Ключевые слова: государственная служба, правоохранительная служба, государственная служба иных видов, проект закона о правоохранительной деятельности.
Государственная служба – это деятельность личного состава государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства.
Следует отметить, что научная доктрина и законодательство не скупятся на классификации видов государственной службы. Приведем лишь некоторые из них.
Существует классификация в соответствии с принципом федерализма:
а) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации);
б) государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаяся в их ведении (см. п. 3, ст. 2 Закона об основах государственной службы).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся лишь кадры судебных и правоохранительных органов.
зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей.
Однако, за этими рамками остается служба в органах прокуратуры, которая также является государственной. Но вопрос о принадлежности органов прокуратуры к той или иной власти остается проблематичным.
В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, и др.
Характерным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.
До принятия недавней поправки к закону «О системе государственной службы» законодатель разделил службу на государственную гражданскую, военную и правоохранительную.
На тот момент времени была научная дискуссия по поводу возможности отнесения к правоохранительным органам службу в и налоговых органах, таможенную службу, службу судебных приставов и т.д.
На данный момент, законодатель закрепил подразделение государственной службы на следующие виды:
1) Государственная гражданская служба
2) Военная служба
3) Государственная служба иных видов
Нельзя сказать однозначно, что данное изменение буквы закона влечет исключительно негативные последствия.
С одной стороны, изменение классификации в законе разрешило проблему принадлежности таких подвидов государственной службы, как служба в налоговых органах, служба судебных приставов и т.д.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Однако, с другой стороны, законодатель, по сути, ликвидировал определения «правоохранительная служба» и объединил этот вид с государственной службой, которая в действительности является по своему функционалу службой иных видов.
Мы же в свою очередь, не можем согласиться с такой формулировкой закона потому что:
Во-первых, правоохранительная служба – это самостоятельный вид государственной службы, основной целью которой является обеспечивающим национальную безопасность страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных и иных угроз.
Это вид службы с четкой функцией и единственной задачей – охрана общества и государства. (Сейчас же, исходя из закона, служба в правоохранительных органах и служба в налоговых органах может рассматриваться как правоохранительная, наравне друг с другом).
Во-вторых, данная поправка усугубляет проблему правого регулирования правоохранительной службы: научная доктрина достаточно давно отмечает «разрозненность» законов, регулирующих правоохранительную службу; отсутствует четкое понятие правоохранительной службы, а проект федерального закона о правоохранительной службе так и останется проектом.
Одним из важных моментов, нашедших разрешение в проекте Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», является конкретизация самого понятия «правоохранительная служба»
Иными словами, законодатель «заморозит» вышеуказанные проблемы этого вида службы и отдалит их решение на неопределенный срок.
В-третьих, могут произойти проблемы правового регулирования иных подвидов государственной службы, велика вероятность коллизий.
На основе вышеизложенного, мы предлагаем:
1) вернуть правоохранительную службу как отдельную самостоятельную составляющую государственной службы;
2) решить проблему законодательного регулирования государственной правоохранительной службы, приняв единый закон о правоохранительной службе;
3) что касается новой составляющей классификации в законе (государственная служба иных видов), то ее также нужно сохранить.
Это положение будет состоятельным при отнесении иных подвидов государственной службы, которые по своему функционалу не подходит ни к правоохранительной, ни к военной, ни к государственной гражданской службе. Это, в первую очередь: служба в налоговых и таможенных органах, служба судебных приставов и ряд других категорий.
4) положение о государственных служащих иных видов нужно четко конкретизировать, указать какие именно подразделения к ним относятся.
По нашему мнению, идеальное разделение видов (системы) государственной службы это: 1) государственная гражданская; 2) военная служба; 3) правоохранительная служба; 4) государственная служба иных видов (с четким указанием относящихся к этой группе подразделений).
Список использованных источников
1. Административное право: учебник. // http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-6/51.htm — (дата обращения 08.09.2016)
2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государствен-ной службы Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 98, 31.05.2003.
3. Автандилян А.А. Вопросы оптимизации развития правоохранительной службы в Российской Федерации // http://jurnal.org/articles/2010/uri27.html -Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов (Дата обращения: 10.05.2015)
4. Федеральный закон «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации»: проект // Форум сотрудников МВД URL: https://police-russia.com/showthread.php?t=18324&page=4 (Дата обращения: 23.09.2016).