Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Чувствительные периоды начала изучения иностранного языка»

Аннотация. В этой статье рассматривается проблема: в каком возрасте существует психологическая готовность к изучению иностранного языка у детей. Мы приводим научные данные, свидетельствующие о возможности ребенка в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: иностранный язык, раннее обучение, чувствительный период, дошкольный возраст, психологическая готовность.

Современный этап развития общества в начале XXI века ознаменовался значительным ростом желающих владеть иностранным языком. Это связано с тем, что большие социальные изменения, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и, как следствие, многократно возросла необходимость владения иностранными языками.

Изучение иностранных языков способствует более глубокому знакомству с другими культурами, пониманию межкультурных различий, принятию различий в восприятии мира – развитию толерантности, как черты характера, необходимой для формирования гармоничной целостной личности, в современном многокультурном обществе.

В последнее время возрастной порог для обучения детей иностранному языку все больше снижается. Поскольку ранее изучение иностранного языка положительно влияет на развитие внимания, памяти, мышления, общее речевое развитие ребенка и усвоение родного языка.

Исследования отечественных, так и зарубежных педагогов и лингвистов показали, что дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения иностранного языка. Сензитивный период – время наибольшей чувствительности, восприимчивости ребенка к тому или иному виду деятельности, поэтому дошкольное детство –  один из самых подходящих периодов для изучения иностранных языков. Советские психологи называли сензитивные периоды «оптимальными сроками обучения». Именно в этот период овладение языком ребенком происходит наиболее быстро и полноценно, с легкостью и радостью.

Доказано, что у детей дошкольного возраста более гибкое и быстрое мышление, что обеспечивает лучшее запоминание языкового материала. Кроме того, дошкольников отличает отсутствие языкового барьера, то есть страха — торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке.

В данной связи необходимо определить, с какого возраста возникает психологическая готовность к изучению иностранного языка у детей. Ведь раннее обучение детей дошкольного возраста иностранной речи является правомерным, так как подготавливает прочную базу и дает возможность гибкого перехода к углубленному обучению иностранного языка в начальной школе и позволяет сохранить положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.

По мнению Е.Ю. Протасовой, убедительно изложенному в статье «Когда начинается двуязычие», обучение необходимо начинать с 5 лет, поскольку доказано, что данный возрастной порог, являясь сензитивным периодом для начала изучения иностранного языка, дает положительные результаты в искусственных условиях (Протасова, 2006).

Вместе с тем, у детей к 5 годам хорошо усвоена система родного языка: они уже имеют значительный запас слов, объединяют слова в сложные предложения, употребляют множественное число существительных и местоимения, большинство звуков родного языка произносят правильно, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте у детей еще мало речевых штампов, им легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Как известно, в данном возрасте начинает формироваться планирующая функция речи, резко возрастает способность подражать, воспроизводить слышимое, что делает обучение второму языку еще более продуктивным. А артикуляционный аппарат ребенка, знакомясь с иностранной фонетикой, только развивается, давая толчок к быстрому усвоению и родного языка. Ребенок внимательно следит за губами говорящих людей, старается повторить и это всегда отличная «гимнастика» для артикуляционного аппарата. (Белокурова, 2006).

Процесс обучения второму языку необходимо начинать с их иностранных эквивалентов. Малыши охотно слушают сказки, просят взрослых почитать им книжки и т.д. — всё это служит основой для начала обучения новому языку. Первое, чему научится ребёнок это понимать обращенную к нему речь. Достаточно 2-3 раза показать малышу мяч, назвав его («It is a ball, ball»), и он запомнит новое слово, а в следующий раз по вашей просьбе укажет на этот предмет. Для лучшего усвоения названий предметов необходимо чтобы дети больше взаимодействовали с ними, одновременно слушая объяснения: «It is a big ball. It is a round ball. Tap the ball.». Ваши задания малыш сможет выполнить только в том случае, если слово будет сочетаться с демонстрацией того или иного действия. Чем чаще вы будите заниматься с ребёнком, тем быстрее он начнёт понимать вашу речь и заговорит сам.

Как справедливо отметили Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина в книге «Методике обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях», раннее обучения иностранного языка, а именно в 5-летнем возрасте, способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал (Рогова, 2000). Авторы подчеркивают эффективность раннего обучения иностранного языка, так как оно:

  • Стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;
  • Приобщает детей к культуре других народов, тем самым, формируя общечеловеческое сознание;
  • Создает благоприятную исходную базу для овладения иностранного языка, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров;
  • Обеспечивает возможность более раннего завершения изучения языка и подключения второго;
  • Совершенствует общие умения, такие, как умение работать с книгой, справочной литературой и т.д.;
  • Формирует специальные учебные умения, например, работа с двуязычным словарем (Рогова, 2000).

Таким образом, в связи с вышеизложенным можно говорить о том, что психологическая готовность к изучению иностранного языка у детей наступает к пяти годам, когда основные зачатки речи уже сформированы и ребенок уже в полной мере может выражать свои мысли и чувства на родном языке, ведь способности человека, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому любой здоровый ребенок может и должен овладеть иностранными языком и свободно пользоваться ими в общении. Раннее обучение иностранным языкам способствует полноценному развитию личности ребенка и дает положительные результаты в искусственных условиях.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Список использованных источников

1. Протасова Е.Ю. Когда начинается двуязычие [Текст] / Е.Ю. Протасова // Дошкольное воспитание. – 2006. — №8. – С.111-112.
2. Белокурова А.И. Обучение малышей иностранному языку: можно, нельзя или нужно? [Текст] / А.И. Белокурова // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 4. – С.113-116.
3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] Рогова Г.В. : Пособие для учителей и студентов пед.вузов. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 232 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1589

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке