Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Формирование и использование финансовых ресурсов Фонда Социального Страхования»

Пример курсовой работы студентки 4 курса кафедры «Финансы и кредит» Восточно-Сибирского Государственного Технологического Университета МРИПК.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования ФСС
1.1 История создания ФСС в России
1.2 Понятие, основные задачи и функции ФСС
Глава 2. Анализ формирования и использования средств ФСС за 2005-2008 гг
2.1 Формирование средств ФСС
2.2 Расходование средств ФСС
Глава 3. Проблемы и пути решения
3.1 Контроль за уплатой и расходованием средств ФСС. Порядок и сроки уплаты страховых взносов
3.2 Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушение порядка уплаты страховых взносов и расходование средств ФСС
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность темы обусловлена значимостью и влиянием государственных социальных внебюджетных фондов на развитие социально-экономических процессов, и политическую стабилизацию в обществе. Главная причина создания Фонда – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Социальное страхование – объективная необходимость. На определенном этапе развития общества берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования – одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создание и поддержание политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Социальное обеспечение народа во всех государствах – одна из важнейших задач парламентов и правительств. Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, падением материального благосостояния народа, ростом бедности его слоев. Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный Фонд социального страхования.

Статус внебюджетного Фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года №101.

Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Один из его основных принципов – обязательный всеобщий характер и доступность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создают системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой населения страны.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и роли социального страхования и социального обеспечения на современном этапе, а также провести анализ источников формирования, направления использования средств, Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с поставленными целями для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. Изложить теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов Фонда социального страхования Российской Федерации;
  2. Изучить историю создания Фонда в России;
  3. Проанализировать деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005-2008 года;
  4. Анализ, источников формирования, средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  5. Анализ, расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  6. Рассмотрение, контроля, за поступлением средств.

Объектом исследования является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Предметом исследования являлась деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации формирование и использование ресурсов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для решения поставленных задач использовались учебные пособия, материалы, федеральные законы, различные сайты, информация регионального отделения.

Курсовая работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на  страницах машинописного текста и включает 5 приложений.

Глава 1. Теоретические основы ФСС

1.1. История создания ФСС в России

До 1917 г. социальное страхование в России  отражало европейские тенденции, но имело и некоторые черты, определяющиеся особенностями российской истории.

В развитии социального страхования в России можно выделить несколько периодов:

  1. XVII-XIX вв. возникновение и развитие социального страхования как общественного института;
  2. вторая половина XIX в.-1917 г. – принятие страховых законов и формирование обязательного социального страхования и его учреждений;
  3. с 1917 г. до начала 1930-х гг. – свертывание и огосударствление социального страхования в соответствии с политической и экономической ситуацией в стране;
  4. с начала 1990-х гг. – формирование системы социального страхования адекватного требованиям формирующейся рыночной экономики.

Зарождение добровольного пенсионного обеспечения относится ко второй половине XIX в., когда в России стали образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы.

Обязательное устройство страховых касс в России восходит к 1861 г., когда был принят Закон «О вспомогательных товариществах». Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудниковых работах.

Наряду с городской и земской медициной во второй половине XIX в. уже существовала фабрично-заводская медицина. В этот период наибольшее значение для охраны здоровья рабочих имели законы: 1866 г., устанавливающий обязанность предпринимателей обеспечивать рабочих медицинской помощью; 1882 г., утвердивший фабричную инспекцию; 1903 г., устанавливающий ответственность работодателей при несчастных случаях. Этот последний вводил необходимость компенсации потерпевшим и их семьям за увечье и смерть в промышленных заведениях.

Наряду с развитием фабрично-заводской медицины во второй половине XIX в. в России, как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых взносов: «Об утверждении страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Органам проведения страхования на случай болезни по закону являлось больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом рабочих не менее 200. мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти. Наряду с помощью самим застрахованным по решению общих собраний  больничных касс можно было оказывать помощь членам семьи. При этом максимальные расходы на все виды помощи последним, не должна была превышать 2/3 доходов кассы.

30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования советского правительства. Был издан ряд декретов, в корне изменивших систему социального страхования: 14 ноября 1917 г. – «О передаче больничным кассам лечебных учреждений»; 29 ноября – «О страховых присутствиях  и страховом совете»; 11 декабря – «О страховании на случай безработицы»; 22 декабря – «О страховании на случай болезни».

В соответствии с декретами началось создание рабочей страховой медицины. Больничные кассы развернули активную деятельность, и за короткое время была создана система лечебных учреждений, где застрахованные получали квалифицированную медицинскую помощь.

Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию. Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства. В 1922 г., например, этот взнос составлял от 21 до 28,5% по отношению к оплате труда, в которую включались все виды выплат.

После окончания периода НЭПа отдельные элементы медицинского страхования продолжали существовать в советской системе социального страхования. За счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях. В целом в 30-х гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения и страхования в стране. В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.

Данная система социального обеспечения и социального страхования существовала в бывшем СССР с начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Финансы социального обеспечения и социального страхования включали: государственный бюджет (расходы на социальное обеспечение); бюджет государственного социального страхования; Союзный фонд социального обеспечения колхозников; Союзный фонд социального страхования колхозников; социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования в течение последних 15 лет составляла 95%. Недостатками этой системы были отсутствие четкой специализации и перекрестное финансирование между фондами.

В течение последних 30 лет в бывшем Советском союзе численность и доля населения, получающего пенсии и социальные пособии, постоянно увеличивались – с 10,1% в 1960 г. до 16,9% в 1970 г. и 18,8% в 1980 г., достигнув 20,4% в 1987 г. это явилось причиной роста доли расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны: с 6,8% в 1960 г. до 7,9% в 1970 г., 10,1% в 1980 г. и 11,8% в 1987 г. потребовалось увеличение взносов на социальное страхование (максимальное значения тарифов) с 9,0% в 1970 г. до 14,4% в 1982 г. и до 30% к концу 1990 г. уровень социальных платежей был дифференцирован по 30 отраслям народного хозяйства, в зависимости от уровня их рентабельности, без учета уровня социальных и профессиональных рисков.

Таким образом, в плановой экономической системе социальное страхование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы социального обеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. С ростом дефицита государственного бюджета, который достиг в 1991 г. 20% валового национального продукта, старая система социального обеспечения и страхования не могла существовать. Либерализация цен в 1992 г., кризис системы государственного здравоохранения (с общими расходами не менее 3,0% в ВВП) и развитие рынка труда с появлением безработицы потребовали радикальной реформы системы социального обеспечения и страхования в России. [19].

1.2. Понятие, основные задачи и функции ФСС

Социальное страхование – это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и иных предусмотренных законом случаях.[13; 244 с.]

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.[17; 292 с.]

Фонд социального страхования призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92 г. №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положении о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». [16; 255 с.]

Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как  самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.). [13; 245 с.]

Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ.

В Фонд социального страхования Российской Федерации имеет региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Фонд социального страхования выполняет следующие функции:

  • концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
  • обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
  • оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
  • частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей. [13; 245 с.]

Основными задачами ФСС являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Федеральной службой по труду и занятости и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для смены государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. [16; 256 с.]

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

  1. региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
  2. центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  3. филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.[15; 289 с.]

Таким образом,  ФСС является внебюджетной организацией и средства фонда изъятию не подлежат, так как средства направлены на социальные цели, обеспечение граждан пособиями т.д. В следующей главе рассмотренные основные источники формирования и использования средств Фонда, сделан анализ за 2005, 2006, 2007 и 2008 года.

Глава 2. Анализ формирования и использования средств ФСС за 2005-2008 гг.

2.1 Формирование средств ФСС

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Средства Фонда социального страхования формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности). Общий доход в 2005 году составил 165722207,6 млн.рублей, а в 2006 году они выросли на 2923815,1 млн.рублей и в 2007 году на 48002445,2 млн.рублей.;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством. В общем за 3 года доходы составили 7341964,7 млн.рублей.;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные, ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период. В 2005 году доходы составили 330000 млн.рублей. В 2006 году доходы составили 135000 млн.рублей и в 2007 году 212900 млн.рублей.;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). [11; 458 с] (см.приложения)

Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 г. вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.[12; 621 с.]

В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования сумма страховых взносов распределяется следующим образом:

  • 74% страховых взносов остаются на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;
  • 26% страховых взносов централизуются на региональном и федеральном уровне. [13; 246 с.]

Ставки ЕСН дифференцированы для различных групп и категорий налогоплательщиков.

1) для работодателей, производящих выплаты физическим лицам:

А) организаций;

Б) индивидуальных предпринимателей;

В) физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, применяются следующие налоговые ставки: (см. приложение табл.№1)

2) Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки: (см. приложение табл.№2). [3; 311 с.]

В 2005 году общий доход составил 188 014 700,4 тыс.рублей в последующие годы доходы составили в 2006 году 207 037 205,6 тыс.рублей и в 2007 году 283 869 488,4 тыс.рублей.

Таким образом,  основным источником формирования средств Фонда является страховые взносы предприятий и организаций; средства государственного бюджета; поступления на путевки в санатории и дома отдыха, реализуемые по линии социального страхования; прочие доходы. С каждым годом доходы растут, это связана с тем, что увеличиваются и расходы Фонда. Которые рассмотрены в следующем под главе.

2.2. Расходование средств ФСС

Средства  государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда,  а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда – управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.[18; 159 с.]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Средства государственного социального страхования направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг. В 2005 году общие расходы составили 128443054,4 млн.рублей, в 2006 году расходы уменьшились на 3845642,9 млн.рублей. В 2007 году расходы увеличились на 56074009,1 млн.рублей.;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание. В 2005 году составило
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан. Расходы в общем за 3 года составили 81950565 млн.рублей.4
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • оплату проезда к месту лечения и обратно. В 2005 году расходы составили 12069498,9 млн.рублей и в последующие годы расходы снизились в 2006 году на 2747917,9 млн.рублей и в 2007 году на 2244479,1 млн.рублей.;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда. В 2005 году расходы составили 7412627,2 млн.рублей, а в 2006 году они возросли на 2550985,8 млн.рублей и в 2007 году на 3479325,8 млн.рублей.;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством. проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда. В 2005 году 67600 млн.рублей, а в 2006 они составили 72392 млн.рублей и в 2007 году 75803,5 млн.рублей.;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию. В 2005 году расходы равны 155143536,7 млн.рублей и в 2006 году расходы выросли на 543177,6 млн.рублей и в 2007 году на 62657379,7 млн.рублей.;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. За 3 года расходы в общем составили 23442,5 млн.рублей. [10, 469 с.] (см. приложения)

Основной статьей расходов является выплата пособий по социальному страхованию — примерно 70-75% от всей суммы расходов. Среди других статей можно назвать перечисление средств в Пенсионный фонд, расходы на социально-культурное обслуживание работающих граждан и членов их семей, на летний оздоровительный отдых детей, организацию управления фондом и др. По расходам бюджет Фонда социального страхования полностью в период 90-ых годов не исполнялся. Однако такие статьи расходов как «санаторно-курортное обслуживание» и «оздоровление детей» исполнялись более чем на 100%. [13, 245 с.]

Выплаты пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производится страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.[12, 622 с.]

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждениях отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.

Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами. [10, 470 с.]

Расходы в 2005 году составили 193 298 642,6 тыс.рублей это на 5 283 942,2 тыс.рублей меньше доходов поступивших в 2005 году это дефицит бюджета. В 2006 году расходы составили 212 987 313,2 тыс.рублей, дефицит бюджета составляет 5 950 107,6 тыс.рублей. В 2007 году расходы составили 306 214 977,3 тыс.рублей дефицит составил 22 345 488,9 тыс.рублей. С 2007 года появились новые статьи расходов которые в общем составили 44894643,3 млн.рублей.

Таким образом, взносы по социальному страхованию являются элементами расходов по воспроизводству трудовых ресурсов, используемых предприятиями и организациями и отражаемых в издержках. На предприятиях, функционирующих на коммерческих началах, взносы включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и возмещаются от выручки. В организациях торговли они отражаются в составе издержек обращения. В бюджетных учреждениях отчисления на социальное страхование предусматриваются по соответствующей статье финансового плана. В следующей главе рассмотрены сроки уплаты и ответственность за нарушение порядка оплаты страховых взносов.

Глава 3. Проблемы и пути решения

3.1. Контроль за уплатой и расходованием средств фонда. Порядок и сроки уплаты средств ФСС

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях – Фондом с участием профессиональных союзов.

Контроль страхователей осуществляется в соответствии с методическими указаниями по проведению документальных ревизий (проверок) страхователей органами контрольно-ревизионной службы Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденными постановлением Фонда.

Дополнительно взысканные в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), пений и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании Положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем ФCC.[2; 245 c]

Страховые взносы —  преобладающие доходы Фонда социального страхования.

Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом. От уплаты страховых взносов в Фонд освобождаются организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их установленных целей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Страховые взносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.      Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний. Если в организации действует система оплаты труда, предусматривающая расчеты по заработной плате в натуральной форме, то фонд оплаты труда увеличивается на стоимость соответствующей продукции, при этом полученная продукция оценивается по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии по свободным рыночным ценам.

Страхователи  уплачивают страховые взносы и другие платежи (расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям, пени, штрафы, сокрытая сумма оплаты труда, частичная оплата за путевки) в Фонд один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истекший месяц.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Граждане, использующие труд наемных работников, как работодатели, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре.

Под уплатой страховых взносов в настоящей Инструкции понимается перечисление страхователем исполнительному органу Фонда разницы между начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными в соответствии с разделом 4 настоящей Инструкции.

Уплата страховых взносов страхователями — организациями осуществляется путем безналичных расчетов — перечислением соответствующих сумм со своих расчетных или текущих счетов на транзитные счета по социальному страхованию исполнительных органов Фонда.

Страхователи — граждане перечисляют страховые взносы как путем безналичных расчетов, так и путем внесения наличных денег в банк или почтовым переводом их на транзитные счета по социальному страхованию исполнительных органов Фонда.

Платежные поручения на перечисление всей причитающейся суммы страховых взносов, других платежей представляются страхователями в учреждения банка независимо от наличия средств на расчетном или текущем счете.

При недостаточности денежных средств на счете страхователя для удовлетворения всех предъявленных к нему требований платежное поручение на перечисление страховых взносов, других платежей в Фонд удовлетворяется в очередности, установленной законодательством.  В случае реорганизации страхователь обязан произвести полный расчет по платежам в бюджет Фонда.

Непогашенная задолженность страхователя возмещается его правопреемниками в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом.

В случае ликвидации страхователя непогашенная им задолженность по платежам в бюджет Фонда возмещается ликвидационной комиссией в порядке и очередности, установленными Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Задолженность по платежам в бюджет Фонда, не погашенная гражданами, взыскивается с них в судебном порядке. [5]

Таким образом, контроль над полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется ФСС РФ совместно с Министерством по налогам и сборам РФ. В следующем под главе рассмотрены основания взыскания задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушения порядка.

3.2. Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность

за  нарушение  порядка  уплаты страховых  взносов и расходование

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

средств ФСС

По истечению установленных сроков уплаты страховых взносов и других платежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени.

К недоимке относятся:

  • суммы задержанных страхователем платежей;
  • суммы начисленных страховых взносов на сокрытый или заниженный фонд оплаты труда.

Пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты страховых взносов в следующих размерах:

  • для страхователей – организаций – 0,3% от суммы недоимки;
  • для страхователей – граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, иных страхователей – 0,5% от суммы недоимки.

За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов на соответствующие счета по вине банков ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 0,3% от суммы этих взносов.

Начисление пени производится начиная со следующего дня после истечения срока уплаты взносов и по день уплаты включительно (например, если взносы следовало уплатить 10 июля, а они были перечислены банком 20 июня, то пеня начисляется за 10 дней – с 11 июня включительно).

Днем уплаты страховых взносов и других платежей считается:

  • день списания банком суммы платежа со счета страхователя, независимо от времени зачисления ее на соответствующий счет исполнительного органа Фонда – при перечислении суммы платежа со счета страхователя в банке;
  • день внесения денежных сумм в соответствующий банк – при уплате наличными;
  • день внесения денежных сумм в отделении связи или банка – при переводе денег по почте или через банк.

Если срок уплаты страховых взносов совпадает с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

Исполнительные органы Фонда по просьбе страхователя в случае отсутствия на его расчетном или текущем счете необходимых средств для покрытия задолженности по страховым взносам могут предоставлять отсрочку погашения задолженности на срок не более 6 месяцев. В случае непогашения задолженности по страховым взносам в предоставленный срок начисление пени возобновляется на всю просроченную сумму и за весь период со дня образования задолженности.

Пеня начисляется на полные рубли суммы просроченного платежа. Пеня на пеню не начисляется.

Страхователи обязаны сами начислять пеню на сумму недоимки и за весь период просрочки и отражать ее в расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ). Если пеня не начислена, то при проверке расчетной ведомости страхователя пеню начисляют соответствующие исполнительные органы Фонда, о чем письменно сообщают страхователю.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются.

К страхователям, нарушающим установленный порядок начисления, перечисления средств государственного социального страхования и представления финансовой отчетности исполнительными органами Фонда применяются финансовые санкции в виде взыскания:

  • 10%, причитающихся к уплате сумм страховых взносов в Фонд за их отказ от регистрации в качестве страхователя;
  • 10%, причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в Фонд за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.

Применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, взыскиваются исполнительными органами Фонда с работодателей в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения, а с иных плательщиков – в судебном порядке:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

  • при взыскании в бесспорном порядке указанных сумм Фонд и его органы пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов;
  • срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года;
  • бесспорный порядок взыскания недоимки, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

Исполнительные органы Фонда  направляют материалы, подтверждающие факты нарушения, в зависимости от обстоятельств дела в органы прокуратуры Российской Федерации, в суд, арбитражный суд либо в другой орган, которому предоставлено право, принимать решения об установлении ответственности организаций и должностных лиц.[4]

Таким образом, существенным недостатком многих социальных выплат является отсутствие зависимости величины тарифа от состояния условий труда, соблюдения техники безопасности, уровня заболеваемости, ряда других факторов. Вследствие этого у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность к снижению страховых рисков и к обеспечению безопасности условий труда. Кроме того, достаточно распространенной является практика изъятия средств из социальных фондов «на текущие нужды», приводящие к возникновению и росту задолженности фондов.

Заключение

В ходе курсовой работы в соответствии с поставленной целью и задачами, были сделаны следующие выводы.

Изложены теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов Фонда социального страхования Российской Федерации, сущность, источники формирования и направления использования  финансовых ресурсов Фонда социального страхования Российской Федерации, история создания в России, основные задачи и функции  Фонда социального страхования Российской Федерации.

Проведен анализ деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005-2008 года. Рассмотрены основные проблемы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исследование показало, что действующая система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. Причина этому то, что перевод экономики на рыночные отношения сопровождались негативными явлениями: спадом промышленности и сельскохозяйственного производства, инфляцией, снижением реальных доходов населения. За 90-е гг. объем промышленного производства упал более чем в 2 раза, объем ВВП сократился в 2 раза. Продолжает оставаться в значительных размерах внутренний и внешний долг. К началу 2005 года доходы у 28 млн россиян ниже прожиточного минимума.

В условиях рыночной экономики тарифы отчислений на социальное страхование должны периодически пересматриваться по мере изменения расходов на воспроизводство трудовых ресурсов. Привлечение средств государственного бюджета для формирования фонда социального страхования должно носить разовый характер – в случае проведения крупных мероприятий по повышению жизненного уровня нетрудоспособных в общегосударственном масштабе или в рамках крупных отраслей и регионов.

Средства Фонда должны быть направлены на основные цели: на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Доля этих расходов составляет около 70%; финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся; частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей; выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся; финансирование исполнительной дирекции Фонда.

Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы  пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования.

Наряду с этим в Фонде социального страхования Российской Федерации проводятся мероприятия, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Таким образом, средства государственного бюджета фактически выполняют роль компенсационных платежей предприятиям и организациям по возмещению затрат на воспроизводство трудовых ресурсов. Это позволяет ограничить удорожание факторов производства, рост цен и поддерживать определенный уровень рентабельности по отраслям народного хозяйства. Однако нельзя  не видеть и другой стороны данного явления. Практика использования ресурсов государственного бюджета для формирования фонда социального страхования сдерживает обоснованное увеличение взносов предприятий и организаций. В результате занижаются фактические издержки производства, искажается действительная величина прибыли, что крайне затрудняют создание эффективной системы налогообложения. Кроме того, в условиях дефицита государственного бюджета привлечение его средств в фонд социального страхования сужает базу финансирования других необходимых расходов. Поэтому по мере развития рыночных отношений выплаты льгот по социальному страхованию должны покрываться преимущественно за счет ресурсов предприятий и организаций. Наряду со страховыми взносами граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, это позволит формировать фонд социального страхования без привлечения дотаций из государственного бюджета.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 64 с.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 гг. (по состоянию на 20 апреля 2006 г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 240 с. – (Кодексы и законы России).
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 20 февраля 2007 г. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007 г. – 704 с. – (Кодексы и законы России).
4 Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации от 122 февраля 1994 года №101.
5 Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
6 Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №2020ФЗ (ред. от 12.06.2006) «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» (принят ГД РФ 17.12.2004 г.).
7 Федеральный закон от 22 декабря 2005 года №173-ФЗ (с изм. от 19.12.2006) «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» (принят ГД РФ 09.12.2005 г.).
8 Федеральный закон от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ (ред. от 23.11.2007) «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» (принят ГД РФ 06.12.2006 г.).
9 Федеральный закон от 21 июля 2007 года №183-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принят ГД РФ 06.07.2007 г.).
10 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 550 с.
11 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др. Под ред. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-М, 2001. – 615 с.
12 Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 752 с.
13 Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 308 с.
14 Финансы: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 730 с.
15 Финансы: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Ф59 В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 634 с.
16 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт – М, 2001. – 504 с.
17 Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и д.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 400 с. : ил.
18 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999
19 www.russ.ru/politics
20 www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ
21 www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»
22 www.cbr.ru –официальный сайт Центрального Банка РФ.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4342

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке