Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Современные проблемы и тенденции налоговой системы России»

Аннотация: Налогообложение сложный процесс, требующий постоянного контроля. От того насколько грамотно построена налоговая система зависит эффективность функционирования всей экономики. Поэтому важно определить основные проблемы действующей налоговой системы и принять мер по ее совершенствованию.

Ключевые слова: налоговая система, проблемы налоговой системы, противоречия налоговой системы, меры совершенствования налоговой системы, условия эффективности налоговой системы.

Налоговая система в Российской Федерации была основана в 1991 году, и она включала в себя различные аспекты налогообложения других стран с уже сформированной рыночной экономикой. Изначально законодательство о налогах включала более 40 платежей, которые видоизменялись и дополнялись. В результате такого обширного количества налогов и сборов возникла проблема с взимания налоговых платежей. Лишь к 2000 году налоговая система достигает упрощенного вида. Пропала необходимость подразделять налоги на различные виды в самом бюджете, что позволило минимизировать издержки при пополнении казны, а так же обеспечить налогоплательщику доступность в понимании. Но говорить о совершенстве современной налоговой системы не приходится, так же как и нельзя сказать о том, что она в полной мере исполняет две свои основные функции: предоставляет правительству необходимые доходы и в то же время является справедливой.

Б. Х. Алиев выделяет ряд недостатков российской налоговой системы

1. преимущественно фискальный характер налоговой системы -это замедляет осуществле-ние регулирующей и стимулирующей функции;
2. неэффективная система ставок подоходного налога с физических лиц;
3. недостаточный контроль сбора налогов, в результате налогоплательщики склонны к со-крытию своих доходов, вследствие чего, по разным оценкам от 30 до 50% налоговых платежей недо-получает бюджетная система РФ;
4. растет неэффективность существующих льгот;
5. постоянные изменения, вносимые в налоговое законодательство[1].

За региональными и местными бюджетами фиксированы налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов

Кроме того, многие экономисты говорят о том. что действующая налоговая система России имеет ряд противоречий. Например, Оломская Е. В. выделяет следующие противоречия налоговой системы:

Во-первых, это отсутствие системного подхода к формированию налогового законодательства, а, следовательно, налогового учета. Налоговое законодательство не отвечает критериям системности. Налоги и методики их исчисления существуют сами по себе, в том время как в налоговой системе они должны представляться во взаимосвязи и совокупности, образуя целостную систему.

Во-вторых, введение в налоговом кодексе собственных трактовок понятий, отличных от принятых в других нормативно — правовых актах. Так, например, Налоговый кодекс дает определения таким тер-минам как «товар», «работа», «имущество», в то время как содержание данных понятий определено в Гражданском кодексе РФ.

В-третьих, отсутствие принципов налогового учета. Налоговый кодекс провозглашает принцип последовательности учетной политики, согласно нему вносить изменения в кодекс можно лишь с начала нового финансового года. Однако на самом деле новые корректировки вносятся значительно чаще.

В-четвертых, сложность налогового учета и неоправданно высокие затраты на его ведение[2].

Исходя из описанных выше проблем и противоречий современной налоговой системы, можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РФ, механизм взимания налогов и ведение налогового учета являются недостаточно совершенным и требует корректировки.

Устранение возникших проблем требует реформирования существующей налоговой системы. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы, которая бы удовлетворяла всех налогоплательщиков и исключала возможность уклонения от уплаты налогов.

К. С. Григорьева утверждает, что для соблюдения баланса интересов субъектов налоговых от-ношения необходимо, чтобы налоговая система была справедливой по вертикали и горизонтали, эффективной, гибкой, экономически нейтральной, простой и контролируемой. Для этого должен выполняться ряд условий:

1. налоговая система должна соответствовать принципу эффективности, как при разработке и внедрении законопроектов в области налогообложения, так и при расходовании собранных средств;

2. налогообложение должно в равной степени применяться ко всем гражданам, однако это не значит, что налоги не подлежать дифференциации, дифференциация должна производится по определенным критериям, которые соответствуют в данном обществе понятию справедливости и которые связаны с действиями индивидуума, а не с их врожденными качествами;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

3. налоговая система должна быть гибкой, то есть способной адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов;

4. необходима «прозрачность» государственных расходов для тех, кто платит налоги;

5. налоговой системе должны в большей степени отражаться современное состояние и развитие экономики, финансов, в частности государственных расходов, роль государства[3].

Исходя их этого, можно сделать вывод о том, что эффективная налоговая система должна быть основана на согласовании интересов государства, общества и отдельных его граждан.

Ряд экономистов считаю, что налоговую систему России необходимо изменить кардинально. Однако существуют мнения и о том, что современная налоговая система приспособлена и адаптирована к российской экономике и не требует кардинальных изменений.

Так, например , И. А. Майбуров утверждает, что необходимо обеспечить преемственности и ста-бильность налоговой системы, а не полностью менять всю систему, не зная к какому результату это может привести. По его мнению, налоговая система демонстрирует увеличение налогового бремени в
период устойчивого экономического роста и уменьшение – в период кризиса, поэтому она удовлетворяет потребностям экономического развития страны и требует лишь точечных изменений[4].

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному собранию РФ в среднесрочной перспективе планируется провести ряд мер, способствующих совершенствованию налоговой системы России:

1. дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским;
2. повышение качества налогового администрирования;
3. реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения;
4. завершение работы по внесению в законодательство изменений, касающихся налогообложения имущества;
5. реализация мер по стимулированию развития малого предпринимательства.

В настоящее время налоговая политика прогнозируется на среднесрочный период. Однако важно разработать долгосрочную налоговую политику, которая позволит формировать долгосрочные меры по решению ряда проблем в сфере налогообложения.

Список использованных источников

1. Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России//Финансы и кредит. -2013.- №42.-С. 43
2. Оломская Е. В. Основные противоречия в системе нормативного регулирования налогового учета и пути их преодоления// Вестник Адыгейского государственного университета.- 2014. -№1. — С. 5
3. Григорьева К. С. Противоречия интересов и конфликтов в системе налоговых отношений//Вестник Томского государственного университета. -2012.- №1.- С. 4
4. Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования//Финансы.- 2012.- №8.- С.45

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1873

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке