Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыки»

Актуальность исследования состоит в том, что в нем рассматриваются проблемы модернизации системы образования в современной России, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности. Развитию креативности детей в значительной мере способствует сложившаяся к настоящему времени в нашей стране многоуровневая система музыкального образования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования творческого воображения у детей в процессе восприятия музыки
1.1. Особенности развития воображения
1.2. Слушание как вид детской музыкальной деятельности
1.3. Развитие воображения у старших дошкольников в процессе восприятия музыки
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
2.1. Констатирующий этап эксперимента
2.2. Формирующий этап эксперимента
2.3. Итоговый этап эксперимента
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что в нем рассматриваются проблемы модернизации системы образования в современной России, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности. Развитию креативности детей в значительной мере способствует сложившаяся к настоящему времени в нашей стране многоуровневая система музыкального образования.

Почти вся материальная и духовная культура является продуктом творческого воображения людей. Благодаря чему, человек создает художественные произведения, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Как показали исследования Ш. А. Амонашвили, Л. С.  Выготского, В. В.  Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А.  Крутецкого и других ученых, воображение выступает не только как предпосылка эффективного усвоения старшими дошкольниками новых знаний, но и является условием саморазвития личности, творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной работы в детских школах искусств.

Изучение проблемы развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий, очевидно, должно опираться на общепсихологические представления об этой проблеме. В этой связи отметим, что Е.И.Игнатьев характеризует воображение (т.е. продуктивный уровень сферы представлений), как «процесс неотступного думанья».

Феномен воображения волнует лучшие философские умы на протяжении многих столетий. В эпоху Просвещения проблема развития творческого воображения стала предметом особого внимания ученых, психологов и представителей других наук. Попытки экспериментального исследования функций воображения были сделаны на рубеже XIX-XX веков В. Вундтом, Т. Рибо, Э. Мейман, С. Д. Владычко.

Миссия учителя музыки заключается не в том, чтобы сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы в конечном итоге у них развивался не только интеллект, но и душа.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Объект исследования — процесс развития творческого воображения детей.

Предмет исследования — целостная модель развития творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыки.

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения детей дошкольного возраста будет наиболее успешным и продуктивным, если будет применяться педагогическая модель развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Задачи исследования:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

1) изучить теоритические особенности слушания музыки как вида деятельности дошкольника;

2) рассмотреть особенности проявления творческого воображения у детей дошкольного возраста;

3) определить возможность формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки;

4) разработать и экспериментально апробировать модель развития творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Структура данной работы состоит с введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого воображения у детей в процессе восприятия музыки

1.1. Особенности развития воображения

Человек как субъект деятельности, не только созерцает и познает мир, но и изменяет, преобразует его, создает что-то новое. Но для того, чтобы воплощать эти преобразования во внешнем мире, необходимо уметь осуществлять это в мыслях. Именно это и обеспечивает наше воображение. Способность к воображению присуща только человеку, как одна из фундаментальных характеристик человеческой субъективности, отличает ее от всех других существ. Она противопоставляется процессу подражания и имитации. Воображение возникает из потребности человека предусмотреть, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы как-то повлиять на него.

В самом широком смысле, под воображением понимают любой процесс, протекающий в образах. Однако образы воображения отличные от образов памяти и восприятия, потому что они представляют собой нечто новое, то, что еще не существовало в действительности. Поэтому возникает необходимость обозначить воображение в более узком смысле, который раскрывает С.Л. Рубинштейн: «Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование настоящего и порождение на этой основе новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности и прообразами для нее». [22, с.296]. И вместе с тем, образы, созданные в воображении, всегда опираются на реальные образы восприятия и памяти, отмечает Л.С. Выготский: «… связь воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в предыдущем опыте человека» [4, с. 8-9]. Однако в новом образе эти элементы преобразованы, изменены, соединены в необычных сочетаниях.

Учитывая такое ​​сложное функциональное строение, Л.С. Выготский считает адекватным применение понятия психологической системы для определения процесса воображения. По сути, воображение есть и процесс, и результат преобразующей деятельности. И все-таки, как возможно создание новых образов в процессе воображения?

Процесс преобразования имеющихся образов действительности в новые образы воображения не является чисто произвольной их изменением. Основной механизм работы воображения лежит в особенностях ее образов и возможно благодаря таким их характеристикам, как гибкость и динамичность. Этот механизм воображения находит свое выражение в типичных способах и приемах преобразования действительности.

Одним из наиболее распространенных способов такого преобразования является комбинирование — сочетание имеющихся в опыте элементов в необычных комбинациях.

Это процесс существенного преобразования, обобщения и синтеза элементов, что приводит к рождению нового целостного образа. Комбинирование регулируется и направляется определенной тенденцией, заключается в мотивах деятельности воображения, что наполняет его содержанием. Этот прием находит применение, как в науке, так и в искусстве. Частным случаем комбинирования является агглютинация — создание новых образов на основании «склеивания» представлений.

Количественный аспект выражается в изменении величин, в уменьшении (литоты) и увеличении (гиперболы), что опять-таки является мотивированным какой-то содержательной тенденцией. Линия же типизации, так сказать специфического обобщения, приводит к обобщенности нового образа. Акцентуювання отдельных черт сочетается с рядом других преобразований, в результате чего превращается весь образ в целом, приобретая обобщенный характер.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. При этом, важное значение имеет вторая сигнальная система, слово, потому что все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролируя путь их становления, является средством их содержание, закрепления и изменения.

Нетрудно заметить, что воображение является одной из фундаментальных характеристик личности. Во-первых, воображение тесно связана с такими познавательными процессами, как восприятие, память и мышление, а также с эмоциональными процессами. Во-вторых, в преобразующей деятельности воображения сказываются мотивы и цели личности, ее потребности и интересы, чувства и желания. «Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности», — говорит С.Л. Рубинштейн.

Выделение различных видов или уровней воображения определяется в первую очередь тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших его этапах, процесс воображения имеет непроизвольный, бессознательный, хаотический характер. Однако высшие формы воображения связаны уже с сознательным, активным отношением человека к процессу формирования образов. И так различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение.

У низших, непроизвольных формах, воображение проявляется в создании новых образов под влиянием малосознательных или бессознательных потребностей, влечений, установок. Она осуществляется без определенного умысла со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля за ходом своих представлений.

При таком виде воображения, образы скорее самостоятельно трансформируются, чем формируются. Этот процесс воображения протекает обычно на низших уровнях сознания, в дремлющем состоянии, в мечтах, в состоянии «бездумного» отдыха. При этом образы возникают непроизвольно, заменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая нередко фантастические и необычные формы.

В высших, произвольных формах воображения, происходит настоящее, сознательное, преднамеренное формирование и преобразование образов, согласно поставленным человеком целей. Она осуществляется с помощью волевых усилий. При таком виде воображения, человек, как правило, осознает мотивы преобразующей деятельности, понимая ради, чего она производит образы. Наиболее ярко произвольное воображение проявляется в игровой деятельности, а также в трудовой.

Различают также воспроизводящее и творческое воображение. В ходе воспроизводящей воображения, так же как и при всех видах этого процесса, формируются новые образы, но они являются новыми для этого человека, то есть субъективно новые, тогда как объективно, предметы, соответствующие имеющимся образам, уже существуют в общечеловеческой культуре. Этот процесс заключается в том, что человек представляет, воспроизводит то, что сам, она, не воспринимал, однако слышал или читал.

Подобное воспроизведение образов может происходить на основании словесного (устного или письменного) описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей. Такой вид воображения лежит в основе передачи общечеловеческого опыта. Творческое же воображение заключается в самостоятельном создании объективно новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Такой вид воображения находит применение, как в искусстве, так и в науке. Разновидностями творческого воображения являются те специфические виды воображения, которые являются результатом различных видов творческой деятельности.

Так различают конструктивную, художественную, техническую, музыкальную и другие виды воображения в соответствии с теми специфическими видами творческой деятельности, результатом развития, которого они являются .

В зависимости от характера тех образов, которыми оперирует воображение, выделяют также абстрактную и конкретную воображение.

Такое различение возможно благодаря разнообразию образов, продуцируемых воображением. Абстрактное воображение, в отличии от конкретной, использует образы более обобщенные и генерализованные.

Необходимо также различать виды воображения по отношению к реальности, к будущему: мечта и фантазия. Мечта всегда есть образ желаемого будущего, стимулируя нас к деятельности, призванной воплотить мечту в действительность, она направлена ​​на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Д. И. Писарев писал: «Если бы человек, был совершенно лишенной способности мечтать … если бы она не могла бы хоть изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине, то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни …». Однако мечта продуктивная только в том случае, когда она действительно связывает образ желаемого будущего с действительностью. В противном случае, мечта становится пустой мечтательностью, фантазией, превращаясь из стимула деятельности в ее заменитель.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Образы мечты и фантазии отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, становясь привлекательными для субъекта.

1.2. Слушание как вид детской музыкальной деятельности

Слушание музыки, ее восприятие и анализ — основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию.

Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей [5, с.132].

При повторном прослушивании внимание детей (особенно старшего возраста) привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. На каждом занятии ставятся новые задания, активизирующие детское восприятие. Показателем развития музыкального восприятия может служить отношение ребенка к той или иной музыке. Педагог отмечает любимые детьми произведения, желание их слушать. Музыковеды утверждают, что слушание музыки, направленное на восприятие ее характера, образов, требует напряженной работы сердца, ума и особого творчества.

Слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

— слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

— слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра;

— слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Педагог разными средствами стремится вызвать у детей радость от общения с музыкой. У каждого ребенка особый внутренний мир и свои интересы. Младшие дошкольники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие их детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы. Это марши, колыбельные, плясовые [1, с.189].

Что касается слушания музыки в старшем дошкольном возрасте то, следует отметить, что работу следует вести по трем познавательных направлениях, каждое из которых имеет свои цели и задачи.

— Знакомство с жанрами, характером музыки: детям предлагают слушать произведения контрастного характера, помогает им понять чувства, выраженные в музыке.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— Знакомство с особенностями произведения: детей учат понимать, что музыка всегда передает и выражает чувства, настроение, переживания человека; педагог и дети совместно стремятся рассказать о смысле произведения. Так у ребенка вырабатывается индивидуальность суждений и высказываний. Важно, чтобы дети почувствовали отношение композитора к изображаемым событиям, поэтому, характеризуя музыкальное произведение, необходимо детально анализировать особенности выразительных средств, показывать их связь с содержанием.

— Знакомство с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, помогает ребенку осознать и воспринять произведение в целом. Целостное восприятие произведения остается одним из основных методов работы: это дает педагогу возможность учить детей дифференцированному восприятию музыки, то есть показывать, как постепенно развивается музыкально — художественный образ и каким его видел и чувствовал композитор в процессе творчества. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивания пьесы сопровождается действиями [7, с.190].

1.3. Развитие воображения у старших дошкольников в процессе восприятия музыки

Суть воображения, по мнению В.В Давыдова, состоит в способности ребенка видеть целое раньше частей, т. е. надситуативно и переносить функции с одного предмета на другой, который этими функциями не обладает.

Е.Е Кравцова продолжая исследования, пришла к выводу, что воображение связано со смысловой сферой и, что оно позволяет ребенку осмысливать и переосмысливать (вносить другой смысл), как отдельные предметы, так и целые ситуации.

Компонентами воображения, в исследованиях Е.Е. Кравцовой, А.А.Нурахуновой, Г.Б. Яскевич и др. выступают – предметная среда, прошлый опыт и внутренняя позиция (для дошкольников она надситуативна), которые присутствуют на всех стадиях развития ребенка.

Современные психологи и педагоги (К.В.Тарасова, С.С. Петренко), занимающиеся диагностикой и эффективностью программ дошкольного воспитания давно говорят, о том, что в них фактически не содержаться специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно [11, с.189].

Музыку называют «зеркалом души человеческой (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский). Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики дошкольника и играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а так же поведения в целом.

В системе музыкально — художественной деятельности, осуществляемой дошкольниками в ДОУ, на наш взгляд, следует уделить больше внимания слушанию музыки, формированию интереса к постоянному накоплению знаний в области музыки. Проблема развития мышления рассматривается в разных видах деятельности. Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают проблемы развития у детей мышления, речи, творческого воображения. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству.   Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий. Как известно, существуют два взаимосвязанных процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые, по мнению Е. В. Назайкинского, существенно различаются. «Восприятие музыки — это нечто слышимое и действующее на орган слуха», рассуждает ученый, в то время как: — «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественно- эстетический феномен» [11, с.185].

