Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Концепция эффективного межуровневого взаимодействия в управлении развитием инфраструктуры сельских территорий»

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы оценки уровня развития инфраструктуры в сельских территориях Российской Федерации, а также поднимается вопрос о целесообразности поиска универсальной методики оценки.

Ключевые слова: инфраструктура территории, управление территорией, система управления.

С момента принятия таких законов, как Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ [3], «О местном самоуправлении в РСФСР» [5], а также ФЗ № 131ФЗ[4], стратегическое планирование развития инфраструктуры на местном уровне стало приобретать особое значение на всех уровнях государственного управления.

В частности, в Федеральном законе № 131-ФЗ комплексное развитие территории является одной из ключевых задач в деятельности органов местного самоуправления [4], в то время как, стратегическое планирование не отнесено ни к вопросам ведения муниципалитетов, ни к компетенциям органов местного самоуправления.

Тем не менее, все органы власти на местном уровне работают на одну цель, заключающуюся в обеспечении эффективного решения вопросов на местном уровне и комплексного развития ведущих отраслей хозяйства территории, частного сектора производства и потребления, социальной сферы территории с помощью документов стратегического планирования, закрепленных в ст. 39 ФЗ

№ 172-ФЗ таких как [6], стратегия социально-экономического развития муниципального образования, план мероприятий по реализации данной стратегии и иные документы, которые органы местного самоуправления вправе разрабатывать и реализовывать.

В России с 1990-х гг. появились отдельные исследовательские центры и некоммерческие организации, которые начали детально изучать зарубежный опыт и разрабатывать собственные методы оценки уровня развития инфраструктуры территорий.

На сегодняшний день в практике муниципального управления в России в силу значительного разнообразия территорий, сложности и многоаспектности задач не сформирована единая общепринятая методология. Тем не менее, существует часть разработок, касающихся методов оценки развития инфраструктуры, периодически осуществляются. Примерами являются системы показателей для оценки развития инфраструктуры муниципалитетов, разработанные такими целым рядом ведущих организаций [11]:

  • фонд «Институт экономики города», оказывающий с 1997 г. изучающий территории с позиций комплексного социально-экономического развития [7];
  • Леонтьевский центр, который развивается как независимая исследовательская и консалтинговая организация и др.

Работа в этом направлении ведется и отдельными учеными, среди которых можно отметить Сидорова А. А., Силича М. П. [10], Важенина С. Г. [1], Гранберга А. Г. [2], Долинского М. Г., Казанцева  С. В.,  Марченко Г. В.,  Соловьева И. А. и др.

Однако совокупность индикаторов, задействованных при их составлении оценки развития инфраструктуры, чаще всего не носит системного характера и не является универсальным инструментом анализа развития инфраструктуры муниципальных образований страны.

Однако в силу разрозненности существующих методик, разрозненны и неоднозначны получаемые результаты, силу чего назрела необходимость разработки и создания методики оценки развития инфраструктуры территории. Существует мнение, согласно которому поиск универсальной для всех территорий методики не целесообразен, поскольку методики должны разрабатываться с учетом особенностей конкретных территорий.

В этом смысле, определяющую роль в стратегическом управлении территорией играет политика[8], проводимая государством на региональном уровне в сфере долгосрочного развития инфраструктуры территории.

В соответствии с целями и тенденциями развития конкретных территорий выстраивается система критериев и показателей, измеряющих уровень развития инфраструктуры территории. Несмотря на существенные различия между регионами и их муниципалитетами в стратегическом смысле, оценка степени их развития можно дать с помощью системы показателей, измеряющих эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов[9]. Данная оценка может стать продолжением формирования единой системы показателей, характеризующих развитие инфраструктуры муниципальных образований.

Обозначенные направления методологических исследований являются ориентиром для разработки различных подходов к оценке уровня развития инфраструктуры отдельной территории. Несомненным преимуществом создания единой системы оценки является законодательное закрепление совокупности показателей развития инфраструктуры территорий, позволяющих сравнивать различные муниципальные образования, прослеживать динамику их состояния и своевременно выявлять проблемы в управлении развитием инфраструктуры.

Список использованных источников

1. Важенин С. Г., Берсенев В. Л., Важенина И. С., Татаркин А. И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. С. 540.
2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. 2-е изд. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2001. С. 495.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7642/ (дата обращения: 17.03.2017)
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 17.03.2017)
5. О местном самоуправлении в Российской Федерации: Закон РФ от 06.07.1991
№1550-1 // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105/ (дата обращения: 17.03.2017)
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 13.03.2017).
7. Официальный сайт Института экономики города [Электронный ресурс]. URL: http://www.urbaneconomics.ru./ (дата обращения: 18.03.2017)
8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 13.03.2017).
9. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 // «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/ (дата обращения: 13.03.2017).
10. Сидоров А. А., Силич М. П. Методические подходы к оценке социально-экономического развития муниципальных образований // Известия Томского государственного университета. 2008. № 6 (том 313). С. 221-228. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiyamunitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 13.03.2017).
11. Чеклаукова Е. Л. Методические вопросы оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-voprosy-otsenki-urovnya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.03.2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

776

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке