Ключевые слова: финансы, малый бизнес, управление финансами, финансовый план.

В последнее время появился небывалый рост заинтересованности в малом бизнесе, особенно в сферах, где не требуется значительных капиталовложений, множества работников и дорогостоящего оборудования. Малых предприятий особенно много в наукоемких видов производства, в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, а также их продажей.

Естественной задачей каждого предпринимателя является прибыльное ведение дела за счет оптимального использования имеющихся ресурсов, минимизации издержек и максимизации возможностей удовлетворения социально-экономических потребностей.

Слабая организация финансовой деятельности стала одной из главных причин разрушения предприятий малого бизнеса. Для малого бизнеса характерно единоличное владение, что означает, что предприниматель самостоятельно занимается финансами, снабжением, сбытом, рекламой и т.д. Однако, владелец не всегда может выполнять все функции самостоятельно, тогда ему приходится де-легировать свои полномочия и передавать ведение бухгалтерского и финансового учета на аутсорсинг [1].

По мере роста предприятия создается управленческая группа, включая бухгалтера, что ведет к отказу от аутсорсинга. Но даже при такой структуре организации многим малым фирмам приходится сталкиваться с непростыми проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, которые способствует разорению – нехватка знаний, в том числе и управленческих у владельцев этих предприятий. Поэтому для выживания они рано или поздно вынуждены обратиться в консалтинговые фирмы.

Как известно, надежным способом управления потоком денежных средств является финансовый план. Если не пренебрегать таким надежным инструментом управления, составлять план на месяц, год и больший период, то можно уверенно двигаться в выбранном направлении. Финансовый план в круп-
ной компании представляет собой объемный документ, в малом же бизнесе он будет состоять из тех же разделов, но содержать намного меньше деталей и вспомогательных документов.

Финансовый план включает:

• план активов и пассивов;
• расчет точки безубыточности;
• прогноз движения наличности.

Финансовый план на малых предприятиях является важным фактором повышения эффективности их деятельности, а также дает информацию о результатах финансовой работы по разным направлениям.

Следует отметить, что для малых предприятий характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, благодаря мобильности данного вида бизнеса, следовательно их доля во всех активах меньше, чем у средних и крупных предприятий в том же виде производства. Необходимо особое внимание уделять таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства [2].

Так как доступ на финансовый и денежный рынки для малых организаций чрезвычайно затруднен, малому бизнесу остается надеяться лишь на талант и ум руководителя для обеспечения достаточного объема денежных средств.

Владельцы малого бизнеса заинтересованы в максимизации рыночной стоимости своих предприятий, ведь их благосостояние напрямую зависит от их успеха, однако стоимость малого бизнеса не оценивается на финансовом рынке, поэтому ее довольно трудно определить. Стоит заметить, что если раньше малые предприятия не уделяли финансовому менеджменту достаточного внимания, то в настоящее время эта практика становится более распространенной, и даже более того – необходимостью в условиях жесткой конкуренции. Конкурентоспособность бизнеса может обеспечить исключительно правильное управление движением капитала и финансовых ресурсов [3].

Успех и развитие малого бизнеса сильно зависит от его финансирования, т.е. от привлечения необходимого капитала. Капитал нужен как на начальной стадии организации и открытия дела (основ-ной капитал), так и в дальнейшем для финансирования текущей деятельности (оборотный капитал). Особенностью малого бизнеса является ограниченность в финансовых ресурсах, поэтому изыскание необходимых денежных ресурсов и эффективное управление ими для большинства малых фирм является острой проблемой.

Источниками финансирования в малом бизнесе являются собственные и заемные средства. К собственным средствам относят: личные средства, прибыль, дебиторскую задолженность и т.д. Заемные средства представляют собой банковский кредит, кредит поставщиков, кредиты под активы и т.д. Естественно, что самый надежный и менее рисковый источник финансирования – собственные средства [4].

Еще одной особенностью управления финансами в малом бизнесе является налогообложение. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, небольшие фирмы могут самостоятельно выбирать режим уплаты обязательных платежей. В России существуют такие налоговые режимы для малого бизнеса: общая; упрощенная; единый налог на вмененный доход (ЕНВД); патентная система (только для ИП); единый сельскохозяйственный налог.

Таким образом, к особенностям налогообложения малого бизнеса относят: простоту ведения учета; минимальное количество документов для отчетности; относительно небольшой размер налоговой нагрузки [5].

В современных рыночных условиях малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другому, но и с крупным бизнесом. И существенное преимущество на рынке небольшим компаниям может обеспечить именно рациональное управление финансами предприятия. Потому и возрастает роль финансового менеджмента, целями которого являются выработка и применение наиболее эффективных методов для достижения стратегических и тактических целей.

Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что для результативной и эффективной деятельности необходимо внедрить финансовое управление на малом предприятии.

Список использованных источников

1. Свирчевский, В.Д. Управление малым бизнесом: Учеб. пособие / В.Д. Свирчевский. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 256 с.
2. Борисов, А.Н. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях / А.Н. Борисов // Финансовый менеджмент. – 2014. – № 6
3. Метелев, С.Е. Финансы торговых организаций: учебное пособие / С.Е. Метелев, В.П. Чижик. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 200 с.
4. Диденко, В.Ю. Оценка эффективности стратегического финансового управления организациями малого бизнеса / В.Ю. Диденко, Н.И. Морозко // Экономика и управление. – 2014. – № 2
5. Шохина, Д.Д. Особенности управления финансами малого бизнеса / Д.Д. Шохина // Экономика и социум. – 2016. –№1
6. Барбашова, С.А. Развитие малого предпринимательства Пензенской области/ С.А. Барбашова// Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сб. ст. III Всероссийской науч-но-практической конференции/под ред. В.Д. Коротнева.– Пенза, 2006.- С.138-140
7. Гуляев Г.Ю., Малова И.В., Устианова О.Е. Современные подходы к обеспечению конкуренто-способности региона, отрасли, предприятия: монография. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение» . – 2016. – 198 с.