Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Акмеологическая среда в контексте развития профессионально-творческих умений у будущих инженеров»

Аннотация. В настоящее время пивоваренная индустрия относится к одной из наиболее быстро развивающейся отрасли пищевой промышленности. На сегодняшний день пиво сдвигает с лидирующих позиций крепкие алкогольные напитки, приобретая все большую популярность у населения и становясь по истине национальным напитком. В связи с этим повышается его роль среди общей номенклатуры алкогольных напитков.

Ключевые слова: разрыв, непрерывное образование, профессионально-творческие умения, акмеологическая среда, адаптация.

В век инноваций человечество располагает различными ресурсами своего прогресса: это наука и техника, литература и искусство, образование и здравоохранение и т.д. Но самый главный ресурс человечества – это творческий потенциал человека. Если мы окажемся способны реализовать этот ресурс, то человечеству суждено сделать такой качественный скачок в производительности труда, которого никакие другие ресурсы, вместе взятые, дать не могут.

«Изучение техники и технологии познания изучаемой науки, то есть ее познавательного арсенала как определенной совокупности познавательных алгоритмов – это необходимая ступень продвижения к творчеству. Она необходима для того, чтобы овладеть ремеслом ученого по части знаний, умений и навыков, которые формируются в период ученичества. А вот следующая ступень самосозидания и самореализации будет уже связана с переходом от стандартного к нестандартному мышлению, от репродуктивного к продуктивному, от реферативно-исполнительского – к творческому. Концепция инженерного образования может и должна стать образцом такой реформы, которая в числе очень немногих в России может быть доведена до своего логического конца» [1, с. 17].

Время предъявляет новые требования к будущим инженерам. Их профессиональная квалификация определяется научной базой их подготовки, способностью адаптироваться к меняющимся хозяйственным условиям, постоянным пополнением и творческим использованием своих знаний. «Во многих жизненных и производственных ситуациях советы и рекомендации, полученные во время обучения в вузе, не «срабатывают», а зачастую и становятся вредными: молодой специалист использует их, не понимая сути конкретной ситуации. Система образования, а профессиональное образование в особенности, неразрывно связаны с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует» [2, с. 48]. В условиях современной НТР возник определенный разрыв между исторически сложившейся традицией обучения в высшей школе и потребностями общества. Поэтому для устранения, преодоления, ликвидации этого разрыва должны интенсивно внедряться новые методы обучения [3].

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования, поскольку требуется инженер, легко адаптирующийся к меняющимся условиям. В связи с этим важнейшими требованиями к личности будущего инженера является способность к творчеству, профессиональная мобильность, способность к постоянному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из важных подходов к формированию интеллектуального потенциала на основе интеграции производства и образования может служить развитие системы непрерывного образования.

Многие ученые рассматривали проблему непрерывного профессионального образования, устранения разрывов между образованием, наукой и производством. Так, П.С. Чубик, В.С. Севостьянов. М.Г. Минин, И.А. Сафьянников исследовали модель непрерывного профессионального образования, направленную на постоянное развитие личности будущего специалиста. В.С. Севостьянов утверждал, что «требуется специалист, легко адаптирующийся к меняющимся условиям, социально мобильный, способный к реализации своих компетенций… Ставится чрезвычайно важная задача – обеспечить подготовку конкурентоспособного специалиста нового типа (высококвалифицированного рабочего, инженера-новатора, менеджера с современным экономическим мышлением). Требования инновационного производства могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня квалификации работников, форсированной подготовки исследователей, разработчиков новой техники и наукоемких технологий» [4,  с. 108]

Основную задачу устранения противоречий  в   образовательной   сфере   исследовала Т.Ю. Цибизова, которая утверждала, что необходимо устранить «разрывы» между подсистемами образования, развить «сквозную» преемственность образовательного процесса…» [5, с. 14].

Однако анализ практики подготовки будущих российских инженеров свидетельствует, что современным требованиям не соответствует уровень их подготовки к профессиональной деятельности. Образовательная система, существующая в инженерных вузах, не создает условий, достаточных для формирования профессионально-творческих умений, раскрытия их личностного и профессионального развития.

Целью нашего исследования является обоснование необходимости создания определенной развивающей среды для развития профессионально-творческих умений у будущего инженера в условиях существующего разрыва между образованием и производством, нахождение средств устранения «разрывов» между образованием, наукой и производством.

Решением проблемы устранения «разрывов» между образованием, наукой и производством является создание в образовательном процессе вуза развивающей акмеологической среды как образовательное пространство, включает содержательный и организационный компоненты, которые обеспечивают образовательную деятельность вуза в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров. Организация развивающей акмеологической среды инженерного вуза предусматривает: содержательное обеспечение; профессиональную и рефлексивную самоидентификацию будущего инженера со спецификой инженерной деятельности; организацию обратной связи (студенты, работники вуза, представители базовых предприятий); системный мониторинг.

Поскольку период обучения в вузе является важным этапом на пути профессионального развития человека, представляется возможным использовать понятие «акмеологическая среда» в образовании, которая способствует развитию интеллектуальной, волевой, эмоциональной, коммуникативной культуры человека и направлена на развитие внутреннего потенциала, высших достижений применительно к сфере профессионального образования. Развивающая акмеологическая среда ориентирует учебный процесс профессиональной подготовки на формирование у будущих инженеров предпосылок достижения своей вершины в предстоящей профессиональной деятельности. Мы относим преемственность к одной из акмеологических категорий, которая обеспечивает целостность системы образования, направленной на всестороннее развитие личности будущего инженера. По мнению К.Д. Ушинского, «образование – этот единственный процесс умственного и морального развития человека – в тоже время должен быть направлен как на обогащение ума необходимыми знаниями, так и на развитие «формальных» способностей. Положительные, полностью усвоенные умом знания, ведут к общему заданию – всестороннему развитию личности» [6].

Из всего многообразия требований к инновационным инженерам основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне и способность находить необходимую информацию и самообучаться. Именно эти качества являются базовыми для продуктивной трудовой и творческой деятельности инженера в качестве исполнителя [7]. Высшая школа призвана обеспечить такие условия, в которых возможное перевоплощение личностно-общественных целей в действенный внутренний стимул профессионально-творческого становления будущего инженера, условия, инструментом создания которых является акмеологическая среда.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Создание акмеологической среды позволяет предложить механизм проектирования, создания собственной профессиональной личностной деятельности. Это целеустремленный процесс, благодаря которому студент осознает чёткие перспективы своей будущей профессии, готовится к добровольной активности в карьерном росте. Особенностью применения акмеологической среды к формированию профессионально-творческих уме-

ний у будущего инженера является преодоление барьера неуверенности в период адаптации к вузу и достижение личностью наивысшего уровня сознания, когда человек активно стремится к совершенству [3]. Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза [8]. В образовательном процессе с акмеологической средой доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, что способствуют реализации индивидуальных качеств каждого специалиста.

Акмеологическая среда является методологическим основанием развития профессионально-творческих умений в условиях реализации ФГОС ВО. Качественно новое управление будущим возможно «только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Формирование профессионально-творческих умений будет более эффективным благодаря созданию акмеологической среды, поскольку именно она обеспечивает условия для усиления профессиональной мотивации, стимулирования творческого потенциала, выявление и использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Как показывает наш опыт, в вузе только приобретаются профессиональные знания, но студентов специально не обучают основным приемам решения творческих инженерных задач. Как отмечает Р.Ф. Жуков, сегодня вместо известного лозунга – «Знание – сила» следует применять следующий лозунг «Сила – это умение превращать полученные знания в навыки, в действие, в результат» [9].

Как утверждают К.Л. Левков и О.Л. Фиговский, «способностью мыслить человек обязан матери-природе так же, как и богу-отцу. Природе он обязан мозгом – органом мышления. Умение же мыслить является продуктом воспитания и образования, нормальным результатом развития нормального в биологическом отношении мозга. Процесс мышления у изобретателей и инженеров базируется на таких мыслительных операциях как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация и абстракция. Освоение операций мышления должно происходить в процессе повседневного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного уровня путём решения учебных и практических задач в области точных наук, логики, психологии, техники и т.д.» [7].

Содержательным наполнением в рамках акмеологической среды могут быть технологии «МАСТАК», ТРИЗ, Алгоритм решения изобретательских задач (метод Г.С. Альтшулера), Мозговой штурм [10] как второй этап технологии. МАСТАК – методика активного социологического тестирования,  анализа  и  контроля, предложенная Р.Ф. Жуковым, создана в качестве дидактического средства обучения студентов самообразованию, самоорганизации и самоконтроля. Основные особенности АРИЗ и метода Мозгового штурма (мозговой атаки) занесены в таблицу 1.

В заключении отметим, что система подготовки инженеров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике. Необходимы творческие способности, а также профессиональная мобильность, которые должны быть выпестованы системой образования.

Таблица 1. – Основные особенности ТРИЗ, АРИЗ и метода Мозгового штурма

Профессиональное образование должно быть направлено на создание эффективных условий для обеспечения личностно-профессионального роста будущих специалистов-инженеров, развития их возможности самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемыПрофессиональная мобильность (способность и готовность специалиста достаточно быстро и успешно адаптироваться к новым технологическим условиям Подготовка кадров столь высокой квалификация требует существенных изменений в методиках обучения, а также такого повышения престижа профессии, которого сегодня не наблюдается практически ни в одной стране мира [11]. Созданная в образовательном процессе развивающая акмеологическая среда будет ориентировать учебный процесс профессиональной подготовки на формирование у будущих инженеров предпосылок достижения своей вершины в предстоящей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1. Похолков Ю.П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы / Инженерное образование – 10. – 2012. – С. 15-16
2. Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства // Российское предпринимательство. – 2001. – № 4 (16). – С. 48-56. – http://www.creativeconomy.ru/articles/9307/
3. Михайлова А.Г. Устранение разрывов между образованием, наукой и производством: акмеологический аспект. Всероссийский форум технологического лидерства России 6-7 ноября 2014 г. «Технодоктрина 14». [Электронный ресурс]. URL:http://vpk.name/news/122628_ustranenie_razryivov_mezhdu_ obrazovaniem_naukoi_i_proizvodstvom_akmeologicheskii_aspekt.html
4. Севостьянов В.С. Непрерывное профессиональное образование / В.С. Севостьянов // Высшее образование в России. – 2009. – № 12. – С. 108–112.
5. Цибизова Т.Ю. К вопросу о преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования / Т.Ю. Цибизова // Образование и общество. – 2010. – № 6 (65). – С. 14–17.
6. Ушинський К.Д. Вибрані педагогічні твори. В 2-х томах. Том 1. Теоретичні проблеми педагогіки / К.Д. Ушинський. – Київ.: Радянська школа, 1983. – 488 с.
7. Фиговский О.Л., Левков К.Л. К вопросу подготовки инновационных инженеров [Электронный ресурс]. URL: http://www.nanonewsnet. ru/blog/nikst/problemy-podgotovki-inzhenerov-dlya-innovatsionnykh-otraslei (дата обращения 20.07.2015)
8. Кузнецова Г.В. Адаптация первокурсников к вузовской среде: энциклопедия знаний / Г.В. Кузнецова [Интернет ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/78/293/13152.php (дата обращения 20.08.2014)
9. Жуков Р.Ф. Введение в педагогику деловых игр / Р.Ф. Жуков // Вестник Балтийской педагогической академии. Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: возможности, перспективы, проблемы риска: сб. науч. тр. – СПб: Балтийская пед. академия, 2006. – Вып. 72.
–С. 6-10
10. Шустов М.А. Методические основы инженерно-технического творчества. / М.А Шустов – Томск: Изд-во Томск. по-литехн. ун-та, 2010. – 78 с.
11. Фиговский О.Л. Инженер – профессия будущего. [Интернет ресурс]. URL: http://www.rusnor.org/ pubs/articles/11432.htm (дата обращения 01.08.2015)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

899

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке