Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Совершенствование системы оценки эффективности региональных исполнительных органов власти»

Аннотация: в статье выявляются недостатки ситемы оценки эффективности региональных исполнительных органов власти. А также предлагаются меры по ее совершенствованию.

Ключевые слова: оценка эффективности органов власти, региональное управление, исполнительная власть.

Реформирование системы государственного управления – процесс непрерывный и логически оправданный. Перед органами власти стоит задача – соответствовать вызовам времени, совершенствуясь и адаптируя систему управления новым условиям экономических, политических, социальных процессов, происходящих внутри страны и на мировой арене. Осложняется процесс реформирования системы управления в современной России предшествующим семидесятилетним периодом плановой экономики, государственной монополии на средства производства, слабо развитых внешнеэкономических связей.

Целенаправленное, поступательное, планомерное совершенствование системы управления в Российской Федерации зародилось в 2000-е годы, когда после распада Советского Союза страна, пережив кризис, начала демонстрировать позитивные изменения во всех сферах общественной жизни. Одной из важнейших задач административной реформы новое руководство страны видело в переосмыслении роли чиновничьего аппарата, методов и принципов внутриорганизационного взаимодействия, распределения полномочий и функций [4].

Административно-территориальное устройство Российской Федерации обуславливает огромную роль регионов в реализации основных принципов и мероприятий проводимых преобразований. В этой связи появляется потребность в адекватной и объективной оценке эффективности их деятельности, одноранговых параметрах для сравнения регионов, позволяющих оценить именно усилия региональных чиновников по улучшению социально-экономической ситуации, исключая влияние стартовых условий и ресурсов.

В настоящее время основополагающей методикой оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации является перечень показателей, установленных Указом Президента №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 21.08.2012 года [2], и соответствующая методика, утвержденная Правительством Российской Федерации [1], а также ряд дополнительных показателей.

В рамках настоящего исследования при проведении анализа указанных нормативных правовых актов удалось установить, что в методике присутствует ряд недоработок. Во-первых, сложность оценки, вызванная достаточно большим количеством показателей – всего в основополагающих документах их шестьдесят шесть. Во-вторых, среди показателей присутствуют те, которые друг друга дублируют или находятся в иерархическом подчинении – соотносятся как общее и частное. В-третьих, имеются показатели, на которые органы исполнительной власти не могут оказать прямого влияния, а также такие, по которым оценивать эффективность деятельности не представляется возможным – общие показатели, являющиеся следствием комплексного социально-экономического развития. В-четвертых, в самой методике допущена еще одна существенная методологическая ошибка – отсутствие разграничения между объективными и субъективными показателями. Следовательно, анализируя федеральное законодательство, закрепляющее систему оценки органов исполнительной власти регионов, можем заключить, что сегодня имеется ряд методологических неточностей, которые в свою очередь искажают объективные заслуги или промахи региональных управленцев конкретных субъектов.

В целях устранения выявленных недочетов в системе оценивания регионального управления в исследовании был применен адаптированный для изучения предмета исследования метод Дельфи, основной принцип которого — многоступенчатость и анонимность экспертов, что исключает давление группы или мнения ее конкретного члена [3]. Следовательно, данный метод позволяет найти оптимальные показатели, учитывая разносторонние точки зрения и суждения, увидеть различия в подходах к определению системы показателей между группами экспертов.

В результате было установлено, что из списка показателей, содержащегося в Указе Президента №1199 «Об оценке эффективности», в итоговый список эксперты включили только один. Полагаем, что различия свидетельствуют о том, что эксперты, непосредственно работающие на территориях, имеют отличную точку зрения на систему показателей от официально установленного перечня, что характерно по большинству показателей и для исследователей, и для государственных служащих, принявших участие в «голосовании».

В ходе исследования были установлены и принципиальные различия в подходах к оценке эффективности региональных ИОГВ по некоторым пунктам между исследователями и чиновниками. В области экономической политики между группами экспертов были разногласия по показателям, касающимся гос-долга и объема ВРП на душу населения, – этим критериям приоритет отдали ученые, а также по субъективному показателю, связанному с оценкой условий ведения бизнеса – выделили госслужащие.

По блоку «социальная политика» на протяжении всего исследования прослеживалась характерная для многих госслужащих точка зрения, что органы власти, в первую очередь, создают инфраструктуру, а на другие элементы социального развития влияют в меньшей степени. Инфраструктурный блок практически не вызвал разногласий у экспертов.

Таким образом, в ходе исследования был сформирован список показателей, которые, по мнению экспертов в наибольшей степени позволяют оценить эффективность деятельности региональных властей. Всего в него вошло пятнадцать основополагающих показателей, на динамику которых органы власти способны оказывать прямое воздействие, которые отражают корреляцию между усилиями региональных чиновников и результатами социально-экономического развития региона. Кроме того, были устранены методологические противоречия в методике построения рейтинга регионов.

В первую очередь, при проведении оценки целесообразно использовать наряду с объективными показателями субъективные, не суммируя их значения, а сопоставляя. Такими показателями могут быть «оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации» (из существующей методики), «оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата» (оценивался экспертами) и «удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг и состоянием инфраструктуры», что позволит оценить социальные условия жизни граждан. Сопоставляя две группы показателей, мы получим реальную и объективную оценку деятельности ИОГВ в случае совпадения тенденций значений показателей.

Список использованных источников

1. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № 1142. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 года № 1199. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Кузьмин А. М. Метод Дельфи [Электронный ресурс]: // Центр креативных технологий. URL: https://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0013/ (дата обращения: 16.05.2017).
4. Парисон Н., Эванс Г. Административная реформа в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2005. №2. Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru (дата обращения: 16.05.2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1103

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке