Ключевые слова: разрыв, непрерывное образование, профессионально-творческие умения, акмеологическая среда, адаптация.
В век инноваций человечество располагает различными ресурсами своего прогресса: это наука и техника, литература и искусство, образование и здравоохранение и т.д. Но самый главный ресурс человечества – это творческий потенциал человека. Если мы окажемся способны реализовать этот ресурс, то человечеству суждено сделать такой качественный скачок в производительности труда, которого никакие другие ресурсы, вместе взятые, дать не могут.
«Изучение техники и технологии познания изучаемой науки, то есть ее познавательного арсенала как определенной совокупности познавательных алгоритмов – это необходимая ступень продвижения к творчеству. Она необходима для того, чтобы овладеть ремеслом ученого по части знаний, умений и навыков, которые формируются в период ученичества. А вот следующая ступень самосозидания и самореализации будет уже связана с переходом от стандартного к нестандартному мышлению, от репродуктивного к продуктивному, от реферативно-исполнительского – к творческому. Концепция инженерного образования может и должна стать образцом такой реформы, которая в числе очень немногих в России может быть доведена до своего логического конца» [1, с. 17].
Время предъявляет новые требования к будущим инженерам. Их профессиональная квалификация определяется научной базой их подготовки, способностью адаптироваться к меняющимся хозяйственным условиям, постоянным пополнением и творческим использованием своих знаний. «Во многих жизненных и производственных ситуациях советы и рекомендации, полученные во время обучения в вузе, не «срабатывают», а зачастую и становятся вредными: молодой специалист использует их, не понимая сути конкретной ситуации. Система образования, а профессиональное образование в особенности, неразрывно связаны с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует» [2, с. 48]. В условиях современной НТР возник определенный разрыв между исторически сложившейся традицией обучения в высшей школе и потребностями общества. Поэтому для устранения, преодоления, ликвидации этого разрыва должны интенсивно внедряться новые методы обучения [3].
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования, поскольку требуется инженер, легко адаптирующийся к меняющимся условиям. В связи с этим важнейшими требованиями к личности будущего инженера является способность к творчеству, профессиональная мобильность, способность к постоянному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из важных подходов к формированию интеллектуального потенциала на основе интеграции производства и образования может служить развитие системы непрерывного образования.
Многие ученые рассматривали проблему непрерывного профессионального образования, устранения разрывов между образованием, наукой и производством. Так, П.С. Чубик, В.С. Севостьянов. М.Г. Минин, И.А. Сафьянников исследовали модель непрерывного профессионального образования, направленную на постоянное развитие личности будущего специалиста. В.С. Севостьянов утверждал, что «требуется специалист, легко адаптирующийся к меняющимся условиям, социально мобильный, способный к реализации своих компетенций… Ставится чрезвычайно важная задача – обеспечить подготовку конкурентоспособного специалиста нового типа (высококвалифицированного рабочего, инженера-новатора, менеджера с современным экономическим мышлением). Требования инновационного производства могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня квалификации работников, форсированной подготовки исследователей, разработчиков новой техники и наукоемких технологий» [4, с. 108]
Основную задачу устранения противоречий в образовательной сфере исследовала Т.Ю. Цибизова, которая утверждала, что необходимо устранить «разрывы» между подсистемами образования, развить «сквозную» преемственность образовательного процесса…» [5, с. 14].
Однако анализ практики подготовки будущих российских инженеров свидетельствует, что современным требованиям не соответствует уровень их подготовки к профессиональной деятельности. Образовательная система, существующая в инженерных вузах, не создает условий, достаточных для формирования профессионально-творческих умений, раскрытия их личностного и профессионального развития.
Целью нашего исследования является обоснование необходимости создания определенной развивающей среды для развития профессионально-творческих умений у будущего инженера в условиях существующего разрыва между образованием и производством, нахождение средств устранения «разрывов» между образованием, наукой и производством.
Решением проблемы устранения «разрывов» между образованием, наукой и производством является создание в образовательном процессе вуза развивающей акмеологической среды как образовательное пространство, включает содержательный и организационный компоненты, которые обеспечивают образовательную деятельность вуза в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров. Организация развивающей акмеологической среды инженерного вуза предусматривает: содержательное обеспечение; профессиональную и рефлексивную самоидентификацию будущего инженера со спецификой инженерной деятельности; организацию обратной связи (студенты, работники вуза, представители базовых предприятий); системный мониторинг.
Поскольку период обучения в вузе является важным этапом на пути профессионального развития человека, представляется возможным использовать понятие «акмеологическая среда» в образовании, которая способствует развитию интеллектуальной, волевой, эмоциональной, коммуникативной культуры человека и направлена на развитие внутреннего потенциала, высших достижений применительно к сфере профессионального образования. Развивающая акмеологическая среда ориентирует учебный процесс профессиональной подготовки на формирование у будущих инженеров предпосылок достижения своей вершины в предстоящей профессиональной деятельности. Мы относим преемственность к одной из акмеологических категорий, которая обеспечивает целостность системы образования, направленной на всестороннее развитие личности будущего инженера. По мнению К.Д. Ушинского, «образование – этот единственный процесс умственного и морального развития человека – в тоже время должен быть направлен как на обогащение ума необходимыми знаниями, так и на развитие «формальных» способностей. Положительные, полностью усвоенные умом знания, ведут к общему заданию – всестороннему развитию личности» [6].
Из всего многообразия требований к инновационным инженерам основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне и способность находить необходимую информацию и самообучаться. Именно эти качества являются базовыми для продуктивной трудовой и творческой деятельности инженера в качестве исполнителя [7]. Высшая школа призвана обеспечить такие условия, в которых возможное перевоплощение личностно-общественных целей в действенный внутренний стимул профессионально-творческого становления будущего инженера, условия, инструментом создания которых является акмеологическая среда.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Создание акмеологической среды позволяет предложить механизм проектирования, создания собственной профессиональной личностной деятельности. Это целеустремленный процесс, благодаря которому студент осознает чёткие перспективы своей будущей профессии, готовится к добровольной активности в карьерном росте. Особенностью применения акмеологической среды к формированию профессионально-творческих уме-
ний у будущего инженера является преодоление барьера неуверенности в период адаптации к вузу и достижение личностью наивысшего уровня сознания, когда человек активно стремится к совершенству [3]. Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза [8]. В образовательном процессе с акмеологической средой доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, что способствуют реализации индивидуальных качеств каждого специалиста.
Акмеологическая среда является методологическим основанием развития профессионально-творческих умений в условиях реализации ФГОС ВО. Качественно новое управление будущим возможно «только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Формирование профессионально-творческих умений будет более эффективным благодаря созданию акмеологической среды, поскольку именно она обеспечивает условия для усиления профессиональной мотивации, стимулирования творческого потенциала, выявление и использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Как показывает наш опыт, в вузе только приобретаются профессиональные знания, но студентов специально не обучают основным приемам решения творческих инженерных задач. Как отмечает Р.Ф. Жуков, сегодня вместо известного лозунга – «Знание – сила» следует применять следующий лозунг «Сила – это умение превращать полученные знания в навыки, в действие, в результат» [9].
Как утверждают К.Л. Левков и О.Л. Фиговский, «способностью мыслить человек обязан матери-природе так же, как и богу-отцу. Природе он обязан мозгом – органом мышления. Умение же мыслить является продуктом воспитания и образования, нормальным результатом развития нормального в биологическом отношении мозга. Процесс мышления у изобретателей и инженеров базируется на таких мыслительных операциях как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация и абстракция. Освоение операций мышления должно происходить в процессе повседневного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного уровня путём решения учебных и практических задач в области точных наук, логики, психологии, техники и т.д.» [7].
Содержательным наполнением в рамках акмеологической среды могут быть технологии «МАСТАК», ТРИЗ, Алгоритм решения изобретательских задач (метод Г.С. Альтшулера), Мозговой штурм [10] как второй этап технологии. МАСТАК – методика активного социологического тестирования, анализа и контроля, предложенная Р.Ф. Жуковым, создана в качестве дидактического средства обучения студентов самообразованию, самоорганизации и самоконтроля. Основные особенности АРИЗ и метода Мозгового штурма (мозговой атаки) занесены в таблицу 1.
В заключении отметим, что система подготовки инженеров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике. Необходимы творческие способности, а также профессиональная мобильность, которые должны быть выпестованы системой образования.
Таблица 1. – Основные особенности ТРИЗ, АРИЗ и метода Мозгового штурма
Профессиональное образование должно быть направлено на создание эффективных условий для обеспечения личностно-профессионального роста будущих специалистов-инженеров, развития их возможности самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемыПрофессиональная мобильность (способность и готовность специалиста достаточно быстро и успешно адаптироваться к новым технологическим условиям Подготовка кадров столь высокой квалификация требует существенных изменений в методиках обучения, а также такого повышения престижа профессии, которого сегодня не наблюдается практически ни в одной стране мира [11]. Созданная в образовательном процессе развивающая акмеологическая среда будет ориентировать учебный процесс профессиональной подготовки на формирование у будущих инженеров предпосылок достижения своей вершины в предстоящей профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1. Похолков Ю.П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы / Инженерное образование – 10. – 2012. – С. 15-16
2. Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства // Российское предпринимательство. – 2001. – № 4 (16). – С. 48-56. – http://www.creativeconomy.ru/articles/9307/
3. Михайлова А.Г. Устранение разрывов между образованием, наукой и производством: акмеологический аспект. Всероссийский форум технологического лидерства России 6-7 ноября 2014 г. «Технодоктрина 14». [Электронный ресурс]. URL:http://vpk.name/news/122628_ustranenie_razryivov_mezhdu_ obrazovaniem_naukoi_i_proizvodstvom_akmeologicheskii_aspekt.html
4. Севостьянов В.С. Непрерывное профессиональное образование / В.С. Севостьянов // Высшее образование в России. – 2009. – № 12. – С. 108–112.
5. Цибизова Т.Ю. К вопросу о преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования / Т.Ю. Цибизова // Образование и общество. – 2010. – № 6 (65). – С. 14–17.
6. Ушинський К.Д. Вибрані педагогічні твори. В 2-х томах. Том 1. Теоретичні проблеми педагогіки / К.Д. Ушинський. – Київ.: Радянська школа, 1983. – 488 с.
7. Фиговский О.Л., Левков К.Л. К вопросу подготовки инновационных инженеров [Электронный ресурс]. URL: http://www.nanonewsnet. ru/blog/nikst/problemy-podgotovki-inzhenerov-dlya-innovatsionnykh-otraslei (дата обращения 20.07.2015)
8. Кузнецова Г.В. Адаптация первокурсников к вузовской среде: энциклопедия знаний / Г.В. Кузнецова [Интернет ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/78/293/13152.php (дата обращения 20.08.2014)
9. Жуков Р.Ф. Введение в педагогику деловых игр / Р.Ф. Жуков // Вестник Балтийской педагогической академии. Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: возможности, перспективы, проблемы риска: сб. науч. тр. – СПб: Балтийская пед. академия, 2006. – Вып. 72.
–С. 6-10
10. Шустов М.А. Методические основы инженерно-технического творчества. / М.А Шустов – Томск: Изд-во Томск. по-литехн. ун-та, 2010. – 78 с.
11. Фиговский О.Л. Инженер – профессия будущего. [Интернет ресурс]. URL: http://www.rusnor.org/ pubs/articles/11432.htm (дата обращения 01.08.2015)