Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Объективная необходимость свободной торговли»

Актуальность темы. Несмотря на доминирование принципа свободной торговли в мировой экономике в определенные периоды наблюдалось активное применение политики протекционизма.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности развития свободной торговли
1.1. История развития свободной торговли
1.2. Протекционизм и свободная торговля
Глава 2. Необходимость свободной торговли и международного разделения труда
2.1. Особенности международного разделения труда
2.2. Механизм формирования и необходимости свободной торговли
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. Несмотря на доминирование принципа свободной торговли в мировой экономике в определенные периоды наблюдалось активное применение политики протекционизма.

Реакцией на мировой экономический кризис 30-х годов была попытка отдельных стран использовать изоляцию от мирового рынка для предотвращения негативного влияния внешнеэкономических связей на занятость населения, стабильность денежного оборота и тому подобное. Кроме того, в состоянии военных действий возможность автономного развития национального хозяйства стала важной составляющей его неуязвимости в условиях экономической блокады.

В 50-60-е годы ХХ века для международной экономики характерным был отход от протекционизма и роли либерализации и свободной торговли. Однако, с начала 70-х годов появилась обратная тенденция — страны стали «отгораживаться» друг от друга изящными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

В XXI в. политика свободной торговли и протекционизм взаимосвязаны и переплетаются. Основной для большинства стран мира стала тенденция к либерализации. Однако, как показывает мировой опыт, свободный рынок не означает нерегулируемый рынок. Не существует развитой рыночной экономики которая в той или иной мере не использует тарифные или нетарифные инструменты для достижения своих целей: защиты национальной промышленности, сохранение рабочих мест и поддержки занятости, создание новых конкурентоспособных отраслей, пополнение доходной части бюджета и т.д.

Несмотря на осуждение данной политики, развитыми странами он активно ими используется. Протекционизм продолжает развиваться и набирает новые черты и формы. Интерес к исследованию данной проблематики обусловлен выделением условий применения политики протекционизма, которая будет способствовать развитию конкурентоспособности экономики в долгосрочной перспективе.

Наиболее значительные достижения в исследовании особенностей политики протекционизма и свободной торговли осуществили следующие выдающиеся ученые-экономисты Б. Баласса, А. Гамильтон, Я.Жалило, П. Кругман, Ф. Лист, Т. Мельник, Дж. С. Милль, А. Монкретьен, Б. Олин, М. Пебро, М. Портер, Д. Рикардо, М. Серпухов, А. Смит, В. Стаффорд, Дж. Стюарт, Э.Хекшер и др.

Целью курсовой работы являются особенности объективной необходимости свободной торговли.

Задачи курсовой работы:

— изучить историю развития свободной торговли;

— исследовать протекционизм и свободную торговлю

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— выявить особенности международного разделения труда;

— исследовать механизм формирования и необходимости свободной торговли

Объектом курсовой работы является свободная торговля.

Предметом курсовой работы являются теоретические аспекты свободной торговли и выявление ее необходимости.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Особенности развития свободной торговли

1.1. История развития свободной торговли

Практически для всех стран с переходной экономикой характерны фундаментальные дилеммы в сфере организации становления открытой к внешнему миру рыночной системы, и в частности кардинальный вопрос: протекционизм или свобода торговли. Эти дилеммы были значительно заостренные вследствие того, переходный к рыночной системе процесс протекает в условиях более широкого и масштабного общемирового трансформационного процесса — в направлении создания глобальной экономики, базирующейся на новейших информационных технологиях и всеобъемлющей транснационализации процессов производства и обмена.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в 1960 году по Стокгольмской конвенции. Сначала в нее вошли семь стран: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария. Инициатором выступила Великобритания, которая стремилась воспользоваться преимуществами свободной торговли в Европе, но в то время не хотела вступать в Европейское Экономическое Сообщество (далее — ЕС) с его наднациональными органами, таможенным союзом и общей сельскохозяйственной политики.

1961 в ЕАСТ вступила Финляндия, в 1970 году — Исландия, в 1991 году — Лихтенштейн. 1973 Великобритания и Дания покинули ЕАСТ, вступив в ЕС; В 1986 г. их последовала Португалия, а в 1996 году — Австрия, Финляндия и Швеция.

Сейчас в ЕАСТ входят четыре страны: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, в которых проживают вместе чуть меньше 13000000 жителей.

Деятельность организации осуществляется по трем главным направлениям: внутренние отношения, отношения с ЕС — Европейская экономическая зона (кроме Швейцарии) и соглашения ЕАСТ о свободной торговле с третьими странами (за пределами ЕС).

ЕАСТ занимает девятое место в мире по продажам товаров. Ассоциация заключила 18 соглашений о свободной торговле с 27 странами за пределами ЕС. Преференциальные торговые соглашения охватывают 80% торговли ЕАСТ товарами.

Высшим руководящим органом ЕАСТ является Совет. Ежемесячно она заседает на уровне послов государств-членов — председателей постоянных представительств в ЕАСТ в Женеве. Дважды в год государства-члены встречаются на уровне министров. Каждая страна имеет одного представителя и один голос в Совете, решения обычно принимаются консенсусом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Совет занимается внутренними проблемами Ассоциации и ЗСТ с третьими странами. Отношения с ЕС регулирует специальный Постоянный комитет ЕАСТ в Брюсселе.

Государства-члены председательствуют в Совете и Постоянном комитете по очереди, меняясь каждые полгода. 2009 года в Совете ЕАСТ председательствуют Норвегия — до июня, и Лихтенштейн.

В экономико-историческом аспекте интересно сравнить этап перехода от централизованной командной социалистической экономики к рыночной с периодом становления буржуазных (т.е. развитых рыночных) отношений в Западной Европе. В тот период, как известно, господствовали концепции меркантилизма — с апелляцией к довольно сильного ограничительного влияния государства в сфере внешней торговли, протекционизма ради получения активного сальдо торгового баланса. И только когда процесс первоначального накопления, в основном закончено и на повестку дня выдвинулись проблемы создания оптимальной среды для функционирования развитых капиталистических отношений, на смену ограниченности меркантилизма с его протекционистской склонностью пришла концепция свободной торговли.

Сущность концепции свободной торговли в ее рикардианской трактовке заключается в том, что любая страна, независимо от уровня развития, структуры и эффективности производства и других факторов, включаясь в международную торговлю, получает выгоду, если специализируется на производстве и продаже товаров, в отношении которых имеет сравнительное преимущество, то есть производство которых в стране стоит относительно дешево. Поскольку такие различия в национальной производительности труда в разрезе отдельных товаров считались малоподвижными и будто такими, что естественно сложившихся то логично напрашивался вывод: лучшая политика государства в сфере внешней торговли — это политика полного невмешательства. Парадоксально, что именно эта трактовка преимуществ свободной торговли и сегодня часто фигурирует как теоретическое обоснование необходимости быстрой либерализации внешней торговли в условиях перехода от централизованной плановой к рыночной системе.

Вместе с тем следует отметить, что М. Портер отказался вообще от термина «сравнительные преимущества», заменив его более широким понятием — «конкурентные преимущества». Последние, согласно его теории, определяются сложной системой (ромбом) факторов, включает в себя параметры факторов, параметры спроса, развитие родственных и поддерживающих отраслей, стратегию фирм, их структуру и соперничество. В этой конструкции факторные преимущества является не только одним из компонентов конкурентного преимущества, но и сами являются в большей степени такие, что создаются, а не является изначально данным преимуществами. Другие исследователи, оперируют двумя терминами — сравнительными и конкурентными преимуществами, однако они рассматриваются в динамическом контексте, как факторы, эволюционируют.

Такое изменение акцентов в объяснении механизмов внешнеэкономической деятельности логично приводит к необходимости пересмотреть и свое отношение к концепции свободы торговли и ее применение к условиям переходных экономических систем. С одной стороны, растущий динамизм изменений на мировых рынках и структур мировой экономики в целом предъявляет повышенные требования к скорости принятия решений, времени, в течение которого в наиболее оптимальном месте, независимо от национальных границ, могут быть сконцентрированы необходимые факторы производства. С другой стороны, развитием самых передовых секторов мировой экономики, связанных с инновациями, расширение и углубление разделения труда в этих сферах, объективно не может осуществляться вне питательной средой, активно формируют национальные правительства. И в этом смысле либерализация внешнеэкономической деятельности перестает быть самодостаточным фактором экономической эффективности.

Итак, для условий перехода к рыночным отношениям может быть вполне оправданным применение концепции ограниченного временного протекционизма, активно направленного на осуществление кардинальной экономической модернизации, инноваций и создания тем самым потенциала международной конкурентоспособности экономики страны.

Безусловно, значительное ускорение процесса глобализации экономики в 1990-х годах накладывает существенный отпечаток на формирование стратегии развития переходных экономик в целом и их внешнеэкономической стратегии в частности. Оно непосредственно связано со значительным прорывом, достигнутым в области либерализации и международного регулирования мировой торговли, является следствием многосторонних договоренностей в рамках Уругвайского раунда переговоров ГАТТ и последующих соглашений в рамках созданной Всемирной торговой организации (ВТО).

1.2. Протекционизм и свободная торговля

В классическом понимании протекционизм (от латинского protectio — покровительство, защита) трактуется, как государственная политика, направленная на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранной конкуренции, на расширение внешних рынков.

В историческом разрезе политика протекционизма широко применялась на этапе начального накопления капитала, поскольку способствовала ускоренному развитию промышленности и концентрации капиталов.

Политика протекционизма, как разновидность государственной экономической политики осуществлялась и осуществляется всеми развитыми странами мира. К получению статуса мировых экономических лидеров ее одобряли и Великобритания (до середины XIX в.), и США (в начале XX в.).

К политике свободной торговли они частично перешли только тогда, когда получили значительные конкурентные преимущества на мировых рынках. Различные мероприятия протекционистской политики (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые санкции и т.д.) широко применяются развитыми странами и сегодня,

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В качестве средств протекционизма рассматриваются также классические рычаги экономического регулирования — политика валютных курсов и процентных ставок. Однако конкуренция как основа рыночной экономики существовать всегда, только смещаясь с межгосударственного на межкорпоративный уровень.

Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с разным уровнем экономического развития. Они считают, что свободная торговля осуществляется в интересах развитых стран, приводит к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в отношении отсталых государствах. М. Пебро отмечает: «Безоговорочное применение принципа свободной торговли привело бы к покорению слабого сильным, к возникновению объективной ситуации экономического колониализма» [1, с. 490].

Страны, в которых наблюдается значительный разрыв в уровнях технологических укладов, не смогут стать полноценными и равноправными партнерами. Ф. Лист считал, что в условиях свободной торговли развивающиеся страны находятся «в таком же положении относительно развитых страны, в котором ребенок или молодой человек, который вступает в борьбу со взрослым человеком» [2 c. 340].

Протекционизм используется многими странами мира. Как правило, его оправдывают увеличением производства отечественных отраслей, или как необходимость адаптации к новым условиям. Политика протекционизма защищает национальную промышленность и сельское хозяйство, поощряет развитие отечественного производства, которое способно заменить импортные товары.

Однако, протекционизм имеет негативные последствия: поддерживает завышенный уровень цен на товары, которые защищены высокими пошлинами, ослабляет стимулы к научно-технического прогресса в отраслях, которые ограничены иностранной конкуренции, повышается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же применение методов протекционизма обычно краткосрочный положительный эффект, ведь встречные меры стран-торговых партнеров негативно влияют на возможности экспорта и могут нанести национальному хозяйству ущерб, превысит выигрыш от мер таможенной защиты.

Политика протекционизма часто применяется промышленно развитыми странами для защиты национальных производителей как внутри страны так и за ее пределами. Исследования проведены М. Серпухов свидетельствуют, что развитые страны чаще всего применяют торговые барьеры в международной торговле.

Несмотря на высказывания канцлера Германии А. Меркель, что протекционистские меры национальных государств создают все больше препятствий для развития международной торговли и тормозят рост мировой экономики [3], Европейским Союзом в течение 2011-2015 годов было применено больше других стран торговых ограничений — 69 ед. Среди лидеров также США — 57 ед., Китай — 34 ед., и Россия — 20 ед. [4, c. 26].

Таким образом, развитые страны, которые декларируют принцип свободной торговли активно применяют политику протекционизма, что значительное влияние на развитие мировой экономики. Поэтому, использование определенных видов и инструментов протекционизма является важной и необходимо условием экономического роста для развивающихся стран особенно в современных условиях.

Применяя политику протекционизма государства используют определенные методы, количество которых постоянно растет. Наиболее типичными примерами использования данных инструментов являются таможенные барьеры в форме прямых и косвенных ограничений, воспрепятствование доступу на рынок, меры дискриминационного характера. Также часто предоставляются субсидии отечественным компаниям для коррекции конкуренции на внутреннем рынке или борьбы с демпингом.

Сторонники протекционизма считают, что экономически обоснованной данная политика будет в следующих случаях:

  1. Необходимость обеспечения обороны. В периоды обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционные методы используются для сохранения национальной безопасности государства, способствует производству на ее территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
  2. Повышение внутренней занятости. Суть данного положения заключается в макроанализе. Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта стимулирует внутренний экономическое развитие, так как приводит к резкому росту доходов и занятости.
  3. Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что требует дополнительных поступлений для покрытия дефицита государственного бюджета.
  4. Диверсификация ради стабильности. Военные действия, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и часто болевые процессы перестройки таких экономических систем. Поэтому протекционизм необходим для стимулирования промышленной диверсификации и, как следствие, уменьшение зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или нескольких видов продукции.
  5. Защита молодых рынков. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм позволяет рождающимся отраслям укрепить свои позиции и стать эффективными производителями. Однако в данном случае получает актуальность проблема выбора отрасли производства, которая действительно нуждается в защите и обладает потенциальными конкурентными преимуществами.
  6. Защита от демпинга. Протекционизм необходим для защиты фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже себестоимости. Антидемпинговые протекционные мероприятия — сильные и действенное оружие в странах с рыночной экономикой.
  7. Оптимальные тарифы. Речь идет о особой разновидности пошлин применяемые странами-экспортерами. Если какой-то товар производится в одной стране, национальное конкурентное преимущество этой страны — хотя и не является преимуществом для мира в целом — может быть реализована путем внедрения экспортного тарифа, уплаченного теми, кто импортирует товар [5, с. 699].

Однако для создания объективного представления о роли мер протекционизма в регулировании национальной экономики необходимо отметить и аргументы, которые часто используют противники протекционизма, а именно:

  1. протекционизма присуща определенная нелогичность: ставя цель достижения положительного сальдо торгового баланса, протекционизм частично сдерживает импортные реакции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров в результате чего уменьшаются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансировке торгового баланса.
  2. В условиях протекционизма секторы национальной экономики частично теряют стимулы к прогрессу и инновации в связи с возможностью сохранять высокие доходы и монопольные привилегии.
  3. Протекционизм наносит потери экономическим интересам потребителей, так как отечественный потребитель вынужден платить высокую цену за товар, причем не только импортного, который облагается пошлиной, но и за товары национальной промышленности.
  4. Необдуманное применение протекционных мероприятий способно нанести ущерб национальным компаниям, поскольку многие виды бизнеса зависят от импортных компонентов, материалов и оборудования.

Протекционизм часто задерживает перестройку отрасли. Фирмы продолжают свою деятельность, даже если не обладают конкурентными преимуществами, оттягивают изменения, которые необходимы для повышения конкурентоспособности. Предприятия неохотно идут на перестройку, если считают, что ее можно избежать с помощью государства. Примером может служить американское автомобилестроение, которое теряло конкурентные преимущества, несмотря на то, что власти долгие годы оказывала им протекционизм.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Причиной такого экономического результата является то, что защищая монополию в импортозамещающих отраслях, страна неизбежно оттягивает ресурсы от отраслей, которые способны составить экспортный потенциал в будущем. То есть, страна не сможет развить те отрасли, которые будут наиболее конкурентоспособные в результате изменения конъюнктуры мирового рынка. Кроме того, таможенная защита, осуществляемая в течение длительного периода времени, не создает конкурентоспособной системы, если существуют фундаментальные причины, по которым та или иная страна не обладает соответствующими преимуществами в области промышленности (отсутствие достаточного уровня квалификации рабочей силы, управленческих кадров, предпринимательского опыта, эффективной технологии переработки ресурсов). Таможенный сбор может обеспечить возможность выживания неэффективной отрасли промышленности, но сделать ее эффективной он не сможет.

В долгосрочной перспективе государственная политика протекционизма будет результативной в двух случаях:

— Наличие эффективного соперничества на внутреннем рынке. Интенсивная внутренняя конкуренция в определенной степени компенсирует давление международной конкуренции. Конкуренция внутри страны в сочетании с насыщенным внутренним рынком позволяет получить конкурентные преимущества для выхода на иностранные рынки. При таких условиях протекционизм НЕ притупляет стимулы к внедрению инноваций. Однако поддержка одной фирмы на рынке не проносит конкурентных преимуществ для отрасли. Без конкуренции защищена протекционизмом отрасль никогда не выйдет на место конкурентоспособных отраслей на мировом рынке. Например, в Японии, благодаря жесткой конкуренции на внутреннем рынке, такие отрасли как автомобилестроение, сталелитейная промышленность, производство станков, электротехническая промышленность стали наиболее конкурентоспособными на мировом рынке. Поэтому, для получения национального превосходства важно эффективная антимонопольная политика государства. Ведь, исходя из мировой практики, ни одна из монополий, созданная в стране путем искусственного устранения конкуренции или ее исторической отсутствия (как в СССР), не способна добиться успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке. Успех в международной конкурентной борьбе достигают только те монополии, которые возникли в результате конкурентной борьбы на внутреннем рынке. Итак, интенсивная конкуренция на внутреннем рынке, должна подталкивать к выходу на внешние рынки, а государственная политика не препятствовать усилению участников рынка, которые способны к конкурентной борьбе на мировом рынке.

— Протекционизм должен быть ограничен во времени. Все отрасли, защищены покровительственно мерами конце испытывают на себе негативное влияние полной конкуренции. Например, фирмам в Японии перед получением государственной протекции сообщают о сроке, в течение которого эти ограничения будут действовать. Цель государственной международной торговой политики — открыть доступ везде, где страна или уже имеет конкурентные преимущества, или в ближайшем времени их получит в результате развития новых конкурентоспособных отраслей экономики.

Протекционизм на современном этапе следует рассматривать как государственную экономическую стратегию в виде комплекса взаимосвязанных, обоснованных и реалистичных мер, которые сформированы на качественно новых принципах. По мнению авторов, стратегию экономического протекционизма целесообразно понимать как комплекс мероприятий по обеспечению средствами государства равноправной конкуренции на внутреннем рынке.

Согласно этому принципу стратегия экономического протекционизма направлена на следующие мероприятия:

— не создавать для производителей «тепличные» условия, но обеспечивать нормальные возможности для хозяйственной деятельности и равноправной конкуренции;

— обеспечить срочное восстановление емкости внутреннего рынка;

— прекратить практику невыполнения государством обязательств перед собственным населением и предприятиями;

— обеспечить реализацию факторных преимуществ России;

— учитывать в практической деятельности социально-экономические и политические особенности России.

Комплекс мер экономического протекционизма включает:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

— Институционально-правовой протекционизм (защита собственности и прав собственников, защиту инвестиций, максимальное упрощение процедуры открытия бизнеса, юридическое обеспечение развития рыночных институтов)

— Монетарный протекционизм (защита стабильности денежного обращения и системы расчетов, стимулирования капиталосоздания, обеспечение хозяйственной деятельности достаточным объемом платежных средств и кредитных ресурсов);

— Фискальный протекционизм (налоговое стимулирование приоритетных секторов экономики, бюджетное стимулирование экономической активности)

— Ценовой протекционизм (снижение тарифов на продукцию естественных монополий, установление ограничений рентабельности на основные затратообразующие товары);

— Социальный протекционизм (защита и повышение доходов и стандартов потребления населения)

— Внешнеэкономический протекционизм (защита внутреннего рынка от неравноправного конкуренции со стороны импортных товаров с применением механизма таможенных тарифов, квот, антидемпинговых процедур, технического регулирования и т.д.).

Таким образом, политика протекционизма должна способствовать повышению конкурентоспособности экономики. Неудовлетворительные финансовые результаты страны не должны становиться единственным фактором для применения протекционных методов, поскольку они могут отражать нехватку новаторства и предпринимательской активности и не иметь ничего общего с несправедливой иностранной конкуренции.

Глава 2. Необходимость свободной торговли и международного разделения труда

2.1. Особенности международного разделения труда

В мире не существует ни одной самодостаточной страны. Даже самые развитые страны не в состоянии абсолютно самостоятельно обеспечить условия для эффективного производства всех видов товаров и услуг. Такие задачи решаются с помощью международного сотрудничества, которое базируется на международном разделении труда (МРТ), и других факторов производства.

МРТ начался с расширения простых торговых связей между странами в середине XVI — середине XVIII в., что обусловило выход производства за пределы государств. С конца XVIII и до конца XIX в. начали формироваться его межнациональные формы в рамках мирового хозяйства на базе простой кооперации.

Интернационализация производства в конце XIX — середине XX в. связана с развитием простой кооперации, которая базируется на международном разделении труда, ставшей определяющим фактором формирования мирового хозяйства.

Предпосылки международного разделения труда формируются в процессе общественного разделения труда по роду деятельности и его пространственной дифференциации.

Общественное разделение труда — это процесс обособления различных видов трудовой деятельности, которые взаимодействуют между собой и взаимодополняют друг друга, составляя целостный системный механизм общественного воспроизводства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

По роду деятельности выделяют 3 типа общественного разделения труда:

— Общий (осуществляется между крупными сферами деятельности человека — промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, наука)

— Частичный (происходит внутри крупных сфер на межотраслевом и подотраслевом уровне машиностроения, перерабатывающие отрасли, растениеводство)

— Единичный (присущ процессам, происходящим внутри фирм в зависимости от технологического процесса и организации управления, от функциональных задач отдельных служб).

По пространственным критерием выделяют:

— Межрегиональное деление внутри страны;

— Разделение между странами;

— Разделение труда между группами стран.

Международное разделение труда — это высшая степень развития общественного разделения труда, который выходит за пределы национальных экономик. Международное разделение труда является разделением труда между странами и между их субъектами в определенных качественных и количественных соотношениях, опосредованным обменом между ними товарами, услугами и другими результатами общественно-полезной деятельности.

Международное разделение труда — это процесс обособления различных видов трудовой деятельности на международном уровне, взаимодействующих друг с другом и взаимодополняют друг друга, составляя объективную основу международного обмена товарами, услугами и т.д.

Формами МРТ является международная специализация и кооперация.

На формирование МРТ и степень вовлеченности в него отдельных стран влияют следующие факторы:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1) природно-географические;

2) социально-экономические;

3) научно-технологический прогресс.

Ранее главную роль играли природно-географические условия: климат, природные ресурсы, размеры территории, численность населения, экономико-географическое положение. Долгое время разница в распределении природных богатств была основной причиной МРТ.

Развитие технического прогресса привело к уменьшению значения природно-географических условий, предоставив возможность использовать преимущества научно-технических достижений, развития науки и техники. Новая модель экономического развития получила столь характерных черт:

— Начал преобладать интенсивный тип экономического роста;

— Появились новые отрасли промышленности и быстро модернизировались действующие;

— Сократился производственный цикл;

— Расширилась сфера услуг (особенно банковских и страховых, транспортных и туристических).

Параллельно с НТП в МРТ значительную роль стали играть и социально-экономические условия:

— Достигнутый уровень экономического и научно-технического развития;

— Механизм организации национального производства;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— Механизм организации внешнеэкономических отношений.

Уверен, а иногда и решающее влияние на МРТ имеют также политические факторы, среди которых выделяют: степень развития государственного суверенитета, международную экономическую позицию в ООН и на мировой арене в целом, соотношение политических сил в стране, характер и степень влияния государственных институтов на экономические процессы тому подобное.

Развитие МРТ обусловливает необходимость повышения производительности труда и снижения издержек производства. Реализация преимуществ МРТ обеспечивает стране в процессе обмена получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат от сокращения национального производства вследствие использования дешевого импорта.

Важной предпосылкой развития МРТ является международное разделение других факторов производства — земли, капитала, технологии.

Любая страна производит тот или иной товар, если она имеет такие факторы производства, которые дают ей возможность производить этот товар с большей эффективностью, чем другой. Земля, труд, капитал, технология одинаково важными факторами для производства любого товара.

Непрерывно развиваясь, международное разделение труда приобрело определенные тенденции и особенности. К ним относятся:

  1. В мировом хозяйстве сохраняется и даже углубляется разрыв между промышленно развитыми странами и развивающимися странами. На развитые страны приходится около 25% населения и 80% совокупного национального продукта. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве являются, в основном, поставщиками сырья и потребителями готовой продукции. Но в последнее время устанавливается новая отраслевая направленность развивающихся стран.
  2. Основным в международном разделении труда стал внутриотраслевой разделение труда на основе специализации.
  3. Вследствие неравномерности социально-экономического развития продолжаются изменения в расстановке политических и экономических сил в группе промышленно развитых стран, прежде всего между тремя основными центрами — США, Японией и Западной Европой.
  4. Изменилось участие в МРТ бывших стран социалистического лагеря. Происходит переориентация их экономик и привлечения их к участию в МРТ.
  5. Постоянно возрастает роль ТНК в международном экономическом обмене и МРТ. ТНК контролируют почти половину мирового промышленного производства и мировой торговли.
  6. Усиливаются интеграционные процессы, интернационализация хозяйственной деятельности. Отмечается тенденция к объединению усилий ведущих стран для коллективного регулирования и уменьшения последствий экономических и валютных потрясений. Растет роль международных организаций — МВФ, МБРР и др.

На МРТ периодически влияют структуры кризиса, дисбалансы в международной торговле.

Растет объективная необходимость в коренной перестройке МРТ. Со второй половины XX в. интернационализация производства приобрела глобальный характер. Она охватила практически все подсистемы мирового хозяйства, все его отрасли. Углубляется интернационализация производства и обращения, усиливает единство мирового хозяйства.

2.2. Механизм формирования и необходимости свободной торговли

Раскрытие механизма формирования зоны свободной торговли необходимо для выработки системы логической и обоснованной стратегии поведения в процессе принятия решения о применении современных управленческих технологий в условиях интернационализированного маркетинговой среды и оперативности оценки эффективности результатов внешнеэкономической деятельности.

Исследование проблемы требует определения этапов и важных элементов деятельности данного интеграционного группировки факторов, оказывающих влияние на изменение внутренней среды объединения (движущих факторов) и основных принципов, на которых базируется деятельность зон свободной торговли, что позволит решить такую актуальную научную проблему, как выбор системы интеграции страны в определенную зону свободной торговли.

К этапам деятельности зон свободной торговли следует отнести:

  1. Информационный или оценка ситуации — проведение внутригруппового анализа состояния объединения и возможностей сотрудничества, мониторинга тенденций на мировом рынке, маркетинговых исследований рынка, осуществления прогноза на рынках, а также совершенствования организационной структуры группировки соответственно с целью сотрудничества;
  2. Аналитический, что проявляется в установлении целей сотрудничества (выдвижение целей, обоснование их выбора, перечень задач и финансовое обоснование);
  3. Стратегическое планирование — этап, который предусматривает обоснование стратегий выхода на мировой рынок, выяснение основных приоритетов и выбор определенной стратегии деятельности;
  4. Оперативный (реализация комплекса международного маркетинга);
  5. Маркетинговый контроль — как формальный (сбор и оценка имеющихся результатов группировки), так и неформальный (функционирование определенных служб и т.п.) [12, 328].

Элементами деятельности зоны свободной торговли:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

  1. правила происхождения товаров;
  2. соответствующие таможенные тарифы, устанавливаемые по отношению к третьим странам;
  3. соглашения и программы, вкладываются между участниками;
  4. имеющиеся ресурсы;
  5. законодательная база государств-членов зоны. Основные принципы деятельности зон свободной торговли учитывают тенденции развития экономики внутренней среды организации, определяют первоочередные задачи интеграционной группировки, имеющиеся возможности их реализации и проявляют стратегические приоритеты стран-участниц [13, 245].

К движущим факторам относятся следующие:

  1. формирование общего рынка;
  2. повышение конкурентоспособности экономики страны в целом и отдельных ее отраслей;
  3. отсутствие ярко выраженной внешнеполитической координации;
  4. близость экономически развитых стран и степень зрелости: интеграция между развитыми странами, развивающимися и странами с переходной экономикой;
  5. географическая близость экономических связей, сложившихся;
  6. общность экономических и проблем иного характера;
  7. демонстрационный эффект;
  8. обеспечение свободы рынка и правил конкуренции;
  9. гармонизация технических норм и стандартов [14, 158-164].

Таким образом, благодаря межправительственным соглашениям решаются проблемы взаимоотношений между субъектами внешнеэкономической деятельности стран, которые сотрудничают. Мировой опыт подтверждает положительную роль и значение соглашений о свободной торговле для поступательного социально-экономического развития отдельных стран-участниц и мирового хозяйства в целом.

Определенный механизм формирования зоны свободной торговли дает возможность оценить выбранный интеграционный курс определенной страны в зависимости от целей, которые она преследует и последствий, которые желает получить в конечном. Необходимыми для любых форм и методов международной деятельности (в том числе и зон свободной торговли) считаются внутренне групповой анализ, мониторинг рынка, совершенствования выбранной стратегии и контроль за результатами деятельности. Другие применяются или по мере необходимости, или в условиях рисковых видов сотрудничества, связанных с прямым инвестированием. Использование тех или иных составляющих международного взаимодействия в полной мере зависит от выбранного стиля установления взаимодействия с другими группировками.

Заключение

Развитие таких свободной торговли свидетельствует о том, что торговля в этих регионах развита. На наш взгляд, в мире в будущем еще будут появляться такие большие зоны свободной торговли более масштабные по площади. Ведь для стран это прекрасная возможность развивать свою внутреннюю торговлю.

Также можно предположить, что некоторые свободная торговля, в будущем может стать таможенным союзом, экономическим союзом и т.д., то есть перейти на другой уровень интеграции. Это будет свидетельствовать о том, что страны все больше стремятся развить торгово-экономические отношения с другими странами, если такая свободная торговля и в дальнейшем будет успешной.

Переход свободной торговли на больший уровень способствует значительному развитию мирового хозяйства через углубление интеграционных процессов в той или иной части земного шара.

Углубление интеграционных процессов имеет большое влияние на глобальную экономику, на динамику и особенности международной торговли.

Также, по углублению интеграционных процессов в мире можно проследить будущие мировые тенденции центров международной торговли и будущих политических союзов.

Таким образом, именно в современном излишне глобализированном мире мы наблюдаем усиление и обострение противоречий целей, средств достижения конечной цели между странами в различных плоскостях, в том числе и в социально-экономической. Нынешняя ситуация позиционирования стран в глобальном пространстве является, скорее очередной попыткой усиления дисбаланса развития, чем диалога и компромиссов. При таких условиях не столь важно декларирования принципов либерализации экономических отношений, в том числе и в торговой сфере, приглашенные целей тысячелетия, финансирование различных проектов для стран, нуждающихся в такой помощи и тому подобное.

Важно, на наш взгляд, то, что экономическим лидерам следует приложить максимум усилий и практических действий, чтобы обеспечить доступ товаров из развивающихся стран, на собственные рынки; пересмотреть политику субсидирования сельского хозяйства; обеспечить добродетельную применения антидемпинговых мер и проведения расследований; разработать действенный механизм предоставления странам переходного периода для применения связанных ставок пошлин. И, в конечном итоге, — способствовать реализации основных направлений торгового сотрудничества между странами.

Список использованных источников

1. Довлатова, А.Ю. Международное разделение труда в условиях глобализации в начале XXI века / А.Ю. Довлатова. — М. : ИНФРА-М, 2016. — С. 12-17.
2. Курс экономической теории: [учебник для вузов] / Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2012. — 847 с
3. Лист Ф. Национальная система политической экономии / Фридрих Лист; [пер. с немецкого под редакцией К.В.Трубникова, с его вступлением, примечаниями и биографическим очерком Ф. Листа]. – М.: Европа, 2015. – 452 с.
4. Меркель А. Протекционизм тормозит рост мировой экономики [Электронный ресурс]: А. Меркель/ DeutscheWelle –2012. – Режим доступа: www.dw.de/dw/article/0,,16023317,00.html
5. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Мишель Пебро; [пер. с франц. / общ. ред. Н.С.Бабинцевой]. – М.: Прогресс, Универс, 2014. – 496 с.
6. Райнерт С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011, с. 332
7. Серпухов М. Скрытый протекционизм как инструмент современной международной торговой политики / М. Ю. Серпухов // Экономика развития (Economics of Development). – 2013 – № 4 (68). – С. 23-27.
8. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
9. Срезневский, П.Р. Факторы становления и развития международного разделения труда / П.Р. Срезневский. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 234 с.
10. Суворова, В.С. Международное разделение труда: проблемы, явления, перспективы / В.С. Суворова // Международные экономические отношения. — 2011. — №1. — С. 116 — 137.
11. Хасбулатов, Р.И. Мировая экономика. Теория, принципы, политика / Р.И. Хасбулатов. В 2-х т., Т. 1. – М.: Экономика, 2010. — 600 с.; Т. 2 — 640 с.
12. Шорохов М. С. Протекционизм и свободная торговля: уроки истории и современный выбор для России. – 2012. – С. 23-31.
13. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
14. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.
15. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.
16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
17. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
18. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.
19. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. В.И. Видяпина. — М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3781

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке