Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Совершенствование порядка исполнения судебных актов»

Аннотация: В работе исследуются актуальные проблемы при исполнении судебных решений. На основе проекта «Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011-2020 годы) анализируются подходы законодателя к разрешению существующих вопросов, выдвигаются предложения по совершенствованию работы исполнительной системы в Российской Федерации.

Ключевые слова: судебные акты, исполнительная система, реформирование, федеральная служба судебных приставов, пристав-исполнитель.

В соответствии с материалами доклада о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2015 г. было возбуждено 45,6 миллионов исполнительных производств. Общее же количество дел, находящихся на производстве, составило 69,9 миллионов [1]. ФССП не справляется с таким колоссальным количеством дел, что существенно затягивает процесс исполнения судебных актов. Данная статистика явно говорит об актуальности вопроса реформирования системы исполнительного производства.

Для решения данных проблем законодателем была разработан проект программы Минюста России от 16 февраля 2011 года «Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011-2020 годы) [2]. В данной программе отражены основные проблемы при исполнении судебных решений, возможные пути их решения, различные статистические данные.

В целях совершенствования системы исполнения судебных актов упомянутый выше проект предусматривает увеличение численности аппарата ФССП РФ с помощью повышения престижа должности судебного пристава-исполнителя. На наш взгляд, данная идея имеет слишком много минусов. В первую очередь, сама идея об увеличении штата кажется практически невыполнимой – для привлечения новых сотрудников необходимо больше материальных затрат как на обеспечение оплаты труда приставам-исполнителям, так и на обеспечение материально-технической составляющей их деятельности. Во-вторых, необходимо учитывать и кадровый голод в ФССП – постоянно открыты вакансии, однако мало кто хочет работать в указанной сфере. Причиной нежелания граждан работать в качестве приставов является негативное сочетание рабочей нагрузки и оплаты труда. В Саратове, за колос-сальный объём работ, пристав-исполнитель получает чуть больше 14 000 рублей [3]. Стоит, однако, отметить, что прослеживаемая в программе мысль о повышении престижа указанной должности представляется одним из приоритетных направлений развития.

Сегодня в разработке находится законопроект «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования порядка исполнения судебных актов)», внесенный Министерством Юстиции РФ [4]. Данный законопроект подразумевает внесение изменений в гражданский и арбитражный процессуальные кодексы, предусматривающих предоставление добросовестным должникам возможности выполнить судебное решение добровольно без возбуждения исполнительного производства. При этом срок для добровольного исполнения составит 1 месяц со дня вступления судебного акта в законную силу. Одновременно законопроект предусматривает возложение обязанности разъяснять срок и порядок исполнения принятого решения, а также последствия его обращения к принудительному исполнению на председательствующего после объявления решения суда. На наш взгляд, данный путь реформирования положителен – увеличение срока добровольного исполнения должником возложенной на него обязанности позволит «разгрузить» ФССП.

Долгосрочной программой предусматривается модернизация системы принудительного исполнения судебных актов в целом, т.е. речь идет об определенных реформах непосредственно затрагивающих структуру службы судебных приставов. В рамках исполнения данной цели будет учитываться опыт зарубежных стран. Положения проекта прямо декларируют нецелесообразность перехода исполнительной системы России на преимущественно частную систему исполнения судебных решений (по примеру Франции). Устанавливается, что «организационной основой повышения эффективности исполнения судебных актов должна стать модернизированная государственная система принудительного исполнения судебных актов с участием негосударственных субъектов в тех сферах, в которых существует возможность делегирования соответствующих полномочий частным лицам для повышения эффективности исполнительного производства» [2]. Исходя из данного тезиса, можно сделать вывод, что законодатель ведет речь о смешанной системе производства.

На наш взгляд, это довольно удачное направление реформирования. В Республике Казахстан с 2010 года начала действовать смешанная система принудительного исполнения; функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей. Государственный судебный исполнитель является государственным служащим. Частные судебные исполнители получают вознаграждение за исполнение исполнительных документов в виде оплаты за их деятельность, которая подлежат взысканию с должника по исполнительному производству. Установлено равенство прав и обязанностей частных и государственных судебных исполнителей по подведомственным категориям дел.

Подобная система взыскания имеет ряд существенных плюсов. В частности, частный судебный исполнитель мотивирован на эффективную работу, поскольку его вознаграждение прямо зависит от результатов исполнения. Основным же плюсом будет являться существенное облегчение службы государственных приставов-исполнителей. Однако, какими бы не были плюсы, любая система не будет реализовываться на практике в полную силу, если не будет развита добровольность исполнения судебных актов. Вопрос о добровольности представляется наиболее сложным, т.к. в первую очередь это будет зависеть не от законодателя, а от конкретной личности и конкретного случая.

Таким образом, стоит сделать следующие выводы. Во-первых, система принудительного исполнения судебных решений в РФ требует серьёзного и глубоко реформирования. Во-вторых, в рамках борьбы с правовым нигилизмом необходимо увеличивать количество добровольно исполняемых гражданами судебных документов. На наш взгляд, добровольное исполнение обязательств поможет не только существенно облегчить работу ФССП, но и снизить количество рассматриваемых в судах дел в целом.

Список использованных источников

1. Доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2015 году. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. URL: http://fssprus.ru/files/fssp/db/files/201603/doklad_fssp_2015_201632939.pdf (дата обращения: 19 сентября 2016 г.)
2. «Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011-2020 годы): Проект программы Министерства Юстиции от 16 февраля 2011 года. [Электронный ресурс] // СПС «Право.ru». URL: http://docs.pravo.ru/document/view/10963602/5775593/ (дата обращения: 19 сентября 2016 г.)
3. Обзор статистики зарплат профессии Судебный пристав исполнитель в Саратовской области. [Электронный ресурс] // URL: http://saratovskaya-oblast.trud.com/salary/67482/79242.html (дата обращения: 19 сентября 2016 г.)
4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования порядка исполнения судебных актов)» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=47211 (дата обращения: 19.09.2016)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1234

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке