Ключевые слова: западный постмодернизм, отечественный постмодернизм, словарь постмодернизма, ключевые слова эпохи 21-ого века, литература, искусство.
Постмодернизм – как современное культурное течение, – характеризуется представителями философии, литературы, живописи как явление парадоксальное и противоречивое. Его интерпретация, представленная у западных и отечественных авторов, – требует особого рассмотрения. Говоря о неоднозначности данного направления, известный российский ученый И.П. Ильин сравнивает постмодернизм с химерой, которая (как и постмодернизм) грозно ниспровергает шаблоны высокого модернизма, своим хвостом сметает в мусор штампы развлекательного жанра.
Определение понятия «постмодернизм» зафиксировано в трудах многих философов, эстетиков, литературоведов, музыковедов. Дефиниция понятия представлена в работах И.П. Ильина, где постмодерн истолкован как явление в литературной критике. Игровое начало постмодернизма отмечает эстетик с мировым именем В.В. Бычков. Глубокое интеллектуальное начало выявлено отечественным философом А.А.Грицановым, который акцентирует внимание на философской сущности направления.
Вопрос о возникновении эпохи постмодернизма многими искусствоведами не решен однозначно. Так, большинство ученых говорят о 1950, другие (К.Батлер, И. Хассан) – о 1930, а третьи (И.А.Добрицына) – о 1970. Хрестоматийным считается связывать появление термина с книгой Р. Паннвица «Кризис европейской культуры» (1917), где речь идет о «постмодерновом» человеке.
Интерпретация постмодернизма связана с целым рядом имен. В поле нашего внимания – литературный посмодернизм. Одно из самых неоднозначных и противоречивых явлений искусства XX – XXI веков до сих пор не изучено в виду отсутствия жестких иерархических категорий. Понятия постмодернизма целесообразно выявить на основе имеющегося литературного знания. Интерпретация литературного постмодерна западными и отечественными мыслителями, представлена в трудах таких ученых как: Н.П. Беневоленская, Д. Затонский, М.Н. Липовецкий, Н.В. Киреева, В.Н. Курицын, Н.Е. Лихина, М.Н. Эпштейн и др.
Взаимоотношение прошлого и настоящего, традиции и современности – устойчивая черта многих направлений. В этой связи, литературоведы говорят о преемственности постмодернизма. Сопоставление двух течений – модернизма и постмодернизма – осуществляет американский литературовед И. Хассан. Если модернизму присущи такие категории, как иерархия, законченность мысли, центрирование, жанровые границы, парадигма, метафора, интерпретация, означаемое, основной код, трансцендентность, то для постмодернизма характерны бинарные термины. В их числе – открытая разомкнутая форма, игра, анархия, открытый процесс/форма, перфоманс, хэппенинг,интертекст, противоинтерпретация/неверное толкование, означающее, ризома, идиолект,идиолект, шизофрения, имманентность и др.
Суммируя основные черты постмодернизма, И.Хассан выстраивает следующую категории постмодернизма: «неопределенность», «фрагментарность», «деканонизация», «безличность», «ирония», «гибридизация», «карнавализация», «перфоманс», «конструктивизм».
Оппозиционный принцип выявления основных признаков постмодернизма оказывается убедительным для многих авторов начала XXI-го века. Среди ученых и отечественный культуролог Т.П. Матяш, который, характеризуя данный феномен, отмечает ряд особенностей.
- Постмодерн отказывается от категорий «истина, «сущность», «цель», «замысел», а, следовательно, от таких понятий, как «исток», «причина», замещая термином «след».
- Постмодернизм исключает категорию «сущность», которая ориентирует ученого на поиск корней явлений (это в свою очередь привод к появлению понятия «поверхность», или «ризома») . В этих обстоятельствах невостребованными терминами становятся «цель», «замысел» и др., заменяемые на «игра», «случай».
- Постмодернизм отказывается от «понятийной иерархии». Взамен предлагается установка на анархию.
- Постмодерн противопоставляет «метафизику» — «иронию», а «трансцендентному» — «имманентное»».
- Постмодернизм тяготеет к необъяснимости, в виду чего категория неопределенности – становится центральной в числе ключевых слов постмодернизма.
- На смену терминам «жанр», граница» приходят такие, как «текст» или «интертекст».
Одним из первых исследователей – сущности западного литературного постмодерна – отмечает американский писатель Лесли Фидлер. Среди его работ – известная статья «Пересекайте рвы, засыпайте границы». В ней ученый постулирует мысль о нивелировании в постмодерне границ между «высоким» и «низким». Помимо этого, именно Л.Фидлер именует постмодернистского писателя «двойным агентом».
Среди западных писателей современной эпохи – Абе Кобо (1924-1993), Джеймс Джойс (1882-1941), Габриэль Гарсия Маркес (р.1928), Умберто Эко (р.1932), Хохе Луис Борхес (1899-1986), Милорад Павич (р.1929) и др., которые по-разному воспринимали современную действительность. Так, ирландский писатель Джеймс Джойс, — автор сборника рассказов «Дублинцы» (1914), пьесы «Изгнанники» (1918), романа «Портрет художника в юности» (1917), — в романах «Улисс» (1922), «Поминки по Финнегану» (1939) выступил «открывателем новой поэтики, способов нового письма, в которых художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения». Художественный метод Д.Джойса характеризуют как «поток сознания». Среди задействованных приемов письма – «пародии», «стилизации», «комические приемы», «мифологические и символические аллюзии».
Манифестом постмодернизма является роман У.Эко «Имя розы». В нем детективная фабульная часть совмещена с авторскими комментариями. Это способствует восприятию многослойности произведения. В послесловии («Заметках на полях») ученый характеризует постмодернизм как «духовное состояние» («Kunstwollen»– подход к работе»). Поэтому, резюмирует автор, справедлива фраза, согласно которой у любого времени есть свой постмодерн. На примере собственного романа У.Эко характеризует постмодернизм, выделяя многие черты, среди которых ирония, метаязыковая игра, высказывание в квадрате, авторская маска, цитирование, ризома и др. У.Эко также говорит об интертексуальности.
Отечественный постмодернизм в большей степени реализовался в литературе. «Плюрализм» и «анархическая свобода» привели к «политизированности» данного явления – языком постмодернизма стал «язык соцреализма». Одним из первых постмодернистских текстов стало эссе Абрама Терца «Что такое социалистический реализм» (1957). Среди многочисленного ряда произведений созданных в это время, отметим прозу В. Сорокина («Очередь» — 1983, «Норма» — 1984, «Дисморфомания» — 1990); В. Ерофеева («Москва – Петушки»); С.Соколова («Школа для дураков», «Палисандрия» — 1980-1985) и др. На основе этих и других материалов эпохи И.С. Скоропанова выводит свой глоссарий эпохи. В числе дефиниций эпохи: «цитатно-пародийное дву-и многоязычие», «пастишизация», «ризоматика», «травестирование», ирония и пародия, многоуровневая организация «двуадресного текста» и др.
Закономерности постмодернизма зафиксированы также М.Н Эпштейном. Литературовед отмечает, что постмодернизму не свойственна иерархия, и указывает на то, что место бинарных оппозиций вытеснено ризоматическими конструкциями. Автор считает, что снимается противопоставление «элитарного» и «массового», «центра» и «периферии», «глобального» и «локального», а также революционная оппозиция обществу, авангардистский вызов традиции. М.Н. Эпштейн отмечает, что личность в постмодерне – это иллюзия сознания. За любой личностью лишь конструкция бессознательного.
Обобщая труды западных и отечественных литературоведов, целесообразно выделить следующие термины: интертекстуальность, ирония, метаязыковая игра, авторская маска, ризома, двойной код, пародийный модус повествования, «мир как текст» и «сознание как текст», фрагментарность повествования, постмодернистская чувствительность, неопределенность, деканонизация, «безличность», гибридизация, карнавализация, перфоманс, конструктивизм и др.. Проработанный терминологический аппарат современного знания может быть применен и любому литературному объекту; перечисленные черты будут проявляться в разной степени. Ключевые слова постмодерна диаметрально противоположны категориям классического фундаментального литературного знания. Наличие новой терминологической базы раздвигает рамки классического анализа, что значительно упрощает исследование литературных артефактов пост-практики.
Полученные результаты позволяют составить картину литературного постмодернизма – как целостного явления. Однако помимо решенных задач «языка» эпохи, остается проблема материала. В связи с постоянным появлением новых литературных объектов, расширяются и терминологические горизонты эпохи. В связи с этим, список понятий и ключевых слов эпохи целесообразно оставить открытым. Процесс изучения литературного постмодернизма может напоминать открытую форму: новые детали будут постоянно обогащать имеющееся знание.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.