Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Современные программы лояльности коммерческих банков»

Аннотация: В статье рассматривается проблема распространения банковских карт как одного из способов развития безналичных расчетов, что способствует снижению наличных денежных средств в об-ращении. Авторами проанализированы способы стимулирования безналичных расчетов, а также предложены различные программы поощрения, сash-back схемы, виды кобрендинговых карт.

Ключевые слова: банковские карты, кобрендинговые карты, партнерские программы, сash-back схемы.

В современном мире, сложно представить человека, который бы не пользовался банковскими картами. Благодаря своим преимуществам и обширным возможностям это средство безналичного рас-чета получило широкое распространение. Использование банковских карт значительно упрощает работу и деятельность организаций, компаний, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Благодаря безналичной форме расчетов, платежи производятся более оперативно и прозрачно.

Количество операций по снятию наличных денежных средств и операций по оплате товаров и услуг каждый год растет. В 2015 году на российском рынке банковских карт сохранилась устойчивая тенденция к увеличению числа и объема операций, совершаемых с помощью платежной карты.

Одним из главных преимуществ использования банковской карты является снижение наличных денежных средств в обращении, что ведет к уменьшению инфляции. Следовательно, необходимо совершенствовать не только рынок банковских карт и их инфраструктуру, но и заниматься распространением банковских карт среди населения.

Для достижения этой цели, то есть массового распространения платежных карт, банки создают различные программы поощрения клиентов, сотрудничают с различными организациями и компания-ми, развивают инфраструктуру. Для большего распространения своих карт и для привлечения клиентов, эмитенты используют различные программы лояльности и поощрения владельцев своих банковских карт. В этом направлении наиболее перспективными являются кобрендинговые карты.

Для стимулирования безналичных расчетов российский рынок карт применяет опыт более развитых стран, в которых рынок банковских карт начал свою историю уже давно. Так, например, западные банки для стимулирования владельцев карт к росту операций по карточкам создали схему cash-back (возврат части средств, потраченных при безналичной покупке).

Cash-back схемы предусматривают две схемы поощрения клиентов:

1) Программа лояльности, согласно которой клиенту возвращают на счет в банке определенный процент от сделанной им покупки.
2) Программа лояльности, предполагающая начисление баллов за пользование банковской картой при оплате покупок. Эти баллы клиент может обменять на какие-либо сертификаты, билеты в кино или самолет, ужин в ресторане.

Этот зарубежный опыт успешно функционирует и на российском рынке банковских карт. Так, например, широк и разнообразен ассортимент бонусных программ МТС – банка, ВТБ24, Сбербанка России, «Русский стандарт» и многих других.

В 2015 году согласно исследованию агентства Frank Research Group среди 50 крупнейших российских банков бонусная программа МТС Банка заняла 1-ое место в двух категориях рейтинга банковских программ лояльности. Cashback карта «МТС Деньги Вклад» с опцией «Шопинг» была признана лучшей. На втором месте «Студенческая карта» банка, а опция «Путешествие» карты «МТС Деньги Вклад» — лучшая программа для путешественников.

По этой карте клиент может подключить опцию «Мобильная», «Шопинг», «Путешествия», «Нако-пительная +». В зависимости от выбранной опции клиент может получить 3 % от потраченных средств на счет телефона МТС или в виде cash-back обратно на карту, cash-back на сумму накопленных во время путешествий баллов, получение дохода до 14 % годовых на остаток средств на карте. Опция «Накопительная+» может быть совмещена с любой из трех остальных опций. Программа «МТС Бонус» позволяет накапливать бонусные баллы и обменивать их на пакеты услуг МТС — мобильная связь, интернет, на оплату услуг банка, на подарочные карты партнеров программы или использовать для оплаты покупок в магазинах партнеров [1].

Представим бонусные баллы за покупки картой МТС Деньги в таблице 1.

Таблица 1. Бонусные баллы за покупки картой МТС Деньги

Кроме того, набрав нужное количество баллов, владелец карты может получить книгу, мобильный телефон, флешку, диски, скидки в интернет-магазинах. Комбинация в одной карте нескольких опций позволила карте МТС банка быть признанной лучшей.

ВТБ24 также предлагает своим клиентам множество бонусных программ. Однако обслуживание банковской карты ВТБ24 относительно дорога по сравнению, например, с МТС банком. Так, годовое обслуживание золотой дебетовой карты «Карта мира», предназначенной для путешественников, в банке ВТБ24 составляет 2000 рублей, при этом клиент получает по 2 мили за каждые 35 рублей, потраченные по карте при оплате покупок. Эти мили он может обменять на авиабилеты и отели. Что касается МТС банка – годовое обслуживание опции «Путешествия» составляет 1300 рублей [6].

Партнерские программы также один из перспективных видов направления развития банковских карт. Многие крупные банки сотрудничают с другими компаниями, создавая карты с целью продвижения своего продукта и увеличения числа потребителей. К, примеру, банковские карты Сбербанка: Сбербанк «Аэрофлот», Сбербанк «Подари жизнь», Сбербанк –Maestro «Социальная»; в ВТБ24 «ВТБ24 – Электронное правительство», «ВТБ24 – РЖД» и другие. В 2012 году ВТБ24 начал продажи карт «ВТБ24 – Электронное правительство» платежной системы Visa с доступом к единому порталу госуслуг. С помощью такой карты клиенту будет иметь доступ к услугам 20 министерств и ведомств.

Совместная карта ВТБ24 и Федеральной пассажирской компании «ВТБ24-РЖД» позволяет ее владельцу автоматически стать участником программы «РЖД Бонус» и позволяет накапливать баллы для последующего их обмена на поездки поездами РЖД.

Для более эффективного развития комбрендинговых карт необходимо и в дальнейшем развивать этот сектор рынка банковских карт и стремится к снижению требований к клиентам-получателям карт и смягчению условий получения бонусов. Прибыль по конбрендинговым картам можно получить не только за счет категории клиентов с высоким доходом, но и при массовом распространении таких карт. Необходимо сформировать потребительскую культуру, заимствуя опыт зарубежных стран и создавая, развивая существующие уникальные банковские карты со множеством функций и опций.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Дополнительные опции карты МТС Деньги/МТС Деньги Вклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mts.ru/bankovskiye_uslugi/mts_dengi/bankovskiye_karty_s_bonusami/
2. Центральный банк – Банк России. [Электронный ресурс]: официальный сайт – Режим доступа: www.cbr.ru
3. ВТБ24 [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.vtb24.ru
4. МТС Банк [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://mtsbank.ru
5. Козырь, Н.С., Гетманова, А.В. Бесконтактная технология MasterCard PayPass и перспективы ее развития в России / Н.С. Козырь, А.В. Гетманова // Финансы и кредит. – 2015. — № 4. – С. 44-54.
6. Аниферик П.Н., Ермолова А.А., Резник И.А. Новые продукты в сфере обслуживания банковских карт Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития.- 2014.- № 16.- С. 22-25.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4418

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке