Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности профессионального и эмоционального выгорания государственных служащих»

Аннотация: в статье особенности деятельности государственных служащих, причины снижения их эффективности, а также субъективные причины снижения профессиональных навыков и компетенций.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, государственный служащий.

В современной обществе, пронизанного бесконечными потоками информации становится актуальна проблема профессионального выгорания. Так, в постиндустриальном обществе главную роль играет отношение людей к работе и к ее постоянно растущим требованиям. Это приводит к тому, что люди лишаются уверенности в завтрашнем дне, устойчивости своего материального положения, социального статуса, в гарантии рабочего места, материального благополучия, усиливается конкуренция за хорошую и высокооплачиваемую работу [2, с. 69]. Столь неблагоприятные условия жизни и хронический стресс могут спровоцировать развитие профессионального выгорания, который по сути является дистрессом – третьей стадией общего адаптационного синдрома — стадией истощения.

Одним из факторов, способных оказывать прямое влияние на развитие данного синдрома является мотивация. Так, выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряжённая работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, теряется интерес к ней, новые поручения вызывают раздражение и негодование.

Исследования, проводимые в этой сфере, показывают, что выгорание развивается постепенно, вначале возникает эмоциональное истощение, безразличие к работе, затем обесценивание труда. Личность постепенно заменяет продуктивные подходы к деятельности, направленные на решение задач на деструктивные стратегии поведения, заключающиеся в уходе в себя и от проблем, отказе объективно воспринимать существующие проблемы.

Важно отметить, что проблема профессионального выгорания наиболее актуальна среди управленцев. Руководители подвержены большему стрессу, чем рядовые сотрудники в связи с тем, что на них возложено гораздо больше ответственности и различных функций деятельности, таких как умение предвидеть различные последствия от каждого применяемого решения, правильно интерпретировать различные ситуации. Чем выше статус руководителя, тем больше на него возлагается обязанностей. В результате руководитель может оказаться заложником огромного количества ожиданий от него окружения от подчиненных до клиентов и вышестоящего руководства, что приводит к серьезному внутреннему рассогласованию между тем, что он действительно хочет, и между тем, что ему приходиться делать.

Цель исследования – выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у государственных служащих. Для достижения цели была поставлена задача провести диагностику эмоционального выгорания среди государственных служащих.

В исследовании приняли участие 50 респондентов. Среди них по гендерному признаку 23 женщины и 27 мужчин в возрасте от 37 до 59 лет. Для диагностики профессионального выгорания и его структурных составляющих были использованы методики: кошка гитара.

Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Методика разработана для изучения степени профессионального «выгорания» и состоит из трех шкал: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений».

По результатам опроса интегральный показатель выгорания в высокой степени был выявлен у 19 человек. Это говорит о том, что у данных людей высокий уровень профессионального выгорания. Данные руководители эмоционально истощены, наблюдается негативизм по отношению к работе. Необходимо вводить профилактические меры, чтобы избежать чувство постоянной усталости, дезорганизации в работе, снижение восприимчивости, чувство апатии и другие психофизиологические расстройства.

Согласно значению интегрального показателя выгорания низкая степень профессионального выгорания представлена у – 27 %, средняя степень у – 37 %, высокая степень – 36 %. Это означает, что 37 % опрошенных наиболее склонны к профессиональному выгоранию. Наблюдаются первые признаки данного синдрома: приглушение и исчезновение положительных эмоций от процесса работы, повышается уровень тревожности и неудовлетворенности собой и своей деятельностью. У 36 % опрошенных с высоким уровнем профессионального выгорания проявляются признаки эмоционального истощения, повышенной раздражительности следствием чего выступают нервные срывы.

Диагностика «эмоционального интеллекта», разработанная Н. Холлом, направлена на выявление способностей понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Данная методика имеет 5 шкал «Эмоциональная осведомленность»,

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

«Управление своими эмоциями», «Самомотивация», «Эмпатия», «Распознавание эмоций других людей».

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям: 70 и более – высокий; 40-69 – средний; 39 и менее – низкий. Так, по результатам опроса «эмоционального интеллекта» интегральный показатель выгорания в высокой степени был выявлен у 16 человек.

Согласно значению интегрального показателя выгорания низкая степень представлена у – 40%, средняя степень у – 27%, высокая степень – 33%. Другими словами, среди опрошенных людей выявлено: 33% с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Это говорит о том, что руководители в гармонии с собой и другими, имеют способность понимать свои положительные и отрицательные возможности, понимать свои эмоции и эмоции других людей, стрессоустойчивость в кризисных ситуациях, принятие других людей такими  какие они есть. 40 % обладают низким уровнем эмоционального интеллекта. Наблюдается подавленность своими эмоциями, низкий самоконтроль, излишняя твердость и упрямство, низкая способность понимать и принимать во внимание чувства и мысли других людей, склонность к препирательству и обмену упреками.

Таким образом, основываясь на результатах данного исследования можно сказать о том, что роль эмоционального интеллекта взаимосвязано с эмоциональным истощением. То есть управленцы, с повышенным эмоциональным интеллектом способны управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих людей, направляя и их в нужно русло. У них низкая склонность к эмоциональному истощению, они активны, стрессоустойчивы, в меньшей степени испытывают такие симптомы как профессиональное выгорание. Эмоциональный интеллект является особенно востребованным в работе, связанной с постоянным общением. Так как, руководителям необходимо налаживать контакты, постоянно взаимодействовать с обществом необходимо, с одной стороны, задавать общий эмоциональный настрой, а с другой стороны – сохранять собственное спокойствие и здоровье, не поддаваясь стрессу. Обратная ситуация наблюдается у людей с низким уровнем эмоционального интеллекта. У них низкая адаптация в обществе, самооценка частое чувство вины, подавленное настроение. Они не склонны к детальному анализу собственных чувств и просто теряются в общем потоке. Такие люди наиболее склоны к эмоциональному истощению. Самомотивация рассматривается как часть эмоционального интеллекта. У таких людей синдром профессионального выгорания наступит ранее, нежели у тех, кто самомотирован.

Список использованных источников

1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 116 с.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 3-изд 2012. 336 c.
3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 3-изд 2013. 302 c.
4. Егоров И. А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организаций на выполнение управленческих функций: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2006. 24 c.
5. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1680

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке