты и услуг и т.д.

Платежное поручение действует на протяжении 10 дней со дня выписки.

Для расчетов и платежей чеки ФКО, банков не применяются через подразделения расчетной сети ЦБ РФ.

В чеке должны содержаться все обязательные реквизиты, которые предусмотрены в ГК РФ, а также могут содержаться дополнительные реквизиты, которые определяют специфику банковской деятельности и налоговым законодательством. Банк имеет право сам определять форму чека.

Непременным условием при использовании в расчетах чеками является то, что чекодатель должен вручить чек поставщику в момент получения продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Чек дает возможность покупателю проверить выполнение поставщиком условий, которые предусмотрены аккредитивом:

– безотзывной аккредитив – не имеют права отменить без согласия получателя средств;

– отзывной аккредитив может изменить или отменить банк-эмитент без предварительного уведомления получателя средств.

На любом аккредитиве может быть указано, является ли он отзывным или безотзывным, правильность оформления реестра счетов, условия аккредитива.

3.2. Структура кассового подразделения кредитного учреждения

В настоящее время к вопросу организации кассовой работы в финансово-кредитной организации, банке придается огромное значение: она должна гарантировать сохранность ценностей, своевременное обеспечение кассовой наличностью обслуживаемых банком компаний и организаций, инкассацию денежных средств. При этом ее деятельность должна полностью соответствовать установленным регламентам, в частности требованиям Положения Банка России «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 24 апреля 2008 г. № 318-П .

Чтобы обеспечить работу кассы банк создает в своей структуре специально оборудованное подразделение ¾ кассовый узел, который состоит из денежного хранилища (кладовая) , а также расходных, приходных, приходно-расходных и касс пересчета, вечерних касс, касс для выдачи чековых книжек и т. п. Количество и виды этих касс зависит от объема операций и характера деятельности кредитной организации, банка [5] .

Организовать оперативное и качественное кассовое обслуживание большинству банков помогает современный программный комплекс RS-Retail V.6, который обеспечивает:

1) качественное и оперативное кассовое обслуживание физических лиц, которое сопровождается выпуском документов и отчетов;

2) формирование соответствующих бухгалтерских проводок и учет выполняемых операций;

3) организация эффективной работы хранилища.

До введения в действие новых доработок в функциональность по учету ресурсов кредитного учреждения в рамках программного комплекса банк представлял собой довольно ограниченную в возможностях линейно-организованную однофилиальную структуру (рис. 2): его функциональность включала взаимодействующие между собой модули «Кладовая банка» (располагалась на уровне филиала) и «Операционная касса» (на уровне внутреннего структурного подразделения — ВСП).

Обмен ресурсами между различными подразделениями ФКО происходит при помощи простых интегрированных двусторонних операций: в подразделении-отправителе создавался документ на отправку ценностей, а в подразделении-получателе — на их получение. При этом первый считается проведенным в подразделении – отправителе лишь после подтверждения его поступления.

Необходимо отметить, что данная технология актуальна исключительно для подразделений одного филиала, которые работают в режиме онлайн на одной базе. Для других используется традиционный принцип автономного выполнения ручных операций. Выбор какой-либо технологии, которая применяется в определнном случае, осуществлялся с помощью настроенных для определенного подразделения параметров «Доступ к базе данных» и «Размещение». Если подразделение было расположено вне кассового узла и пользовалось услугами инкассации, проводки формировались не в прямой корреспонденции с кассой, а с применением так называемых путевых счетов.

Автоматизированное выполнение операций (отсутствие необходимости выбора операции, ввода данных и формирования документа) значительно облегчило бы работу кассиров, получающих ценности, и, как следствие, существенно снизило трудозатраты и вероятность возникновения ошибок.

Работа подсистемы «Кладовая банка» в многофилиальном кредитном учреждении и в бесфилиальном банке в значительной степени разнятся (особенно в части межмодульного взаимодействия). Отличие основывается главным образом на необходимости ведения раздельного, в разрезе узлов ТС, учета объектов системы. В этой связи одной из главных целей при реализации дополнительных требований к уже имеющимся возможностям модуля «Кладовая банка» подсистемы RS-Retail V.6 release 20 стала необходимость обеспечить функционирование подсистемы в режиме централизованной АБС.

Новый функционал предоставил банкам долгожданные возможности для работы в оперативных централизованных режимах.

Рассмотрим более подробно перечень доработок в алгоритмах выполнения операций между структурными подразделениями (филиалами) многофилиального банка, работающего в централизованной АБС.

1. В справочник территориальной структуры добавлены параметры «Наличие кладовой» и «Обслуживающая кладовая». Они позволяют обозначить наличие или отсутствие в узле функциональности «Кладовой банка», а также определить связь узла ТС без данной функциональности с узлами ТС, предоставляющими услуги кладовой. Благодаря этому пользователь может выбирать контрагента из списка доступных для данного узла в процессе определения парамеров операций «Расход по кладовой отделения», «Приход по кладовой отделения» или «Приход по вечерней кассе».

2. Усовершенствован интерфейс настройки подвида операций «Кладовой банка»: в операции «Расход по кладовой отделения», «Приход по кладовой отделения», «Приход по вечерней кассе» реализована возможность заимствовать подвиды операций из других подразделений.

3. Выбрать узел с наличием функциональности кладовой поможет список доступных узлов, который формируется на основе «Справочника ТС» как совокупность всех (а не одного, как ранее) узлов с установленным параметром «Наличие кладовой».

4. Для выбора узла с наличием функциональности кладовой в операциях предназначен список доступных узлов, формируемый на основании «Справочника ТС» как выборка с установленным параметром «Наличие кладовой» (за исключением выбирающего узла).

5. Появилась возможность выбрать кассу-контрагента из списка доступных узлов, который формируется на основании «Справочника ТС» как выборка с параметром «Обслуживающая кладовая», равным выбирающему узлу.

6. В модуле «Операционная касса» для операции «Сдача в хранилище» определена кладовая-контрагент — исходя из значения параметра «Обслуживающая кладовая».

7. В модуле «Бухгалтерия розничных услуг» в списках документов кладовой для контировки и выгрузки теперь доступна фильтрация по узлу ТС. Данный фильтр учитывается при обработке первичных документов.

8. В список видов клиентов «Кладовой банка» добавлены «Обслуживаемая касса» и «Кладовая».

9. В связи с появлением возможности использовать функциональность «Кладовая банка» в разных узлах ТС добавлен пункт меню «Выбор подразделения» в модуле «Кладовая», из которого доступен список «Выбор кладовой». С его помощью можно переключиться в режим работы доступных пользователю узлов ТС с наличием этой функциональности.

3.3. Понятие оформления и приема расчетных операций в ОАО «Сбербанк России»

Количество разнообразных услуг, оказываемых кредитными организациями, возрастает с появлением трастовых, факторинговых и лизинговых операций. Банковские операции – одна из старых областей предпринимательства в мире, которая отражает функции банков. Некоторые операции носят финансово-кредитный характер, и поэтому их могут

Формой существования активных и пассивных банковских операций являются расчетные операции банка – это операции, связанные с перемещением денег между участниками рынка через банк безотносительно к целям этого перемещения.

Пассивные или активные операции банка не существуют в отрыве от его расчетных операций. И наоборот, расчетные операции делают возможным проведение пассивных и активных операций. Можно сказать: расчетные операции являются «носителем», или «формой существования», пассивных и активных операций банка.

Обычно если имеет место односторонний процесс передачи денег участником рынка банку, то налицо пассивная операция. Если имеет место процесс передачи денег банком другому участнику рынка в виде кредитов или в виде оплаты каких-то рыночных ценностей (активов), то это есть активная операция.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, а законным платежным средством на всей территории всей страны является рубль, который обязателен к приему по нарицательной стоимости.

Также допускается использование и иностранной валюты в качестве платежного средства, но только в тех случаях, порядке и на условиях, которые определенных в законе или в порядке, установленном им.

Безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода.

В ОАО «Сбербанк России» производятся расчеты пластиковыми карточками. Кредитной карточкой называется платёжно-расчётный документ, который выдается банком своим вкладчикам для оплаты ими приобретаемой продукции и услуг. Пластиковые карточки представляют собой пластиковую карту с указанием на ней имени владельца, номера или шифра присвоенного ей, также содержит образец указание срока действия и его подписи.

Современные кредитные карточки могут выпускаться с запрессованным микропроцессором и имеют большую емкость памяти, именно поэтому они могут регистрировать не только все финансовые операции владельца, но и оперативно вносят изменения в положение его счёта в банке и др. Приобретая продукцию или желая получить наличные денежные средства, держатель пл.карточки предъявляет её компьютерному устройству банка или магазина, при этом давая команду о быстрой оплате. Кредитные карточки применяются в России для обслуживания российских и иностранных граждан.

Дебитной карточкой называется платёжно-расчётный документ, который выдает банк своим вкладчикам для оплаты приобретаемой ими продукции, услуг или для получения наличных денежных средств в банкоматах.

В отличие от кредитных карточек дебитные карточки могут иметь закодированную сумму счёта владельца карточки. Оплата по таким карточкам осуществляется с помощью прямого списания со счёта плательщика денежных средств из суммы, которая закодирована на магнитной полоске карточки. Именно поэтому дебитные карточки не позволяют их владельцам оплачивать покупки при отсутствии денег на их счёте в банке.

Дебитные карточки можно использовать как средство доступа к счетам вкладчиков. Внедрение коммерческим банком такой системы выполнения операций обеспечивает переход к качественно более высокому уровню расчетного обслуживания клиентов.

Наиболее эффективными сферами применения клиринга являются межбанковские расчеты в системе Банка России, обслуживание экономически и технологически взаимозависимых организаций, которые осуществляют, строчные однотипные сделки в валюте или по обмену свободными остатками средств и регулярно повторяющиеся взаимные перечисления денег.

На сегодняшний день идея клиринговых расчетов реализована при обслуживании валютных сделок и при формировании национальных и региональных клиринговых сетей и центров.

Предпринимаются практические действия по организации клиринга через крупные банки и клиринговые центры. ЦБ РФ подготовил документ о лицензировании коммерческих клиринговых центров.

Чаще всего, банки предлагают услуги по организации взаиморасчетов по следующим секторам:

В первый сектор включены безналичные расчеты, в т.ч. клиринг для юридических лиц, который не являются финансово-кредитными организациями. Применение клиринга позволяет хозяйственным структурам решать проблему дефицита в оборотных средствах.

Во второй сектор входят безналичные расчеты, в т.ч. клиринг для бюджетов разных уровней, куда входит их казначейское исполнение. Клиринг превращает бартер и взаимозачеты в денежные расчеты.

Третий сектор включает межбанковские расчеты, в т.ч. межбанковский клиринг, который включает функции расчетного банка по операциям с банковскими картами.

В четвертый сектор входят межбанковские расчеты, в т.ч. межбанковский клиринг, для банков, которые расположены в государствах с мягкими валютами.

Клиринг является одним из высокоэффективных банковских инструментов, который необходим для решения проблемы неплатежей и сокращения негативных явлений в экономике страны, которые возникают из-за нехватки оборотных средств.

Клиринг – это способ исполнения бюджета, при котором не может произойти расходный платеж (финансирование бюджетной организации) без поступления платежей в доход бюджета. Система клиринговых платежей и расчетов, выполняемая по правилам Банка России и используемая Биржей, гарантирует, что платежа с клирингового счета без соответствующих поступлений на клиринговый счет быть не может.

Клиринговые расчеты выполняются по поручению Биржи Расчетной Палатой по лицензии выданной Банком России.

Клиринг, выполняемый Расчетной Палатой может:

– Значительно уменьшить общую сумму обращающихся платежных средств (до 1,5 % от объема всех платежей), а в исключительных случаях с нулевыми остатками средств на счетах.

– Упростить, ускорить и удешевить безналичные расчеты.

– Позволить сохранить имеющиеся денежные средства на банковских счетах.

– Дать возможность контролировать и координировать движение денежных средств.

– Позволить осуществить финансирование бюджетополучателей, не привлекая дополнительные денежных ресурсов.

3.4. Анализ работы ОАО «Сбербанк России»

Важным является прогноз объема оказанных услуг при оценке точности большинства бюджетов наличных денег. Этот прогноз основан на результатах оценки внутренней информации, оценке внешней информации и вместе одновременно. В первом случае менеджерам Московского индустриального банка предложено провести анализ объема продаж на ближайший период. Эта оценка группируется по конкретным видам услуг банка. Далее прогнозы по объемам оказываемых услуг объединяют по их видам в одну общую оценку объема реализации банковских услуг. Главным недостатком этой оценки внутренней информации является то, что прогноз может получиться достаточно недальновидным. Обычно не учитывается серьезная тенденция в конъюнктуре отрасли, а иногда и в экономике в целом.

Для того, чтобы определить объем оказываемых ОАО «Сбербанк России» услуг, сначала необходимо проанализировать структуру клиентской базы.

Рассмотрим динамику количества юридических лиц, обслуживаемых в данном отделении ОАО «Сбербанк России».

Таблица 1. Анализ динамики количества юридических лиц в ОАО «Сбербанк России» 2009-2011 гг.

На основании таблицы 2 видно, что происходит увеличение обслуживания корпоративных клиентов в Московском индустриальном банке. Так, в 2009 году число клиентов было 698 компаний и организаций, в 2010 году их количество выросло на 152 и составила 850 организаций. За 2011г. численность выросла на 275 и достигла 1125 компаний и организаций.

В 2010 году темп роста составил 82%, за 2011 год – 75,4%. Это было связано с ужесточением конкуренции среди коммерческих банков в сфере привлечения корпоративных клиентов.

Далее необходимо исследовать структуру корпоративных клиентов ОАО «Сбербанк России» с целью выявления операций, наиболее привлекательных для них.

Таблица 2. Структура клиентов 2009-2011 гг.

Можно рассмотреть динамику по физическим лицам, обслуживающихся в ОАО «Сбербанк России».

На основании данных видно, что предпочтение на протяжении 2009-2011г.г. отдается рассчетно-кассовому обслуживанию и валютным счетам.

Таблица 3. Анализ динамики физических лиц 2009 -2011 г.г

На основании таблицы 3 видно, что динамика изменений за последние несколько лет показывает общее увеличение количества физических лиц, которые обслуживаются в ОАО «Сбербанк России». Так, в 2009 году количество клиентов составляло 1982 человека, в 2010 году их число выросло на 597 и составило 2579 человек. За 2011 год число физических лиц выросло на 1261 и достигло 3840 человек (рисунок 6).

Вклады физических лиц являются основой ресурсной базы ОАО «Сбербанк России». Число клиентов, которые открывают вклады и депозиты в рублях или иностранной валюте, с каждым годом увеличивается.

Рассмотрим структуру вкладных операций физических и юридических лиц с точки зрения стабильности депозитной базы. Нужно сразу отметить, что преобладают стабильные, но не являющиеся дешевыми для банка, ресурсы. Определим коэффициенты и показатели, которые характеризуют положение вкладных операций ОАО «Сбербанк России».

1) Коэффициент оборачиваемости вкладов характеризует число оборотов за текущий период. Определяется:

Ко= Оборот по расходу вкладов / Средний остаток по вкладам за год (1)

2) Средний срок хранения вкладного рубля

Сс = 365 / Ко

Коэффициент оборачиваемости вкладов и показатель срока вкладного рубля рассматривается для того, чтобы охарактеризовать стабильность вкладов. При их помощи можно определить возможность использования ресурсов для активных операций.

Все имеющиеся данные показывают стабильность вкладов и возможность размещения средств на срок 191 день.

К более стабильным вкладам относятся:

– целевые вклады на детей срок хранения вкладного рубля – 7300 дней;

– срочные вклады – 2281 день;

– срочные с ежемесячной выплатой дохода – 290 дней;

– пенсионные вклады – 184 дня.

Таблица 4. Средний срок хранения вкладного рубля

Вклады до востребования можно использовать в качестве ресурсов лишь для предоставления «коротких» кредитов на срок от 2 до 4 месяцев.

3) Определить стоимость ресурсов.

Далее составляется бюджет денежных потоков ОАО «Сбербанк России» на шесть месяцев, последующие за анализируемым периодом.

В первом полугодии банк предполагает увеличить объем доходов от оказания банковских услуг на 10% по сравнению с остатком на 01 января 2011 года, довести их до 13520 тысячи рублей. Начисление процентов за выданные кредиты и привлеченные депозиты производится ежемесячно в последний день месяца, а погашаются проценты по активным операциям в следующем месяце, расходы по пассивным операциям в следующем месяце выплачивается 70% от начисленной суммы, 40% – по истечении квартала. Объем расходов планируется увеличить на 10% и поддерживать их на уровне 9800 тыс. рублей. Заработную плату работникам в этом периоде планируется повысить на 5 %, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года: 803,4 * 5% = 1205,0 тыс.руб.

Планирование прочих расходов рассчитывается в пределах 5 % от объема доходов от оказанных услуг. В апреле месяце планируется приобрести дополнительно банкомат стоимостью 90 тыс.руб.

Бюджетирование денежных потоков на последующие за анализируемым периодом шесть месяцев представим в виде таблицы.

Таблица 5. Бюджетирование денежных потоков, тыс. руб.

Бюджет денежных потоков составлен в соответствии с Инструкцией №598 «О порядке составления и опубликования финансовой отчетности банков России» и Закона «О налогообложении прибыли кредитных организаций», «О банках и банковской деятельности».

Если ОАО «Сбербанк России» в первом полугодии будет придерживаться данного бюджета, тогда даже несмотря на то, что в апреле месяце сальдо денежного потока будет отрицательным, в течение всего полугодия отделение будет иметь избыток денежных средств. Свободные средства можно дополнительно вложить в активные операции.

Рекомендации для соблюдения бюджета денежных средств:

  1. Проводить постоянную работу с клиентами банка, получившими кредит, с целью своевременного погашения ими процентов.
  2. Вести работу по поддержанию сбалансированности по срокам активных и пассивных операций.
  3. При заключении договора на поставку банкомата рассмотреть возможность оплаты двумя частями (50% – аванс; 50% – оплата после доставки основного средства).
  4. Проверить обоснованность целевого остатка в размере 200 тыс. руб.
  5. Проанализировать варианты вложения избыточных денежных средств в активные операции, с целью получения максимальной прибыли при минимальном риске.

Заключение

Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах на договорных условиях. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию. Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В настоящее время прием наличных денежных средств кассами банка производится на основании Положения ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 01 октября 2002 года №199-П.

Выбор клиентом коммерческого банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания от качества работы банка клиенты» любого банка.

В течение 2010 года ОАО «Сбербанк России» продолжал повышать собственную ресурсную базу с помощью прихода новых клиентов и увеличения ассортимента депозитных ресурсов. Однако в общей сумме банковских ресурсов на долю собственных средств приходится на начало 2009 года – 62,4 %; на 2010 год – 64,8 %, и на 2011 г. – 68,1 %, а на долю привлеченных 36,5 %; 34,3% и 31,4% соответственно. Это говорит о том, что собственные средства банка 2011 года увеличились по сравнению с 2010 годом на 2,4%, а привлеченные сократились на 2,8 %. Среднесписочная численность работников кредитной организации выросла с 204 работников в 2008 году до 2010 человек в 2011 году.

Фонд заработной платы также повысился в 2008 году он составил 28082233,7 руб., в 2009 году – 30872859,2 руб., а в 2011 году – до 33663479,4 руб. это на 2790620,2 руб. больше чем в 2010 году.

ОАО «Сбербанк России» совершает кредитно-расчетные операции в рублях и ин.валюте: привлечение и размещение денежных вкладов, депозитов, и кредитов по соглашению с заемщиком; осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов, а также кассовое их обслуживание; открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов; выдача поручительств, гарантий и других обязательств за 3-их лиц, которые предусматривают исполнение в денежном выражении; привлечение и размещение средств и др.

Число клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2011 г. в ОАО «Сбербанк России» составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах данного филиала составил 98114,3 тыс. рублей, кредитовый оборот по счетам клиентов – 38811103,9 тыс. рублей.

По состоянию на 1 ноября 2011 года в филиале открыто 53 бюджетных счета.

В настоящий момент среди клиентов ОАО «Сбербанк России» имеются представители таких групп как: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес. Основную часть клиентов составили представители малого бизнеса.

Количество крупных клиентов в 2011 г. составило 3, объем остатков средств за день, в среднем, на счетах составил 20094 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов равен 17319856 тыс. рублям.

Средний бизнес представляется организациями разных секторов экономики. Обороты в сумме за 2011 год по счетам данной группы составили 6033865,5 тыс. рублей, годовые среднедневные остатки 30 665 тыс. рублей.

В ОАО «Сбербанк России» документооборот в основном может быть осуществлен двумя путями: через расчетно-кассовый центр Банка России или поступает прямо на корр. счет другого банка.

Также в дипломной работе рассматриваются предложенные направления по совершенствованию расчетно-кассовых операций в ОАО «Сбербанк России».

Внедрение электронного документооборота дает возможность сильно сократить период прохождения платежей, благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше.

В настоящее время расчетно-кассовое обслуживание организаций в ОАО «Сбербанк России» находится на том уровне, где находятся многие коммерческие банки города.

Список использованных источников

1. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России / С.В.Ануреев. – М.: Финансы и Статистика: 2014.- 288 с.
2. Банки и банковские операции. Учебник для вузов./ Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. М.: Финансы и статистика, 2012. 294 с.
3. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 491 с.
4. Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х томах / Ред. кол.: А.Г. Грязнова, О.И.Лаврушин, Г.С.Панова и др.,М.: ЮНИТИ, 2015. 527 с.
5. Банковские информационные системы / Под ред. В.В. Дика, М.: изд. Маркет ДС,2011.- 816 с.
6. Банковские операции. Учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2012
7. Банковское дело: дополнительные операции для клиентов: учебник / Под ред. А.М. Тавасиева, – М.: Финансы и статистика, 2014. -416 с.
8. Банковское дело: Учебник / ВЗФЭИ, Под ред. Е.Ф.Жуков, Н.Д. Эриашвили – М.: Единство, 2013. – 575 с.
9. Банковское законодательство: Учебник / ВЗФЭИ, Под. Ред. Е.Ф. Жукова – М.: Вузовский учебник, 2014. – 270 с.
10. Банковское дело / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2013
11. Банковское дело / Под ред. проф. В.И.Колесникова, проф. Л.П.Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2013. 320 с.
12. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. пособие.М.: Инфра-М, 2012.
13. Большая Советская энциклопедия (БСЭ), 30 томов на 3х CD,
3 CD-ROM, Издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 2012 г.,
14. Бухгалтерские проводки в коммерческом банке: Справочно-методическое пособие. / Под общей ред. Е.В.Емельянова. – М.: СПАРК, 2014.
15. Валютный портфель. / Под ред. Е.П.Власова. М.: Соминтек, 2014. 459 с.
16. Голубович А.Д. и др. Валютные операции в коммерческих банках. – М.: Финансы и статистика, 2014. 283 с.
17. Горина С.А. Учет в банке: Проверка правильности отражения банковских операций. – М.: ПРИОР, 2013.
18. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. проф. Е.Ф. Жукова, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
19. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт.- М.: Финансы и статистика, 2012.- 176.с.
20. Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке.- М.: издательская группа “БДЦ-пресс”, 2013. – 272 с.
21. Информационные системы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 463 с.
22. Ионов В.М. Наличные деньги. Основы обработки: практическое пособие. – М.: Издательская группа “БДЦ-пресс”, 2013. – 320 с.
23. Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. – М.: Финансы и статистика, 2014.
24. Компьютеризация банковских операций: Учеб. Пособие / Под ред. Г.А.Титоренко.-М.: Вузовский учебник, 2015. – 140 с.
25. Крахмалев С.В. Современная банковская практика проведения международных платежей, М.: ГроссМедиа, 2013.- 208 с.
26. Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа.М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2011.
27. Маренков Н.Л. Российский рынок ценных бумаг и биржевое дело: Курс лекций по специальностям «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет и аудит». М.: Эдиториал УРСС, 2009.
28. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России. Воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политическое развитие.М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2012.
29. Немчинов В.К., Рудакова О.С., Подольский Д.В. Учет и операционная техника в банках. Техника и учет расчетов банковскими картами: Учебное пособие для вузов. / ВЗФЭИ – М.: Банки и биржи: ЗАО “Финстатинформ”, 2012. – 128 с.
30. Нестерова Т.Н. Банковские операции. Ч.4. Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности. – М.: Инфра-М, 2013. 290 с.
31. Практикум по курсу « Ценные бумаги»: Уч. Пособие для вузов / В.И. Колесников, В.С. Торкановский и др.М.: Финансы и статистика, 2011
32. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 300 с.
33. Таригбеков К.Р. Опыт развития технологии управления коммерческим банком. – М.: Финансы и статистика, 2013. 350 с.
34. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: ИПИ “Вазар-Ферро”,2014. 455 с.
35. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 2014. 280 с.
Периодические издания
36. Березина М.П. Вопросы теории безналичных расчетов // Банковское дело, 2014, № 8, с.26-31.
37. Булатов М.А. Совершенствование безналичных расчетов // Бухгалтерия и банки, 2013, № 3, с.29-30.
38. Ефимова Л. Правовые проблемы безналичных денег // “Хозяйство и право”, 2012, NN 1-2.
39. Сагитдинов М.Ш., Сулейманов Н.Г. Способы и структурно-схемные решения электронных расчетов банковских операций // Банковское дело, 2012, № 2, с.22-25.
40. Сапожников Н. Правовое регулирование текущих валютных операций по счетам в уполномоченных банках Российской Федерации // Хозяйство и право, 2013, N 2. С.9-12.
41. Шатохин Ю.В. Смарт-карты в системах безналичных расчетов // Компьютер-пресс. 2014. № 12. С.179-182
42. Яуров С. Договор банковского счета и ответственность банков за нарушение сроков исполнения платежных поручений клиентов // Финансовая газета. 2012. № 7. С.8
Allbest.ru