Психология как наука – предмет, задачи, принципы

Тагир Султангареев 0 178

Психология – это наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностей ее проявления, наука об общих закономерностях воздействия человека с окружающей средой.

Определение психологии, предмет, задачи, принципы

Термин «психология» вытекает из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logos (наука), то есть наука о душе.

Психология формировалась на протяжении столетий и бурно развивается в современных условиях научно-технического прогресса в неразрывной взаимосвязи с другими отраслями научного знания (социальной, исторической, экономической, юридической, политической и т.д.) и общественной жизни.

Предмет психологии: закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы.

Задачи психологии:

  • понять сущность и закономерность психических явлений;
  • научиться управлять психическими явлениями;
  • развивать теоретические исследования;
  • решать практические проблемы;
  • использовать обретенные знания для повышения эффективности человеческой деятельности.

Какие-либо исследования, осуществляемые психологией, основаны на таких руководящих положениях – принципах:

Принцип детерминизма

Основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связи и отношения объективных явлений, существующих вне субъекта. При этом каждая следующая форма детерминированного объяснения включает психику к более полной, по сравнению с предыдущей, системе связей материального мира, которая открывает ее новые грани.

Идеалистическая психология борется за право на индетерминизм: отрицает внешнюю обусловленность психики и рассматривает ее как самодетерменированое явление.

«Внешние причины действуют через внутренние условия».

Принцип отражения

Конкретизирует принцип детерминизма, показывая, что психические явления несут в себе внешнее содержание. Согласно этому принципу, психику можно толковать как субъективный образ объективного мира. Принцип отображения должен быть дополнен принципом субъекта, который акцентируется на собственной активности психического, его способности быть фактором жизни.

Принцип единства психики и деятельности

Психика возникает, развивается и существует в деятельности как образе жизни субъекта. Психика является продуктом, компонентом и условием деятельности как активности, путем которой человек реализует свои отношения с миром. Этот принцип направлен против редукции психики только к субъективному и призывает изучать ее косвенно – путем анализа деятельности. По данному принципу психика должна рассматриваться в связи с процессами приспособления, осваивания, самореализации и творчества.

Принцип развития

Обязывает подходить к психике как к продукту осложнения взаимоотношений человека с миром. Это происходит в филогенетическом, историческом и онтогенетическом аспектах.

Методы психологии

Главными требованиями к формированию подходов к созданию методов психологической науки являются: объективность, генетический подход, системность, личностный подход, индивидуализация, единство теории и практики.

Психологические методы – это путь организации психологом собственной деятельности, с помощью которых он достигает поставленной задачи. Делятся на объективные и субъективные методы.

Существуют четыре группы психологических методов:

Организационные. Определяют стратегию исследователя. Среди них выделяют: сравнительный метод (сопоставление разнообразных групп по возрасту, деятельности и т.п.), лонгитюдный метод (многократное исследования одних и тех же лиц в течение долгого периода времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными способами).

Эмпирические. Определяют тактику при проведении исследования: основные (наблюдение, эксперимент), дополнительные (тесты, интервью, беседа, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности).

Метод обработки данных: количественный и качественный анализы.

Интерпретационные. Выделяют генетический метод и структурный.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена работы

Этапы развития психологии

Учение о душе – V в. до н. е. – начало XVII в. н. е.

Образовалось как внешняя особая область человеческой деятельности по отношению к религии и отделилось от нее. Было основано не на власти над существом, а на законе. Изначально учение о душе сложено в рамках медицины и древнегреческой философии.

Значительный вклад в данное учение сделали:

Платон Афинский (провел грань между материальным смертным телом и нематериальной бессмертной душой).

Аристотель Стагирский (по его мнению, душа – это неотделимая форма живого органического тела; существует три типа души (разумная, животная и растительная), которые представляю три совершенно разных уровня жизни).

Гиппократ (сформулировал положение, что органом мышления и ощущения является мозг; разработал учение о темпераментах).

Френсис Бекон (отделил тело от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе).

Учение о познании, опыте и сознании – середина XVII в. – середина XIX в.

Рене Декарт ввел понятие «сознание», которое рассматривается как критерий, отличающий душу и тело между собой. По его мнению, только человек может владеть душей, а животные не имеют ее и действуют как механические устройства.

Джон Локк назвал сознанием способность думать, чувствовать и желать. Стал идеологом метода интроспективных исследований. По его мнению, существует 2 вида опыта: внешний (непосредственно основан на ощущениях, его результат – простые идеи, которые не делятся на меньшие единицы) и внешний (манипуляция ума с простыми идеями, результат – с простых идей образуются сложные).


Учение о поведении – вторая половина XIX в.

Формируются новые школы и течения психологии, основатели которых признавали предметом психологии не сознание, а поведение.

Джон Уотсон провозгласил формулу «стимул-реакция». Он выдвинул план перестройки общества на основе бихевиористической схемы, согласно которой, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека с какими-либо константами поведения.


Учение о самосознании – конец XIX в.

На данном этапе предметом психологии является система представлений индивида о себе, образ собственного «Я» с присущими ему когнитивными, эмоциональными и оценочно-волевыми компонентами.

Л. С. Выготскому удалось раскрыть содержание и операции, которые присущи каждой стадии развития самосознания и подобны стадиям развития высших психических функций в целом. По его мнению, сперва внутренние качества и состояния определенного субъекта (в том числе ребенка) выступают объектом познания и осознания для других людей.


Учение о личности – с начала XX в.

С начала XX века психика человека связывается с личностью. Главное направление поисков в этом периоде – более широкое, целостное понимание феномена человека. Психология рассматривает социально обусловленную систему психических качеств индивида, которая формируется и проявляется в предметной деятельности и общении.

Структурная школа В. Вундта считала главным заданием психологии – экспериментальное изучение структуры сознания.

Школы, направления, концепции в психологии

На пути становления психологии как науки возникли различные школы, направления и концепции, а именно:

Интроспективная психология. Одно из направлений в психологии, предметом изучения которого является самонаблюдение (интроспекция) человека за содержанием, актами собственного сознания.

Ассоциативная психология. Сводит все сложные психические процессы в комбинацию элементарных ассоциаций – ощущений, представлений и самых простых чувств.

Психоаналитический подход. Разработан З. Фрейдом. Предметом изучения является подсознательное. Бессознательное («оно»), по мнению З. Фрейда, – глубинный слой; Сознательное «я» – посредник между «оно» и внешним миром. Над «я» – «интернализованная» версия общественных норм и стандартов поведения.

Аналитическая психология. Предмет изучения – бессознательное. Рассматривает процесс психического развития индивида, а также делится по содержанию на две составляющие: коллективное бессознательное и личное бессознательное.

Когнитивная психология – один из современных направлений психологии, основным предметом изучения которого является знание, познание. Представители данного направления исследуют внутреннюю организацию психических процессов: восприятие, память, внимание и мышление.

Операциональная концепция интеллекта и генетической эпистемологии. Направление основано швейцарским ученным Жан Пиаже. Он рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Касаемо генетической эпистемологии: контролируемые психологические исследования когнитивного развития детей, по мнению ученного, призваны ответить на принципиальные теории познания (как происходит переход от незнания к знанию, от менее достоверного к более достоверному знанию; существуют ли врожденные идеи или наши знания вполне извлекаются из опыта; как формируются основные категории познания).

Бихевиоризм. Предметом изучения является поведение. Представители данного направления психологии отрицают сознание, признают предметом лишь поступки (образ действий).

Необихевиоризм – направление в современной психологии, представители которой делаю попытку преодолеть прямолинейность и упрощенную систему ортодоксального бихевиоризма.

Психология поступка. Предмет изучения – поступок – основное звено, центр какой-либо формы человеческой деятельности, не только моральной.

Гештальтпсихология. Представители данного направления утверждали целостность структуры и выдвигали идею целостности восприятия.

Концепция психологии народов. Главная движущая сила истории – народ, который выражает себя в искусстве, воспитании, религии, легендах, мифах и т.д.

Гуманистическая психология – совокупность направлений психологической науки и практики, отличающиеся сознательным и последовательным соглашением осуществляемой психологами деятельности принципам гуманизма.

Критическая психология – направление в немецкой психологии, основанное на марксизме и возникшее в конце 60-х гг. XX века. Предмет изучения – способность к действию.

Полезные источники

Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – М.: Мир,1992.

Дружинина В. Н. Психология [учебник для гуманитарных вузов] / В.Н. Дружинина. – Спб: «Учебник нового века», 2001.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

178

Закажите помощь с работой

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *