Ключевые слова: профессиональное выгорание, государственный служащий.
В современной обществе, пронизанного бесконечными потоками информации становится актуальна проблема профессионального выгорания. Так, в постиндустриальном обществе главную роль играет отношение людей к работе и к ее постоянно растущим требованиям. Это приводит к тому, что люди лишаются уверенности в завтрашнем дне, устойчивости своего материального положения, социального статуса, в гарантии рабочего места, материального благополучия, усиливается конкуренция за хорошую и высокооплачиваемую работу [2, с. 69]. Столь неблагоприятные условия жизни и хронический стресс могут спровоцировать развитие профессионального выгорания, который по сути является дистрессом – третьей стадией общего адаптационного синдрома — стадией истощения.
Одним из факторов, способных оказывать прямое влияние на развитие данного синдрома является мотивация. Так, выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряжённая работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, теряется интерес к ней, новые поручения вызывают раздражение и негодование.
Исследования, проводимые в этой сфере, показывают, что выгорание развивается постепенно, вначале возникает эмоциональное истощение, безразличие к работе, затем обесценивание труда. Личность постепенно заменяет продуктивные подходы к деятельности, направленные на решение задач на деструктивные стратегии поведения, заключающиеся в уходе в себя и от проблем, отказе объективно воспринимать существующие проблемы.
Важно отметить, что проблема профессионального выгорания наиболее актуальна среди управленцев. Руководители подвержены большему стрессу, чем рядовые сотрудники в связи с тем, что на них возложено гораздо больше ответственности и различных функций деятельности, таких как умение предвидеть различные последствия от каждого применяемого решения, правильно интерпретировать различные ситуации. Чем выше статус руководителя, тем больше на него возлагается обязанностей. В результате руководитель может оказаться заложником огромного количества ожиданий от него окружения от подчиненных до клиентов и вышестоящего руководства, что приводит к серьезному внутреннему рассогласованию между тем, что он действительно хочет, и между тем, что ему приходиться делать.
Цель исследования – выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у государственных служащих. Для достижения цели была поставлена задача провести диагностику эмоционального выгорания среди государственных служащих.
В исследовании приняли участие 50 респондентов. Среди них по гендерному признаку 23 женщины и 27 мужчин в возрасте от 37 до 59 лет. Для диагностики профессионального выгорания и его структурных составляющих были использованы методики: кошка гитара.
Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Методика разработана для изучения степени профессионального «выгорания» и состоит из трех шкал: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений».
По результатам опроса интегральный показатель выгорания в высокой степени был выявлен у 19 человек. Это говорит о том, что у данных людей высокий уровень профессионального выгорания. Данные руководители эмоционально истощены, наблюдается негативизм по отношению к работе. Необходимо вводить профилактические меры, чтобы избежать чувство постоянной усталости, дезорганизации в работе, снижение восприимчивости, чувство апатии и другие психофизиологические расстройства.
Согласно значению интегрального показателя выгорания низкая степень профессионального выгорания представлена у – 27 %, средняя степень у – 37 %, высокая степень – 36 %. Это означает, что 37 % опрошенных наиболее склонны к профессиональному выгоранию. Наблюдаются первые признаки данного синдрома: приглушение и исчезновение положительных эмоций от процесса работы, повышается уровень тревожности и неудовлетворенности собой и своей деятельностью. У 36 % опрошенных с высоким уровнем профессионального выгорания проявляются признаки эмоционального истощения, повышенной раздражительности следствием чего выступают нервные срывы.
Диагностика «эмоционального интеллекта», разработанная Н. Холлом, направлена на выявление способностей понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Данная методика имеет 5 шкал «Эмоциональная осведомленность»,
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
«Управление своими эмоциями», «Самомотивация», «Эмпатия», «Распознавание эмоций других людей».
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям: 70 и более – высокий; 40-69 – средний; 39 и менее – низкий. Так, по результатам опроса «эмоционального интеллекта» интегральный показатель выгорания в высокой степени был выявлен у 16 человек.
Согласно значению интегрального показателя выгорания низкая степень представлена у – 40%, средняя степень у – 27%, высокая степень – 33%. Другими словами, среди опрошенных людей выявлено: 33% с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Это говорит о том, что руководители в гармонии с собой и другими, имеют способность понимать свои положительные и отрицательные возможности, понимать свои эмоции и эмоции других людей, стрессоустойчивость в кризисных ситуациях, принятие других людей такими какие они есть. 40 % обладают низким уровнем эмоционального интеллекта. Наблюдается подавленность своими эмоциями, низкий самоконтроль, излишняя твердость и упрямство, низкая способность понимать и принимать во внимание чувства и мысли других людей, склонность к препирательству и обмену упреками.
Таким образом, основываясь на результатах данного исследования можно сказать о том, что роль эмоционального интеллекта взаимосвязано с эмоциональным истощением. То есть управленцы, с повышенным эмоциональным интеллектом способны управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих людей, направляя и их в нужно русло. У них низкая склонность к эмоциональному истощению, они активны, стрессоустойчивы, в меньшей степени испытывают такие симптомы как профессиональное выгорание. Эмоциональный интеллект является особенно востребованным в работе, связанной с постоянным общением. Так как, руководителям необходимо налаживать контакты, постоянно взаимодействовать с обществом необходимо, с одной стороны, задавать общий эмоциональный настрой, а с другой стороны – сохранять собственное спокойствие и здоровье, не поддаваясь стрессу. Обратная ситуация наблюдается у людей с низким уровнем эмоционального интеллекта. У них низкая адаптация в обществе, самооценка частое чувство вины, подавленное настроение. Они не склонны к детальному анализу собственных чувств и просто теряются в общем потоке. Такие люди наиболее склоны к эмоциональному истощению. Самомотивация рассматривается как часть эмоционального интеллекта. У таких людей синдром профессионального выгорания наступит ранее, нежели у тех, кто самомотирован.
Список использованных источников
1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 116 с.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 3-изд 2012. 336 c.
3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 3-изд 2013. 302 c.
4. Егоров И. А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организаций на выполнение управленческих функций: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2006. 24 c.
5. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.