Определение коэффициента эластичности

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Рынок функционирует по определенным законам. Знание этих законов – является обязательным условием для того, чтобы понимать почему под воздействием ценовых и неценовых факторов происходит изменение спроса и предложения.

Для планирования своей деятельности, экономическим субъектам мало знать, что рост цен на товары вызывает сокращение объема спроса на них – им необходимо знать уровень “чувствительности” рынка. Этот уровень выражается в показателе эластичности и коэффициенте эластичности.

Эластичность спроса

Изучение эластичности спроса имеет практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия: на изменении цены, на изменение ассортимента продукции и др. Это необходимо для прогнозирования объема продаж и выручки.

Ценовая эластичность спроса – это чувствительность потребителей к изменению цены продукта. Она отражает зависимость изменения количества покупаемой продукции от изменения её цены.

Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его величина измеряется следующим образом:

Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены

Виды эластичности спроса

  1. Эластичный спрос: Коэффициент больше единицы – изменение цены на 1% вызывает изменение спроса более чем на 1%.
  2. Неэластичный спрос: коэффициент меньше единицы – изменение цены на 1% изменяет спрос менее чем на 1% .
  3. Единичная эластичность: Коэффициент равен единице – изменение цены на х% меняет величину спроса на эти же x%.
  4. Абсолютно эластичный спрос (бесконечно эластичный): неограниченное изменение спроса вследствие даже незначительного изменения цены товара.
  5. Абсолютно неэластичный спрос: объём спроса не изменится, даже если производители сильно изменят цену на товар.

Обычно спрос на товары, которые имеют высокую цену – эластичен, а на товары, которые имеют низкую цену – неэластичен

Например, повышение цен на машины на 15% приведет к резкому сокращению сделок на автомобильном рынке, а увеличение цен на соль на 15% почти не повлияет на объемы продаж.

На ценовую эластичность спроса влияют:

  • важность товара для потребителей (если товар является необходимым в повседневной жизни, то спрос на него будет неэластичен к изменению цены и наоборот);
  • наличие на рынке товаров-заменителей и их доступность для потребителей;
  • доля расходов на товар в бюджете потребителей (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов покупателя, тем более чувствителен будет спрос к изменению цены);
  • уровень насыщения рынка данным товаром (если рынок сильно насыщен каким-либо товаром, то вероятность того, что производители смогут сильно стимулировать сбыт с помощью снижения цен мала и наоборот);
  • разнообразие в использовании товара (чем больше различных сфер использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него). Этим объясняется то, что спрос на универсальное оборудование, обычно, эластичнее спроса на специализированное);

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой потребителями продукции в связи с изменением уровня их дохода.

Из-за того, что рост дохода потребителей увеличивает их возможности совершения покупок, с увеличением доходов, спрос на многие товары возрастает.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:

  • категория товара: товар роскоши, товар первой необходимости, др;
  • доля стоимости товара по отношению к бюджету семьи;
  • вкусовые предпочтения потребителей.

Перекрестная эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса показывает как повлияет изменения цены одного товара, на объемы продаж другого товара.

Виды товаров:

  • взаимозаменяемые товары– например, масло и маргарин: рост цены на масло вызовет рост спроса на маргарин (положительный коэффициент эластичности спроса (Ed > 0));
  • взаимодополняемые товары – например, профессиональные фотокамеры и объективы на фотокамеры: рост цен на объективы может привести к сокращению потребления фотокамер (отрицательный коэффициент эластичности спроса (Ed < 0));
  • нейтральные товары – например, обувь и телевизоры: изменение цен одного товара не вызывает изменения спроса на другой товар (коэффициент эластичности спроса отсутствует (Ed=0)).

Эластичность предложения

Эластичность предложения – это чувствительность производителей к изменению цен.

Если для производителей не составляет труда изменить объемы производства при повышении или снижении цен, то предложение эластично, если же трудно, то предложение неэластично.

Коэффициент ценовой эластичности предложения (Es):

Es = Процентное изменение величины предложения продукта X / процентное изменение цены продукта X

  • предложение эластично по цене: коэффициент (Es) > 1
  • предложение неэластично по цене: коэффициент (Es) < 1

Факторы эластичности предложения

Чем больше времени у производителей на реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, тем выше эластичность предложения.

В краткосрочном периоде предложение почти всегда неэластично: часто производитель почти никак не может повлиять на объем предложения.
Например, фермер продаёт на рынке овощи.

Если цены на овощи поднялись и оказались выше ожидаемых, то он не сможет продать больше овощей, чем вырастил. Если же цены сильно упали, яблоки придётся продавать даже если цена за них ниже их себестоимости – иначе они испортятся, и фермер не получит ничего.

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

В долгосрочном периоде предложение почти всегда эластично: у фирм есть время увеличить или уменьшить мощность производства и перенаправить производственные ресурсы.

Например, если на протяжении долгого времени цены на картофель падают, то фермеры могут сократить площади посева или же начать выращивать вместо него что-то, что принесёт им больший доход.

Специфика производства

Если производителю необходимо срочно расширить производство, то важную роль будет играть специфика его производства.

Например, если предприятие специализируется на изготовлении технологически сложной продукции, для производства которой требуется узкопрофильное дорогостоящее оборудование, то для расширения производства потребуются большие вложения

 Возможности хранения изготовленной продукции

Чем дольше производитель может хранить свою продукцию, тем больше коэффициент эластичности предложения.

Вывод

Любой экономический субъект коммерческой направленности стремится к получению максимального дохода.

Изучение измерения эластичности позволяет им понимать, как происходит адаптация рынка к изменениям различных факторов, что необходимо для планирования своей экономической деятельности. Анализируя показатели, компании вырабатывают стратегию производственного процесса.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

833

Помощь студентам

Узнайте, сколько стоит ваша работа

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Смотрите также