Ключевые слова: финансирование, национальная оборона, инфляция, бюджет, оценка.
Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности, гарантирующей сохранение России в качестве суверенного государства и её территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.
В этой системе ключевое место занимает национальная оборона, поддержание которой должно обеспечиваться на базе соответствия военной политики государства, военной доктрины, долгосрочных планов строительства Вооруженных Сил финансово-экономическим и материальным возможностям страны.
В настоящее время положение дел в военной области характеризуется снижением реальных военных угроз России.
На основе данных бюджетов различных уровней проанализируем динамику расходов на национальную оборону за 2010 – 2015 гг. (на примере Челябинской области и г. Челябинска).
Источники финансирования национальной обороны представлены в таблице 1.
Для оценки динамики расходов на национальную оборону с учетом инфляции используем данные Росстата об уровне инфляции в России за 2010-2015 гг. [14]. Делением данных таблицы 1 на коэффициенты инфляции соответствующих периодов получим данные о динамике финансирования национальной обороны с учетом инфляции, которая приведена на рис. 1.
Таблица 1. Источники финансирования национальной обороны, млн руб
Составлено автором по данным [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13]
Определим финансирование национальной обороны в расчете на душу населения (таблица 2).
Таблица 2. Финансирование национальной обороны на душу населения, тыс. руб./чел
Национальная оборона финансируется в большей степени из местного бюджета. Необходимо отметить, что финансирование национальной обороны постоянно увеличивается, в последние годы реализуется целая система мероприятий, направленных на надлежащее финансовое обеспечение национальной обороны.
Проект бюджета на 2016 год предполагает расходы на национальную оборону в размере 3 трл. 145 млрд. рублей, что составляет 4% по отношению к объему ВВП. Согласно законопроекту «О федеральном бюджете на 2016 год», доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом (20,2%) уменьшится и составит 19,6 процента.
В целях финансового обеспечения основной прирост расходов предусматривается по подразделу «Вооруженные Силы Российской Федерации», доля расходов которого в разделе «Национальная оборона» превышает 75%.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Это обусловлено следующими факторами:
1) индексацией с 1 октября 2015 года на 5% денежного довольствия военнослужащих;
2) увеличением бюджетных ассигнований на функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
3) увеличением бюджетных ассигнований для осуществления поэтапного в течение 2015 — 2017 гг. поступления военнослужащих на военную службу по контракту в Минобороны России в объеме;
4) увеличением в 2015 году на 4,6 млрд. рублей и в 2016 году на 1,7 млрд. рублей относительно уровней предыдущих лет объема бюджетных ассигнований [15].
По подсчетам британской консалтинговой компании IHS, Россия тратит на оборону вдвое меньше, чем Китай ($139 млрд.) и почти в девять раз меньше, чем США ($585,4 млрд.).
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
2. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
3. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»
5. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
6. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
7. Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2010 год» от 23.12.2010 года №29-ЗО
8. Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2011 год» от 30.11.2010 года №19-ЗО
9. Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 15.12.2011 года №237-ЗО
10. Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 20.12.2012 года №428-ЗО
11. Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 19.12.2013 года №602-ЗО
12. Решение Челябинской городской Думы № 39/3 от 18.12.2012, «О бюджете города Челябинска на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов». — http://chelduma.ru/npa/o-byudzhete-goroda-chelyabinska-na-2013-god-i-na-planovyy-period-2014-2015-godov
13. Решение Челябинской городской Думы от 10.12.2013 № 46/5 «О бюджете города Челябинска на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов». – http://chelduma.ru/npa/o-vnesenii-izmeneniy-v-reshenie-chelyabinskoy-gorodskoy-dumy-ot-10122013-no-465-o-byudzhete-5
14. Уровень Инфляции в Российской Федерации. — http://xn-ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/
15. «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165592/b1b4894f43d5a674d0060dc3183d8b2686060f56/