Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Применение западных управленческих концепций в российской системе государственного управления»

Аннотация: в статье рассматривается основные западные управленческие концепции и выявляются возможности и условия их применения системе государственного управления РФ.

Ключевые слова: западные управленческие концепции, система государственного управления РФ, система государственного управления Пермского края.

В недавнем прошлом наша страна пережила кризис управления. Тогда как старый советский мир был разрушен, новый мир только начинает строиться – построен лишь каркас либерально-демократической системы, обсуждаются целесообразность и необходимость заимствования тех или иных принципов и мероприятий из западных управленческих концепций [7]. Россия – федеративное государство, и, несмотря на единство системы государственной власти, существует разграничение предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами РФ. Так, реализация мероприятий административной реформы на региональном уровне обретает особую специфику, детерминированную неповторимой историей, культурой, ресурсным потенциалом региона. В этой связи интересно проследить, чем отличается практика реализации принципов западных управленческих концепций в ходе проведения административной реформы в России на федеральном и региональном уровнях.

Пермский край наиболее интересен ввиду того, что, во-первых, представляет собой первый результат объединения двух субъектов РФ, во-вторых, выделился чередой губернаторов, политика которых подчас кардинально различалась.

Итак, западные управленческие концепции можно сопоставить следующим образом [1;2;3; 6]:

Таблица 1. Западные управленческие концепции 

Теперь сравним по данным критериям модели госуправления России и Пермского края, которые сложились в результате административной реформы.

1. Отношение к государству. С внедрением системы предоставления государственных услуг (в том числе в электронном виде и по принципу «одного окна») по данному критерию российская управленческая модель приближается к концепции нового государственного менеджмента (далее – NPM). Аналогично рассматриваем и модель Пермского края, где, помимо прочего, представители власти неоднократно проводили параллель между государством и корпорацией [4;8].

2. Отношение к гражданам и методы взаимодействия с институтами гражданского общества. По данным критериям российская модель тяготеет к постменеджериальным концепциям. Развитие института оценки регулирующего воздействия,антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов,повышение прозрачности свидетельствуют об усилении влияния общественного контроля и переориентируют отношение к гражданам на принципы «хорошего» управления. А с созданием общественных советов при органах государственной власти (далее – ОГВ) методом взаимодействия становится партнерство, происходит развитие общественной коммуникации (принципы концепции политических сетей).Пермский край тоже приближается к данным концепциям, но инструменты взаимодействия с гражданами здесь проработаны хуже (например, оценка гражданами деятельности руководителей ОГВ – нет методологии и критериев оценки, в открытом доступе нет данных по достижению показателей). В то же время методы взаимодействия с институтами гражданского общества  в крае  проработаны  лучше  (более  чем десятилетний опыт гражданского контроля является абсолютным феноменом в РФ по результативности, существует практика специализированного гражданского воздействия на изменение качества деятельности органов власти)[5].

3. Организационная структура иправовая основа деятельности государственных органов и государственных служащих. По этим критериям российская управленческая модель соответствует концепции рациональной бюрократии М. Вебера [1]. Даже с внедрением элементов проектного управления до сих пор не перестают существовать аппарат чиновников, четкая иерархия и разделение полномочий и ответственности. А внедрение в органах исполнительной власти (далее – ОИВ) жестко регламентированного порядка внутренней деятельности говорит о высоком значении точных правил и законов. Модель управления Пермского края также соответствует бюрократической концепции в частиправовой основы деятельности ОГВ и госслужащих, в то время как в плане организационной структуры край шагнул дальше. Регион стал «пионером» по внедрению функционально-целевой модели, была разработана система цели-задачи-показатели для эффективности функционирования ОИВ, были на практике разделены функции заказчика и подрядчика, что является воплощением принципов NPM.

4. Направленность политики управления в рамках концепции и критерий оценки деятельности органов власти. По этим критериям и общероссийская модель, и модель Пермского края могут рассматриватьсякак сочетание элементовNPM, «хорошего» управления и политических сетей. Можно выделить две группы мероприятий. К элементам NPMотносятся: упразднение дублирующихся функций и разделение полномочий между ОИВ (преследовало сокращение издержек на содержание ОИВ, повышение эффективности реализации полномочий), проектное управление (Пермский край больше преуспел в его реализации[5]), бюджетирование, ориентированное на результат и пр. Элементыконцепций «хорошего» управления и политических сетейвоплощаются в следующем: многофункциональные центры (становится возможным рассматриватьэффективность через сокращение издержек на коммуникацию и бюрократические процедуры), проект «Российская общественная инициатива», механизмы гражданского контроля. Эти мероприятия исходили из того, что диалог между властью и обществом, построенный на взаимном доверии, необходим для качественного управления, решения общих проблем.

Несмотря на вышесказанное, нельзя говорить о полном отходе от бюрократических принципов; с реализацией тех или иных мероприятий Федерация и регион только приблизились к практическому воплощению западных идей.

Как видно из проведенного исследования, западные управленческие концепции вписываются в практику отечественного управления как на федеральном, так и на региональном уровне. Причем их принципы могут проявляться на региональном уровне в большей или меньшей степени по сравнению с федеральным. Кроме того, субъект РФ способен внедрить те или иные элементы раньше Центра. Возможно, предоставление большей свободы в выборе инструментов управления позволит субъектам РФ более комплексно подойти к их реализации.

Список использованных источников

1. Вебер М. Избранные произведения [Электронный ресурс]. URL: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/veber/1/ (дата обращения: 25.02.2017).
2. Кожемякина Е. Право на «goodgovernance» как новый элемент гражданских прав в странах переходного периода [Электронный ресурс]. URL: https://rauresearch.wordpress.com/category/елена-кожемякина / (дата обращения: 22.03.2017).
3. Костюченко О. В. Политические сети в государственном управлении [Электронный ресурс]. URL:http://cheloveknauka.com/politicheskie-seti-v-gosudarstvennomupravlenii (дата обращения: 17.03.2017).
4. Красильников Д. Г., Троицкая Е. А. Новый государственный менеджмент и административная реформа в Пермском крае [Электронный ресурс]//ArsAdministrandi:ежегодник – 2009. Пермь, 2009. С. 74–84. URL:http://arsadministrandi.com/article/Krasilnikov_Troickaya_2009_1.pdf (дата обращения: 15.04.2017).
5. Пермский гражданский доклад «О качестве власти» Центра гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ [Электронный ресурс]. URL:http://granycenter.org/civic-participation/doklad-o-vlasti (дата обращения: 15.04.2017).
6. Сморгунов Л. В. Политические сети, информационные технологии и публичное управление: переход от концепции «e-government» к «e-governance»//Материалы VIII Всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества – Интернет и современное общество». СПб, 2005. С. 160–161.
7. Толстогузова О. С. Заимствование элементов западных управленческих концепций в отечественном государственном управлении в ходе проведения административной реформы// Сборник тезисов межвузовской конференции «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления глазами молодых ученых». Пермь, 2016. С.86–90.
8. Чиркунов О. А. Государство и конкуренция// Экономическая политика. 2008. № 1. С. 196.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

949

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке