Функции рыночной конкуренции

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Выделяют шесть основных функций рыночной конкуренции:

  • регулирующая функция. Суть данной функции состоит в том, что конкуренция воздействует на такие категории, как предложение и производство товаров и благ с целью установления оптимальной величины спроса;
  • функция размещения заключается в размещении факторов производства (земля, труд капитал) в тех местах, где они дадут наибольший результат;
  • инновационная функция заключается в использовании различных новшеств, достижений научно-технического прогресса, что в свою очередь предопределяет прогресс рыночной экономики;
  • адаптационная функция предполагает рациональную адаптацию, приспособление организаций, фирм, учреждений к внешним и внутренним изменениям среды, в результате чего происходит расширение сфер хозяйственной деятельности;
  • распределительная функция заключается в рациональном распределении всего объема произведенных товаров и благ среди потребителей;
  • контролирующая функция призвана не допустить монополизации рынка.

Виды конкуренции

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

  • ценовая,
  • неценовая,
  • совершенная,
  • несовершенная,
  • межотраслевая,
  • отраслевая,
  • прямая,
  • косвенная,
  • конкуренция продавцов,
  • конкуренция покупателей.

Ценовая конкуренция

Ценовая конкуренция основана на использовании цен для вытеснения соперников. Например, если какой-либо организации, фирме необходимо завоевать рынок, то она прибегает к снижению цен. Если стоит необходимость в получении высокой прибыли, то используют повышение цен.

Данный вид конкуренции может быть прямым, т.е. когда потребитель посредством СМИ, рекламы информирован о предстоящем снижении цен; или скрытым, когда на рынок выводится новый товар с улучшенными характеристиками по сравнению с уже существующими, при этом присутствует небольшое повышение цены.

Таким образом, ценовая конкуренция основана на привлечении потребителей посредством разницы цен на аналогичные товары.

Неценовая конкуренция

Неценовая конкуренция представляет собой соперничество, в котором не задействован ценовой инструмент.

Прежде всего, данный вид конкуренции направлен на удовлетворение потребительского спроса и предполагает выпуск нового товара, удовлетворяющего текущие потребности или создание нового продукта, который бы удовлетворил несуществующие ранее потребности; умножение и улучшение услуг, которые сопутствуют реализации продукта, услуги.

Неценовая конкуренция связана с технологической стороной товара и затрагивает его качество. ассортимент.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция предполагает наличие определенных условий рынка, для которых характерно наличие большого числа фирм, которые предлагают однородную продукцию. Особенностью данного вида конкуренции является свободный вход и беспрепятственный выход продавцов и покупателей на рынок.

Цена на товар, продукт или услугу устанавливается в соответствии с действующими законами рынка, на основе спроса и предложения.

Несовершенная конкуренция

При несовершенной конкуренции на рынке создаются такие условия, при которых вступление на рынок и выход из него сопровождаются сложностями, число продавцов и число покупателей ограничено, доступ к информации также не свободен.

Характерной особенностью несовершенной конкуренции является то, что при ограниченном числе продавцов реализуется уникальный особый товар по установленной цене.

Прямая конкуренция

Прямую конкуренцию отличает открытость. Производители аналогичных товаров свободно обмениваются различной информацией, например, о ценах. Потребители также хорошо информированы о планах продавцов.

Например, товаропроизводитель может заранее оповестить покупателей о предстоящем снижении цен на товар.

Косвенная конкуренция

В отличие от прямой косвенная конкуренция отличается скрытностью. Нередко в условиях косвенной конкуренции, которая зачастую ассоциируется с методами нечестной конкуренции, происходит раскрытие конфиденциальной научно-технической информации, распространяются ложные сведения относительно товара конкурентов и т.д.

В большинстве экономически развитых стран косвенная конкуренция запрещена на законодательном уровне, однако в условиях рыночной борьбы и погони за высокой прибылью ее методы продолжают использовать.

Отраслевая конкуренция

Отраслевая конкуренция протекает в условиях сопоставления одноименных товаров. Соперничество происходит в рамках одной отрасли и направлено преимущественно на завоевание рынка за счет снижения цен на продукт, улучшения его внешнего вида, качества.

Межотраслевая конкуренция

Межотраслевая конкуренция нацелена на более выгодное вложение капитала. При таком виде конкуренции соперничество идет за место в наиболее перспективных отраслях, которые могут принести наибольший процент прибыли.

Конкуренция продавцов

Конкуренция продавцов возникает в условиях переизбытка товара. В этом случае продавцы стремятся снизить цену товара, чтобы быстрее его реализовать.

Конкуренция покупателей

Конкуренция покупателей является обратной конкуренции продавцов. При таком виде конкуренции идет борьба за возможность приобретения конкретного товара в условиях его дефицита, вследствие чего его цена повышается.

В условиях рыночной экономики здоровая честная конкуренция является основным механизмом экономического развития. Она побуждает производителей проявлять предприимчивость, деловую активность, стимулирует к рационализму в отношении ресурсов, нацеливает на проведение качественного анализа рынка для выявления потребительских потребностей.

Конкуренция и монополия

Когда нет времени!

Помощь в написании работы от 1 дня. Гарантируем сдачу работу к сроку без плагиата, только авторский текст. Оформление + сопровождеие в подарок!

Узнать стоимость Список услуг Задать вопрос

Конкуренция неотделима от монополии – явления на рынке, в условиях которого конкуренция ограничена, на рынке доминирует один или несколько крупных участников. Следовательно, чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.

Монополия обладает следующими характерными чертами:

  • на рынке присутствует только один товаропроизводитель и множество покупателей его продукции;
  • отсутствие на рынке товаров конкурентов, которые смогли заменить имеющийся;
  • наличие определенных преград для вхождения на рынок других участников.

Чаще всего монополистами являются крупные корпорации, в руках которых находится львиная доля производства  и сбыта товаров, основная цель которых извлечение максимальной прибыли

Монополия имеет различные формы:

  • картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объемах продаж, ценах, рынках. Типичным примером картели является ОПЕК, включающая 14 стран-нефтедобытчиков;
  • концерн – объединение предприятий различных отраслей промышленности, торговли и банковской сферы. Ключевой особенностью концерна является, с одной стороны, жесткий внутрифинансовый контроль, с другой – хозяйственная самостоятельность фирм и их отделений, отсутствие жесткой централизации продуктовой и территориальной составляющих. Примерами концернов являются Боинг, Газпром;
  • синдикат – объединение предприятий, которое характеризуется тем, что распределение заказов, закупки сырья, реализация продукции осуществляется через единую сбытовую организацию. Предприятия, объединенные в синдикат производственно независимы, однако свободой действия в коммерческом плане не обладают. Организационно-правовая форма синдикатов весьма разнообразна: ООО, ОДО, полное товарищество и др. (например, ВВС Radio International, Farmers Group Inc);
  • трест – объединение, участники которого лишены своей производственной и коммерческой свободы. Руководство производится из специализированного единого центра, прибыль распределяется в соответствии с долевым участием входящих в трест предприятий (например,Unilever). Как правило, тресты образуются в отраслях, производящих однородную продукцию.  В настоящее время тресты довольно редки;
  • консорциум представляет собой временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом планах производителей с целью выполнения каких-либо конкретных экономических проектов (например, Росатом). Консорциум формируется по соглашению участников, обсуждается доля каждого из них в затратах и форма участия в реализации проекта. Участниками концерна могут физические лица, юридические лица, государственные организации и само государство. Консорциум солидарно ответственен перед заказчиком;
  • конгломерат – слияние фирм, которые функционируют на непересекающихся сегментах рынка (например, Дженерал Моторс). При таком объединении организации обладают довольно широкой автономией.

Преимущественно на рынке действуют предпринимательские, государственные и естественные монополии. Предпринимательские монополии возникают вследствие успешной конкуренции.

Государственная монополия выражается в привилегированном осуществлении государством некоторых хозяйственно-финансовых операций. Естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право.

Вывод

Конкуренция – наиболее действенный элемент рыночного механизма хозяйствования, при ее помощи осуществляется регулирование пропорций общественного производства. Вместе с тем конкуренция отражает противоречивость рыночных отношений.

С одной стороны, она предоставляет участникам рынка экономическую свободу, создает условия для предпринимательства, создает различного рода привилегии для покупателей, стимулирует производство качественных товаров.

С другой стороны, конкуренция – это жесткая борьбы, при которой выживает сильнейший игрок рынка. Конкуренция безотрывно связана с монополией, так как она является одним видов рынка несовершенной конкуренции.

Основная проблема монополии кроется в том, что обладая возможностью ценообразования, она подрывает основы рынка, нарушая баланс спроса и предложения, оптимизацию использования ресурсов и т.д.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

744

Помощь в написании работы

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Смотрите также