Спонтанное восприятие музыки свойственно, в основном, воспитанию ребенка в семье. Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в преобладающем большинстве 25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка, соответственно – модные шлягеры, поп, рок, металл. Классика, за очень редким исключением, дома звучит редко и не связана с жизнью семьи, ее традициями, интересами родителей (если только они не музыканты). Накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку.  Как отмечают ученые, если этим не заниматься в первые годы жизни, то к семи годам ребенок не сможет решать музыкально-ритмические задачи, с которыми легко справляются соответственно подготовленные малыши      [13, с.167].

Одно из существенных противоречий в механизмах развития воображения и музыкального воображения Е.Е Кравцова видит в надситуативности воображения дошкольников (умении видеть целое раньше частей). Такое заключение предполагает вывод о «надмузыкальности» воображения, что противоречит сути восприятия музыки, так как оно основано на прошлом опыте, достаточном развитии музыкальной среды, а с опытом, как известно, у дошкольников возникают трудности в силу их возрастных особенностей.

Следовательно, дошкольником не может быть создан новый воображаемый образ, если отсутствует сам образ и механизм его переосмысления.

Поэтому исследователи (Е.Е.Кравцова, Н.В.Разина) пришли к такому выводу: в силу особенностей психологического развития детей дошкольного возраста и того понимания понятия развития воображения, которое представлено выше, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте музыкального воображения нет, по причинам:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

  1. воображение дошкольников надситуетивно (умение видеть общее раньше частей) и не позволяет реализоваться музыкальному воображению.
  2. музыка для детей синкретична, целостна и не разделяется по аспектам, формам, проявлениям.
  3. в силу возраста нет интеллектуализированного и обобщенного восприятия музыки [16, с.175].

Вместе с тем, несмотря на отсутствие музыкального воображения у дошкольников, ученые, педагоги (С.С.Петренко, Е.Е.Кравцова) подчеркивают необходимость создавать основу для его возникновения, в плане «обобщенного» и «интеллектуализированного» восприятия музыки.

Из выше сказанного, можно заключить, что развитие воображения детей будет в том случае успешным, если процесс обучения на музыкальных занятиях будет осуществляться через освоение детьми начальных основ музыкальной грамоты, определение и усвоение характера музыки, музыкально-ритмическое, слуховое развитие и музыкальной памяти.

М.С.Каган в своей концепции художественной деятельности определяет музыкальное восприятие, как эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения.

Психолог Е.В.Заика, в свою очередь, утверждает, что психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки [3, с.154].

Психолог Н.Н Леонтьев подчеркивает, что музыкальное восприятие детьми может побуждаться любым мотивом из следующих видов деятельности: познавательный, коммуникативный, мотив творчества, преобразования, определение ценности музыкальной деятельности и ее значимости для личности. Из этого следует, что восприятие музыки — это синтез познавательной, ценностной, коммуникативно-творческой деятельности субъекта.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Воображение входит в нашу жизнь в различных формах и проявлениях, будучи незаменимым спутником в жизни каждого человека. Роль воображения зависит от того, в какой степени воображение включена в реальную жизнь личности. В связи с этим, следует рассмотреть те специфические функции, которые выполняет воображение.

В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности.

Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

В соответствии с государственными требованиями перед детским садом стоят задачи развития у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщения детей к музыкальному искусству средствами музыкально-художественной деятельности. Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

2.1. Констатирующий этап эксперимента

Диагностика уровня развития воображения проводится у детей по 4 параметрам: исполнительская деятельность, сочинение, слушание, игровая деятельность.

Наиболее оптимальные методы диагностирования: наблюдение за детьми в процессе музыкального занятия в условиях выполнения специально подобранных заданий, диагностические срезы по определенному виду деятельности, игровая деятельность детей на музыкальном занятии. На итоговом занятии, используя метод наблюдения при контроле знаний и умений, делаем вывод о развитии музыкального воображения у детей соответственно накопленному опыту.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Диагностика проводится поэтапно на протяжении 2 лет в старшей и подготовительной группах. Цель диагностики: выявление уровня развития воображения (начальный уровень, динамика развития, эффективность педагогического воздействия).

Экспериментальное исследование было организовано в соответствии с выдвинутыми теоретическими предположениями, в ходе которых выявлены необходимые педагогические условия для развития творческого воображения детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки.

Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился с учащимися дошкольного возраста детского сада на музыкальных занятиях в 2013 учебном году. Занятия проходили 1 раз в неделю по 45 минут. В эксперименте участвовало 49 детей, из них 24 представляли контрольную группу (КГ), 25 вошли в экспериментальную группу (ЭГ).

В ходе опытно-экспериментальной работы предстояло проверить выдвинутую гипотезу о том, что развитие творческого воображения детей дошкольного возраста будет наиболее успешным и продуктивным, если:

С целью проверки эффективности разработанных педагогических условий формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано, был проведен педагогический эксперимент с детьми ДОУ, посещающими подготовительную группу (возраст 6-7 лет)

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов (констатирующего, формирующего и контрольного), а также предварительной поисковой работы.       На первом этапе эксперимента были определены экспериментальная и контрольная группы с примерно одинаковым уровнем подготовки (по 13 учащихся в каждой группе), выделены критерии сформированности эмоционально-мотивационного, художественно-креативного компонентов, представленные в табл. 2.1.1.

По выявленным критериям была проведена диагностика уровня сформированности творческого воображения у младших школьников. С целью определения уровня сформированности эмоционально-мотивационного компонента учащимся были предложены различные тесты. Степень эмоциональной отзывчивости детей выявлялась в игровых видах деятельности, в творческих заданиях, в процессе беседы о прослушанной музыке.

На протяжении всех этапов с помощью диагностических заданий, проводилось обследование уровней развития творческого воображения по следующей структуре:

— музыкальный слух;

— музыкальный ритм;

— музыкальная память;

— эмоциональная отзывчивость на музыку.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Во время констатирующего этапа эксперимента создавались одинаковые условия для всех детей, т.е. время проведения, место проведения, одинаковые методики диагностики творческого воображения, создание благоприятной атмосферы, доброжелательное отношение к детям.

В исследовании были разработаны критерии для проведения диагностики, на основе которых выделены три уровня развития творческого воображения: высокий, средний, низкий, каждый из которых имеет свои характеристики.

Таблица 2.1.1. Характеристика уровней и критерии развития творческого воображения дошкольников

Для диагностики развития творческого воображения нами были использованы следующие задания:

  1. На определение музыкального слуха: игра «Попади в свою комнату», игра «Идем в гости». Игра «Мамы-птицы и птенчики». Игра «Музыкальное эхо». Игра «Музыкальные загадки».
  2. Диагностика музыкального ритма: игра «Умные ладошки», игра «Непослушная музыка».
  3. Диагностика музыкальной памяти: игра «Угадай мелодию», игра «Повтори мелодию».
  4. Диагностика музыкальной отзывчивости на музыку: игра «Угадай, что за музыка звучит?». Игра «Музыка и ты» (двигаться под музыку).

Так, для диагностики музыкального слуха нами выявлялся уровень сформированности звуковысотного слуха и ладового слуха. Детям предлагалось прослушать пьесы: «Медведь» Е. Каменоградкого, «Птичка» Э. Грига, Колыбельная Н. Тер-Саркисян.

Дети придумывают название к каждой пьесе. Педагог объясняет детям, что медведь ревет низким голосом, следовательно, он изображается звуками низкого регистра; птичка живет высоко на дереве, у нее высокий регистр; у мамы, которая поет нам колыбельную песню тот же голос, что у нас, т.е. в среднем регистре.

В игре «Попади в свою комнату» ставятся три стула. На левый стул от детей кладется игрушечный медведь, на стул, который стоит посередине -кукла, а на правый — птичка. Каждая из игрушек живет в своей комнате. Соответственно звучанию музыки, дети должны угадать, в какую комнату идти к медведю, птичке или к кукле.

В игре «Идем в гости» дети должны определить, к кому в гости идет музыка — к мишке, к птичке или к кукле.

В игре «Мамы-птицы и птенчики» использовалась музыка Е. Тиличеевой. На звук до первой октавы летают птицы-мамы, а на звук до второй октавы — птенчики.

Для определения уровня сформированности художественно-креативного компонента учащимся предлагалось прослушать различные исполнительские трактовки произведений с разными названиями, но сходными по содержанию, высказать свои впечатления, нарисовать картинку, отображающую характер сочинения. Результаты проведенной диагностики в экспериментальной и контрольной группах  (ЭГ и КГ) отражены в табл. 2.1.2.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Анализ определения детьми регистрового звучания, а также умения соотнести звуки по принципу «выше-ниже» показал, что далеко не все дети справились с этими заданиями.

В игре «Музыкальное эхо» исполняется произведение «Музыкальное эхо», слова и музыка М. Андреевой. Дети, подобно эхо в лесу повторяют фразы вслед за педагогом.

Определение уровня развития звуковысотного слуха показало, что только 10 % детей могут чисто интонировать заданную мелодию. Это задание оказалось самым сложным для детей. Почти все дети не смогли повторить точно фразы, исполненные педагогом.

С целью определения уровня ладово-гармонического слуха, т.е. способности определить количество звуков в созвучии и характер звучания в ладовых созвучиях использовались игры:

  1. «Музыкальные загадки», в которой дети должны отгадать количество звуков в созвучии. Дети идут по залу, ищут грибы. Звучит пауза, потом звук или созвучие. Один звук — один гриб нашли, два звука — два гриба и т. д.
  2. Игра «Вернулся ли зайчик домой» (тоника или нет). Ребенок-зайчик бегает вокруг своего домика (стульчика). Звучит музыка. Во время звучания тоники зайчик должен попасть в домик (сесть на стульчик).

Анализ результатов показал, что дети не всегда определяют количество звуков в каждом созвучии, последовательность звуков, а также ладово-гармоническое тяготение.

Для определения развитости чувства музыкального ритма у детей проводились игры «Умные ладошки» и «Непослушная музыка». В игре «Умные ладошки» дети должны «умными ладошками» прохлопать заданный ритмический рисунок. В игре «Непослушная музыка» детям предлагалось подвигаться под музыку, при этом менялся темп, то внезапно ускорялся, то замедлялся, потом менялся ритм музыки и характер.

Диагностика выявления чувства музыкального ритма показала, что дети с удовольствием выполняли задание. Наиболее сложным для них оказалось прохлопать ритмический рисунок по памяти. При этом использовались как простые, несложные по музыкальному рисунку произведения, так и просто хлопки в ладоши, по коленям, по щечкам и т. д.

Способность к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. переживание ее содержания выявлялась с помощью игр «Угадай, что за музыка звучит?», «Музыка и ты».  При этом детям предлагалось прослушать несколько разнохарактерных произведений и высказаться о том, что рассказывает музыка. В игре «Музыка и ты» предлагалось подвигаться под музыку в соответствии с ее характером.

Дети с удовольствием выполняли задания. Но можно отметить тот факт, что большинство детей с трудом справлялись с ними.

Итак, проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента позволяет заключить, что у детей дошкольного возраста отмечается сформированность всех структурных компонентов творческого воображения, однако укажем на различную степень их проявления в разнообразных видах деятельности дошкольников. Полученные результаты приведены в табл. 2.1.2. в процентном соотношении контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 2.1.2. Полученные результаты диагностики творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента

Как видно из таблицы, средние и низкие показатели выполнения детьми заданий на определение творческого воображения в процентном отношении в экспериментальных и контрольных группах практически одинаковы.

Итак, результаты диагностики творческого воображения детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента позволили сделать следующие выводы:

1) дети эмоционально скованы при выполнении заданий, несмотря на то, что все задания представлены в игровой форме;

2) у детей слабо развит звуковысотный и ладовый слух, недостаточно развито чувство ритма. Выполнение простейших заданий для них оказалось непосильным;

3) у детей недостаточно развито восприятие музыки. Они не научены слушать произведение с начала до конца;

4) дети не научены анализировать свое исполнение в любом виде музыкальной деятельности;

Результаты констатирующего этапа эксперимента убеждают нас в необходимости проведения формирующего этапа экспериментальной деятельности.

2.2. Формирующий этап эксперимента

Современная педагогика строиться по принципу развивающего обучения, где одним из важнейших направлений является формирование творческих способностей у детей.  По мнению Л.С. Выготского, воображение является основой всякой творческой деятельности.

Согласно исследованиям К.В. Тарасовой, современное музыкальное воспитание дошкольников в ДОУ мало связано с логикой психического и личностного развития на определенном этапе онтогенеза. Поэтому обучение оказывается не развивающим, в крайнем случае, или развивающим отдельные стороны психики и личности ребенка.

Для преодоления этих недостатков, по мнению психологов, ученых (О.М.Дьяченко, Н.Е.Вераксы, Е. В. Заика), музыкальное воспитание в дошкольном возрасте должно быть направлено на развитие воображения – центрального новообразования этого периода развития.

Музыкальное восприятие рассматривается как сложный процесс сотворчества композитора, исполнителя и слушателя. Слушателю недостаточно просто искренне и непосредственно пережить те чувства, которые заложены творчеством автора и исполнителя в музыкальном произведении, важно различать его по форме, структуре, ритмических особенностях, характеру, эмоционально представлять и сопереживать содержанию музыкального произведения. Необходимо также осмыслить переживания, возникающие при его восприятии, образы и мысли, возникающие в сознании и находящие отклик, который рождается в душе, то есть все то, что создает уже собственное творческое воображение слушателя.

Музыкальные способности развиваются в процессе активной разнообразной деятельности, сопровождаемой музыкой.  Для обогащения музыкальных представлений детей, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания, в детском саду используются разные формы организации осмысленного, прочувствованного и деятельного музыкального восприятия. В решении задач развития музыкальных восприятий и самостоятельной познавательной деятельности в области музыки необходимо создание ситуаций, побуждающих детей к самостоятельной поисковой, исследовательской, экспериментальной деятельности, когда ребенок не получает готовых ответов на поставленный вопрос, а ищет его самостоятельно, пробует, экспериментирует, высказывает свои предположения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В музыкальном творчестве проявляется синтез абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и умения мыслить аналитически.  Развитие этих способностей проходит определенные этапы. Особое место в этой работе отводится движениям. По мнению В.В.Медушевского «пластическое прочтение» музыки помогает выявить ее скрытый смысл, так как музыкальное движение является одним из самых ярких проявлений анализа музыки. Мы же можем добавить, что движение выражает потребности ребенка, способствует их наилучшему удовлетворению, что в свою очередь, обеспечивает возникновение у детей интереса к познанию и проникновению в мир музыки. Импровизационное песенное и хореографическое творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями.

Развитие воображения может осуществляться во всех формах работы с детьми на музыкальном занятии: слушании-восприятии, пении, музыкально-ритмической деятельности, танцах, музицировании, играх.

Процесс восприятия музыки тесно связан с интересами детей. В психологии интерес определяется, как эмоциональное проявление познавательной потребности. Выдающийся физиолог И.П. Павлов подчеркивал, что интерес активизирует состояние коры головного мозга, и учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях, то они вызывают чувство удовлетворения от работы, позволяют легко концентрировать внимание на работе, увеличивают работоспособность.

В наиболее яркой форме воображение сливается с интересом к игре, как основным видом деятельности дошкольников. К. Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог войти по сложности ее явлений и интересов».

По данным Е.Е.Кравцовой, М.Г.Копытиной генезис игры зависит от психологического возраста и уровня развития игровой деятельности в обучении. Если в раннем возрасте игры детей носят предметный характер и воображение является пассивным, то в возрасте 4-5 лет у детей начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и репродуктивного воображения. С 5 лет дети осваивают игры драматизации переходящие в творческие игры. В играх дети накапливают знания и приобретают «определенный опыт».

Развитие воображения у детей дошкольного возраста представляет исключительный интерес в связи с задачей развития у детей творческих способностей.  Возникает необходимость создания системы, включающей в себя комплексные, интегрированные музыкальные занятия по развитию воображения.

Целями этой работы являются:

  1. Создание условий для организации работы по развитию воображения в процессе музыкального образования.
  2. Раскрытие творческого, интеллектуального, нравственного потенциала дошкольников и путей оптимизации воображения дошкольников в процессе музыкальных занятий.
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области знаний психологии, педагогики, позволяющих систематизировать и интегрировать педагогический процесс по развитию воображения в ДОУ во взаимодействии с музыкальным руководителем.

Задачи:

  1. Формирование устойчивого познавательного интереса у дошкольников к занятиям музыкой.
  2. Развитие музыкального воображение и творческих способностей детей.
  3. Закрепление знаний по музыкальной грамоте через игровую деятельность.
  4. Развитие творческого воображения дошкольников: музыкального слуха, памяти, ритма.
  5. Расширение кругозора детей через интеграцию искусств.
  6. Воспитание личностных качеств и нравственных норм.
  7. Приобщение к коллективному музицированию на детских шумовых и музыкальных инструментах.

Успешному формированию творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано способствуют специальные принципы: творческого пробуждения, диалогичности, творческого самовыражения.

Принцип творческого пробуждения предполагает создание творческой атмосферы на уроках в классе фортепиано, побуждающей учащихся к креативной деятельности на основе новых ярких впечатлений, синестезических представлений. Активное освоение разнообразного художественно-исполнительского опыта (сочинение, импровизация, интерпретация) способствует самостоятельной поисковой деятельности учащихся    при    выстраивании    исполнительского      замысла.

В соответствии с поставленными задачами и принципами были определены методы формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано: художественно-интегративного моделирования, сюжетно-ролевой игры, музыкально-исполнительской интерпретации.

Метод художественно-интегративного моделирования ставит обучаемого в позицию творца-композитора, творца-художника, творца-поэта, творца-исполнителя, обеспечивает накопление исполнительского и слухового опыта учащихся, расширение их музыкального кругозора; предполагает художественно-игровую деятельность учащихся, связанную с использованием различных видов искусства, синестезических компонентов музыкально-слуховых представлений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Метод сюжетно-ролевой игры позволяет младшим школьникам исполнять какую-либо роль в концентрированной форме (осознавать свои действия, предпочтения, настроения), имитировать содержание переживаний воображаемого героя с помощью других видов искусства. Максимально ярко и интенсивно творческое воображение проявляется у детей в сюжетно-ролевой игре, при сочинении сказок и стихов, использовании примеров из детской литературы или изобразительного искусства. Такая работа положительно сказывается на процессе формирования исследуемого феномена, развития навыков творческого музицирования в классе фортепиано. Учащийся, рисуя воображаемые образы на бумаге, затем переносит это все в мир музыки, сочетая различные регистры, находя соответствующие тембры и колорит звучания.

Метод музыкально-исполнительской интерпретации включает интонационно-смысловой анализ изучаемого музыкального произведения, конкретизацию тембродинамической звуковой палитры, средств музыкальной выразительности, что способствует наиболее точному воспроизведению особенностей раскрываемого музыкального образа, выяснению особенностей музыкального сочинения на основе предшествующего музыкального опыта.

Система занятий рассчитана на детей 5-7 лет. Этот выбор обусловлен психологическими особенностями развития воображения детей. В этом возрасте пассивное воображение детей через накопленный определенный опыт и знания может перерасти в продуктивное, тем самым, обеспечивая формирование творческих способностей.

Развитие музыкального воображения предполагает знание законов развития музыки, владение основами музыкальной грамоты, знакомство со средствами музыкальной выразительности, предполагает развитие творческого воображения (слух, память, ритм), развитие музыкального кругозора и опыта. Поэтому тематическое планирование, целесообразно представить в виде 6 модулей.

Каждый модуль состоит из 4 занятий, каждое из которых развивает метроритмические навыки, музыкальный слух, музыкально-ритмические движения, слушание музыки.  5 занятие в модуле является итоговым – комплексным или интегрированным.  Это обусловлено тем, что комплексные и интегрированные занятия предполагают накопление музыкального опыта и специальных музыкальных знаний, которые лягут в основу развития музыкального воображения.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности с помощью различных средств художественной выразительности для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

Интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, воображения, обогащают знания детей и помогают целостному восприятию окружающего мира.

В процессе занятий с детьми использовались приемы художественной агглютинации, схематизации, гиперболизации, посредством которых учащиеся комбинировали и преобразовывали различные музыкальные образы произведения, в том числе сказочные, фантастические; выстраивали схематические образы сочинения, увеличивали и ослабляли силу звучания, скорость исполнения, акцентировали внимание на композиционных особенностях музыкального произведения с целью воплощения художественного замысла композитора.

Занятия построены по принципу активного взаимодействия педагога и ребенка. Принцип «педагогики сотрудничества» уводит детей с позиций пассивного усвоения знаний на позиции творческой активности, инициативы, самостоятельности.

Все занятия цикла имеют образную тематику, которая вызывает любопытство и как следствие — интерес.  Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность. Поэтому тематика занятий и творческие задания подобраны с учетом интересов детей, соответствуют их возрасту: это путешествия по сказкам, на природу, по временам года и т. д. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях, то они вызывают чувство удовлетворения от работы, позволяют легко концентрировать внимание на работе, увеличивают работоспособность.

В каждом занятии присутствует сюрпризный момент, который не дает угаснуть важному свойству воображения — удивление.

Материалом для музыкальных игр на занятии служит музыкальная деятельность детей. При этом в одних случаях игровое общение строиться по поводу музыки или каких-либо ее отдельных аспектов, в других, сама музыкальная действительность предстает в виде игровой ситуации, в-третьих, музыкальные мелодии становятся средством для решения возникающих в игре игровых задач и проблем. Примеры занятий приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 1,2.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Такого рода неоднородность проявляется в целях, на достижение которых направлены эти игры.

Комплексные игры направлены на решение сразу нескольких задач, например: определение высоты звуков, их длительности и расположение на нотном стане, а так же на закрепление пройденного материала.

В отдельную группу можно выделить сюжетно — ролевые игры: где детям отводятся разные роли, причем эти роли меняются на протяжении одной игры, когда решается несколько задач одновременно.

Развивающие музыкальные игры для развития воображения и творческих способностей — это сочинение сказок.

Говоря о проблеме развития воображения у детей, хотелось бы подчеркнуть, что эффективность педагогического процесса возможна лишь при совместных усилиях со стороны воспитателей и семьи. Ученые доказали, что формирование воображения в раннем возрасте происходит, как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение с взрослыми, открывающими способы получения впечатлений.

В реализации целей и задач, в системе музыкальных занятий по развитию воображения у детей роль родителей нельзя недооценивать. Родители помогают детям накапливать знания, расширять опыт детей, стимулировать познавательные интересы, развивать направленность воображения, помогают активизировать мышление.

Привлечение родителей в процесс музыкальной деятельности по развитию воображения детей состоит в следующем: помощь в изготовлении шумовых инструментов, подбор и оформление наглядного материала для занятий, непосредственное участие родителей в музыкальных занятиях, игровой деятельности, совместном музицировании, создание музыкальной среды в группе и дома, посещение театров и концертов с последующим обсуждением.

2.3. Итоговый этап эксперимента

Результативность диагностики определяется выявлением детей с высоким, средним, низким уровнем развития воображения.

На контрольном этапе исследования был проведен итоговый контрольный срез, который позволил отследить динамику развития творческого воображения в экспериментальной и контрольной группах.

Диагностика была ориентирована на непрерывное наблюдение педагогических условий, обеспечивающих наиболее эффективное развитие творческого воображения средствами музыкально-игровой деятельности. В ходе диагностики преподаватель выполнял одновременно функцию наблюдателя и был участником музыкально-игровой деятельности. Это позволило исследовать многие аспекты индивидуальных показателей, а также зависимость развития творческого воображения от условий, средств, методов, приемов и принципов обучения. На занятиях преподаватель мог делать диагностический срез сразу по всем видам деятельности, так как средства музыкально-игровой деятельности давали возможность каждому ребенку быть ведущим и показать свой вариант исполнения, продемонстрировать свою степень активности и включения в работу.

Для определения изменения уровня развития творческого воображения на заключительном этапе эксперимента мы провели диагностику творческого воображения, используя аналогичные констатирующему этапу эксперимента задания. Отслеживание роста творческого воображения осуществлялось по той же структуре, что и на констатирующем этапе:

— звуковысотный слух;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— музыкальный ритм;

— музыкальная память;

— эмоциональная отзывчивость на музыку.

Диагностические срезы уровней развития творческого воображения детей дошкольного возраста, в ходе опытно-экспериментальной работы выявили положительную динамику результатов. Перейдем к их рассмотрению.

Из обследуемых детей (ЭГ и КГ) 17 детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития творческого воображения в процессе восприятия музыкипо сравнению с детьми контрольной группы. Данные как показано на рис. 2.3.1. фиксируют результаты констатирующей и контрольной диагностик, показывают изменения в развитии творческого воображения дошкольников на контрольном этапе эксперимента.

Сравнительный анализ динамики роста уровня развития музыкального слуха в экспериментальной группе изменил свой показатель с 8,5% на 40,4% (высокий уровень), с 23,4% на 53,2% (средний уровень), с 68,1% на 6,4% (низкий уровень); у контрольных групп динамика роста музыкального слуха показала следующие результаты: с 18,4% на 26,5% (высокий уровень), с 34,7% на 47% (средний уровень), с 46,9% на 35,7% (низкий уровень).

Задание на определение музыкального слуха было изменено как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе. Так, для определения уровня гармонического слуха детям предлагалось прослушать Немецкий танец №6 Трио Л. Бетховена (соль мажор). Дети делились на 2 группы. Дети первой группы были лисичками, двигались в соответствии с ритмическим рисунком верхнего голоса, дети второй группы были волками, двигались в соответствии с ритмическим рисунком нижнего голоса. Задача заключалась в том, что дети должны услышать свою мелодию. Группа лисичек — высокий регистр, группа волков — низкий. Также дети должны были исполнить ритмический рисунок, передать его осторожными движениями ножками (как лисички). У лисичек мелодия более витиеватая, подвижная (восьмые и четверти), у волков (дети идут широкими шагами, загребая по очереди руками) спокойная, ровная (четверти).

Таблица 2.3.3. Результаты развития творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

 

К концу года это задание не вызвало никаких затруднений в экспериментальной группе. Дети не только хорошо слышали каждый свой голос, точно проходя ритмический рисунок, но и превосходно изображали своих героев. В контрольной группе задание осложнялось исполнением ритмического рисунка, не все дети различали свой голос.

Для определения ладового слуха детям предлагалась игра «Спрячься от дождика» на музыку Д.Б. Кабалевского Легкие вариации на тему украинской народной мелодии. Композитор в своем произведении использует переменный лад. Когда звучит мажор, дети пляшут на полянке, как только они услышат минор, сразу должны спрятаться под зонтик или под дерево (присесть). С возобновлением мажора — опять пляшут. Задание усложняется тем, что характер музыки при смене лада не меняется (остаются те же штрихи и ритмический рисунок). Меняется только гармония.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Почти все дети из экспериментальной группы справились с заданием. Движения детей стали более свободными, раскрепощенными, они научились лучше владеть своим телом. В свободной пляске дети показали более разнообразные и выразительные движения по сравнению с началом учебного года. Дети контрольной группы показали более низкий уровень развития ладового слуха, но показатели были выше по сравнению с началом учебного года.

Для выявления уровня развития чувства ритма у детей контрольной и экспериментальной групп предлагались следующие игры. К игре «Умные ладошки» была добавлена игра «Умные ножки». Детям предлагалось пройти ритмический рисунок с дирижированием, а также прохлопать ритмический рисунок стихотворения, своего имени или несложного музыкального произведения. Сложность этого задания заключалась в том, что дети должны запомнить музыкальный материал и по памяти, повторить, а также скоординировать свои движения. Дети должны были также двигаться в соответствии с темпом произведения и его изменениями. Игра «Непослушная музыка» не вызвала у детей как контрольной, так и экспериментальной групп никаких затруднений. Дети реагировали на изменение темпа, ритма, характера музыки, отражая эти изменения в движении. Игра «Умные ладошки» и «Умные ножки», вызвала некоторые затруднения, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Большинство детей экспериментальной группы справились с предложенным заданием. При этом исполнение ритма произведения значительно улучшилось. Если в контрольной группе дети исполняли движения не координировано (хотя ритмический рисунок произведения был достаточно прост), путались, не согласовывая движения рук и ног, то в экспериментальной группе ритм движений ног и координация движений рук почти у всех детей совпадали.

В контрольной группе изменились показатели уровня развития музыкального ритма с 24,5% на 38,8% (высокий уровень), с 36,7% на 40,8% (средний уровень), с 38,8% на 20,4% (низкий уровень).

С целью определения динамики развития музыкальной памяти
использовались игры на запоминание музыкального материала, а также на
воспроизведение пройденного. Описание предыдущих игр также способствовало выявлению уровня музыкальной памяти, способности к запоминанию музыкального материала. Результаты повторной диагностики свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной группы повысился интерес к выполнению заданий по ранее пройденному музыкальному материалу по сравнению с контрольной. Дети экспериментальной группы самостоятельно, правильно и быстро воспроизводили ранее пройденный музыкальный материал, проявляли большую инициативу и интерес к запоминанию. Дети контрольной группы нуждались в постоянной подсказке преподавателя. Данные результаты можно представить в диаграмме  (см. рис. 2.3.3.)

Динамика развития уровня музыкальной памяти детей экспериментальной группы, составила следующие показатели: с 14,9% на 48,9, % (высокий уровень), с 27,7% на 23,4% (средний уровень), с 57,4% на 27,7%о (низкий уровень). Контрольная группа показала следующие результаты: с 16,3% на 42,9% (высокий уровень), с 32,7% на 47% (средний уровень), с 51% на 10,1% (низкий уровень).

Для определения эмоциональной отзывчивости на музыку детям предлагались задания «Музыка и ты».

В ходе игры детям предлагалось подвигаться под музыку, передать ее характер в движении. Степень эмоциональности, отзывчивости на музыку проявлялась в самом характере движений детей. Дети экспериментальной группы выражали ярко-эмоциональное отношение к музыкальным произведениям, при смене характера музыки проявляли фантазию, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание и выразительность движений.

При выполнении задания на определение эмоциональной отзывчивости на музыку дети контрольной группы часто подражали друг другу, движениями вяло реагировали на эмоционально определяющие аспекты музыкального языка, но почти не затруднялись в определении характера музыки.

Так результаты качественного и количественного роста уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей экспериментальной группы составил следующие показатели: с 19,2% на 57,4% (высокий уровень), с 31,9% на 27,7% (средний уровень), с 48,9% на 14,9% (низкий уровень); у детей контрольной группы: с 22,4% на 30,6% (высокий уровень), с 36,8% на 42,9% (средний уровень), с 40,8% на 26,5% (низкий уровень).

В целом, экспериментальное исследование показало, что произошли существенные изменения в развитии творческого воображения детей. Об этом свидетельствуют полученные результаты диагностического обследования детей по выявлению уровней развития творческого воображения детей дошкольной группы.

Как видно из приведенных ранее диаграмм, сравнительный уровень и динамика развития творческого воображения у дошкольников показал, что процент детей, отнесенных к высокому уровню развития творческого воображения выше в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой. Этому способствовала успешная реализация педагогических условий и модели развития творческого воображения средствами восприятия музыки.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Полученные данные диаграммы показали, что общий низкий уровень развития творческого воображения детей экспериментальной группы снизился на 39,2%, у контрольной группы на 24,5%, средний уровень экспериментальной группы увеличился на 0,9%, у контрольной группы на 12,2%, высокий уровень экспериментальной группы увеличился на 39,1, в контрольной группе на 12,3%.

Такая разница между показателями высокого, среднего и низкого уровней творческого воображения констатирующего и контрольного экспериментов для контрольной и экспериментальной групп говорит о результативности развития творческого воображения в процессе восприятия музыки.

Следовательно, проведенное исследование показало, что рабочая гипотеза подтвердилась.

Таким образом, восприятие музыки способствует процессу развития общих и специальных компонентов творческого воображения детей дошкольного возраста, создает благоприятную атмосферу радости и непринужденности, способствует эмоциональному развитию дошкольников. Реализация педагогических условий по развитию творческого воображения (применение принципов обучения в действии, образности, сходства и различия, сотворчества, синкретизма музыки, движения и речи) наиболее полно способствует поставленной и цели и решению задач исследования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать следующие выводы.

  1. Целью констатирующего этапа эксперимента явилось определение уровня сформированности творческого воображения дошкольников. В связи с этим, были определены контрольная и экспериментальная группы, их количественный состав; выбраны подходящие для дошкольного возраста методы диагностики творческого воображения; определены уровни развития творческого воображения для контрольной и экспериментальной групп, даны их характеристики.
  2. Основными структурными компонентами творческого воображения, взятых за основу по Б.М. Теплову, являются музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку, двигательные навыки.
  3. Принципы применения процесса восприятия музыки в воспитательной работе с дошкольниками послужили основанием для проведения формирующего этапа эксперимента.
  4. Успешность выявленной нами модели развития творческого воображения подтверждается результатами педагогической диагностики. В ходе апробации экспериментируемой модели развития творческого воображения произошли следующие результаты в структуре творческого воображения:

Результаты экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что восприятие музыки в музыкальном обучении способствуют более успешному развитию творческого воображения дошкольников, а также обеспечивают всестороннее и целостное развитие ребенка. На этой основе, представленные основные положения и выводы дают основания считать, что цель и задачи, поставленные перед исследованием, решены. Внедрение разработанной модели в практику работы образовательного учреждения, на базе которого проходил эксперимент, позволяют утверждать, что работа имеет реальную ценность.

Заключение

Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы.

Осуществлен анализ и систематизация современных подходов к исследованию проблемы развития творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыки и определена структура творческого воображения, включающая в себя следующие компоненты: музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память, двигательные навыки, эмоциональная отзывчивость на музыку.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, эффективно развивают все компоненты творческого воображения, взятых нами в исследовании за основу — музыкальный слух, ритм, память, двигательные навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку, помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия. Ритмика оказывает разностороннее влияние на детей, способствуя гармонично-развитой личности. В процессе занятий ритмикой у детей формируется художественный вкус, развивается чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмика служит задачам физического воспитания. Она совершенствует двигательные навыки, вырабатывает умение владеть своим телом, укрепляет мышцы, благотворно воздействует на работу органов дыхания, кровообращения.

Разработанная модель развития творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыки, состоящая из трех блоков: целевой (основная цель и поставленные задачи), процессуально-деятельностный (педагогические условия, включающие в себя принципы развития творческого воображения, средства, которые определяются музыкально-игровой деятельностью, методика, представляющая собой систему приемов, этапов и методов, а также видов деятельности ) и результативный (обеспечивается критериями, показателями, диагностической методикой определения уровней развития творческого воображения) способствует развитию всех компонентов творческого воображения дошкольников.

Результаты опытно-экспериментального исследования доказали, что внедрение в образовательную практику модели развития творческого воображения дошкольников, а также реализация критериев и диагностической методики позволили повысить уровень развития творческого воображения у детей экспериментальной группы на 31,1 % (высокий уровень), у детей контрольной группы 12,3 %.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Одним из основных итогов проведенного исследования является подтверждение тезиса о значимости восприятия музыки и использовании средств музыкально-игровой деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста, основанных на чувстве радости, рождающихся у детей на занятиях.

Вместе с тем можно отметить, что полученные позитивные результаты поставили новые вопросы, требующие дальнейшего изучения. Перспективным в этой области может явиться исследование процесса музыкального воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. – М.: Амонашвили, 2001. – 496 с.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб, пособие. – М.: Просвещение , 2000. – 224 с.
3. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2004. — 389 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
5. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 245 с.
6. Гржибовская Р. Н. Музыкальное воображение; Теория и методика обучения игре на фортепиано (Под ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой). – М.: Владос, 2001. — 368 с.
7. Долгушин С. Л. Образ, цвет, звук. – Омск: АДМЭВ, 2000. – 166 с.
8. Дубровин И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 160 с.
9. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001. – 252 с.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 2000. — 176 с.
11. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 271 с.
12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. Искусство в школе № 2. — М. 1994. — 9-18 с.
13. Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 1995. — 272 с.
14. Мясищев В., Готсдинер А., Старчеус М.С. Музыкальная психология. – М.: Наука, 1992. — 190с.
15. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры 5-е изд. М.: Музыка, 1987. – 240 с.
16. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. — 213с.
17. Немов Р.С. Психология образования, кн.3. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 606 с.
18. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2005. — 470 с.
19. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. — №9. – с.58-66.
20. Реан А.А., Бордовский Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. М.: СПб: Питер, 2002. — 432 с.
21. Речинская Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М.: Владос, 1999. — 121 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. — 720 с.
23. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. СПб.: Лидер, 2005. — 255с
24. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок //Обруч – 1996.- № 4. С. 24-27.
25. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров. — Ярославль: Академия развития, 2002. — 235 с.
26. Финкельшнейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. — СПб. Композитор, 2008. – 120 с.
27. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство, СПб.: Алетейя, 2001. – 320 с.
28. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. — М.: Просвещение, 1994. – 353 с.
29. Школяр Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников; теория и методика музыкального образования детей. — М., 2000. -292 с.
30. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. — Вопросы психологии, 1997. №4, с.20-27.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

9950

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке