Содержание

Введение
Глава 1. Влияние жизненных ценностей на развитие самосознания личности
1.1. Ценности, рост и здоровье
1.2. Убеждения и ценностные ориентации личности
1.3. Раскрытие основных понятий самосознания личности
1.4. Уровни строения самосознания
Глава 2. Исследование процесса изменения жизненных ценностей в результате заболевания
2.1. Методы исследования
2.2. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников

Введение

Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Жизненные ценности личности – ее интегральное и генерализированное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, выражающими ее мировоззрение. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях.

В структуре жизненных ценностей большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знание действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для деятельности. Жизненные ценности — это синтез знаний, а также интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идеи и действия.

Самосознание — как высший уровень развития сознания — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. И одна из высших форм ра­боты самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Моментом рождения самосознания был тот, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его душевная жизнь. Кратко это событие можно выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился с помощью мышления начать исследовать само мышление. Итак, главные функции самосознания — это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

Гипотеза: осознание человеком своего критического положения является условием для переоценки жизненных ориентиров.

Цель работы: рассмотреть влияние жизненных ценностей на развитие самосознания личности в критический период жизни.

Задачи исследования:

– изучение теоретического материала по теме ценностных ориентаций и самосознания личности;

– описать изменение ценностных ориентаций личности в критический период жизни, их влияние на самосознание личности;

– эмпирически проследить изменения жизненных ценностей и самосознания личности в период заболевания.

Объект исследования: психологическая характеристика личности.

Предмет исследования: изменение ценностных ориентаций в результате перенесенного заболевания.

Глава 1. Влияние жизненных ценностей на развитие самосознания личности

1.1. Ценности, рост и здоровье

Согласно утверждению А.Маслоу, мы можем получить описательную, на­туралистическую науку о человеческих ценностях. Старейшее взаимоис­ключающее понимание того, «что есть», и того, что «должно быть», — ложно: мы можем изучать высшие ценности или цели человеческого су­ществования, как мы изучаем ценности муравьев, лошадей или дубовых деревьев. Мы можем открыть (а не создать или изобрести), какие ценнос­ти двигают человека вперед, за какие ценности он борется, к каким стре­мится, как они утверждают свою ценность и как теряются ценности, ког­да человек заболевает.

Но все это может быть сделано плодотворно (по крайней мере, на этом этапе истории и с тем ограниченным инструментарием, который находится в нашем распоряжении), если мы будем различать здоровых представителей человечества и остальную популяцию. Мы не можем усреднять невротические стремления и здоровые потребности, желая получить хоть в чем-то полезный результат.

Эти ценности не открывают, не создают или не конструируют. Они присущи структуре человеческой природы сами по себе, они имеют биологическую и генетическую основу и развива­ются в культуре.

«Я могу представить это более качественно, представив на момент, что я изучаю свободные выборы или предпочтения разнообразных видов человеческого бытия, болезни или здоровья, старых и молодых в различных обстоятельствах. Мы будем правы, делая это, если мы правы как исследователи, изучая свободные выборы белых крыс, обезьян или невротиков. Многие несоответствующие и отвлекающие обсуждения ценностей могут быть избегнуты это фразой, и они также обладают тем достоинством, что воздействуют на природу науки, вырывая ее из области предшествующего. (В любом случае, я убеж­ден, что понятие «ценности» вскоре устареет. Оно включает в себя слишком многое, означает слишком много различных вещей и имеет слишком длинную историю. Более того, большинство значений ис­пользуются несознательно. Создается путаница. Возможно, потребует­ся использовать более специфический синоним, который не будет вво­дить нас в заблуждение)».

Более натуралистический и описательный подход (более «научный») также выгоден тем, что переводит вопрос из плоскости вопросов «дол­жен», перегруженных скрытыми, неисследованными ценностями, к бо­лее привычной эмпирической форме вопроса о том, где? когда? кого? с кем? сколько? при каких условиях? и т.д., то есть к эмпирически тестиру­емым вопросам.

Доступны проверке такие суждения, как, например, запрет Ницше: «быть тем, что ты сотворил», или Кьеркегора: «быть собой, что являет­ся единственно верным», или Роджерса: «то, за что борется человек, когда имеет возможность свободно выбирать».

Следующий ряд гипотез о том, что называется высшими ценностя­ми, внешним достоинством и т.д. и т.п., является тем, что А.Маслоу обнаружи­л в ходе исследования здоровых (зрелых, развитых, самореализован­ных и т.д.) людей в ситуациях свободного выбора, когда они находи­лись в лучшей форме и были сильными.

Это позволило избежать круговых утверждений и характеристик в теорети­ческих и семантических дискуссиях о ценностях. Например, таких изречении: «Добро лучше, чем зло, потому что оно добрее».

Или, если использовать более описательный подход, исследования людей, когда они чувствовали себя сильными и, если свободный выбор действительно был возможен, имели тенденцию спонтанно выбирать истину, а не ложь; добро, а не зло; интеграцию, а не диссоциацию; удо­вольствие, а не печаль; жизнь, а не смерть; уникальность, а не стереоти­пы и т.д., то есть все, что А.Маслоу описывал как Б-ценности.

«Частная гипотеза заключается в том, что тенденция выбирать Б-ценности может проявляться слабо и смутно у всего или у большинства человечества. То есть это могут быть ценности рода, которые наиболее ясно и безошибочно видны и сильны у здоровых людей, и эти ценности в здоровых людях как бы слиты и не определяются защитой (тревогой)» или тем, что А.Маслоу назвал как ценность здоровой регрессии или «пограничные» ценности.

Другая гипотеза такова: «здоровые люди в целом выбирают то, что «хорошо для них» в биологических терминах, конечно, но возможно и в других смыслах («хорошо для них» здесь означает «способствование своей и чужой самоактуализации»)». Более того, А.Маслоу предположил, что то, что хорошо для здоровых людей (то есть избирается ими), вполне веро­ятно, будет полезным и для менее здоровых людей и что больные люди также смогут делать эффективные выборы, если впоследствии они ста­нут делать это лучше. Если выразить эту мысль по-другому, то можно сказать, что здоровые люди выбирают лучше и правильнее, чем боль­ные. Если несколько изменить предположение, то получится, что можно использовать определенные обстоятельства для наблюдения за выборами здоровых людей и на их основании делать заключение о том, что является высшими ценностями для человечества. Таким образом можэно по­нять, что происходит, если использовать их в качестве биологического образца, более чувствительной версии как, четко осознающей, что хо­рошо для человека, когда он является собой в полной мере. Это предположе­ние о том, что, имей мы достаточно времени, мы бы в конечном счете выбрали то, что они выбирают с такой быстротой и легкостью. Или что раньше или позже мы бы увидели мудрость их выбора и сделали бы такой же выбор. Или что они воспринимают остро и ясно то, что мы видим смутно.

А.Маслоу также предположил, что ценности, воспринимаемые в пик-пере­живании, те же, что и при выборах, о которых только что было сказано.

Те Б-ценности, которые предпочита­ются здоровыми людьми или мотивируют их, в некоторой степени те же, что и ценности, которые описаны как «хорошие» произведения искусства, или природа в целом, или хороший внешний мир.  Б-ценности внутри личности, в некоторой степени, изомор­фны с ценностями, представленными в мире, что существуют взаимная и значительная динамика отношений между внутренними и внешними ценностями.

1.2. Убеждения и ценностные ориентации личности

Понятие “убеждение” широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Боль­шинство авторов придерживается позиции, согласно которой убеж­дение рассматривается как единица мировоззрения личности, при­дающее ему действенный характер Н.А.Менчинская, В.Момов, Э.И. Моносзон, Р.Ф.Рогова и др.). В философской литературе под убеж­дением чаще всего понимают определенное состояние сознания лич­ности, уверенность человека в правоте своих взглядов, принци­пов, идеалов, предполагающую их действенную реализацию.

В психологии убеждения связывают с мотивационной сферой личности. В психологических словарях и учебниках убеждение традиционно определяется как система мотивов личности, побуж­дающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, прин­ципами, мировоззрением. Отмечается, что убеждения – это осоз­нанные мотивы, а их наличие предполагает высокий уровень ак­тивности личности. Правда, в ряде   исследований убеждения трактуются как особые социальные установки личности.

Вместе с тем, и это следует специально подчеркнуть, в пси­хологической литературе представлена и другая позиция относительно природы убеждений, сторонники которой указывают на не­правомерность отождествления исследуемого понятия о понятиями мотива и установки. Эта группа авторов предпочитает рассматри­вать убеждения как особые знания, суждения, мнения, которые связаны с глубоким признанием и переживанием их истинности, бес­спорной убедительности.

Несмотря на тесную взаимосвязь стоящих, за ними психических явлений, понятие убеждения, мотива и установка нельзя смешивать. отождествлять друг с другом. «Убеждение пред­ставляет собой особое психическое образование, обладающее спе­цифическими функциями, которое оно выполняет в структуре миро­воззренческой деятельности (в структуре способа мировоззренче­ской ориентировки). Они служат побудительным импульсом для отбо­ра знаний и способов их практической реализации в проявлении лич­ной позиции – мотивирующая, побудительная функции – и основа­нием для выбора в качестве ориентиров определенной желаемой сис­темы ценностей и норм – когнитивная функция. В последнем случае оно участвует в выборе мотивов, целей, поступков. Тем самым и обеспечивается влияние личных ценностей на характер социально-ориентировочной деятельности».

Убеждение как регулятор, представляет собой осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности, что осуществляется с помощью специальных умений, приемов. (Част­ным случаем такой организации деятельности и является выбор моти­вов). Оно, как и другие смысловые образования, способно служить той надситуативной нравственно-оценочной опорой, с позиции кото­рой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет, насколько в ней воплощены его личностные ценности.

С таких позиций удается прояснить также и вопрос о компонен­тах мировоззрения, выделяя в качестве системообразующего призна­ка значение функции, которую выполняют знания, ориентации и убеж­дения в более общем психологическом образовании – в механизме функционирующего мировоззрения личности (в структуре присущего ей способа ориентировки). Так, знания выступают средством распоз­навания, выделения объектов и оперирования ими в умственном пла­не, выполняют познавательную функцию. Убеждения же, будучи компо­нентом мировоззрения, представляют собой единство объективного и субъективного. Они выполняют другую роль в структуре мировоз­зренческой деятельности. С их помощью реализуется связь усваи­ваемых знаний с личной заинтересованностью в их приобретении, тем самым общественный интерес осознается как личный. Ориента­ции,   как и убеждения, также выражают единство знаний (оценок, норм, эталонов) и положительного к ним отношения. Единство объ­ективного и субъективного характерно и для другого ценностно-смыслового образования, обозначаемого понятием “ценностная ориентация”.   Различие между ними именно в функциях, которую каждое из этих образований выполняет в способе личной ориенти­ровки. Если ориентации используются личностью для выражения своей оценки, своей позиции по отношению к ситуации или собы­тие, то убеждение выполняет другую функцию: с его помощью решается вопрос о том, использовать ли данные ориента­ции (звания) в качестве критерия выбора мотивов и целей, кото­рыми личность намерена руководствоваться в той ила другой   си­туации. Убеждение представляет собой психическое образование, обладающее специфическими   функциями, которые оно выполняет в структуре способа мировоззренческой ориентировки; оно служит по­будительным импульсом для   отбора знаний и способа, их практиче­ской реализации в проявлении личной позиции (мотивирующая, побу­дительная его функция) и основанием для выбора в качестве ориен­тиров определенной желаемой системы ценностей и норм (когнитив­ная функция). В последнем случае убеждение   участвует в выборе мотивов, целей, поступков, реализуя тем самым воздействие лич­ных ценностей на характер личной ориентировочной деятельности. Убеждения, как и другие смысловые образования, способны служить той надситуативной нравственно-оценочной опорой, с позиции кото­рой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет, насколько в ней воплощены его собственные ценности.

Ценностно-деятельностный подход позволяет, таким образом, выделить достаточно строгие признаки, с помощью которых можно проследить уровни сформированности (усвоения)   личных ценностей. При этой характер личностного смысла, придаваемый усваиваемым ценностям, выступает, с одной стороны, как характеристика уровня их усвоения, с другой стороны, как способ удовлетворения различ­ных потребностей личности.

Самый первый уровень усвоения ценностей – знания. Личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально. Более высокий уровень – взгляды, ориентации. При этом личностный смысл  вы­полняет функцию фиксирования отношения к объекту, к возможнос­тям его использования для удовлетворения своих потребностей, что  выражается в субъективной оценке его как “полезного”, “нейтраль­ного” или “вредного”. Если ценности придается личностный смысл эталона, определяющего выбор цели, мотива, поступка, то можно говорить об усвоении ценностей на высшем уровне – в роли убеж­дения. При этом личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоен­ным на уровне убеждения, может быть различным: он может быть    императивным, основывающимся только на требованиях внешних   общепринятых образцов. О таком варианте личностного смысла писал С.А.Рубинштейн: “Люди часто поступают так или иначе, потому, что так делают “все” (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция, я моя собственная ответственность отпадают”. В этом случае мы имеем дело с убеждением, усвоенном на уровне императивного личностного смысла, а способ ориентировки, в котором участвуют такие убеждения, будет конформным. Его когнитивный компо­нент полностью определяется той идеологией, которая характерна для ближайшего социального окружения личности, личные качества человека с преобладающим конформным способом ориентировки могут способствовать превращению его либо в обывателя, личное кредо которого состоит в том, чтобы “быть как все” или не хуже других”, либо в фанатика с гипертрофированной потребностью служения идее, которому чужды сомнения в тех ценностях, которые исповедует он сам и его окружение».

Личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоенным на уровне убеждений, может быть собственно ценностным. Это происходит, когда они выработаны человеком в результате напряженной внутренней работы, размышления, сомнений, поисков. Только ценностный уровень личностного смысла обеспечивает: появление   мировоз­зренческого способа ориентировки, при котором его когнитивный компонент сливается с областью “Я”, порождая ощущение внутренней необходимости руководствоваться своими ценностями и принци­пами. Только мировоззренческий способ ориентировки может высту­пать не только средством ориентировки в разнообразных   ситуа­циях окружающей действительности, ноя средством самосознания, инструментом изменения и коррекция своего “Я”, может обеспечивать истинное развитие субъекта, его личностный рост, раскрытие индивидуальности.

Таким образом, системообразующим признаком для решения задачи об уровне сформированности личностных ценностей может выступать способ личной ориентировки в структуре, которой убеждения выполняют функцию эталонов внутренних выборов (мотивов, целей, поступков).

1.3. Раскрытие основных понятий самосознания личности

Самосознание личности совокупность психических процессов, посредством которых лич­ность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоя­щему и будущему. Самосознание позволяет человеку познавая и переживая свой внутренний мир, отражать его и определенным образом от­носиться к самому себе, т.е. самосознание – не только рациональное, но и эмоциональное, зачастую неосознаваемое отношение к ceбe. В самосознании соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влече­ния, стремления человека с другими. В результате личность самоопре­деляется, выделяет для себя наиболее значимые ценности, откры­вает свою сущность – принимает ее либо отвергает.

Таким образом, самосознание выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поисками смысла жизни. Лично­сти, нет как без сознания, так и без самосознания. Если в сознании отражается вся окружающая действительность, то объектом самосозна­ния является сам человек, его «Я».

“Я” – понятие, отражающее единство и целостность личности с ее внутренней стороны, человека, каким он известен самому себе. Человеческое “Я” – прижизненное, многогранное, постоянно изменяю­щееся образование. В самосознании личности одновременно сосущест­вует множество “Я”. Можно выделить физическое “Я” (“Я”-как орга­низм), социальное “Я” (“Я” как социальный индивид),’ “Я”-духовное, или личностное (“Я” как личность). По времени можно дифференцировать “Я”-прошлое, “Я”-настоящее и “Я”-будущее; по модальности -реальное “Я” (каков я есть на самом деле), идеальное “Я” (каким бы я хотел быть), идеализированное “Я” (избирательно реконструирован­ное, искаженное представление, о себе); рефлексивное, или зеркальное “Я” (каким меня воспринимают другие). Эти  “Я”-образы могут не совпадать, вступать между собой в конфликт, являясь источниками различных противоречий личности. Кроме того, на представления че­ловека о самом себе большое влияние оказывают другие люди, значи­мые для него, становящиеся внутренними -“собеседниками”.

Центральным образованием самосознания является “Я”-концепция -согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная систе­ма представлении человека о самом себе, итог познания и оценки са­мого себя через отдельные “Я”-образы в условиях различных ситуаций. Процесс самосознания осуществляется посредством динамики раз­личных образов “Я”, а, результатом является сформированное, ста­бильное представление о самом себе, благодаря которому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, самоидентпчности. “Я”-концепция определяет не столько то, что собой представ­ляет индивид, сколько то, что он о себе думает, как смотрит на возможности своего развития в будущем, будучи раз выработанной, “Я”-концепция избирательно допускает в свои границы новые факты жизненного опыта, т.е. создает интерпретационную матрицу для ис­толкования вновь поступавших данных о себе. Информация, согласую­щаяся о содержанием и структурой “Я”-концепции, принимается без труда, а противоречащая ей не принимается, как бы отфильтровывается.

Не у каждого человека представления о себе складываются в ус­тойчивую систему. У некоторых людей они функционируют в форме от­дельных ситуативных образов “Я”, не оформляясь в “Я”-концепцию, которая является показателем зрелости самосознания.

«Я»-концепция является вершиной самосознания. Это наиболее осознанный, рациональный ее компонент. Самосознание включает и дру­гие компоненты, менее осознанные. Одой из таких составляющих само­сознания является самоотношение – система эмоционально ценностных установок в адрес собственного “Я”. Оно проявляется в виде глобаль­ного чувства “за” или “против” самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких, как самоодобрение, само­похвала, самообвинение, санопорицание.

Представление человека о том, что он, например, добрый, деловой, общительный или, наоборот, злой, бездольный, необщительный, отражает не только отношение к себе, но и оценку самого себя. Оцен­ка себя проявляется в сознательных суждениях личности, в которых она пытается формулировать свою ценность. Самооценка, как правило, носит субъективный характер, потому что качества, которые мы приписываем себе, не всегда соответствуют действительности. Поскольку жизненно необходимой потребностью личности являет его потребность быть значимым, самооценка и есть тот механизм, поддерживающий положительный образ “Я”. Например, человек, не достигающий успеха в профессиональной деятельности, стремится утвердиться в другом: в семье, в сексе, в сфере творчества, в спорта и т.д. Самооценка, как и другие компоненты самосознания, не является постоянной, она из­гоняется, в зависимости от обстоятельств жизни и может быть адекватной, относительно объективной оценкой себя и неадекватной, т.е. завышенной или заниженной; может функционировать как на вербальном сознанном, так и интуитивном уровнях. Развитая самооценка предпо­лагает умение человека обосновать ее, актуализировать используемые средства ее обеспечения.

Выделяются три момента, важных для понимания самооценки.

«Пер­вое. Существенную роль в ее формировании играет сопоставлению ре­ального “Я” с “Я”-идеальным.

Второе. Самооценка личности тесно связана с тем, как ее оценивают другие, о “Я”-зеркалъным.

Третье. Самооценка зависит от достижения успеха в наиболее значимой для личности сфере».

Таким образом, самооценка является сложным образованием, си­стемным по своей природе: она целостна и многоаспектна, имеет иерархическую структуру, включена в деятельность и общение.

Рассмотренные нами понятия: “Я”-концепция, образ “Я”, само­оценка, самоотношение – динамические составляющие процесса само­сознания, обусловленные реальной жизнедеятельностью личности, мно­гообразием и противоречивостью отношений, в которою она включена. Разнообразие  деятельностей вызывает множественность представлений человека о себе, которые не всегда согласуются между собой, могут вступать в противоречие и даже в конфликт: вызывать конфликтный смысл “Я”. Пока различные деятельности не столкнулись в жизни че­ловека, он имеет непротиворечивый образ “Я”, но деятельности инди­вида чаще всего пересекаются в жизненном пространстве, что приво­дит к необходимости выбора и совершения поступка. Поступок, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл “Я”, запускающий работу само­сознания. Эта работа проявляется в особенностях осмысления и пере­живания конфликтного смысла.

Интегральной характеристикой самосознания является уровень субъективного контроля (УСК), который выступает связующим звеном между чувством ответственности, активностью а переживанием “Я”. Ответственность за происходящие с человеком события он приписывает либо себе, либо связывает ее с обстоятельствами и причинами, не зависящими от него: контроль локализуется “внутри” (интернальный тип) или “вовне” личности (экстернальный тип), происходящее с человеком субъективно воспринимается им как закономерный результат его деятельности либо как результат внешних сил.

Итак, самосознание личности имеет сложную и неоднородную структуру. Его образующие различаются неодинаковой степенью осознанности, обобщенности, соотношения рационального и эмоциональ­ного и потому функционирует на различных: уровнях самосознания.

1.4. Уровни строения самосознания

Основной характеристикой человека является его активность. Она многообразна и может быть направлена на удовлетворе­ние биологических потребностей (в еде, продолжении рода и др.); социальных (принадлежность к половой, возрастной, этнической, про­фессиональной и другим группам); духовных (самореализация в труде, в любви, в стремлении к совершенствованию своих способностей).

Развитие человека как организма подчиняется биологическим за­конам, общим для всех представителей животного мира. Но человеком разумным он становится лишь общаясь с себе подобными, вступая с ними в совместную деятельность, усваивая опыт предшествующих поколений и подчиняясь общественно-историческим законам, т.е. стано­вится социальным индивидом. Достигая определенного уровня развитая как социальный индивид, человек приобретает относительную незави­симость в своих поступках, способность нести ответственность за сделанный выбор, за все содеянное и упущенное. Это является основ­ным критерием личностного самоопределения.

Исходя из многообразия названных человеческих характеристик, выделяются три уровня человеческой активности: как организма (ор­ганический уровень), социального индивида (индивидный уровень) и личности (личностный уровень).

«Органический уровень характеризуется тем, что активность че­ловека обусловлена системой “организм – среда”. Это связано с удовлетворением биогенных потребностей в самосохранении, оптимальном функционировании, физическом благополучии, что определяет самочувствие человека».

«Индивидный уровень. Основной потребностью, вызывающей активность человека, является его потребность в принадлежности к общно­сти, в признании этой общностью. Следовательно, активность регули­руется социальными нормами, обычаями, традициями».

«Личностный уровень. Регуляция поведения осуществляется с по­мощью такта внутренних личностных механизмов, как совесть, чувство вины, стыда. Человек ориентируется на свои возможности и способно­сти».

Поскольку характер активности и потребностей различен, то и различны процессы самосознания, отражавшие эту активность. Выделяются три уровня самосознания: органический, индивидный, личност­ный.

Органический уровень самосознания

На этой уровне самосознание отражает физическое “Я” человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. Само­чувствие можно рассматривать как некоторые обобщающие характери­стики (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего бла­гополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологиче­ской комфортности. Следовательно, самочувствие – биологический аналог самоотношения человека. Хотя самочувствие не определяет по­ступки человека, но в то же время образ “Я” может влиять на выбор того или иного поступка и на форту поведения. Так, например, ощу­щение своего здоровья, физической привлекательности может благо­приятно влиять на взаимоотношения с другими людьми, вызывая чувство уверенности в себе. Экспериментально доказана связь между само­уважением и умением красиво двигаться, поэтому занятия танцами, спортом – это не только совершенствование тела человека, а своего рода средство самоутверждения его как личности тоже. С другой сто­роны, ощущение своей мнимой или действительной неполноценности может порождать необъяснимую тревогу, зависть, что ведет к неудовлет­воренности взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, органический уровень самосознания, хотя и не определяет сущность личности, но значительно влияет на ее поведе­ние. Он является “базисом” для формирования вышележащих уровней.

Индивидный уровень самосознания

Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. “Я”-образ на этом уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявляемым ему обществом. Осознавая себя как со­циального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей – половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. Идентифицирую себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляет­ся для обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различ­ными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: роди­тели, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства, а такие представители животного мира, идентификация может быть различной по полноте – сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер.

Вступая в различные отношения с другими людьми, человек сам становится объектом различных оценок. Многочисленные оценки, по­лучаемые им со стороны других в процессе общения и взаимодействия, составляют основу для формирования самооценки. Связь между оценка­ми и самооценкой неоднозначна. Так, неадекватные (заниженные или завышенные) оценки не всегда способствуют ‘формированию соответст­вующих, завышенных или загашенных, самооценок.

Самооценка является важнейшим личностным  образованием, принимающим непосредственное участие в регуляции человеком своего пове­дения, деятельности и общении. Самооценка – автономная характери­стика личности, ее центральный компонент, формирующийся при актив­ном участии личности и отражающий качественное своеобразие ее внут­реннего мира. Поэтому самооценка всегда субъективна. Принятые че­ловеком ценности составляют ядре его самооценки.

Оценка человеком самого себя, своих возможностей и способно­стей может быть адекватной и неадекватной. Под адекватностью само­оценки понимается ее соответствие реальным характеристикам челове­ка. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше, за­вышенная или заниженная. Заниженная самооценка чаще всего способ­ствует формированию чувства неуверенности в себе, нерешительности, безынициативности, что может привести к возникновению комплекса неполноценности. Завышенная самооценка, напротив, создает “благо-приятные” условия для развития таких качеств, как нетерпимость, высокомерия, агрессивность, подозрительность, зависть, Человек не допускает признания своей “плохости”, ищет причины конфликтов с людьми не в себе, а в окружающих.

Таким образом, самооценка, с одной стороны, влияет на стратегию поведения человека и его взаимоотношений, с другой -является результатом условий воспитания, сформированных ценностных ориентаций, прошлого опыта.

Самосознание на индивидном уровне имеет сложную структуру, образующую разнообразные переплетения оценок и самооценок личности. Самовосприятие человека определяется различными комбинациями и пред­ставляет собой внутренний диалог между “Я” и другими людьми.

Личностный уровень самосознания

Б процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов си­туаций пли жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и является критерием личностного уровня самосознания.

Сам выбор из ряда возможностей предполагает отказ от чего-то ради более ценного и значимого. Его осуществление требует и раз­личных личностных проявлений, иногда противоречивых друг другу. Че­ловек вынужден отказаться от важного ради более важного для него. Тогда одно и то же действие приобретает для личности противоречи­вый смысл. Шаг, сделанный в сторону одного мотива, тем самым отда­ляет от другого мотива и в силу этого обладает для личности конф­ликтным смыслом и называется поступком. Пока поступок не совершен, конфликтный смысл реально не воз­никает, хотя потенциально он существует (личность должна сделать выбор). Конфликтный смысл макет восприниматься личностью сознатель­но как необходимость выбора либо переживаться как субъективная трудность в виде слабоосознанного ощущения внутреннего дискомфорта. Осознание и переживание личностью конфликтного смысла начинается после совершения поступка. Выбор личности приводит к тому или иному поступку, который, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл “Я”, запускающий работу самосознания.

«После совершения поступка личность сознательно оценивает сделанный выбор либо переживает его. Если личность воспринимает поступок как выбор, она может по-разному относиться к нему. Так, она может отвергнуть реальный выбор, осмыслить его как ошибочный, потому что выбор час­то зависит от эмоционального состояния, дефицита времени (зачастую на обдумывание поступка просто нет времени, кроме того, человек не всегда чувствует ситуацию выбора и потому не взвешивает все “за” и “против”, поступая импульсивно)». В результате возрастает вероят­ность ошибочного решения. Личность может сделать выбор, неадекватный самой себе, принятым ей ценностям.

Человек избегает признания своей “плохости”, возможно, и пото­му, что боится быть непонятым и непринятым окружающими, не веря, что его могут любить таким, каков он есть. По мнению К.Роджерса, существуют необходимые и достаточные условия, обеспечивающие раз­витие личности в позитивном направлении. Во-первых, безоценочное позитивное принятие другого человека. “Наша первая реакция на вы­сказывания других людей – немедленная оценка или суждение, а не понимание. Когда кто-то выражает свое чувства, убеждения или мне­ния, в нас возникает стремление оценить это как неправильное, глу­пое, ненормальное, неразумное. Очень редко мы позволяем себе пони­мать, что значат слова другого человека для него самого… Когда я принимаю другого, признаю его чувства, отношения, убеждения, кото­рые неотъемлемы от него, я позволяю ему становиться личностью…” Во-вторых, эмпатийное отношение (умение сопереживать, “вчувст­воваться” в другого). В-третьих, адекватное, искреннее самовыражение в общении, уме­ние оставаться самим собой, готовность личностно себя обнаружить. Человек с развитым самосознанием отличается способностью ана­лизировать свои поступки, самооценки его реалистичны, личностные смыслы “представлены” ему и определяют стратегию жизни. Такому че­ловеку необязательно совершать поступок, чтобы осознать свое “Я”. Он способен предвосхищать конфликтные смыслы и интуитивно безошибочен в своем выборе. Структуры самосознания мотивируют деятельность человека, играют решающую роль в целеобразовании, инициируют или запрещают те или иные поступки. Самосознание участвует в формировании системы отношений с окружающим миром и влияет на развитие определенных черт характера и личности в целом. Благодаря самосознанию человек при­общается к общечеловеческим ценностям, включаясь в бесконечный по­ток, духовного бытия. Главным корректором самосознания является сама жизнь. Человек не всегда может изменить свою судьбу, но в его власти повлиять на главные жизненные события. Он становится автором собственных по­ступков, которые изменяют его представления о себе и том самым преобразуют его дальнейшую  жизнь.

Глава 2. Исследование процесса изменения жизненных ценностей в результате заболевания

2.1. Методы исследования

С целью исследования изменения жизненных ценностей в результате перенесенного заболевания, нами были продиагностированы 2 респондента:

  1. Молодая женщина 24 лет, замужем, имеет 2-х летнюю дочь, брак благополучный, материально обеспечены. В следствии травмы женщина перенесла 3 хирургические операции.
  2. Мужчина 37 лет, бизнесмен, женат, имеет двух детей. Диагноз: язва двенадцатиперстной кишки. Длительное терапевтическое лечение улучшений не давало, лишь ненадолго заглушая болезнь, врачами было порекомендовано пациенту прибегнуть к хирургическому вмешательству.

В исследовании мы использовали следующие методики:

  1. Беседа.
  2. Метод выявления многогранности самосознания.

Респонденты из предложенного списка писали пять рядов слов, характери­зующих различные “Я” (настоящее “Я”, будущее “Я”, рефлексивное “Я”, идеальное “Я”).

Предлагаемый список слов: грубость, доброжелательность, злопамятность, инициативность, искренность, мнительность, настойчи­вость, непринужденность, нервозность, нерешительность, открытость, оптимизм, обаяние, отзывчивость, принципиальность, сострадатель­ность, тактичность, терпеливость, увлеченность, уступчивость.

На основе полученных четырех рядов слов составляется график. По горизонтали откладываются слова, характеризующие отдельные ка­чества личности» по вертикали – их ранговые номера, отражающие содержания различных “Я”. Соединяя соответственно точки, получим четыре линии, которые характеризуют различные стороны самосознания личности.

2.2. Результаты исследования

В беседе женщина рассказала, что попала в ДТП, всю вину за происшедшее возлагает на себя. Перед каждой операцией испытывала страх смерти, часто думала о том, что в жизни ей еще много предстоит сделать, главным образом, нужно воспитывать дочь. В процессе болезни начала увлекаться философией (чего раньше не было, по словам больной).

Метод выявления многогранности самосознания показал следующие результаты.

Как видно из графика 1 и 2 существенную разницу в профилях составляет Я-настоящее и Я-будущее. Во втором случае будущее более уверенное, оптимистичное, целеустремленное. В первом графике во всех параметрах высокие показатели грубости, злопамятности, мнительности, нервозности.

Мужчина в беседа рассказал, что к врачам обращался только в экстренных случаях. Назначенное врачами лечение, прекращал, как только снималась острая боль. При последнем приступе была необходимость вызвать «Скорую помощь», отвезли в стационар. Несколько дней врачи снимали боль и обследовали пациента, в результате обследования рекомендовали хирургическое вмешательство. Пациент после долгих колебаний согласился.  Почему не согласился сразу? О чем рассуждал пациент длительное время? Рассуждения пациента были следующими: если сделают операцию, придется задержаться в больнице на неопределенный срок, кроме того, неизвестно как пройдет операция, вдруг будет какое-либо осложнения, а на работе, как всегда, масса дел. А если не делать операцию, что будет дальше? Ведь заболевание прогрессирует и «тянуть» с лечением дальше некуда.

Таким образом, пациент согласился лечь на операционный стол. Операция прошла успешно. Послеоперационный период протекал без осложнений.

Метод выявления многогранности самосознания показал следующие результаты.

Сравнивая профили пациента (график 3 и 4) легко можно заметить, что в графике 3 Я-будущее пациента волнообразно, это, по нашему мнению, недостаточная рефлексия пациента в тот период, график 4 показывает – Я-идеальное и Я-будущее идут почти параллельно, что говорит, о том, что пациент в будущем стремится к идеалу, он стремится совершенствоваться.

Заключение

Важнейшим условием выработки ценностных ориентации личности служит включение усваиваемых знаний (нравственных, политических, правовых, эс­тетических и др.) в структуру способа личной ориентировки на высшем уровне (в акты целеполагания), выступает как общая закономерность, которая характеризует особенности выработки собственных ценностей.

Построение понятийного аппа­рата проблемы, путем выделения в качестве системообразующего признака значение той функции (роли), которую выполняют в структуре социально-ориентировочной деятельности “знания”, “взгляды”, “ориентации”, “убеждения”, “мотивы”, “установки” (стоящие за ними явления) дает возможность сформулировать пси­хологические принципы убеждений и ориентации лич­ности на достаточно строгой концептуальной основе. Этому способствует и новый подход к классификации уровней сформированности ценностей в зависимости от функции, выполняе­мой включенной в их содержание ценностью и характером лич­ностного смысла, который придается использованию этой цен­ности в регулирующей функции, функция (роль) выражает здесь степень включенности данной ценности (знания) в структуру способа личной ориентировки. Характер личностного смысла в меру личной значимости, придаваемой использованию этой цен­ности (знания) в регулирующей функции: императивный, реали­зующий момент целесообразности, или личностный, выражающий принцип “внутреннего долженствования”.

Список использованных источников

1. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов, 2001.
2. Диянова З.В. Самосознание личности. Иркутск, 1993.
3. Дуранов М.Е. Теоретические и методические предпосылки формирования направленности личности. Челябинск, 2000.
4. Залесский Г. Е. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. М., 1996.
5. Костылев В.С. В мире человеческих ценностей. М., 1997.
6. Крюков В.В. Основные концепции теории ценностей. Новосибирск, 2003.
7. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002.
8. Погрешаева Т.А, Самосознание личности в свободное время. Саратов, 1999.
9. Ремизов В.А. Культура личности. М., 2002.
10. Худобина Е.Ю. Психология внутреннего диалога. Ульяновск, 1996.