Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Формирование бытовых навыков у аутичного ребенка»

Аннотация. В настоящее время аутизм является достаточно распространенной проблемой. Аутичные дети и их родители испытывают много трудностей в повседневной жизни. Важной задачей является привить ребенку с аутизмом бытовые навыки, чтобы он мог обслуживать себя самостоятельно. Это будет способствовать его более успешной адаптации в социуме.

Ключевые слова: АВА – терапия, бытовые навыки, ранний детский аутизм, случайное обучение.

В последнее десятилетие резко возрос интерес общества к детям с ранним детским аутизмом (здесь и далее РДА). Частота встречаемости этого заболевания неуклонно растет. сейчас каждому 68 – ому ребенку ставят диагноз «аутизм».

Что же обозначают понятием «ранний детский аутизм»? Ранний детский аутизм (Autism Spectrum Disorder, ASD) это группа заболеваний характеризующихся отставанием формирования речевых навыков, проблемами в общении и наличием набора стереотипных привычек. Вот какое определение дается этому понятию в «Справочнике по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С. Ю. Циркина: «Ранний детский аутизм (синдром Каннера) особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения».

Аутизм является основным и стержневым образованием, который изменяет всю личность ребенка. Л. Каннером выделена типичная для этого состояния основная триада симптомов: первое — аутизм с аутистическими переживаниями, второе — однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и третье — своеобразные нарушения речи. Кроме того, для детей с РДА характерна неспособность к коммуникации, мутизм (отсутствие речи), эхолалии, двигательные стереотипии, предпочтение одной и той же пищи, игрушек, маршрутов прогулки. Аутичный ребенок не поворачивается, когда его зовут по имени, не умеет просить, не обращает внимания на действия других. Он играет один около детей, редко вступает в контакты со сверстниками. Его мимика и интонации отличаются бедностью и невыразительностью. Часто у ребенка с РДА при нарушении привычного хода жизни наблюдается агрессия или аутоагрессия. Характерна болезненная гиперстезия к обычным внешним раздражителям: свету, звуку, тактильным и температурным ощущениям. Болезненная гиперстезия и дискомфорт, вызванный ею, закладывают почву для возникновения различных страхов.

Неспособность ребенка с РДА справиться с окружающим миром побуждает его закрываться и «уходить в себя».

Все эти трудности препятствуют социализации ребенка, не позволяют ему быть принятым обществом, создают множество проблем для него самого и его семьи. Проблемы касаются различных сфер жизни и деятельности ребенка: обучения, социального взаимодействия, но особенно бытовой сферы. Дети – аутисты не могут самостоятельно помыть руки, одеться на прогулку, положить себе пищу на тарелку, сходить в магазин.

Они испытывают страх, ужас и растерянность при выполнении таких простых повседневных действий. Часто они выражают свои чувства нежелательным поведением, агрессией и аутоагрессией. Столкновение с этими трудностями заставляет родителей отказаться от самостоятельного обучения ребенка, посещения общественных мест. Кроме того, эти трудности резко сужают круг общения как ребенка, так (и прежде всего) его родителей, так как окружающие часто не способны принять такое поведение аутиста.

При этом тормозиться общее психическое развитие ребенка. Если какую – либо психическую функцию или навык не начать формировать у ребенка с РДА вовремя, то многократно усложняется трудность коррекционных задач, которые стоят перед родителями, педагогами, психологами. Более ранние, более примитивные формы реализации функции или удовлетворения потребности фиксируются, преодоление этого стереотипа становится трудно разрешимым.

Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако для всех детей с РДА характерны трудности в усвоении бытовых навыков, их закреплении и применении. Эта несостоятельность ребенка в бытовой сфере тормозит адаптационный процесс, делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, порождает большие трудности для всей его семьи.

Хотя у большинства атичных детей интеллект является сохранным, для аутичного ребенка невозможно научиться элементарным навыкам самообслуживания путем наблюдения за деятельностью взрослого. Это обуславливается как истощаемостью внимания ребенка, его неспособностью концентрировать внимание долгое время на каком – то предмете, так и отсутствием у ребенка мотивации к овладению бытовыми навыками.

Безусловно, с аутичным ребенком необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно и гибко.

Самостоятельность в бытовом поведении облегчает работу по развитию эмоционального взаимодействия ребенка с окружающими, развивает внимание, память, моторику, формирует целенаправленные и осмысленные действия.

Сложность обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, сверхчувствительностью и страхами аутичного ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Однако, в современной науке существует достаточное количество методов, позволяющих преодолеть данные трудности и помочь ребенку с РДА освоить бытовые навыки. Наиболее эффективным методом является АВА – терапия. АВА – терапия – это подход, основанный на бихевиоральной теории Б. Скиннера. Основная идея АВА состоит в том, что у аутичного ребенка отсутствуют паттерны поведения, которые для здорового человека являются повседневными. И, чтобы вести такого ребенка в социум, нужно просто научить его необходимым моделям социального поведения. Цель АВА – терапии заключается в том, что-бы помочь ребенку более комфортно и полноценно существовать в окружающем его мире. АВА принимает во внимание все специфические характеристики аутичного ребенка, выбирает функциональные цели и методы для обучения, отслеживая их эффективность и своевременно их корректируя. Все это позволяет добиться существенных успехов в работе с детьми с РДА.

При обучении бытовым навыкам в АВА – терапии создаются специальные условия для того, чтобы ребенок с РДА усвоил и научился применять их в своей повседневной жизни. Это так называемый метод случайного обучения. При его использовании усиливаются правильные, желательные реакции ребенка, а неправильные и нежелательные не подкрепляются. При этом специалист создает специальные условия а среде, которые располагают ребенка к проявлению необходимого поведения. Далее специалист ожидает проявление инициативы ребенка. Затем он помогает ребенку осуществить свою потребность с помощью подсказки. На следующем этапе уже требуется более сложная реакция ребенка. и в конце ребенок получает то, что просил. При частом повторении последовательности действий у ребенка с РДА вырабатывается навык, и он начинает проявлять нужное поведение в нужной ситуации.

При применении этого метода формирования бытовых навыков специалист использует в качестве подсказок не только слова, но и специальные картинки, показывающие порядок необходимых действий. Это позволяет ребенку наглядно видеть то, что ему необходимо сделать, что облегчает задачу выработки навыка.

Рассмотрим данный метод на примере обучения ребенка с РДА одеваться на прогулку. В данном случае сначала специалист или родитель ждет, когда у ребенка появиться такая потребность. Об этом может свидетельствовать, например, такое поведение, когда ребенок тянет родителя к входной двери. Когда родитель или специалист будет одевать ребенка на прогулку, то можно надеть ему одежду другого члена семьи. Когда ребенок поймет, что это не его одежда, он будет настойчиво требовать свою. При этом нужные вещи можно разложить в той последовательности, в которой ребенок их должен одеть. Можно показать ему картинки, на которых человек одевает последовательно свою одежду. На начальных этапах следует помочь ребенку, показав на нужную вещь или частично надев ее на него. При частом повторении данного ритуала ребенок усвоит последовательность вещей и способы их применения. И в конце он уже будет одеваться самостоятельно.

Техника случайного обучения кроме формирования бытовых навыков позволяет развить у ребенка инициативу, спонтанную речь, память.

Таким образом, можно сказать, что обучение ребенка с РДА бытовым навыкам является важной целью коррекционной работы. Овладение бытовым поведением значительно упростит коррекционный процесс, уменьшит частоту появления агрессии, поможет социализации ребенка, развитию его психических процессов. Все это позволит ему самому обслуживать себя, сделает его социальную жизнь более комфортной.

Список использованных источников

1. Общество помощи аутичным детям «Добро» Аутичный ребенок – проблемы в быту. (методические рекомендации по обучению социально – бытовым навыкам аутичных детей и подростков). – М., 1998. – 73 с.
2. Ивашкина К. А., Малютина О.П. АВА – терапия в работе с детьми с ранним детским аутизмом / К. А. Ивашкина, О. П. Малютина // Приоритетные направления развития науки, техники, технологии : сборник материалов Международной научно — практической конференции (29 февраля 2016 года), Том I. – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016 – с. 173 – 178.
3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. Циркин С.Ю.
– Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 752 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1322

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке