В итоге я остановила свой выбор на одном из недавно вышедших в прокат произведений, которое произвело на меня неизгладимое впечатление. Это фильм-мюзикл по роману Виктора Гюго «Отверженные» (Les miserables, 2012 г.).

Анализ фильма

Хотелось бы сразу отметить интересный момент – в фильме нет ни одного ярко выраженного отрицательного героя, за исключением хозяина трактира и его жены. Обычно противодействие героев является догмой для большинства художественных фильмов. Главным злом этого сложного драматического фильма является сам общественный строй, бездушная политическая власть.

С первых кадров мы знакомимся с ключевыми героями: один из них каторжный преступник, Жан Вальжан и его оппонент – инспектор парижской полиции Жавер. Если для понимания Жана Вальжана нужно понаблюдать некоторое время, то характеристику Жаверу можно дать сразу. Это  ярко выраженная авторитарная личность, он безжалостен, тверд и абсолютно уверен в своих взглядах. Эти знания нам дает как вербальная, так и невербальная система знаков, а если конкретизировать, то оптико-кинетическая подсистема и паралингвистические подсистемы. Мы видим его прямой взгляд, ровную осанку и твердую опору тела о землю. Сильный голос и смысл его речи также подтверждают впечатление.

Это последний день заключения Вальжана. Наконец-то наступила долгожданная свобода. Теперь он бродит по стране в поисках работы. Однако, увидев его документы и отметку о том, что он бывший преступник, люди отказывают ему в работе. Дети бросают камни ему вслед. Здесь мы сталкиваемся с понятием социальной установки, а в более узком смысле, с предубеждением. Ведь Вальжан – преступник, а значит, ему нельзя доверять. О том, что он украл хлеб, чтобы спасти от голода больного ребенка сестры, никто не знает. А если бы и узнали, скорее всего, не поверили бы, ведь преступники часто выдумывают жалостливые истории о причине своих бед. Так предубеждения против Вальжана и его несчастная судьба озлобляют его. И когда священник дает ему приют и еду, заботится о нем и относится к нему с уважением, Жан вместо благодарности ночью грабит церковь.

Когда полиция возвращает его и награбленное священнику, святой отец вместо обличения утверждает, что сам подарил эти вещи Вальжану. После, уже наедине священник объяснил Вальжану, что спас его душу для Бога. Это один из ключевых моментов фильма, и это переломный момент в биографии Жана. Здесь многое можно объяснить, опираясь на теорию психологии личности. В рамках социальной психологии можно сказать, что у Вальжана радикально сменились установки.

В следующей сцене обнаруживается ярко выраженная стратификация общества: люди на улицах Парижа, которым нечего есть, которые настолько устали от своего положения, что каждый день воспринимают лишь как приближение к смерти и освобождение от мук. И показан элитный социальный класс, который отнюдь не с жалостью, а с брезгливостью взирает на бедное население.

Следующая сцена: работа швей на фабрике. Каждая из них боится за свое место, так как работу очень сложно найти. Из-за записки обнаруживается, что у самой скромной из них девушки, милой и кроткой Фантины есть маленькая дочь, которая живет у трактирщика, а мать высылает ему деньги за заботу о ребенке. В том, что происходит следом, можно наблюдать сразу несколько явлений социальной психологии. Прежде всего, происходит конфликт, вызванный фундаментальной ошибкой атрибуции. Логика работниц и управляющего фабрикой проста: если у женщины есть ребенок и нет мужа, то она – падшая женщина, а, следовательно, ее поведение бросает тень на всех окружающих. Причем, я уверена, в коллективе работниц произошло заражение этой идеей от неформального лидера, и затем некоторые из женщин проявили конформность. Под воздействием группового давления Фантину выбрасывают на улицу. Оставшись без работы, она опускается на самое дно общества и впоследствии умирает.

Теперь давайте проследим за тем, какие изменения в судьбе произошли за 7 лет с Жаном Вальжаном, беглым каторжником и Жавером, инспектором полиции. Удивительная перемена – если Жавер так и остался на службе государства, то Вальжан сменил свой социальный статус, который выражается, в частности, в мимике и пантомимике мэра. Благодаря подаренным священником богатствам он стал мэром, уважаемым человеком. Кроме того, важно отметить тот факт, что у него изменились социальные установки: теперь он стремится помогать обездоленным людям и преуспевает в этом, используя свой новый социальный статус.

Итак, социальные роли изменились: теперь Жавер готов служить мэру. Однако тут же у Жавера зарождаются сомнения, не встречал ли он мэра раньше. Ведь услышав крики о помощи, мэр бросается к бедняку, которого придавило телегой, и спасает его. Мало того, что поведение мэра не соответствует его социальному статусу, так еще и невероятная сила напоминает инспектору о каторжнике, который также был необыкновенно силен.

Узнав о том, что не заметил призыва Фантины помочь ей, Вальжан считает своим долгом позаботиться о ее дочери – Козетте. Она живет в доме трактирщика и его жены – маргинальных личностей, которые в совершенстве владеют искусством коммуникации и манипуляции. Жан забирает Козетту с собой, вступив в новую социальную роль заботливого отца. У трактирщицы есть своя собственная дочь, которую она очень любит и балует. Здесь хотелось бы отметить важность социального окружения при воспитании ребенка. Как мы увидим позднее, Козетта стала прелестной мадемуазель, а Эпонин (так зовут дочь трактирщицы) почти нищей.

Тем временем Жавер убеждается в том, что мэр – тот самый беглый каторжник Жан Вальжан. Тем не менее, его переполняют сомнения, ведь Вальжан проявил себя как добродетельный человек. Сложность принятия решения отражается в том, как Жавер ходит по краю крыши высокого здания, не зная, как поступить дальше. Ведь он находится на  границе выбора, его социальные установки могут кардинально измениться. В конце концов, он решает не отступаться от правил власти, пуститься в погоню и решительно встает на угол крыши, который подчеркивает его устремленность. Также эту идею поддерживает  скульптура орла на фоне – сильного и безжалостного хищника, всегда без сомнений преследующего свою цель.

Следующая сцена показывает Париж через 9 лет, накануне зарождающейся революции.

Группа студентов из богатых семей стремится поднять народ на восстание. Дедушка одного из них, Мариуса, говорит, что его внук несет позор семье. Здесь мы наблюдаем феномен группового давления правящего социального класса и негативное поведение Мариуса, отрицающего правильность установок его социального окружения. То есть его социальная идентичность принадлежит к группе студентов-революционеров, а не к своему социальному классу, к которому он, напротив, испытывает негативную социальную идентичность.

Затем мы можем наблюдать различные уровни аттракции в диаде. Если Эпонин чувствует любовь к Мариусу, то отношение Мариуса к ней – это дружба. Иначе обстоит дело в отношениях Мариуса и Козетты. Уровень аттракции у  обоих одинаков: отношения стремительно перерастают от симпатии к любви.

Когда бывший трактирщик со своей бандой пытается напасть на Вальжана с дочерью, Эпонин демонстрирует нонконформизм по отношению к группе. Она криком предупреждает отца с дочерью об опасности. Здесь зритель сам чувствует действие своих социальных установок – ведь согласно своему социальному окружению, дочь маргинальных трактирщиков, Эпонин должна была вырасти мошенницей, а стала, наоборот, хорошим человеком.

Студенты-революционеры, это малая группа, членов которой объединяет дружба и общая идея о революции, чувствуется групповая сплоченность. Как групповое явление, имеет место лидерство одного из членов группы. Они образовывают новое социальное движение против  действующей власти. В поддержку своих идей студенты организовывают митинг. Здесь мы можем наблюдать возникновение стихийной большой группы, толпы, которую можно охарактеризовать как действующую. Во время этого митинга убивают невинную женщину, что стало поводом начала восстания. Сначала народ поддержал зачинщиков, однако к утру они остались одни. Здесь проявилось группомыслие компании студентов-революционеров. Ведь их уверенность в том, что народ их поддержит до конца, не была основана на реальных фактах. Юношеский максимализм, излишняя уверенность в своих силах и недооцененная сила противника приводят в итоге к гибели всей компании, кроме Мариуса, которого спас Вальжан.

Благословив их свадьбу и отдав заботу о Козетте Мариусу, Вальжан беспокоится о сохранении ее социального статуса. Боясь предубеждения общества против Козетты, если правда о ее отце раскроется, он уходит в монастырь.

В завершение этой истории Мариус и Козетта празднуют свадьбу, важного социального ритуала, ведь брачная церемония означает признание обществом их семейного статуса.

Заключение

При анализе фильма я не стремилась к полному пересказу, чтобы избежать лишнего объема эссе. Скорее это краткое описание ключевых моментов, интересных с точки зрения социальной психологии.

Как показывает данное эссе, фильм «Отверженные» – это действительно  сложное многогранное произведение, в котором можно наблюдать большое количество  социальных явлений.

Хотелось бы также отметить, что поиск социально-психологических явлений в фильме был весьма увлекательным и полезным занятием. Удивительно осознавать, сколько казалось бы теоретических понятий можно найти в фильме, который является отражением реальной жизни. И весьма приятно, что полученные теоретические знания после некоторых размышлений легко воплощаются в прикладные.