Формы государственного устройства

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Суверенитет составных частей государства является ключевым элементом в определении формы государственного устройства. В зависимости от его наличия у субъектов страны государственное устройство делится на две формы:

  • простая форма (унитарное государство);
  • сложная форма (федерация, конфедерация).

Итак, различают четыре основных формы государственного устройства:

  • унитарное государство,
  • федерация,
  • конфедерация,
  • региональное государство.

Унитарное государство

Это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.

Яркими представителями унитарных государств являются Албания, Дания, Болгария, Франция, Норвегия, Чехия, Афганистан, Швеция, Сербия,  Япония, Тайланд.

Признаки унитарного государства:

Формальное деление государства на субъекты. Территория страны может быть разделена на области или районы, но они лишены самостоятельности и независимости.

Равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам государства. Однако, по степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство подразделяется на:

  • централизованное – глава местного управления назначается из центра (Финляндия, Чехия);
  • децентрализованное – местные органы избираются населением (Испания, Великобритания);
  • смешанное – имеет свойства централизованного и децентрализованного устройства (Франция).

Единая правовая система, в основе которой лежит Конституция. Нормы Конституции должны соблюдаться на всей территории государства.

Общая система законодательства.

Единая судебная система.

Единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти.

Одноканальная налоговая система. Налоги сначала поступают в центр, а затем перераспределяются между административно-территориальными единицами.

Единое гражданство для всех жителей.

Общая денежная единица на всей территории.

Федеративное государство

Это добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, которое состоит из государственных образований (субъектов федерации).

Примерами стран с федеративным государственным устройством являются Германия, США, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Пакистан, Бразилия, Австралия.

Признаки федеративного государства:

  • реальное деление государства на субъекты. Субъекты федерации наделены правом принимать свои нормативно-правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы);
  • единство суверенитета. Суверенитетом может обладать только федерация в целом;
  • право представлено в виде двойной системы: федеральная правовая система и правовая система субъектов федерации;
  • действует как федеральная Конституция, так и конституции (уставы) субъектов федерации;
  • правовые акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству;
  • полномочия между федерацией и ее субъектами разграничены в соответствии с конституцией на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации;
  • двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в нее избираются со всей страны. Вторая палата представляет интересы членов федерации;
  • двуканальная налоговая система;
  • единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации;
  • национальность может определяться как по принципу гражданства (США), так и по принципу права на самоопределения нации (Российская Федерация);
  • отсутствие права сецессии, т.е. ни один субъект федерации не может выйти из ее состава.

Все федерации можно разделить на следующие виды:

По способу образования:

  • договорные – созданные на основе союза ранее самостоятельных государств (Танзания, США, ОАЭ);
  • конституционные – созданы посредством принятия нормативно-правовых актов учредительного характера, которые разделяют всю территорию государства на федеральные субъекты (Пакистан, Индия);
  • договорно-конституционные – имеют признаки как договорных, так и конституционных федерации (Российская Федерация, Мексика).

По признаку образования:

  • национальные, территориальные, комплексные. В основе данной градации лежат либо национальный (языковой) принцип образования федерации (Бельгия), либо территориальный (США, ОАЭ). Стоит заметить, что в большинстве случаев в основе образования федерации лежит комплекс признаков (Российская Федерация);

По правовому положению субъектов федерации:

  • симметричные – субъекты федерации обладают равным конституционно-правовым положением (Австрия);
  • ассиметричные – различный объем правовых полномочий субъектов (США).

Конфедерация

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Признаки конфедерации:

  • отсутствие единой территории и государственной границы;
  • отсутствие системы управления и единого законодательства;
  • отсутствие единого гражданства;
  • отсутствие суверенитета;
  • конфедеративный орган представлен делегатами суверенных государств;
  • решения принимаются по принципу консенсуса (общего согласия);
  • наличие права выхода из состава конфедерации.

Региональное государство

В настоящее время выделяется еще одна форма государственного устройства, которая представляет собой промежуточную форму между унитарным государственным устройством и федеративным.

Региональное государство – государство, гарантирующее конституционное признание и политическую самостоятельность региональной автономии.

В отличие от федерации региональное государство создается путем осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.

Яркими примерами данной формы государственного устройства являются Испания, Италия, ЮАР.

Признаки регионального государства:

  • правомочность принятия законов территориальными автономиями в рамках своих компетенций;
  • отсутствие учредительных полномочий у территориальных автономий;
  • разграничение полномочий между центральной властью и региональными остаточной компетенции;
  • асимметричность правового положения территориальных автономий;
  • подконтрольность региональных органов власти органам конституционного уровня;
  • отсутствие представительства в верхней палате парламента;
  • отсутствие возможности участия территориальных автономий в пересмотре конституции страны;
  • отсутствие полномочий у территориальных автономий в области судоустройства.

Вывод

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

В классическом варианте выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Однако. современные реалии обусловили появление четвертой, промежуточной формы государственного устройства – региональное государство.

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

402

Помощь студентам

Узнайте, сколько стоит ваша работа

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Смотрите также