Во-вторых, я хотел найти, какие реально механизмы созданы для развития этой сферы, и, возможно, найти причины довольно печального зачастую состояния СДЮСШ в нашей стране. Как бывший спортсмен-горнолыжник, в разных оценочных суждениях, я опирался на свой опыт именно в этом спорте.
Согласно закону « о физкультуре и спорте..» к Полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта касающимся деятельности детских спортшкол относится только «содействие развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта» (ст.6 п. 21), в то время как полномочия перед национальной сборной следующие: «материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации» (ст.6.п10).
Формулировка «содейсвтие развитию» и «финансовое обеспечение» имеют существенные различия. Таким образом, государство берется полностью обеспечивать сборные команды, что оно делает с полной ответственностью; и в то же время частично снимает с себя ответственность за развитие детско юношеских спортшкол, обещая лишь «содействие». В чем же заключается это содействие , и кому они должны содействовать? Читаем закон дальше, и понимаем , что содействовать они должны Субъектам Российской федерации , которые ответственны за мат.-техн. обеспечение сборных команд субъектов (ст 8. п.2 б), а также за « подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд…». Субъекты в свою очередь содействуют органам местного самоуправления. И только здесь дело доходит до содействия субъектам физической культуры и спорта ,(ст.9.1 п3)
Таким образом, полномочия материального и финансового обеспечения заканчиваются на уровне сборных команд субъектов. Далее следуют только обязанности содействия.
Про бюджетные деньги, которые выделяются субъектам и муниципалитетам сказано следующее : «Органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе:..». Далее следует перечисление того, чему они впрове «содействовать», а вправе и не содействовать.
НА первый взгляд разница в формулировках кажется не столь великой, однако на личном опыте могу с уверенностью сказать, что разница есть. Я , как спортсмен горнолыжник, прошел все выше перечисленные стадии развития и зоны ответственнсти. Могу с уверенностью заявить, что материальное и финансовое обеспечение происходило только на уровне сборной страны и региона за которые я выступал. На уровне команды спортшколы обеспечения инвентарем практически не было. Было «содействие».
С юридической точки зрения все правильно , но на деле детям не хватает денег на лыжи, костюмы, скипассы, сборы и т.д. за которые приходится по большей части платить самостоятельно. Хотя оговорюсь , что даже в мое детство (2006-11) дела были несколько лучше , хотя бы за сборы я не платил.
Про спортивные клубы (ст. 19) сказано, что они осуществляют деятельность за счет собственных и других незапрещенных средств, а им могут оказывать содействие органы исполнительной власти.
Про школьный и студенческий спорт (ст28), сказано что образовательные организации должны «содействовать» такой деятельности и не более. Обеспечивать они должны только уроки физкультуры в рамках программы. На базе учреждений могут организовываться клубы и действовать в соответствии с «правилами осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов» (приложение к закону)
В статье 38 «Финансирование физической культуры и спорта», можем увидеть все то же самое, что уже поняли , разобравшись с полномочиями субъектов.
Расходные обязательства распространяются только на сборные команды. Муницималиетты ответственны только за «обеспечение условий развития спорта на территории» и за проведение «физкультурных меропритий». Где же брать деньги на детский спорт ? А вот: «(ст 38. п 5). Финансирование физической культуры и спорта может осуществляться также из иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников».
На этом закон о спорте заканчивается. Что я для себя смог уяснить? То что по большому счету детский спорт государством не обеспечивается, а только поддерживается. Государство взяло на себя обязательство финансировать сборные команды регионов и страны. Финансирование физкультурно-спортивных организаций и клубов (понятия «спортивная школа» я вообще не нашел) происходит по принципу «муниципалитет может», а еще может «кто-нибудь, если захочет». Хорошо это или плохо? Видимо предполагается , что локомотивом и спонсором развития детского спорта должны стать сами дети и их родители, побуждаемые государственной пропагандой активного образа жизни ( этот пункт входит в обязанности всех органов власти согласно закону). Этим должны заниматься «общественные организации».Региональные федерации должны заниматься «развитием определенных видов спорта на территории субъектов (ст13 п 3,4 )». Опять возникает вопрос: на какие деньги? На деньги, которые может выделить муниципалитет, или может дать спонсор. Но денег у администрации не хватает, а спонсорство вообще не развито.
Таким образом, финансирование перекладывается на плечи родителей. А профессиональный отбор юных спортсменов происходит по принципу «на что хватило денег у папы». Все верно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Я не пытаюсь раскритиковать выбранный путь развития спорта, когда государство берет на себя ответственность обеспечения спортивными объектами, а спорт должен развиваться на общественных началах.
Нужна помощь в написании эссе?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Но прочитав данный закон, я так и не понял, почему спорт должен начать развиваться. Пропаганда пропагандой, но на лыжи нужны деньги, на коньки и клюшки нужны деньги. И у родителей их не хватает, родители и так платят налоги. Приходим к мылси о том, что основным источником финансирования должны стать спонсоры. Но почему в спорт придут спонсоры? (И я не говорю о футболе и хоккее, есть еще 33 олимпийских вида спорта). Про это в законе нет ни слова. Кто должен искать спонсоров? Федерации? Органы власти? Почему спонсоры заинтересованы идти в спорт? Кто будет платить «высококвалифицированным кадрам», которые берет на себя воспитать государство? Про альтернативные источники финансирования в законе упоминается лишь несколько раз и одной строчкой. Такое чувство, что отечественные бизнесмены, увидев «разрешение» спонсировать спорт, сразу ринуться на это благое дело. Но такого не происходит.
В общем, мое мнение, что закон «о спорте» как базовый документ не плохой. Из него можно узнать много интересного: кто такие спортсмены, федерации, комитеты, чем они должны заниматься и как называться. Но в нем не хватает конструктивных решений, которые позволили бы понять путь и движущие силы развития. На мой взгляд, теперь необходимо создавать подзаконные акты, которые смогли бы заинтересовать бизнес идти в спорт, а спорт – хорошо работать, чтобы отчитываться перед бизнесом. Ведь одно дело, когда один чиновник отчитывается перед другим чиновником, и другое дело когда директор спортшколы отчитывается перед спонсором – гендиректором уважаемой фирмы. Нужно сокращать эту длинную цепочку налогов и субвенций от налогоплательщика государству, от государства субъектам ит.д. Так деньги не доходят до самого спортсмена. Спортсмен здесь вообще оказывается не сильно кому-то интересным, кроме мамы с папой.
Так что, следующий шаг – совершенствование законодательства о спонсортстве. Стимулирование этого дела экономическими рычагами.