Ключевые слова: банк, потребительский кредит, кредитор, заемщик.
Кредитование является неотъемлемой частью экономики каждой страны, исключением в данном случае не является и Российская Федерация. Такой вид экономической деятельности приносит выгоду как предприятиям и частным лицам, так и кредитным организациям и частным инвесторам.
В свою очередь потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций, так как он представляет собой одну из наиболее удобных форм кредитования для населения. В настоящее время потребительское кредитование в России является одним из приоритетных направлений развития банковского сектора.
Потребительское кредитование представляет собой взаимосвязанный комплекс организационно-функциональных, юридических и экономических процедур, которые составляют механизм взаимодействия кредитной организации с физическим лицом по поводу предоставления потребительских кредитов [3]. В настоящее время под этим понятием подразумевается приобретение товаров с выплатой его стоимость по частям и уплатой процентов по договору, либо денежный заем на покупку необходимого товара.
В последнее время российский рынок потребительского кредитования переживает стадию стремительного развития. В результате, можно обобщить основные тенденции потребительского кредитования.
В первую очередь необходимо отметить стремительный рост объемов потребительского кредитования, который можно объяснить следующими основными факторами: удешевление потребительских кредитов, упрощение требований к заёмщикам за счет усиления конкуренции на рынке, рост благосостояния россиян, заинтересованность розничной торговли продажей товаров в кредит, так как это расширяет круг потенциальных клиентов розничной сети [4].
Во-вторых, рынок потребительского кредитования можно охарактеризовать неравномерностью регионального развития. Например, в 17 субъектах Российской Федерации задолженность по потребительским кредитам на начало 2015 г. составила менее 5%, а в 8 субъектах соответственно более 15%.
В-третьих, в этом секторе экономики заметно усиление дочерних структур иностранных банков, в среднем доля иностранцев на отечественном рынке увеличивается примерно на 1,4% в год. Иностранные банки отличаются от российских наличием отработанной технологии взаимодействия с физическими лицами, продуманных маркетинговых и рекламных стратегий, сильного бренда. Именно поэтому многие иностранных банки, которые начали заниматься кредитованием населения России некоторое время назад, достаточно быстро смогли выйти в число лидеров.
В-четвертых, необходимо отметить, что произошел качественный сдвиг в системе управления кредитными организациями. Положительной тенденцией является то, что высшее руководство российских банков понимает и осознает необходимость использования инновационных подходов к управлению кредитной организацией, в свою очередь это способствует развитию потребительского кредитования [4].
Таким образом, потребительское кредитование в целом в Российской Федерации развивается довольно динамично.
Однако несмотря на все положительные тенденции развития потребительского кредитования в России, можно проследить и некоторые актуальные проблемы, а так же выявить возможные пути решения обнаруженных проблем.
Во многом проблемы потребительского кредитования объясняются мировым финансовым кризисом, который существенно повлиял на данный сектор экономики, а так же снижением уровня реальных доходов населения страны и многими другими причинами. В качестве наиболее значимой причины можно выделить насыщение рынка, так как практически у каждого платежеспособного члена населения уже имеется потребительский кредит, поэтому у него нет необходимости или желания брать новый кредит.
К основным проблемам российского рынка потребительского кредитования можно отнести:
— проблемы, связанные с отсутствием специализированной законодательной базы, которая в нашей стране практически отсутствует. На основании опыта зарубежных стран, можно сделать вывод, о необходимости создания конкретно специализированной законодательной базы;
— проблемы недобросовестной конкуренции, а также связанная с ней информационная проблема, которая выражается в том, что заемщики не всегда имеют полную информацию о потребительском кредите;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
— проблема высоких затрат, связанных с организацией и проведением кредитных операций, это обусловлено отсутствием достаточной автоматизации процессов оформления и сопровождения потребительских кредитов;
— проблема маркетинга в кредитных организациях, которая может быть разрешена при формировании индивидуальных условий кредитования для каждого конкретного заемщика;
— проблемы, связанные с управлением кредитным риском, которые возникли в результате того, что во многих кредитных организациях управление рисками носило несистемный, отрывочный характер [5].
Принимая во внимание все проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в России, можно сказать, что в целом его динамика в 2016 и последующих годах будет определяться со-стоянием макроэкономической ситуации.
Список использованных источников
1. Васильева А.С., Васильева П.А Особенности потребительского кредитования в России в современных условиях// Банковское дело. – 2013 — №39. – с. 27-30.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ./ Котлер Ф. 10-е изд – СПб.: Питер, 2000. – 749 с.
3. Непомнящий А.В. Вопросы развития банковского потребительского кредитования и некоторые проблемы его совершенствования // Банковские услуги. – 2008. — №1.
4. Степанова О.А., Орлова С.А., Шпортова Т.В. Потребительское кредитование в России: про-блемы и пути решения// Фундаментальные решения. – 2015 — № 2.
5. Лукашевич Н.С. О проблемах и тенденциях развития потребительского кредитования в Рос-сии // Актуальные вопросы экономических наук – 2009. — №4.