Ключевые слова: налоговая система, проблемы налоговой системы, противоречия налоговой системы, меры совершенствования налоговой системы, условия эффективности налоговой системы.
Налоговая система в Российской Федерации была основана в 1991 году, и она включала в себя различные аспекты налогообложения других стран с уже сформированной рыночной экономикой. Изначально законодательство о налогах включала более 40 платежей, которые видоизменялись и дополнялись. В результате такого обширного количества налогов и сборов возникла проблема с взимания налоговых платежей. Лишь к 2000 году налоговая система достигает упрощенного вида. Пропала необходимость подразделять налоги на различные виды в самом бюджете, что позволило минимизировать издержки при пополнении казны, а так же обеспечить налогоплательщику доступность в понимании. Но говорить о совершенстве современной налоговой системы не приходится, так же как и нельзя сказать о том, что она в полной мере исполняет две свои основные функции: предоставляет правительству необходимые доходы и в то же время является справедливой.
Б. Х. Алиев выделяет ряд недостатков российской налоговой системы
1. преимущественно фискальный характер налоговой системы -это замедляет осуществле-ние регулирующей и стимулирующей функции;
2. неэффективная система ставок подоходного налога с физических лиц;
3. недостаточный контроль сбора налогов, в результате налогоплательщики склонны к со-крытию своих доходов, вследствие чего, по разным оценкам от 30 до 50% налоговых платежей недо-получает бюджетная система РФ;
4. растет неэффективность существующих льгот;
5. постоянные изменения, вносимые в налоговое законодательство[1].
За региональными и местными бюджетами фиксированы налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов
Кроме того, многие экономисты говорят о том. что действующая налоговая система России имеет ряд противоречий. Например, Оломская Е. В. выделяет следующие противоречия налоговой системы:
Во-первых, это отсутствие системного подхода к формированию налогового законодательства, а, следовательно, налогового учета. Налоговое законодательство не отвечает критериям системности. Налоги и методики их исчисления существуют сами по себе, в том время как в налоговой системе они должны представляться во взаимосвязи и совокупности, образуя целостную систему.
Во-вторых, введение в налоговом кодексе собственных трактовок понятий, отличных от принятых в других нормативно — правовых актах. Так, например, Налоговый кодекс дает определения таким тер-минам как «товар», «работа», «имущество», в то время как содержание данных понятий определено в Гражданском кодексе РФ.
В-третьих, отсутствие принципов налогового учета. Налоговый кодекс провозглашает принцип последовательности учетной политики, согласно нему вносить изменения в кодекс можно лишь с начала нового финансового года. Однако на самом деле новые корректировки вносятся значительно чаще.
В-четвертых, сложность налогового учета и неоправданно высокие затраты на его ведение[2].
Исходя из описанных выше проблем и противоречий современной налоговой системы, можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РФ, механизм взимания налогов и ведение налогового учета являются недостаточно совершенным и требует корректировки.
Устранение возникших проблем требует реформирования существующей налоговой системы. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы, которая бы удовлетворяла всех налогоплательщиков и исключала возможность уклонения от уплаты налогов.
К. С. Григорьева утверждает, что для соблюдения баланса интересов субъектов налоговых от-ношения необходимо, чтобы налоговая система была справедливой по вертикали и горизонтали, эффективной, гибкой, экономически нейтральной, простой и контролируемой. Для этого должен выполняться ряд условий:
1. налоговая система должна соответствовать принципу эффективности, как при разработке и внедрении законопроектов в области налогообложения, так и при расходовании собранных средств;
2. налогообложение должно в равной степени применяться ко всем гражданам, однако это не значит, что налоги не подлежать дифференциации, дифференциация должна производится по определенным критериям, которые соответствуют в данном обществе понятию справедливости и которые связаны с действиями индивидуума, а не с их врожденными качествами;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
3. налоговая система должна быть гибкой, то есть способной адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов;
4. необходима «прозрачность» государственных расходов для тех, кто платит налоги;
5. налоговой системе должны в большей степени отражаться современное состояние и развитие экономики, финансов, в частности государственных расходов, роль государства[3].
Исходя их этого, можно сделать вывод о том, что эффективная налоговая система должна быть основана на согласовании интересов государства, общества и отдельных его граждан.
Ряд экономистов считаю, что налоговую систему России необходимо изменить кардинально. Однако существуют мнения и о том, что современная налоговая система приспособлена и адаптирована к российской экономике и не требует кардинальных изменений.
Так, например , И. А. Майбуров утверждает, что необходимо обеспечить преемственности и ста-бильность налоговой системы, а не полностью менять всю систему, не зная к какому результату это может привести. По его мнению, налоговая система демонстрирует увеличение налогового бремени в
период устойчивого экономического роста и уменьшение – в период кризиса, поэтому она удовлетворяет потребностям экономического развития страны и требует лишь точечных изменений[4].
Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному собранию РФ в среднесрочной перспективе планируется провести ряд мер, способствующих совершенствованию налоговой системы России:
1. дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским;
2. повышение качества налогового администрирования;
3. реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения;
4. завершение работы по внесению в законодательство изменений, касающихся налогообложения имущества;
5. реализация мер по стимулированию развития малого предпринимательства.
В настоящее время налоговая политика прогнозируется на среднесрочный период. Однако важно разработать долгосрочную налоговую политику, которая позволит формировать долгосрочные меры по решению ряда проблем в сфере налогообложения.
Список использованных источников
1. Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России//Финансы и кредит. -2013.- №42.-С. 43
2. Оломская Е. В. Основные противоречия в системе нормативного регулирования налогового учета и пути их преодоления// Вестник Адыгейского государственного университета.- 2014. -№1. — С. 5
3. Григорьева К. С. Противоречия интересов и конфликтов в системе налоговых отношений//Вестник Томского государственного университета. -2012.- №1.- С. 4
4. Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования//Финансы.- 2012.- №8.- С.45