Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Ключевые слова: государственный бюджет, региональная бюджетная система, планирование бюджета, методы балансирования бюджета.

Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь его частичный пересмотр [1].

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами.

Одним из важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет.

Данные о доходах федерального бюджета за 2009-2015 гг. представлены на рис. 1.

Рис.1. Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов ГВБФ РФ по доходам, млрд. руб.

Рис.1. Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов ГВБФ РФ по доходам, млрд. руб.

Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета.

На рис.2 мы можем увидеть исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджета ГВБФ РФ по расходам, млрд. руб.

Рис.2. Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджета ГВБФ РФ по расходам, млрд. руб.

Рис.2. Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджета ГВБФ РФ по расходам, млрд. руб.

Сравнив данные графики, мы можем сделать вывод о том, что наряду с увеличением доходов, расходы растут также стремительно. На данный период времени наша страна испытывает дефицит гоcудартсвенного бюджета.

Существуют различные методы преодоления дефицита бюджета. Одним из таких методов является политика секвестирования (пропорциональное сокращение средств, предусмотренных бюджетом, в условиях преодоления его дефицита.) Если расходы превышают установленные, то происходит одновременное и пропорциональное их сокращение по всем категориям. Эта сумма не перечисляется в указанные области, а оставляется в Казначействе. Секвестр – непопулярная мера, поскольку сокращение расходов государства означает сокращение чьих-то доходов: заработной платы государственных служащих, льгот по налогообложению дотаций регионам и местным бюджетам, дотация отдельным предприятиям и целым отраслям и т.п.

К источникам покрытия дефицита относят также заимствования у физических и юридических лиц, а также международных организаций и других государств. Когда же бюджетных средств уже не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, т. е. объявить суверенный дефолт. Это и есть банкротство государства.

Возможно эмиссионное покрытие возникшего бюджетного дефицита, а именно – выпуск конкретной суммы банкнот, а так же увеличение объема денежной массы, что находится в обороте. Данная мера привести может к инфляции, чрезмерно высокие темпы которой нередко приводят к обесцениванию именно денежных сбережений людей и экономическому спаду. В таком случае необходимо сокращать бюджетные расходы.

Покрытие за счет увеличения основных налоговых ставок дефицита бюджета, а так же введения новых, дополнительных налогов. Данная мера способствует тому, чтобы в казну поступали дополнительные средства, но увеличение роста налогового бремени привести может к спаду предпринимательства, увеличению так называемо теневого сектора экономической деятельности и сокращению производства.

На самый критичный случай предусмотрен такой метод балансирования бюджета, как подушка безопасности. Финансовая подушка – это определенная накопленная сумма, неприкосновенный запас, которого в случае кризиса хватит примерно на полгода. Сумма может храниться в разных валютах.

Основная идея бюджета, балансируемого на циклической основе, состоит в том, что не нужно балансировать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла (например, за 5-7 лет). Да, в годы рецессии, противодействуя спаду, государство будет сталкиваться с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема экономики [6].

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти возможность осуществления властных полномочий, дает государству экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию -фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список использованных источников

1. Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. проф. Г.В. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2010
2. Барбашова С.А. Государственный долг российской федерации в новых условиях/С.А. Барба-шова, Е.В. Игошина// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сб. науч. ст. VI международной научно-практической конф. студентов, аспирантов и преподавателей.– Пенза: ПГУ, 2015.– С.23-25
3. Барбашова С.А. Бюджетная политика в период кризиса /С.А. Барбашова, Ю.К. Юмагулова// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сб. науч. ст. VI международной научно-практической конф. студентов, аспирантов и преподавателей.– Пенза: ПГУ, 2015.– С.83-85.
4. Барбашова С.А. Сравнительная характеристика российских кризисов /С.А. Барбашова, Д.А. Морозова// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отрас-лей, регионов: сб. науч. ст. VI международной научно-практической конф. студентов, аспирантов и преподавателей.– Пенза: ПГУ, 2015.– С.190-191.
5. Барбашова, С.А. Анализ инфляционных процессов в России/ С.А. Барбашова// Модели, си-
стемы, сети в экономике, технике, природе и обществе: сб. I Всероссийской научно-практической кон-ференции студентов и молодых ученых/ под ред. В.М. Володина.– Пенза, 2011.- С.179-182 6. Барбашова, С.А. Национальное счетоводство – метод анализа хозяйственной деятельности государства/ Бухгалтерский учет, аудит и налоги: основы, теория, практика: сб. ст. IVВсероссийской научно-практической конференции/ под. Ред. Н.Н. Бондиной.– Пенза, 2007.- С.217-219
7. Барбашова, С.А. Проблема государственного долга и бюджетного дефицита на федеральном и региональном уровне/ С.А.Барбашова, П.И.Едунова, О.С. Родникова , Е.А. Головина, А.О.Гришкина// Наука и Мир. – 2016. –Т. 2. –№ 4 (32). –С. 11-13.
8. Гуляев Г.Ю., Малова И.В., Устианова О.Е. Современные подходы к обеспечению конкуренто-способности региона, отрасли, предприятия: монография. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение» . – 2016. – 198 с.
9. Гуляев Г.Ю. Российский кризис: тенденции и перспективы // International scientific review. 2016. № 1 (11). С. 46-49.
10. Гуляев Г.Ю. Тенденции развития рынка труда в Пензенской области // Экономика и управле-ние: проблемы, решения, 2016. №3. С. 62-67.
11. Гуляев Г.Ю. Влияние экономического кризиса в России на социально-экономическое разви-тие Пензенской области // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направ-ления развития Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. С. 97-99.
12. Гуляев Г.Ю. Пути выхода России из кризиса // Прорывные экономические реформы в усло-виях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. С. 90-93.
13. Гуляев Г.Ю. Некоторые аспекты финансово-экономического кризиса в России // Управление развитием территорий на основе развития преображающих инвестиций сборник научных статей Меж-дународной научно-технической конференции. Под редакцией В. В. Бондаренко, М. А. Таниной, И. А. Юрасова, В. А. Юдиной. 2015. С. 66-70.
14. Гуляев Г.Ю. Современные проблемы экономического развития в России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 2. № 11. С. 3-11.
15. Гуляев Г.Ю. Конкуренция с нулевым эффектом // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 35. С. 7-17.
16. Гуляев Г.Ю. Проблемы и пути развития конкуренции в России // Экономика и социум. 2015. № 2-1 (15). С. 1465-1478.
17. Гуляев Г.Ю. Актуальные проблемы и пути подавления просроченной задолженности по роз-ничным кредитам // Решение. 2015. Т. 2. С. 292-293.
18. Гуляев Г.Ю. Виды современной конкуренции // Теория и практика современной науки. 2015. № 2 (2). С. 15-27.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.