Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Оценка условий реализации образовательных программ дошкольного образования»

Аннотация. В работе раскрыты вопросы оценки качества дошкольного образования через оценивание условий реализации образовательных программ дошкольного образования. Представлен отечественный и зарубежный опыт в изучении условий реализации программ дошкольного образования. Оценивая условия реализации программ дошкольного образования, возможно изучить образовательный потенциал образовательной организации, наметить основные векторы дальнейшего развития.

Ключевые слова: дошкольное образование, качество дошкольного образования, оценка условий реализации программ дошкольного образования, условия реализации программ дошкольного образования.

На основании Федерального закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Обеспечение качества образования как приоритетной составляющей успешного развития и становления человека в обществе и его доступность для разных социальных групп населения остаются приоритетными задачами государственной политики в области образования Российской Федерации. Её основные направления определяются стратегическими документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования на 2012-2016 гг.», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года». Право детей на дошкольное образование и определение его как одного из уровней общего образования, актуализирует вопрос о качестве общего дошкольного образования, что требует поиска новых идей и эффективных механизмов оценки условий реализации образовательных программ дошкольного образования, пересмотра представлений об инструментарии оценивания.

Проблема состоит в том, что важность создания и оценки условий реализации образовательной программы дошкольного образования ограничивается недостаточностью и непроработанностью инструментария. Целью нашей работы стало рассмотрение различных диагностических практик в оценивании качества дошкольного образования.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт оценивания в образовании, следует отметить основные его ориентиры: оценка образовательных результатов и оценка условий реализации образовательных программ.

Отечественный опыт оценки образовательных результатов в основном осуществляется за счет использования различных шкал рейтингования. Зачастую в качестве основного критерия оценки в шкалах рейтингования используются уровень достижений учащихся, воспитанников (участие и победы в олимпиадах, конкурсах, результаты сдачи экзаменов). В настоящее время наметился ряд позитивных изменений, касающихся выделения основных критериев определения рейтинга образовательных организаций, а именно появление критериев оценки образовательных условий.

Оценка образовательных результатов в дошкольном образовании включает в себя диагностику, которая ориентирована на определение особенностей индивидуального развития детей дошкольного возраста, обусловленные эффективностью педагогических воздействий.

Следующим направлением оценивания в образовании является оценка условий реализации образовательных программ. Оценка условий реализации образовательных программ нашла отражение в гуманитарной экспертизе (А.Г. Асмолов, В.И. Бакштановский, С.Л. Братченко, Н. Гилье, Е.Л. Доценко, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Королева, Ф.С. Сафуанов, Г. Скирбекк, Г.Л. Тульчинский, А.У. Хараш, Б.Г. Юдин и др.); психолого-педагогической экспертизе в образовании (С.Д. Дерябо, Д.А. Иванов, Е.Б. Лактионова, Г.А. Мкртычян, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.); оценке психологической безопасности в образовании (И.А. Баева, В.В. Семикин и др.).

Согласно ФГОС ДО, основными условиями реализации образовательных программ дошкольного образования являются психолого-педагогические, кадровые, материально– технические, финансовые условия, что является важным показателем качества дошкольного образования [3].

Данные условия обеспечивают полноценное социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей дошкольного возраста. Соответственно данным условиям и необходимо осуществлять оценку условий реализации образовательной программы дошкольного образования.

В рамках оценивания условий реализации программ дошкольного образования возможно использование методики «Экспертиза предметно-пространственной среды образовательной организации» (И.А. Виноградова, Е.В. Иванова) [1, с.172]. В качестве критериев оценивания предметно-пространственной среды образовательной организации в данной методики выделены: блок оценки дизайна помещения образовательной организации, блок оценки пространства образовательной организации; блок наличия зон для двигательной активности; зон релаксации (расслабления); наличие личного пространства (зон для уединения); наличие свободного сегмента пространства (незаполненного пространства); наличие пространства для совместной деятельности со сверстниками, для индивидуальных занятий, блок оценки оборудования. Данная методика позволяет оценить материально-технические и психолого-педагогические условия реализации образовательных программ дошкольного образования.

Зарубежный опыт оценки в образовании включает оценку образовательных результатов (международные сравнительные исследования PISA, PIRLS, TIMSS, CIVIC, SITES, NAPLAN и др.) и оценку условий реализации образовательных программ (ECERS – R, ITERS – R, FCCERS – R, SACERS и др.).

Одной из наиболее востребованных, популярных и распространенных методик оценки образовательной среды являются шкалы ECERS. Шкала ECERS-R относится к методам оценки образовательной среды дошкольной образовательной организации. Основная задача дошкольного образования заключается в создании соответствующей образовательной среды развития детей дошкольного возраста. Это обстоятельство делает инструмент ECERS-R пригодным для применения в условиях дошкольного образования России, так как данный подход соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ставящего условия развития ребенка в центр образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Данная шкала представлена семью шкалами: пространство и обстановка, режим личной гигиены, мышление и рассуждение, занятия, взаимодействие, структура времени, родители и персонал, что позволяет оценивать психолого-педагогические ,кадровые, материально– технические условия реализации образовательных программ дошкольного образования.

В настоящий момент имеется адаптированный вариант шкалы ECERS-R для оценивания образовательной среды российских дошкольных образовательных организаций [2, с.40].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Таким образом, основным инструментом в оценивании качества дошкольного образования должны стать методики, нацеленные на изучение условий реализации образовательных программ дошкольного образования, а не только констатацию образовательных результатов. Именно такие методики помогут раскрыть образовательный потенциал образовательной организации, стать инструментом ее развития.

Список использованных источников

1. Виноградова И.А. Возможности оценки образовательной среды образовательной организации //Образовательная среда современного общества /Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н.В. Николаевой. Санкт-Петербург: Издательство: ООО «НИЦ АРТ», 2015. — С. 164-176.
2. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. — №7. — С.38–49.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.