Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Национальные мотивы в творчестве мексиканской художницы Фриды Кало»

Аннотация: В данной статье анализируется несколько живописных работ Фриды Кало. На их примере рассматривается, как национальные мотивы преломляются в творчестве этой мексиканской художницы.

Ключевые слова: Фрида Кало, Мексика, живопись.

История Мексики богата на события политического, культурного, экономического характера, в результате которых появилось большое количество идейных деятелей искусства. Главным делом их жизни была борьба за справедливость и независимость. Особенно богат на ярких представителей культуры и искусства период конца XIX – начала XX века. Это время подарило нам великих художников, мастеров своего дела, посвятивших творчеству всю свою жизнь. Их целью являлось возрождение национального искусства, а также борьба за независимость, свободу слова и мысли, показ действительности через искусство. Таким было и экстравагантное творчество Фриды Кало.

Фрида Кало – это талантливая художница, ставшая национальной героиней Мексики, самой знаменитой женщиной этой страны, символом духа и непримиримой борьбы. Летопись ее короткой, но полной страсти жизни, запечатлена на нескольких десятках полотен, зарисовок и эскизов. В течение жизни ей пришлось пройти много испытаний: болезнь с самого детства, авария в юности, сделавшая ее инвалидом, брак с Диего Риверой (полный боли и разочарования), невозможность познать счастье материнства. Поэтому боль и страдания, сопровождавшие ее всю жизнь, находили выражение в полотнах Фриды. Большую часть ее наследия составляют автопортреты, портреты супруга – Диего Риверы, а также современные сюжеты, отклики на события, происходящие рядом с ней. Практически всё наследие Фриды пронизано национальными мотивами.

Кало блестяще знала историю своей страны. С особой любовью она относилась к мексиканским традициям, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, носила национальные костюмы. В зрелом возрасте Фрида выбрала для себя неизменную манеру одеваться в национальные костюмы Теунтепека (во многом из-за того, что когда-то в этой местности царил матриархат). Ее гардероб состоял из длинных мексиканских народных юбок, шалей, блузок с вышитыми рисунками.

Ее творчество насыщено символами и фетишами. Идеи картин Фриды во многом зашифрованы в деталях, фоне, фигурах. Символика тесно связана с индейской мифологией до испанского периода.

«Автопортрет между Мексикой и Соединёнными Штатами Америки» (1932 г., Частная коллекция, Нью-Йорк)) является работой, раскрывающей тему любви к родине. В этой картине Фрида показала свое отношение к Америке и оторванность ее от дома. Она стоит подобно статуе на пьедестале между двумя мирами. В левой части изображена древняя Мексика, где правят силы природы и естественный жизненный цикл. Справа изображена Северная Америка, где властвует технология. В одной руке Фрида держит мексиканский флаг, в другой – сигарету. Клубы дыма, вырывающиеся из труб завода Форда, перекликаются с облаками. Богатая растительность слева уступает место образцам электрического оборудования справа, чьи провода превращаются в корни, высасывающие жизнь и энергию из земли.

Еще одной картиной на тему пограничной жизни между Мексикой и Соединенными Штатами была «Здесь висит мое платье, или Нью-Йорк» (1933-38 гг., Частная коллекция, Лондон). Фрида, недолюбливая Америку, людей этой страны, отчаянно желала вернуться в Мексику. Ее муж не разделял с этого её желания, напротив, он наслаждался своей популярностью и известностью и не хотел возвращаться. Это полотно явилось результатом их конфликта. Здесь Фрида изобразила «портрет» американского капитализма. Картина наполнена символами и образами. В нижней части полотна Фрида изображает рабочий класс, движущийся в четких колоннах, олицетворяя классовое неравенство. Большую часть картины занимает изображение буржуазного общества с его высокими офисными зданиями, трубами заводов, которые заполоняют все живое на земле.

Фрида высмеивает современную американскую любовь к спорту и санитарии, помещая спортивный трофей и унитаз поверх колонн. Чуть выше между колоннами изображен Федеральный зал, с графиками продаж на ступенях, а слева изображена церковь, в витраже которой стоит крест, окутываемый змеем в виде знака доллара. Таким образам художница показывает поклонение американцев маммонудемону, покровителю роскоши и торговли. Темные каменные стены церкви придают европейский вид пейзажу и кажутся несколько напоминающими темные века в средневековом обществе. Сочетание церкви с исторически признанным признаком зла является довольно сильным образом.

В центре всей композиции Фрида изображает свое платье, в национальном стиле, на фоне индустриального хаоса. Тонкая полоска неба, темно-серая вода, все это отражение чувств и переживаний этой женщины, ее тоски о доме и об одиночестве. В этой картине художница занимает противоположную точку зрения Диего, который выразил свое одобрение промышленному прогрессу на фреске в Рокфеллер-центре.

Несколько картин Фриды, посвященные ее корням, это: «Мои прародители, родители, и я» и

«Моя кормилица и я». В картине «Мои прародители, родители и я» (1936 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк) художница изображает место своего рождения и свое родословное древо. Она представляет себя маленькой девочкой двух лет, стоящей посреди патио их голубого дома. В руках  она держит алую ленту, олицетворяющую кровеносный сосуд, поддерживающий ее родословное древо с такой легкостью, будто это воздушный шарик.

Портреты родителей написаны по их свадебной фотографии, на которой семейная пара, подобно ангелам, парит в облаках. Портреты своих бабушек и дедушек она расположила в таких же мягких гнездышках облаков. Предки Фриды по материнской линии – индеец Антонио Кальдерон и Исабель Гонсалес-и-Гонсалес, помещены над матерью Фриды. Со стороны отца – европейская пара – Якоб Хенрих Кало и Генриетта Кауфман-Кало.

Фрида скрупулезно скопировала все гофрировки, строчки и бантики на свадебном платье матери, создав юмористический контраст невинной белой юбке в виде розового эмбриона на ней. Эмбрион – это Фрида, что, кстати, допускает возможность того, что к моменту свадьбы мать уже была беременна. Фриде всегда доставляло удовольствие иметь разные мнения по одному поводу.

Под эмбрионом изображен момент оплодотворения – сперматозоид, проникающий в яйцеклетку. С ними соседствует еще одна сцена оплодотворения: алый цветок кактуса раскрылся, чтобы получить пыльцу, принесенную ветром.

Фрида помещает свой дом не в пригороде, а на высоком Мексиканском плоскогорье, усеянном кактусами. Вдали видны изрезанные ущельями горы. Этот пейзаж она часто использует потом в своих автопортретах. Прямо под изображением предков по линии отца она располагает океан. Земля символизирует ее мексиканских прародителей, объясняла Фрида, а немецких – вода, море. К дому Кало примыкает скромный мексиканский домик, а на полях в отдалении видны примитивные домишки индейцев. Глядя на мир глазами ребенка, художница помещает Койоакан внутрь собственного дома, который затем размещает, не принимая в расчет реальность, посреди дикой природы. Фрида стоит в середине своего дома, в середине Мексики, посреди всего мира [1, с.20].

Картину «Моя кормилица и я» (1937 г., Музей Долорес Ольмедо, Мехико) художница считала одной из лучших своих работ. Её истолкование опирается на подробности детства Фриды: вскоре после её рождения мать забеременела четвертой дочерью и потеряв молоко, девочку откармливала няня-мексиканка. Отсюда довольно распространенная трактовка картины – отчуждение и одиночество, которые испытывает оторванный от материнской груди ребенок. Но интереснее проанализировать картину с точки зрения символической системы Фриды. Так, фон из зеленых листьев – охранительный мотив, куколка и бабочка с правой стороны – традиционное для европейских натюрмортов олицетворение смерти и воскресения души, в левой части картины – изображение палочника, которые умеют прятаться, притворяясь палочками и веточками. Прятаться за экстравагантным поведением было свойственно Фриде. Кроме того, палочники вылупляются уже взрослыми, так же и Фрида изображена на картине младенцем с головой взрослого человека. Мощная фигура няни напоминает индейского идола, а ее лицо скрыто за ритуальной маской. Этим она подчеркивает трепетное отношение к своим корням, и к наследию доколумбовой эпохи.

Итак, рассмотрев ряд полотен Фриды Кало, мы можем с уверенностью сказать о той любви, с какой художница относилась к традициям и истории Мексики, к своим корням. В Мексике Кало видит образ правильного, естественного мироустройства, по ее убеждению – это мир, где человек живет в гармонии с природой, и именно он дает ей защиту и силу.

Список использованных источников

1. Эррера Х. Фрида Кало Vila la vila! — М.: Эксмо, 2007. 564 с.: ил.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1069

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке