Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Приемы описания человека в системе развития речи учащихся»

Пример курсовой работы студента 2 курса факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие речи учащихся на уроках русского языка
1.1. Основные цели и задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе
1.2. Направления развития речи учащихся на уроках русского языка
1.3. Использование приёмов описания на уроках русского языка
Глава 2. Практика использования приёмов описания человека в системе развития речи учащихся
2.1. Содержание обучения русскому языку в 7 классе
2.2. Описание внешности человека на уроках в 7 классе
2.3. Конспекты уроков
Заключение
Список использованных источников

Введение

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И. Куприн

Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности.

В.В. Виноградов

Одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи, поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы.

Развитие речевой культуры учащихся – важнейшее направление в теории и практике литературного образования. Большой вклад в разработку проблемы внесли А.Д.Алферов, Ф.И.Буслаев, В.В.Голубков, Н.В.Колокольцев, В.П.Острогорский, М.А.Рыбникова, С.А.Смирнов, Н.М.Соколов, В.Я.Стоюнин, В.П.Шереметевский, современные учёные Н.А.Демидова, Т.Ф.Курдюмова, Н.И.Кудряшев, В.Я.Коровина, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, К.В.Мальцева, М.В.Черкезова и др. Труды ведущих методистов создали предпосылки для разработки комплексной системы развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Слова А.И.Куприна, вынесенные в эпиграф, кажутся наиболее актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. Ученикам всё труднее приходится выражать собственные мысли, отвечать связанно на уроках, писать рефераты, сочинения.

Вышесказанное указывает на актуальность и своевременность темы исследования: Приёмы описания человека в системе развития речи учащихся.

Объект исследования: развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Предмет исследования: описание человека в системе развития речи учащихся.

Цель исследования: изучить приёмы описания человека в системе развития речи учащихся.

Реализация цели потребовала решения следующих задач:

  1. Охарактеризовать основные цели и задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе.
  2. Рассмотреть направления развития речи учащихся на уроках русского языка.
  3. Привести конспекты уроков, направленные на обучение учащихся описанию человека.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса заданий и упражнений в практике школы.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе теории и методике преподавания русского языка, а также в практике школьного обучения.
Глава 1. Развитие речи учащихся на уроках русского языка

1.1. Основные цели и задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе

На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей и задач обучения и воспитания в школе. Главными задачами общеобразовательной школы являются следующие:

  • удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
  • обеспечение усвоения учащимися системы знаний;
  • формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, самостоятельности в пополнении знаний;
  • выработка у молодёжи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, ответственности за свои поступки [1, с.45-47].

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Русский язык имеет длительную историю, обладает устойчивыми культурно-историческими традициями, тесно связан с развитием культуры русского народа.

Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые неоднозначно отражаются на состоянии и путях развития русского языка. Он освобождается от многих искажавших его стереотипов и штампов. Вместе с тем происходит снижение общего уровня языковой культуры в обществе. В русскую речь всё больше внедряются вульгарные, а иногда и просто непристойные выражения, она засоряется жаргонными словами и оборотами, неоправданными заимствованиями из иностранных языков.

На состояние русского языка оказывают негативное влияние ряд факторов, среди которых отметим следующие:

  • не обеспечивается необходимый объём и уровень научно-исследовательской работы в области русского языка и словесности
  • возникли серьёзные трудности в преподавании русского языка и литературы в школах и вузах: существующая учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям, не используются в полной мере новые образовательные технологии [7, с.67].

В условиях значительных изменений во всей системе образования изменились и цели обучения русскому языку.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию [11, с.63-65].

Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности. Знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо они понимают прочитанное, особенно учебно-научные тексты. Знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь.

Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою собственную жизнь.

Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно.

Проблема речевого развития, в частности совершенствования навыков говорения, решается путём единства двух подходов: через раздел «Речь» и через речевой аспект раздела «Язык», нацеленной на формирование навыков научной речи.

В разделе «Речь» даётся система заданий, сочинений и изложений, рассчитанных на всестороннее развитие у учащихся навыков связной речи в опоре на речеведческие понятия стилей и типов речи, текста.

На уроках предусматриваются высказывания учащихся (типа небольших своеобразных сочинений) на основе репродукций картин и фотографий с заданием употребить определённые части речи, грамматические конструкции (односоставные предложения, предложения осложнённого типа).

1.2. Направления развития речи учащихся на уроках русского языка

Развитие речи – главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Третье направление — формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства [10, с.71-73].

Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке; после уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

1.3. Использование приёмов описания на уроках русского языка

Описание как тип речевой деятельности включено во все программы и учебные комплексы по русскому языку, имеет сходное распределение по классам и выполняется как на основе наблюдения с натуры, так и на материале произведений изобразительного искусства:

  • 5 класс — описание предмета, описание животного;
  • 6 класс — описание природы, описание интерьера;
  • 7 класс — описание человека, описание действий [18, с.23-24].

В методической литературе широко представлены уроки описания на основе наблюдения с натуры, но слабо освещена методика описания картины.

Упражнения помогают научить школьников анализировать произведения изобразительного искусства, использовать различные средства речевой выразительности, создавать собственные тексты.

С целью обучения учащихся приёмам описания используются следующие упражнения:

Описание природы на основе личных наблюдений. Например, сочинение «Первый снег», «Аллея в зимнем парке»; сочинение-описание картины.

И как итог — самый сложный вид работы — сочинение-описание картины.

Здесь можно выделить несколько основных этапов:

  • эмоциональная подготовка к восприятию картины через использование близких по теме стихотворений или музыкальных произведений, рассказ о художнике;
  • беседа по картине (общее впечатление, чувства, которые она вызывает (с использованием Словаря настроений ), выделение микротем картины, их композиция, анализ авторского замысла , анализ цветовой гаммы);
  • составление плана сочинения;
  • совместное составление устного описания картины;
  • лексико-орфографическая подготовка;
  • письменная самостоятельная работа;
  • редактирование собственного текста;
  • анализ сочинений.

Глава 2. Практика использования приёмов описания человека в системе развития речи учащихся

2.1. Содержание обучения русскому языку в 7 классе

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями общения [11, с.51-53].

Таким образом, программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трёх тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

2.2. Описание внешности человека на уроках в 7 классе

В соответствии с требованиями программы по развитию связной речи в VII классе проводится работа над описанием внешности; над сочинением-рассуждением с обратным доказательством; над «вымышленными» («выдуманными») рассказами; над умением составлять сложный план; над умением подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания; над умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом его темы и основной мысли; над умением выступать на основе собранных материалов. К этому умению примыкают упражнения, в которых требуется выступить на лингвистическую тему. Эта работа — углубление и усложнение начатого в V-VI классах обучения устным и письменным высказываниям. Так, в V классе дети учились описанию отдельных предметов и животных, в VI классе занимались описанием природы и помещения, а в VII они будут описывать внешность людей и их действия.

Описание внешности человека

К рассматриваемому виду ученических высказываний относят описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, манеры, позы, одежды. Основное в таком сочинении — описать нечто особое, яркое, индивидуальное во внешности какого-либо лица. Это особое может быть связано с особенностями манер, походки, выражением глаз и т.п., с особенностями занятий и профессий, с определенным состоянием и особенностями характера личности — со всем тем, что проявляется во внешнем облике человека. Как художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное, с его точки зрения, в человеке, так и ученик не должен описывать всё, а лишь то, что, по его мнению, характерно для данного лица, составляет его индивидуальность, открывает главное в нём.

Описание внешности человека, так же как другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным. Деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике. Главное в нём — указать особые приметы описываемого лица. Описание внешности представителя определенной этнической группы, расы, национальности (например, портрет славянина, негра, папуаса в энциклопедии) есть не что иное, как научное описание. Описание внешности литературного героя является примером художественного описания.

Естественно, что не всеми видами описания могут и должны заниматься учащиеся. Очевидно, о научном описании целесообразно лишь упомянуть. Деловому описанию можно уделить несколько больше внимания, так как в жизни умение указывать приметы какого-либо лица может оказаться полезным. Кроме того, этот вид работы развивает наблюдательность учащихся. Главное же внимание следует уделить разговорно-художественному описанию внешности, поскольку работа над этим видом описания имеет особое значение для обогащения речи учащихся.

В учебнике VII класса предусмотрен определенный набор упражнений, которые подготавливают учеников к самостоятельному описанию внешности человека:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

  1. Анализ текстов-образцов, представляющих собой описание внешности. Накопление «портретной» лексики.
  2. Подробное, выборочное, изложение с дополнительным заданием.
  3. Описание человека, изображенного на картине. Сочинение по картине (по любой, доступной для учеников картине портретного характера).
  4. Описание внешности на основе жизненного опыта и наблюдений (сочинение).
  5. Закрепление умения [14, с.49-52].

2.3. Конспекты уроков

Урок по развитию речи в 7-м классе «Описание внешности человека по личным наблюдениям»

Цели:

  • развивать у учащихся наблюдательность, внимание их к окружающим людям, к самим себе;
  • подготавливать школьников к пониманию внутреннего мира человека, индивидуальности каждого, воспитывать эстетический вкус;
  • готовить учащихся к сочинениям на литературную тему (сочинениям-характеристикам);
  • расширять общее развитие, обогащая речь учащихся «портретной лексикой».

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям. Записываем в тетрадь тему урока (тема на доске).

  1. Знакомство с темой
  1. Подведение небольшого итога

Учитель: Мы узнали, что значит описать внешность человека (это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.

Давайте вместе сделаем примерные записи (В сильном классе можно предложить выполнить эту работу по группам с последующей проверкой и дополнением).

Запись в тетрадь.

  • ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
  • ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
  1. Закрепление материала

(На парте у каждого карточки).

Карточка 1. Портрет подруги

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определи замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

Карточка 2

  1. Заключение

Учитель: А теперь мы подошли с Вами к заключительному этапу работы. Перед вами карточка № 3. В ней два текста А и Б. Оба текста-описания внешности по личным наблюдениям. Наша задача – работать с двумя текстами сразу, а потом определить, в каком из них, на ваш взгляд, есть недостатки, а какой уже дан в исправленном виде.

Карточка 3

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок
  2. Домашнее задание

Описать внешность знакомого нам человека. Озаглавить работу.

Урок русского языка в 7-м классе «Описание состояния человека»

Цели:

  • обобщение знаний, полученные при изучении типов речи – описание;
  • формирование умений выделять типовые фрагменты со значением состояния лица;
  • совершенствование навыков исследовательской работы с текстом, анализировать фрагменты текста, содержащие состояние героев.

Ход урока

  1. Введение в тему (по учебнику под ред. В. Бабайцева упражнение № 475, стр. 120 – текс проецируется).

Вчитайтесь в строки данного стихотворения. Что хотел сказать Сергей Островой? Обратите внимание на расположение строк (чувства человека, его душевное состояние поэт выделяет отдельной строкой).

Можете ли вы предположить, какова тема сегодняшнего разговора? (записать тему урока или открыть вспомогательную доску).

  1. Тренировочные упражнения.

Назовите, какие разновидности описаний вы знаете?

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Тест-опрос. Предлагается несколько видов описаний, необходимо выявить описанием чего является данный отрывок? (раздаточный материал на парте у каждого учащегося – списать по вариантам).

  1. Актуализация знаний.

Рассмотрите цветную иллюстрацию – вкладыш № 4, попробуйте описать состояние героев этих картин. (выслушивать мнения всех желающих сказать, не обрывать, если ответ неудачен).

Упражнение № 489. Вдумайтесь в содержание текста. Найдите указания на то, что предшествовало описанию, чем вызвано это состояние.

По аналогии со схемами описания предмета, места составьте схему описания состояния человека (за удачно выполненную схему отметка «5»).

Прочитайте материал учебника, упражнение 485 (остальные).

  1. Тренировочные упражнения.

Упражнение 486: анализ материала таблицы. Записать по одному своему примеру к каждому способу выражения состояния лица.

Посмотрите, пожалуйста, на тему урока, скажите, насколько важно уметь определять состояние человека и насколько важно уметь рассказывать об этом.

Очень важно, так как это помогает в общении людей, в понимании их. Где чаще мы можем встретиться с описание состояния человека:

  • художественный текст;
  • в разговоре;
  • дневнике – обратимся к эпиграфу урока.
  1. Домашнее задание:

Упражнение 491 (продолжить текст, введя описание состояние человека).

Страничка из дневника «Один день из школьной жизни» (с элементами описания состояния человека).

Заключение

Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами К.И.Чуковского, «мысли выскакивают растрёпанными и полуодетыми, словно спросонья». Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением табу, а поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

На уроках русского языка и не только надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств в разных стилистических проявлениях литературного языка.

Задача уроков родного языка в средней школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Кроме того, что, изучая русский язык как науку, учащиеся усваивают литературные нормы современного русского языка на всех языковых уровнях, уроки русского языка и литературы с точки зрения организации образовательного процесса, использования методов и приемов призваны способствовать формированию устной и письменной речи.

Учитель-словесник сам должен являться образцом формулирования высказывания, лексической и стилистической точности и тем самым воспитывать в учащихся корректное отношение к слову, лингвистическое чутье.

Данная работа посвящена изучению приёмов описания человека в системе развития речи учащихся.

В ходе исследования было выявлено, что если работа над обучением учащихся владению приёмами описания человека ведётся из урока в урок, в системе, то дети будут помнить о том, что выбор языковых средств, интонации, экстралингвистических факторов являются неотъемлемой частью целого образа человека не только на уроках русского языка и литературы, но и на других занятиях и вне стен школы.

Список использованных источников

  1. Актуальные проблемы обучения грамоте. Кирюшкинские чтения: сб. науч.-методич. ст. / Под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой, Е.В. Сухоруковой. — Балашов: Николаев, 2009. — 144 с.
  2. Бабайцева В.В Русский язык. Теория. 5-9 кл.: Учебник / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — М.: Дрофа, 2008. — 320 с.
  3. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: в 2 ч. / О.Ю. Богданова. — М.: Владос, 1995. — 324 с.
  4. Загоровская О. Проблемы содержания программ и учебников по русскому языку в контексте разработки нового содержания общего образования / О. Загоровская // Материалы круглого стола на тему «Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники». — М.: ЦРРЯ, 2002. – С. 34-39.
  5. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. — М.: Дело, 1998. — 470 с.
  6. Злобина Т.А. Лингвистические знания – основа умений и навыков / Т.А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985. — 386 с.
  7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. — М.: Наука, 1987. — 261 с.
  8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 264 с.
  9. Маслов Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. — М.: Высшая школа, 1987. — 272 с.
  10. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т. Баранова. — М., 2001. — 368 с.
  11. Обучение русскому языку в школе / Сост. Львова С.И., Быстрова Е.А., Капинос В.И. и др. – М.: ДРОФА, 2004. – 324 с.
  12. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
  13. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания / Ю.С. Степанов. — М.: Просвещение, 1975. — 271 с.
  14. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. пед. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  15. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку: пособие для учителей / Л.П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1973. — 159 с.
  16. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку / Л.П. Федоренко. — Курск, 1994.
  17. Чертов В.Ф. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / В.Ф. Чертов. – М.: Просвещение, 2007. – 126 с.
  18. Шанаева И.Л. Проблемы развития речи учащихся на уроках русского языка и пути их решения / И.Л. Шанаева // Ментор – 2008. — №1. – С.21-31.
  19. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях (к постановке проблемы) / Д.Н. Шмелёв. — М.: Наука, 1977. — 168 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2530

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке